Послевузовская подготовка педкадров к обеспечению качества школьного химического образования
Представила: Криворучкина Людмила Васильевна
Дата: 18.03.02

Ориентация учителя на творческий поиск, формирование потребности в повышении профессионального уровня, определение содержания и форм повышения квалификации соответственно социальному заказу - концептуальная основа деятельности кабинета.

Качественные параметры учителей, преподающих предмет в общеобразовательных учреждениях области, широкие: средний процент специалистов по химии, например в г. Бузулуке составляет 96%, а в Адамовском районе - 31,7%, Кувандыкском - 35,5%.

Учитывая различный профессиональный уровень учителей химии области, учебно - методический кабинет химии реализует различные формы повышения квалификации педагогов: стажировки, проблемные и аттестационные курсы, курсы базового повышения квалификации, индивидуальные и групповые консультации, издание методических рекомендаций по актуальным проблемам школьного химического образования, создание видеофильмов, отражающих педагогический опыт лучших учителей региона и др.

В учебных программах всех видов курсов учтены основные андрогогические принципы обучения взрослых:

· главенство самостоятельного обучения;

· организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией и оцениванием процесса обучения;

· опора на опыт учителей, который используется в качестве одного из источников обучения;

· индивидуализация обучения;

· системность обучения, предполагающая соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов;

· контекстность обучения, когда, с одной стороны, обучение преследует конкретные, важные для слушателя цели, ориентировано на выполнение социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности учителя и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов;

· актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств (через деловые игры, практикумы по моделированию различных форм учебных занятий, презентацию опыта);

· элективность обучения, то есть предоставление слушателям определенной свободы при выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения (например, выездные курсы);

· развитие образовательных потребностей, когда оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения того минимума, без освоения которого невозможно достижение поставленной цели, а процесс обучения строится в целях формирования новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели. Данный принцип наиболее эффективно реализуется на аттестационных курсах.

Курсы базового повышения квалификации были предназначены прежде всего учителям, повышавшим свой профессиональный уровень в течение последних 5 лет только путем самообразования, а так же учителям, не имеющим специального педагогического образования.

Образовательная программа данных курсов предоставила возможность слушателям ознакомиться с современным проблемами развития химической науки, актуальными вопросами методики обучения предмета, позволила конкретизировать знания, по выбору учителей, по наиболее трудным темам теории химии. Занятия проводились в форме лекций, деловых игр, семинаров - практикумов.

Программа аттестационных курсов на первую и высшую категории дала возможность слушателям осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной педагогической науки и методики, а так же формировать умения выделять актуальную педагогическую проблему и находить варианты ее творческого решения. Содержание программы реализовывалось в форме лекций, аналитических практикумов, деловых игр, самостоятельной деятельности слушателей, индивидуальных и групповых консультаций.

Образовательные программы проблемных курсов выполнялись на лекционных и семинарских занятиях, деловых играх и в процессе обмена опытом через обсуждение вопросов особенностей структурирования и содержания программ и учебников нового поколения, применения педагогических технологий, адекватных современному содержанию.

В 10 школах области в 2001- 2002 учебном году начато экспериментальное преподавание химии в 10 классах . Для организации изучения химии на уровне А: в классах гуманитарно - филологического, социально - экономического и технико - технологического профилей министерством образования Российской Федерации рекомендуется использовать учебник авторов Ивановой Р.Г., Кавериной А.А, а в классах гуманитарного профиля учебник Савинкиной Е.В. и Логиновой Г.П.

На уровне В изучение химии реализуется в классах физико - математического профиля по учебнику Гузея Л.С., Суровцевой Р.П. и химико - биологического профиля - учебник Габриеляна О.С. и др.

Для работников отделов образования, руководителей и учителей школ, участвующих в экспериментальном преподавании предмета, учебно - методическим кабинетом химии проведена консультация «О профильном преподавании химии в средней школе». Запланированы трехсессионные курсы по данной проблеме, мониторинг учебных достижений учащихся 10 классов и анализ его результатов.

В содержании послевузовской подготовки педагогических кадров актуальна проблема включения регионального компонента в школьный курс химии через дидактически интегрированный подход к химическому и экологическому образованию.

Условно их обозначают: «от экологии к химии» и «от химии к экологии».

Первый путь - «от экологии к химии» - реализовался первоначально только в рамках внеурочной или внешкольной работы, поскольку экологические знания имеют свою логику, обладают иной степенью обобщенности.

Другой путь - «от химии к экологии» - позволяет формировать экологические понятия на уроках химии.

Отдельными учителями химии области накоплен опыт экологизации содержания предмета через подбор регионального материала. Например, Комарова Т. П., Заслуженный учитель школы РФ, учитель высшей категории средней школы №6 г.Гая, разработала комплект расчетных задач по химии регионального экологического содержания. Комплект был признан лучшим на проведенном учебно - методическим кабинетом химии ООИУУ в 1995 году областном заочном конкурсе по проблеме экологизации содержания школьного курса химии.

Чекурова Т.Н., учитель химии высшей категории средней школы №7 г.Оренбурга формирует положителную мотивацию обучения химии через показ роли знаний о веществах и их свойствах в развитии человеческой цивилизации, ознакомление с веществами и раскрытие химической природы явлений, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни, показ важности интеграции знаний для научно - технического прогресса, ознакомление учеников со свойствами различныз веществ и материалов для грамотного их использования и прогнозирования изменения свойств веществ в зависимости от условий протекания химических процессов, раскрытие роли химических знаний в анализе глобальных проблем современности: сырьевой, продовольственной, энергетической, экологической и поиске путей выхода их создавшейся ситуации. Помимо обязательного эксперимента, предусмотренного школьной программой по предмету, Чекурова Т.Н. включает опыты экологической направленности: изучение влияния различных удобрений на развитие растений, влияние на развитие наземной растительности и водные экосистемы закисления (модельные опыты с аквариумными и комнатными растениями, улитками ), засоления, нефтепродуктов, солей тяжелых металлов, оксида серы (IV), оксидов азота и др.

Формирование экологического мышления учащихся, по мнению учителя, осуществляется в ходе выполнения экологических исследовательских проектов на базе кафедры химии ОГУ, где имеется возможность использовать методы колориметрии, спектрофотометрии, хромотографии и т.д.

Темы нескольких исследовательских проектов учащихся школы №7:

n Экологическая оценка питьевой воды г. Оренбурга.

n Влияние загрязнений почвы и воздуха на городскую растительность

( лиственные и хвойные породы).

n Анализ почвы школьного сада на кислотность и содержание питательных элементов.

n Экологическая оценка состояния грунтовой воды на примеси.

n Определение загрязненности городских осадков (Центральный район города).

Экологизация содержания школьного курса химии как региональный компонент химического образования - проблема, требующая совместной работы научных структур, методических служб и учителей.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |