Школа и учителя Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны

Представила: Пузакова А.Г., директор музея истории образования Оренбуржья
Дата: 22.04.03

Трудные задачи встали перед учительством Оренбургского края в годы Великой Отечественной войны. Лучшие школьные здания в городах и рабочих поселках были выделены под госпитали. В областном центре к 20 мая 1942 года из 40 имевшихся зданий было изъято 25. В 12 школьных зданиях были развернуты госпитали, больницы, остальные здания использованы для размещения воинских частей, эвакуированных гражданских учреждений.

Справка о школьных зданиях, переданных под различные нужды в втором полугодии 1941 года

школа № 1

Передана под госпиталь.

школа № 3

В августе передана под школу № 6 и переведена в бывшее здание Облздравотдела. В ноябре полученное здание передано НКО, школа расформирована.

школа № 4

С момента объявления войны передана под госпиталь.

школа № 5

В октябре расформирована и передана под школу № 24. В ноябре здание школы передано под дом грудного ребенка.

школа № 6

С момента объявления войны передана под госпиталь.

школа № 8

В декабре передана под общежитие семей начсостава.

школа № 9

С момента объявления войны передана под госпиталь.

школа № 10

В июне передана под гарнизонную поликлинику.

школа № 12

Передана наркомату обороны  в июне месяце.

школа № 14

В июне передана под общежитие в ФЗО.

школа № 15

В октябре передана сначала военному ведомству. Потом под общежитие рабочих завода и ПУ.

школа № 17

В ноябре передана под общежитие рабочих завода и ПУ.

школа № 19

Передана под госпиталь.

школа № 22

В ноябре передана под госпиталь, в настоящее время занята общежитием начальников политотделом МТС и воинской частью. В январе должна быть возвращена ГОРОНО.

школа № 24

Передана под госпиталь.

школа № 28

Передана под госпиталь.

школа № 30

В декабре здание передано под главное артиллерийское управление. В настоящее время занято под общежитие семей начсостава.

школа № 32

В декабре передана под общежитие семей начсостава.

школа № 32-а

Передана в июне в ведение наркомата обороны.

школа № 33

Передана сначала под фельдшерско-акушерскую школу, позднее под академию РККА.

школа № 35

Передана под госпиталь.

школа № 36

В ноябре передана под госпиталь, месяц пустовала, в январе должна быть возвращено ГОРОНО.

школа № 37

Передана под госпиталь.

школа № 39

Передана под госпиталь.

школа № 40

Передана в ведение наркомата обороны.

Зав. ГОРОНО  Андрюнина

Источник: ГАОО ф. 452 оп.1 пр. Д 586. Л5


В нашу область было эвакуировано около 250 тысяч человек, выросло и число учащихся.

В 1941-1942 учебном году практически все городские школы вынуждены были работать в 4-5 смен. Занятия шли с 7 часов утра до 12 часов ночи. Продолжительность уроков была сокращена до 35-40 минут, перерывы между уроками были установлены  в 5 минут, перерывы между сменами в 15-20 минут.

В младших классах вместо 22-24  учебных часов в неделю проводилось 18-20 часов.

Комнаты учебных классов за время перерывов не успевали проветриваться. В 4-ой смене часты были случаи обмороков учителей и учеников из-за углекислого газа.

Занятия с учащимися младших классов во многих случаях проводились в домах учащихся.

В отчете городского отдела образования за 1941-142 учебный год читаем: «Учителя при отсутствии школьных помещений не бросали обучение детей, а проявили инициативу и упорство, организовав обучение детей, организовав обучение детей на своих квартирах и квартирах учащихся».

 

Сеть школ и контингент учащихся и учителей Оренбургской области (1940-1945 г.г.)

(на начало учебного года)

Год

Начальная школа

Начальная школа

Начальная школа

Сеть

Контингент

Сеть

Контингент

Сеть

Контингент

учителей

учеников

тыс.че.

учителей

учеников

тыс.че.

учителей

учеников

тыс.че.

1940

1736

-

97,8

483

-

133,9

189

-

122,5

1941

1616

3194

79,8

477

4781

188,0

171

3688

96,0

1942

1606

2818

62,7

471

3987

84,8

175

3467

84,4

1943

1646

3403

62,2

476

3999

75,8

184

3323

78,1

1944

1723

3979

75,4

465

4044

77,4

182

3342

77,2

1945

1778

4211

85,6

478

4371

87,7

157

3099

75,4

Источник: ГАОО ф. 1893 оп.3 пр. Д 1129,1218,1219,1221.

 

Сводные данные по сети школ, контингенту учащихся и учителей Оренбургской области (1940-1945 г.г.)

(на начало учебного года)

Год

1940

1941

1942

1943

1944

1945

число школ

2408

2264

2252

2306

2370

2413

число учащихся 1-4 кл., тыс.

 

171,0

139,4

138,1

161,2

186,8

число учащихся 5-7 кл., тыс.

 

10532

7736

65,0

56,7

51,0

число учащихся 8-10 кл., тыс.

 

 

28,0

17,7

14,8

13,9

12,0

10,9

число учащихся всего, тыс.

355,0

293,9

231,5

217,0

299,9

248,7

число учителей

11914

11663

10272

10725

11365

11681

Источник: ГАОО ф. 1893 оп.3 пр. Д 1129,1218,1219,1221.

Таблицы показывают, что количество школ в первые военные годы области уменьшилось.

Главной причиной уменьшения контингента учащихся в годы войны было тяжелое материальное положение населения. Подростки, юноши и девушки оставляли школу и шли на работу в колхозы и совхозы, предприятия и учреждения для замены своих отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт.

Часто дети не посещали школу из-за отсутствия одежды, обуви. Чтобы помочь родителям в ее приобретении, руководство школы взяло на себя организацию продажи детской одежды в школах.

В отчете ГОРОНО г. Чкалова за 1 четверть 1942-1943 учебного года говорится:«В течение первой четверти ГОРОНО оказало некоторую помощь нуждающимся школьникам, продано: чувяк-920, валенок-800, туфель-453, сандалий-170, галош-180, пальто-114, свитеров-40, шарфорв-240, шапок вязаных-400, брюк57»

Первые военные месяцы привели к большим изменениям в кадровом составе руководителей и учителей школ.

По данным Облоно за 1941-1942 учебный год (ГАОО ф. 1893 оп.3 пр. Д 3253 Л 66-67) из состава учителей области выбыло 2596 человек, около четверти всего учительского контингента. Почти половина выбывших учителей была призвана в ряды РККА.

В течение первого учебного военного года большая текучесть была среди руководителей школ, районных отделов народного образования. Сменилось большинство директоров средних школ (142 из 166), четвертая часть директоров НСШ.

В 1942-1943 учебном году для улучшения подготовки молодежи к защите страны в школе, начиная с пятого класса, были введены уроки начальной военной подготовки и допризывной подготовки. Для их обеспечения в области было принято на работу в 1943 и 1944 годах более тысячи учителей военного дела и физической культуры.

Особенно трудно было в годы войны с обеспечением учащихся учебниками, школьно-письменными принадлежностями, новые учебники, тетради, карандаши, ручки распределялись централизованно. Например, в  первом полугодии 1942-1943 учебного года учащихся г.Чкалова получили в 5-10 классах по 10 тетрадей, 1-4 классах по 6 тетрадей. В 1943-1944 учебном году 5-10 классы школ города были обеспечены учебниками на 50%, учебников по химии, географии, основам дарвинизма имелось от 4 до 7 экземпляров на класс. Перед началом учебного года на ученика было выделено по 3 тетради, 1 карандашу, 2 пера, 1 ручке.
(ГАОО ф. 452 оп.1 Д 257 Л 57)

В сельских школах положение было еще более сложным. В 1944-1945 учебном году учащиеся сельских школ получили за год по 1-2 тетради.

Война крайне обострила положение со снабжением населения продовольствием. В первую очередь обеспечивался фронт, армия. Продуктов, получаемых по карточкам, было недостаточно для полноценного питания, что отрицательно сказывалось на физическом состоянии учащихся.

Школы принимали посильное участие в поддержании здоровье учеников, работали буфеты для учащихся.

Усилиями местных органов власти была создана система дополнительного  питания для детей с ослабленным здоровьем в специальных столовых. В акте готовности школ Чкалова к 1943-1944 учебному году говорится: «В школах есть буфеты, которые отпускают учащимся завтрак: 50 г. хлеба, 10 г. сахара и чай (1-го сентября был только хлеб). Для детей с ослабленным здоровьем предусмотрены дополнительные карточки в столовую. Всего выделено 2000 карточек для учащихся. Норма продуктов на одну карточку – 100 грамм хлеба и обед из двух блюд.

(ГАОО ф. 452 оп.1-прод. Д 257 Л 58-59)

 

Учащиеся старших классов городских школ ежегодно с 1941 года направлялись на сельскохозяйственные работы. К работам привлекались мальчики и девочки старше 14 лет.

В августе1942 года в сельскохозяйственных работах участвовало 3036 учащихся старших классов города Чкалова.

Вместе с ними в качестве организаторов отрядов работало 162 учителя.

Работа отрядов проходила в сложной обстановке. В 1943 году сельскохозяйственные работы продолжались все лето и осень. Учебные занятия с 1 сентября начались только в 1-4 классах. Остальные учащиеся были заняты на работах. В сентябре на работе в колхозах и совхозах находилось 1394 учащиеся областного центра, с ними было 92 учителя.

Учащиеся и учителя всех школ области участвовали в различных мероприятиях в помощь фронту. Весною, летом и осенью учащиеся работали на полях и фермах колхозов и совхозов. Собственных использованных участках, собирали травы, шиповник, дикорастущие ягоды и плоды, грибы.

Вспоминает Чернышева Мария Андреевна – ветеран педагогического труда ИПК: «В нашем колхозе «Победа» в тот год был обильный урожай хлеба, овощей. Нас мальчишек и девчонок увезли в поле убирать хлеб. Мы лопатили зерно на току, чтобы оно не загорелось, убирали солому, помогали грузить зерно на подводы и отвозить его на быках в склады…
В августе и сентябре мы работали в поле, а июль – на колхозном огороде, где пололи грядке лука, моркови, окучивали картофель, собирали овощи и бахчевые… Задания нам давали такие же, как и взрослым.
Непосильный, тяжелый труд, голод вызывали в нас, детях, жажду к учебе»

Вспоминает ветеран педагогического труда Баклановской средней школы Сорочинского района Самбурская Евдокия Константиновна: «Хорошо помню, как нас учеников разных лет, собрали в здании сельского Совета и председатель колхоза Филатов Андрей Прохорович сказал: «Ребята, война началась не на жизнь, а на смерть. Уйдут здоровые мужчины и вся надежда на Вас». И с того дня мы беспрекословно, до конца войны шли на любую работу, потому что знали, что помогаем фронту. Был один лозунг «Все для фронта, все для победы»…

Учились с ноября месяца по май. А с июня начинали работать в колхозе. Но во время учебы работа в колхозе не прекращалась. Днем учились, а вечером, по необходимости, шли на работу. А если было трудно, то говорили друг другу: «А как на фронте?» От мала до велика все были настроены на победу»

Своими воспоминаниями делится Колючева Назира Бадриевна  - ветеран педагогического труда Зубочистинской средней школы Переволоцкого района: «В военные годы учителя, как и все люди, не имели отпусков. В 1941 году не успели вовремя убрать урожай подсолнечника из-за нехватки рабочих рук. учителя, учащиеся зимой вручную собирали подсолнечник. Помогали фронту: вязали теплые вещи, отправляли посылки на фронт». Из воспоминаний Гафаровой Сазиды которая была в 1941 году ученицей 5 класса Старокульшариповской школы, Асекеевского района: «Из села за короткое время ушли на фронт практически все мужчины… 14-15 летние подростки работали прицепщиками, пахали землю на лошадях, на быках, хлеб жали лабогрейками… Зерно возили на лошадях, быках…

Вечерами вязали теплые вещи для фронтовиков; варежки, носки, отправляли посылки на фронт.

Воспоминания этих лет наводят на грусть: голод, холод…классы, освещенные керосиновыми лампами. Стены, несмотря на «печки», покрыты инеем.

Мы сидели в школе за партами в одежде, в платках. Школа отапливалась кизяком, в заготовке которого принимали участие и учителя. Кто ходил в школу, старались посещать без пропусков, относились к учебе очень серьезно, учились напряженно, добросовестно.

Из 16 выпускников 1943-1944 учебного года 6 учеников закончили школу на отлично. Учителя старались морально поддержать учащихся. Хорошистов и отличников награждали учебными принадлежностями. Премией могли служить: тетрадь, ручка, карандаш, пенал, книга…»

В книге «Повесть о земле Грачевской» наш земляк Л.Д. Колесников рассказывает: «В те годы очень нелегко было и в тылу. Все беды тех лет легли на плечи подростков, учащихся нашей школы, голод, холод, гибель родных и близких людей. Но школа продолжала работать.

Зимой ученики школьники изучали трактор, комбайн, а с весны и до снега помогали убирать хлеб на колхозных полях.

За успехи, достигнутые  в 1942-1943 учебному году школа была награждена Знаменем Обкома комсомола и Облоно «Школе-победительнице в областном социалистическом соревновании учащихся на полевых работах»

Знамя в 1942-1943 году было вручено Грачевской средней школе Граческого района.

В статье «И в тылу было несладко» пишет ветеран педагогического труда Петро-Херсонецкой школы Валентина Павловна Чебоненко: «Началась война… В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. Невольно вспоминается зима. В классах такой холодище, что замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках – да кто в чем мог!
И это несмотря на то, что топку готовили заблаговременно. Учителя вместе с родителями учащихся летом делали кизяк , которым отапливались помещения. Да что это за топливо?!
Мальчиков на лошадях посылали в лес за дровами. О тетрадях в то время дети и понятия не имели. Какие-то листочки из архивных бумаг использовали они для письменных работ.
Летом и школьники, и учителя работали в поле. Вручную пололи пшеницу, просо. Зерновые колхозники успевали скашивать до зимы.. Но на полях оставался неубранный подсолнечник. В выходные дни, в каникулы мы отправлялись в поле и срезали шляпки. И каково было работать нам, взрослым утопающим по пояс в снегу, да еще в сильные морозы?! А что уж говорить о детях! Тем не менее мы все делали возможное, чтобы не пропал урожай.
А вечерами, в зимнее время собирались в помещении сельского Совета при свете коптилки, вязали шерстяные носки для солдат. И до сих пор удивляюсь, как  за одну ночь я смогла связать пару мужских носков! А утром, как всегда, я снова шла в школу на занятия.
Да и в посевную приходилось работать ночами, а в уборочную мы трудились на току».

Из воспоминаний ветеранов педагогического труда средней школы с. Ромашкино Курманаевского района: «В годы войны работали в две смены Дров не хватало. Сидели в пальто, мерзли чернила. Писали на старых газетах, вместо чернил – сажа. Но проводились сборы и вечера. Собирали подарки на фронт (сухари, варежки, носки, кисеты). В каникулы летом пололи просо, пшеницу, собирали колоски, копнили солому. Каждый день проводили политинформацию (радио ведь не было). Работали тимуровцы».

В течение всех военных лет во всех учебных заведениях области постоянное внимание уделялось организации воспитательной работы среди учащихся: через учебный процесс, классное руководство, внеклассную и внешкольную работу. Главным воспитательным моментом была помощь фронту.

В решении исполкома Чкаловского горсовета от 29.01.1942 года «Об итогах работы школ за 1-е полугодие 1941-1942 учебного года» отмечено, что в течении полугодия учителя и учащиеся школ принимали участие во всех проводимых в городе общественно-политических мероприятиях. Бойцам действующей армии послано 2000 подарков, собрано и передано на строительство танков 56148 рублей, приобретено билетов денежно-вещевой лотереи на сумму 79031 рубль, собрано металлолома 70,5 т., различных вещей для бойцов Красной Армии – 3496 шт.

В отчете Гороно за 1941-1942 учебный год читаем «Летом 1942 года на полях нашей области работало 3877 человек, которые заработали 21000 трудодней. Сдано в фонд обороны облигаций госзаймов 150000 рублей, теплых вещей для Красной Армии 3496 шт., денег 5500 руб. Собрано 2000 вещей для эвакуированных детей, свыше 60 тонн металлолома. Послано свыше 3000 подарков бойцам Красной Армии и около 40000 рублей денег на эти же цели. Собрано 37000 руб. на танк «Пионер» и сдано облигаций госзаймов на 37480 рублей»

(ГАОО ф. 452 оп.1. Д 256

ГАОО ф. 452 оп.1-пр. Д 584 Л 2-3)

 

Особое внимание в течение всех военных лет школы уделяли работе с ранеными в госпиталях. Учащиеся с любовью помогали оборудовать палаты госпиталей, ухаживали за ранеными, дежурили на кухне, писали письма, работали полит-информаторами и т.д.

В отчете школ № 38 г. Чкалова за 1941/1942 учебный год говорится: «Ребята дежурили около тяжелобольных, чинили белье, подавали обед, завтрак, выступали с художественной самодеятельностью, читали газеты, книги, носили подарки, конверты, кисеты, носовые платки, курительную бумагу и т.д.

Согласно отчету Облоно в 1944/1945 учебном году школа № 31 г. Чкалова в течение года дала в подшефном госпитале 7 концертов, школа № 35 - 5 концертов, Орская средняя школа № 49 - 8 концертов, Бузулукская средняя школа - 3 концерта.

В области активно работало среди школьников тимуровское движение: ухаживали за ранеными в госпиталях, помогали вдовам, семьям фронтовиков, эвакуированным.

Во многих школах области работали кружки по изучению военной истории, материальной части оружия, военно-прикладным видам спорта.

В систему воспитательной работы школ входили классные и школьные вечера, посвященные различным знаменательным датам, событиям.

Для примера два клубных дня, организованных в 1944 году в школе № 32 города Чкалова:

План проведения клубного дня 6.02.1944 г., 7а класс, средняя школа № 32
Тема: Комсомол в Отечественной войне.

№ п/п

Содержание работы

Кто выполняет

Примеч.

1.       

Доклад на тему «Комсомол в Отечественной войне»

Член истор. кружка уч. V кл. Волкова

 

2.       

«Песня о сильных»

уч. V класса

 

3.       

Рассказ «Таня»

уч. VIII класса

 

4.       

Стихотворение «Дочери»

уч. V класса

 

5.       

Танец «Русский»

ученики V класса

 

6.       

Стихотворение Безыменского «Одно слово»

уч. V класса

 

7.       

Рассказ «Мой сын»

уч. VII класса

 

8.       

Танец «Боярский»

уч. VII класса

 

9.       

Танец «Полька»

уч. VII класса

 

10.   

Рассказ «Песнь о жизни»

уч. V класса

 

11.   

Песня о «Тане-партизанке»

хор VIII класса

 

12.   

Песня «Марш артиллеристов»

уч. VII класса

 

Классный руководитель - Лившиц
Секретарь школы – Додзина

План проведения клубного дня 27.02.1944 г., 6б класс, средняя школа № 32
Тема: «Пионер – участник Отечественной войны»

№ п/п

Содержание работы

Кто выполняет

Примеч.

1.       

I. Доклад на тему «Пионер – участник Отечественной войны»

Военрук - Порюшина М.Т.

 

2.       

II. Художественная часть

 

 

3.       

Песнь «Священная война»

хор

 

4.       

«Москва»

хор

 

5.       

Рассказ «Плешивый медвежонок»

уч. Точилина

 

6.       

«В подполье»

уч. Острокопытова

 

7.       

«Железный округ»

уч. Кочуева

 

8.       

«Девочка на станции»

уч. Жданова

 

9.       

Пьесы

ученики

 

10.   

«Капитан Петухов»

 

 

11.   

«Нежданный гость»

 

 

12.   

Стихотворение «Портрет Лермонтова»

уч. Луконина

 

13.   

Песня «Моя любимая»

уч. Долбышева

 

14.   

«Маленькая Валенька»

 

 

15.   

«Старшие братья»

 

 

16.   

«Гимн Советского Союза»

хор

 

17.   

III. Игры и массовые танцы

 

 

Классный руководитель – Андреева
Секретарь школы – Додзина

(ГАОО ф. 452 оп.1-пр. Д 583 Л 206-210

ГАОО ф. 452 оп.1-пр. Д 593 Л 29-34)

 

С первых дней Великой Отечественной войны и ИУУ перестраивает свою работу. План работы на октябрь 1941 года Института представляет большой интерес. Основное направление – это патриотическое воспитание.

№ п/п

Содержание работы

Ответственный

Сроки

Отметка о выполнении

1.     

I.                   Изучение и обобщение лучшего педагогического опыта

Продолжить и изучение и обобщение опыта по вопросам:

а) воспитание советского патриотизма на уроках литературы и русского языка

б) применение новых норм оценок в борьбе за повышение грамотности

 

 

 

 

 

 

 

Зорин

 

 

 

 

 

 

 

1.01.1942

 

2.     

Продолжать работу по изучению и обобщению опыта по вопросам:

а) военное воспитание по истории

б) воспитание советского патриотизма на уроках истории

 

 

 

 

Бэр

 

 

 

 

1.01.1942

 

3.     

Начать изучение и обобщение опыта по вопросам:

а) военное воспитание на уроках математики и физики;

б) привитие практических навыков по математике и физике.

 

 

 

 

 

Васильев

 

 

 

 

 

1.01.1942

 

 

1.

II. Составление инструктивно-методических материалов.

Составить в помощь учителю инструктивно-методические письма по следующим вопросам:

 

 

 

 

а) Героизм русского народа в художественной литературе.

 

 

1.01.

 

 

б) Любовь к Родине как основная тема на уроках литературного чтения в условиях отечественной войны.

 

 

Зорин

 

 

28.01.

вып.

 

в) Борьба славян с немецкими захватчиками в курсе всеобщей истории и истории народов СССР

Бэр

8.01.

вып.

 

г) Работа директора и завуча в условиях Великой Отечественной войны

Зорин

25.01.

вып.

 

д) военно-политическое воспитание на уроках истории СССР

Бэр

 

28.01.

вып.

 

е) военное воспитание на уроках математики

Васильев

16.01.

вып.

1.

III. Лекционно-консультативная работа.

Провести на заседаниях методических комиссий и поклассых объединений учителей г. Чкалова следующие лекции.

 

 

 

 

а) Военно-оборонная тематика внеклассного чтения

Зорин

24.01.

вып.

 

б) Военное воспитание на уроках истории.

Бэр

22.01.

вып.

 

в) Воспитание советского патриотизма на уроках русского языка в н/школах

Зорин

9.01.

вып.

2.

Провести групповые консультации по следующим вопросам:

 

 

 

 

а) Воспитание советского патриотизма на уроках литературы

Зорин

24.01.

перенести на 10.11.

 

б) Самостоятельная работа на уроках арифметики

Васильев

 

 

Вр. директор А. Хворов

Воспитанники школ области проявляли стойкость, мужество и отвагу на фронтах Отечественной войны. Из среды учащихся, окончивших школу в Чкаловской области в предвоенные годы и за период войны, свыше 60 человек получили звание Героя Советского Союза и свыше 18900 человек получили правительственные награды – ордена и медали Советского Союза – за боевые заслуги в борьбе против немецких захватчиков.

Среди Героев Советского Союза Н.Т. Пономарев, С.А.Попов, К.Г. Балахонцев, Е.В. Пролуцкий и др. (ЦДНИОО ф 371 Оп.1 д.1098, Л 136)

Свой вклад в достижение Победы над фашизмом внесли и сотрудники ИУУ. Были призваны в ряды Красной Армии директора Института Тройкин Александр Анатольевич и Тычинин Ефим Иванович – награждены орденами и медалями Советского Союза.

В ноябре 1945 г. директором института был назначен Сомин Лев Ефимович – участник Сталинградской битвы с июня 1942 года по март 1943 года. Тяжело ранен, имел правительственные награды.

В 60-е годы в институте работали Стародубцев Петр Терентьевич – участник Орловско-Курской дуги, Рылеев Леонид Иванович, Васильев Леонид Сергеевич, Гуляев Иван Осипович, в Сталинграде в ополчении служила Митрофанова Дина Семеновна.

Любовь Пантелеевна Ткачева награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»

За успехи в трудовой деятельности в годы войны 97 учителей и работников народного образования Оренбургской области были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |