Методические рекомендациизаведующим и методистам УМК, зав. кафедр ООИПКРО по созданию обновленных экспозиций музея истории образования области

Составители: Пузакова А.Г., директор музея истории образования Оренбуржья, Ткачева Л.П., председатель Совета ветеранов педагогического труда ООИПКРО
Дата: 06.2001 г.

Образование и система повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в нашей области имеют богатую историю. И наша с Вами задача, наш долг воссоздать их историю, обобщить опыт педагогической деятельности руководителей отделов образования школ, зав.методкабинетами, лучших педагогов. Собрать по крупицам опыт педагогов прошлых поколений, обобщить и сохранить опыт ныне действующих педагогов, учреждений образования, методической службы всех уровней.

В соответствии с планом реэксопозиции музея истории образования на 2001-2003 гг., утвержденным Главным управлением образования от18 апреля 2001г. и приказом ректора ООИПКРО №60 от 24 апреля 2001г., планируется широким планом представить деятельность учебно-методических кабинетов и систему повышения квалификации педагогических кадров как одного из важнейших факторов повышения качества образования возрождающейся России.

Каждый УМК вправе сам разработать для музея эскиз своей деятельности и представить опыт лучших педагогов в разные периоды развития учреждений образования в соответствии с профилем работы вашего кабинета. 

Вместе с тем хотелось бы дать некоторые рекомендации и пояснения: 

1.      Каждому УМК будет представлена возможность расположить материал на стенде (фотографии, буклеты, макеты, краткие подписи к ним и т.д.), а под стендом пристенная горизонтальная витрина для документов, материалов из опыта, имеющих историческое значение, воспоминание, особо ценные пособия XIX – XX вв., опыт ныне работающих педагогов.

2.      На стенде необходимо дать хотя бы краткую справку о том, на каком уровне, например, было словесное и литературное образование в дореволюционный период. И так каждый УМК по профилю своей деятельности. Данные для справки можно найти при изучении литературных источников, периодической печати, архивных материалов, воспоминаний. 

3.      После этого представить развитие предметной науки и образования в различные периоды развития школы. Периоды определяются условно: либо со сменой учебного плана, программ, учебников, либо в историческом развитии государства (послереволюционный, годы Великой Отечественной войны, послевоенные, перестроичные и период возрождения России). Фотографии выдающихся педагогов, краткая характеристика их работы, учитель в процессе, внеурочной работы и т.д. Анализ учебных планов, программ, их особенности. Использование их учителями. Результаты подготовки учащихся для поступления в ВУЗы и др.

4.      История УМК и содержание его работы на разных периодах деятельности института и кабинета (когда был создан УМК, зав. и методисты – их фотографии, какие задачи решались, как выполнялись правительственные и министерские нормативные документы, рекомендации). Система повышения квалификации учителей (курсы, семинары, научно-практические конференции, педчтения, выезды в районы и т.д.). Как руководили и какую помощь оказывали районным, городским методкабинетам, школьным и межшкольным методическим объединениям, фотографии, воспоминания слушателей и т.д.). Работа УМК в реформенный период и в настоящее время (фотографии общие слушателей курсов, фотографии работников, УМК и техническая оснащенность, решение практических задач по повышению качества знаний и воспитанности учащихся). Новое в развитие кабинета (материальная база); аттестация преподавателей,  научно-методическая работа кабинета; Интеллектуальное творчество методистов: издание книг, брошюр, газетные и журнальные статьи, разработка методических рекомендаций; Формы повышения профессионального мастерства.

5.      Сбор материалов для музея – самя трудоемкая работа, поэтому к этой работе необходимо привлечь бывших работников института, УМК, зав.РМК, учителей уже ушедших на пенсию и еще работающих, слушателей курсов, через учителей школ полезно привлечь и учащихся, создавая из них поисковые группы по главе с учителями. Именно они могут оказаться самыми продуктивными исследователями в этой области. Что собирать? Можно ответить одним словом “все”, что касается образования, воспитания, школы и других образовательных учреждений, учителей, директоров, рай(гор)оно, методобъединений и т.д., а именно: 
-         фотографии отдельных работников, с учащимися в процессе их учебной деятельности (на уроке, экскурсии, в учебном кабинете, при постановке опыта и эксперимента, кино и видеосъемка и т.д.);
-         подлинники и копии документов (журналы, газеты, документы, учебные планы, программы, учебники и учебные пособия, похвальные листы, грамоты, характеристики и другие документы, характеризующие работу учреждений образования, УМК института и в целом институте;
-         воспоминаний педагогических работников всех категорий, управленцев, методистов, просто граждан, знавших то или иное лицо, то или иное образовательное учреждение;
-         письма, отзывы о работе учителей и образовательных учреждений, зав.УМК, методистов и ООИПКРО;
-         материалы из опыт работы (печатные и рукописные), анализ и оценка опыта (автор, школа, проблема или тема обобщенного опыта, цель обобщения опыта, год, фотографии, зарисовски, видеозаписи, фотография и краткая характеристика автора опыта);
-         обобщение работы школ, райо(гор)оно, РМК и других учреждений образования (ф.и.о. руководителей, лучших учителей, их фотографии и текст с описанием, анализом опыта работы школьных и межшкольных методических объединений, вопросы, которые рассматривались на занятиях, планы их работы, методические разработки);
-         урок, методы и приемы преподавания по предмету, как они развивались и совершенствовались на основе новых педагогических технологий. Место в учебном процессе самостоятельной работы учащихся, подготовки для поступления в вуз, к жизни, к общению с людьми (фотографии с краткими надписями, текстовые методические разработки учителей и т.д.).
-         конкурсы и олимпиады учащихся, их участники и победители, учителя, обучавшие победителей (ф.и.о., школа, район, город, результаты, и награды, текстовые положения и решения жюри, медалисты, их фотографии и тезисы их сочинений, сама работа медалистов или их копии).
-         участие в конкурсе “Учитель года”, победители года (фотография, отражающая участие учителя в конкурсе, краткая характеристика победителей, выписка из решения о награде, программа конкурса по предмету и т.д.).
-         учителя-орденоносцы, учителя награжденные премиями губернатора, заслуженные учителя, учителя, имеющие знак “отличник народного просвещения”, учителя участники Великой Отечественной войны, учителя имеющие медаль Ушинского и др. педагогических деятелей (фотографии, краткие сведения о них);
-         создание видеофильмов о выдающихся педагогах, их учениках, о лучших школах и других учреждений образования области;
-         вещественные предметы (учебники и учебные пособия, программы, тематические и поурочные планы, рабочие тетради и дневники учителей, чернильные приборы, ручки, которыми пользовались учителя, руководители; детские поделки, игрушки, похвальные грамоты и похвальные листы, ордена, медали, письма, значки “За отличную учебу”, “За активную работу в комсомоле” и т.д.).

Очень важна помощь в этой работе кафедр института соответствующим учебно-методическим кабинетом, особенно в подборе и анализе литературных источников по истории науки и школьных предметов, в отборе материалов для стенда и пристенной витрины, разработке эскизов.

В соответствии с приказом ректора ООИПКРО №60 от 24 апреля 2001 года Зотовой Н.К. зав.УМК института завершить работу по сбору материалов и составлению эскизов экспозиции музея не позднее 30 декабря 2001 года/

 

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |