Школа и учителя Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представила: Пузакова А.Г., директор музея истории образования Оренбуржья Трудные задачи встали перед учительством Оренбургского края в годы Великой Отечественной войны. Лучшие школьные здания в городах и рабочих поселках были выделены под госпитали. В областном центре к 20 мая 1942 года из 40 имевшихся зданий было изъято 25. В 12 школьных зданиях были развернуты госпитали, больницы, остальные здания использованы для размещения воинских частей, эвакуированных гражданских учреждений. Справка о школьных зданиях, переданных под различные нужды в втором полугодии 1941 года
Зав. ГОРОНО АндрюнинаИсточник: ГАОО ф. 452 оп.1 пр. Д 586. Л5 В нашу область было эвакуировано около 250 тысяч человек, выросло и число учащихся. В 1941-1942 учебном году практически все городские школы вынуждены были работать в 4-5 смен. Занятия шли с 7 часов утра до 12 часов ночи. Продолжительность уроков была сокращена до 35-40 минут, перерывы между уроками были установлены в 5 минут, перерывы между сменами в 15-20 минут. В младших классах вместо 22-24 учебных часов в неделю проводилось 18-20 часов. Комнаты учебных классов за время перерывов не успевали проветриваться. В 4-ой смене часты были случаи обмороков учителей и учеников из-за углекислого газа. Занятия с учащимися младших классов во многих случаях проводились в домах учащихся. В отчете городского отдела образования за 1941-142 учебный год читаем: «Учителя при отсутствии школьных помещений не бросали обучение детей, а проявили инициативу и упорство, организовав обучение детей, организовав обучение детей на своих квартирах и квартирах учащихся».
Сеть школ и контингент учащихся и учителей Оренбургской области (1940-1945 г.г.) (на начало учебного года)
Источник: ГАОО ф. 1893 оп.3 пр. Д 1129,1218,1219,1221.
Сводные данные по сети школ, контингенту учащихся и учителей Оренбургской области (1940-1945 г.г.) (на начало учебного года)
Источник: ГАОО ф. 1893 оп.3 пр. Д 1129,1218,1219,1221. Таблицы показывают, что количество школ в первые военные годы области уменьшилось. Главной причиной уменьшения контингента учащихся в годы войны было тяжелое материальное положение населения. Подростки, юноши и девушки оставляли школу и шли на работу в колхозы и совхозы, предприятия и учреждения для замены своих отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт. Часто дети не посещали школу из-за отсутствия одежды, обуви. Чтобы помочь родителям в ее приобретении, руководство школы взяло на себя организацию продажи детской одежды в школах. В отчете ГОРОНО г. Чкалова за 1 четверть 1942-1943 учебного года говорится:«В течение первой четверти ГОРОНО оказало некоторую помощь нуждающимся школьникам, продано: чувяк-920, валенок-800, туфель-453, сандалий-170, галош-180, пальто-114, свитеров-40, шарфорв-240, шапок вязаных-400, брюк57» Первые военные месяцы привели к большим изменениям в кадровом составе руководителей и учителей школ. По данным Облоно за 1941-1942 учебный год (ГАОО ф. 1893 оп.3 пр. Д 3253 Л 66-67) из состава учителей области выбыло 2596 человек, около четверти всего учительского контингента. Почти половина выбывших учителей была призвана в ряды РККА. В течение первого учебного военного года большая текучесть была среди руководителей школ, районных отделов народного образования. Сменилось большинство директоров средних школ (142 из 166), четвертая часть директоров НСШ. В 1942-1943 учебном году для улучшения подготовки молодежи к защите страны в школе, начиная с пятого класса, были введены уроки начальной военной подготовки и допризывной подготовки. Для их обеспечения в области было принято на работу в 1943 и 1944 годах более тысячи учителей военного дела и физической культуры. Особенно трудно было в годы войны с обеспечением учащихся учебниками, школьно-письменными принадлежностями, новые учебники, тетради, карандаши, ручки распределялись централизованно. Например, в первом полугодии 1942-1943 учебного года учащихся г.Чкалова получили в 5-10 классах по 10 тетрадей, 1-4 классах по 6 тетрадей. В 1943-1944 учебном году 5-10 классы школ города были обеспечены учебниками на 50%, учебников по химии, географии, основам дарвинизма имелось от 4 до 7 экземпляров на класс. Перед началом учебного года на ученика было выделено по 3 тетради, 1 карандашу, 2 пера, 1 ручке. В сельских школах положение было еще более сложным. В 1944-1945 учебном году учащиеся сельских школ получили за год по 1-2 тетради. Война крайне обострила положение со снабжением населения продовольствием. В первую очередь обеспечивался фронт, армия. Продуктов, получаемых по карточкам, было недостаточно для полноценного питания, что отрицательно сказывалось на физическом состоянии учащихся. Школы принимали посильное участие в поддержании здоровье учеников, работали буфеты для учащихся. Усилиями местных органов власти была создана система дополнительного питания для детей с ослабленным здоровьем в специальных столовых. В акте готовности школ Чкалова к 1943-1944 учебному году говорится: «В школах есть буфеты, которые отпускают учащимся завтрак: 50 г. хлеба, 10 г. сахара и чай (1-го сентября был только хлеб). Для детей с ослабленным здоровьем предусмотрены дополнительные карточки в столовую. Всего выделено 2000 карточек для учащихся. Норма продуктов на одну карточку – 100 грамм хлеба и обед из двух блюд. (ГАОО ф. 452 оп.1-прод. Д 257 Л 58-59)
Учащиеся старших классов городских школ ежегодно с 1941 года направлялись на сельскохозяйственные работы. К работам привлекались мальчики и девочки старше 14 лет. В августе1942 года в сельскохозяйственных работах участвовало 3036 учащихся старших классов города Чкалова. Вместе с ними в качестве организаторов отрядов работало 162 учителя. Работа отрядов проходила в сложной обстановке. В 1943 году сельскохозяйственные работы продолжались все лето и осень. Учебные занятия с 1 сентября начались только в 1-4 классах. Остальные учащиеся были заняты на работах. В сентябре на работе в колхозах и совхозах находилось 1394 учащиеся областного центра, с ними было 92 учителя. Учащиеся и учителя всех школ области участвовали в различных мероприятиях в помощь фронту. Весною, летом и осенью учащиеся работали на полях и фермах колхозов и совхозов. Собственных использованных участках, собирали травы, шиповник, дикорастущие ягоды и плоды, грибы. Вспоминает Чернышева Мария Андреевна – ветеран педагогического труда ИПК: «В нашем колхозе «Победа» в тот год был обильный урожай хлеба, овощей. Нас мальчишек и девчонок увезли в поле убирать хлеб. Мы лопатили зерно на току, чтобы оно не загорелось, убирали солому, помогали грузить зерно на подводы и отвозить его на быках в склады… Вспоминает ветеран педагогического труда Баклановской средней школы Сорочинского района Самбурская Евдокия Константиновна: «Хорошо помню, как нас учеников разных лет, собрали в здании сельского Совета и председатель колхоза Филатов Андрей Прохорович сказал: «Ребята, война началась не на жизнь, а на смерть. Уйдут здоровые мужчины и вся надежда на Вас». И с того дня мы беспрекословно, до конца войны шли на любую работу, потому что знали, что помогаем фронту. Был один лозунг «Все для фронта, все для победы»… Учились с ноября месяца по май. А с июня начинали работать в колхозе. Но во время учебы работа в колхозе не прекращалась. Днем учились, а вечером, по необходимости, шли на работу. А если было трудно, то говорили друг другу: «А как на фронте?» От мала до велика все были настроены на победу» Своими воспоминаниями делится Колючева Назира Бадриевна - ветеран педагогического труда Зубочистинской средней школы Переволоцкого района: «В военные годы учителя, как и все люди, не имели отпусков. В 1941 году не успели вовремя убрать урожай подсолнечника из-за нехватки рабочих рук. учителя, учащиеся зимой вручную собирали подсолнечник. Помогали фронту: вязали теплые вещи, отправляли посылки на фронт». Из воспоминаний Гафаровой Сазиды которая была в 1941 году ученицей 5 класса Старокульшариповской школы, Асекеевского района: «Из села за короткое время ушли на фронт практически все мужчины… 14-15 летние подростки работали прицепщиками, пахали землю на лошадях, на быках, хлеб жали лабогрейками… Зерно возили на лошадях, быках… Вечерами вязали теплые вещи для фронтовиков; варежки, носки, отправляли посылки на фронт. Воспоминания этих лет наводят на грусть: голод, холод…классы, освещенные керосиновыми лампами. Стены, несмотря на «печки», покрыты инеем. Мы сидели в школе за партами в одежде, в платках. Школа отапливалась кизяком, в заготовке которого принимали участие и учителя. Кто ходил в школу, старались посещать без пропусков, относились к учебе очень серьезно, учились напряженно, добросовестно. Из 16 выпускников 1943-1944 учебного года 6 учеников закончили школу на отлично. Учителя старались морально поддержать учащихся. Хорошистов и отличников награждали учебными принадлежностями. Премией могли служить: тетрадь, ручка, карандаш, пенал, книга…» В книге «Повесть о земле Грачевской» наш земляк Л.Д. Колесников рассказывает: «В те годы очень нелегко было и в тылу. Все беды тех лет легли на плечи подростков, учащихся нашей школы, голод, холод, гибель родных и близких людей. Но школа продолжала работать. Зимой ученики школьники изучали трактор, комбайн, а с весны и до снега помогали убирать хлеб на колхозных полях. За успехи, достигнутые в 1942-1943 учебному году школа была награждена Знаменем Обкома комсомола и Облоно «Школе-победительнице в областном социалистическом соревновании учащихся на полевых работах» Знамя в 1942-1943 году было вручено Грачевской средней школе Граческого района. В статье «И в тылу было несладко» пишет ветеран педагогического труда Петро-Херсонецкой школы Валентина Павловна Чебоненко: «Началась война… В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. Невольно вспоминается зима. В классах такой холодище, что замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках – да кто в чем мог! Из воспоминаний ветеранов педагогического труда средней школы с. Ромашкино Курманаевского района: «В годы войны работали в две смены Дров не хватало. Сидели в пальто, мерзли чернила. Писали на старых газетах, вместо чернил – сажа. Но проводились сборы и вечера. Собирали подарки на фронт (сухари, варежки, носки, кисеты). В каникулы летом пололи просо, пшеницу, собирали колоски, копнили солому. Каждый день проводили политинформацию (радио ведь не было). Работали тимуровцы». В течение всех военных лет во всех учебных заведениях области постоянное внимание уделялось организации воспитательной работы среди учащихся: через учебный процесс, классное руководство, внеклассную и внешкольную работу. Главным воспитательным моментом была помощь фронту. В решении исполкома Чкаловского горсовета от 29.01.1942 года «Об итогах работы школ за 1-е полугодие 1941-1942 учебного года» отмечено, что в течении полугодия учителя и учащиеся школ принимали участие во всех проводимых в городе общественно-политических мероприятиях. Бойцам действующей армии послано 2000 подарков, собрано и передано на строительство танков 56148 рублей, приобретено билетов денежно-вещевой лотереи на сумму 79031 рубль, собрано металлолома 70,5 т., различных вещей для бойцов Красной Армии – 3496 шт. В отчете Гороно за 1941-1942 учебный год читаем «Летом 1942 года на полях нашей области работало 3877 человек, которые заработали 21000 трудодней. Сдано в фонд обороны облигаций госзаймов 150000 рублей, теплых вещей для Красной Армии 3496 шт., денег 5500 руб. Собрано 2000 вещей для эвакуированных детей, свыше 60 тонн металлолома. Послано свыше 3000 подарков бойцам Красной Армии и около 40000 рублей денег на эти же цели. Собрано 37000 руб. на танк «Пионер» и сдано облигаций госзаймов на 37480 рублей» (ГАОО ф. 452 оп.1. Д 256 ГАОО ф. 452 оп.1-пр. Д 584 Л 2-3)
Особое внимание в течение всех военных лет школы уделяли работе с ранеными в госпиталях. Учащиеся с любовью помогали оборудовать палаты госпиталей, ухаживали за ранеными, дежурили на кухне, писали письма, работали полит-информаторами и т.д. В отчете школ № 38 г. Чкалова за 1941/1942 учебный год говорится: «Ребята дежурили около тяжелобольных, чинили белье, подавали обед, завтрак, выступали с художественной самодеятельностью, читали газеты, книги, носили подарки, конверты, кисеты, носовые платки, курительную бумагу и т.д. Согласно отчету Облоно в 1944/1945 учебном году школа № 31 г. Чкалова в течение года дала в подшефном госпитале 7 концертов, школа № 35 - 5 концертов, Орская средняя школа № 49 - 8 концертов, Бузулукская средняя школа - 3 концерта. В области активно работало среди школьников тимуровское движение: ухаживали за ранеными в госпиталях, помогали вдовам, семьям фронтовиков, эвакуированным. Во многих школах области работали кружки по изучению военной истории, материальной части оружия, военно-прикладным видам спорта. В систему воспитательной работы школ входили классные и школьные вечера, посвященные различным знаменательным датам, событиям. Для примера два клубных дня, организованных в 1944 году в школе № 32 города Чкалова: План проведения клубного дня 6.02.1944 г., 7а класс, средняя школа № 32
Классный руководитель - Лившиц План проведения клубного дня 27.02.1944 г., 6б класс, средняя школа № 32
Классный руководитель – Андреева
|
№ п/п |
Содержание работы |
Ответственный |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1. |
I. Изучение и обобщение лучшего педагогического опыта Продолжить и изучение и обобщение опыта по вопросам: а) воспитание советского патриотизма на уроках литературы и русского языка б) применение новых норм оценок в борьбе за повышение грамотности |
Зорин |
1.01.1942 |
|
2. |
Продолжать работу по изучению и обобщению опыта по вопросам: а) военное воспитание по истории б) воспитание советского патриотизма на уроках истории |
Бэр |
1.01.1942 |
|
3. |
Начать изучение и обобщение опыта по вопросам: а) военное воспитание на уроках математики и физики; б) привитие практических навыков по математике и физике. |
Васильев |
1.01.1942
|
|
1. |
II. Составление инструктивно-методических материалов. Составить в помощь учителю инструктивно-методические письма по следующим вопросам: |
|
|
|
|
а) Героизм русского народа в художественной литературе. |
|
1.01. |
|
|
б) Любовь к Родине как основная тема на уроках литературного чтения в условиях отечественной войны. |
Зорин |
28.01. |
вып. |
|
в) Борьба славян с немецкими захватчиками в курсе всеобщей истории и истории народов СССР |
Бэр |
8.01. |
вып. |
|
г) Работа директора и завуча в условиях Великой Отечественной войны |
Зорин |
25.01. |
вып. |
|
д) военно-политическое воспитание на уроках истории СССР |
Бэр |
28.01. |
вып. |
|
е) военное воспитание на уроках математики |
Васильев |
16.01. |
вып. |
1. |
III. Лекционно-консультативная работа. Провести на заседаниях методических комиссий и поклассых объединений учителей г. Чкалова следующие лекции. |
|
|
|
|
а) Военно-оборонная тематика внеклассного чтения |
Зорин |
24.01. |
вып. |
|
б) Военное воспитание на уроках истории. |
Бэр |
22.01. |
вып. |
|
в) Воспитание советского патриотизма на уроках русского языка в н/школах |
Зорин |
9.01. |
вып. |
2. |
Провести групповые консультации по следующим вопросам: |
|
|
|
|
а) Воспитание советского патриотизма на уроках литературы |
Зорин |
24.01. |
перенести на 10.11. |
|
б) Самостоятельная работа на уроках арифметики |
Васильев |
|
|
Вр. директор А. Хворов
Воспитанники школ области проявляли стойкость, мужество и отвагу на фронтах Отечественной войны. Из среды учащихся, окончивших школу в Чкаловской области в предвоенные годы и за период войны, свыше 60 человек получили звание Героя Советского Союза и свыше 18900 человек получили правительственные награды – ордена и медали Советского Союза – за боевые заслуги в борьбе против немецких захватчиков.
Среди Героев Советского Союза Н.Т. Пономарев, С.А.Попов, К.Г. Балахонцев, Е.В. Пролуцкий и др. (ЦДНИОО ф 371 Оп.1 д.1098, Л 136)
Свой вклад в достижение Победы над фашизмом внесли и сотрудники ИУУ. Были призваны в ряды Красной Армии директора Института Тройкин Александр Анатольевич и Тычинин Ефим Иванович – награждены орденами и медалями Советского Союза.
В ноябре 1945 г. директором института был назначен Сомин Лев Ефимович – участник Сталинградской битвы с июня 1942 года по март 1943 года. Тяжело ранен, имел правительственные награды.
В 60-е годы в институте работали Стародубцев Петр Терентьевич – участник Орловско-Курской дуги, Рылеев Леонид Иванович, Васильев Леонид Сергеевич, Гуляев Иван Осипович, в Сталинграде в ополчении служила Митрофанова Дина Семеновна.
Любовь Пантелеевна Ткачева награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
За успехи в трудовой деятельности в годы войны 97 учителей и работников народного образования Оренбургской области были награждены орденами и медалями Советского Союза.
|
Оренбургский ИПК РО
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |