История развития коррекционного  образования в Оренбургской области

Представила: Маркова С.А., зав. УМК коррекционного  образования
Дата: 28.03.03

Выдающийся русский врач и педагог Всеволод Петрович Кащенко (1870 – 1943) еще в 20-х годах прошлого века в полный голос заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления – проблема большой социальной значимости, и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день.

 Детская беспризорность… Казалось, это явление всегда будет ассоциироваться с 20-ми годами минувшего века. Увы, общество взялось за эту проблему слишком поздно и наша страна, как и 100 лет назад , вынуждена заниматься нейтрализацией безнадзорности, беспризорности и экстремизма подростков, К сожалению, даже в начале третьего тысячелетия россияне вновь задумываются о методах ликвидации этих социальных недугов. Хотелось бы напомнить об опыте прошлого, может быть, он нам пригодится…

Первые упоминания о попечительстве о детях-сиротах датируются в архивных документах 1864 годом. Тогда данная проблема наряду с заведованием общественным призрением в губерниях и уездах. Устав об общественном призрении предусматривал две формы такого попечительства – сиротские и воспитательные дома (приюты). Воспитательные дома (приюты) предназначались для призрения незаконнорожденных младенцев, например, обнаруженных полицией. (Свод законов Российской империи. Т.8. Устав об общественном призрении, - СПб.: Русское книжное товарищество «Деятель». Издание неофициальное. 1914ю – С. 99, 191.) Сиротские дома предназначались для воспитания «сирот в том возрасте, в котором они не могут быть никуда пристроены для обучения». Затем этих детей необходимо было « пристроить в учебные заведения, на службу, фабрики, заводы и к частным людям для научения ремеслам, торговым и иным полезным занятиям, кои могут… содействовать к устранению их участи». В сиротские дома принимались сироты «из всех сословий, которые остались после родителей в положении, требующим призрения». Однако практика подобных патронажей показала, что «и семейное, и имущественное положение большинства воспитателей таково, что они не могут обеспечить дальнейшей судьбы ребенка». (Подсосов А.О. О призрении земствами детей павших воинов\\ Земское дело,- 1915. - №4. – С.247.) Многие земские деятели отмечали, что «основным мотивом к принятию на воспитание питомцев, несомненно служит материальный расчет, заставляющий смотреть на питомцев как на источник доходной статьи, что и делает положение призреваемого ребенка незавидным во всех отношениях». Крестьянским семьям, взявшим подкидыша на воспитание  оказывалось денежное пособие из земских средств. Подкидыши раздавались с условием обязательного усыновления в течение первых 3-х лет, при ежегодном пособии от земства в 36 руб. до шестилетнего возраста и в 24 руб. – до двенадцатилетнего возраста. Кроме того, девочкам, выдавалось от земства при выходе замуж единовременное пособие в 25 руб. (Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. Т.1. – СПб., 1909. – С. 442..) По окончании платы дети оставались у воспитателей или же возвращались в приют. Судьба как тех, так и других, была так жалка, что участь не выживших казалась более завидной долей.

Делопроизводитель Главного управления по делам местного хозяйства А.Г. Кайзер приводит такие результаты горького опыта деятельности приютов: « страшный процент смертности, доходивший до сплошного вымирания всех поступивших и обращавший заведения для призрения – в морильню; полная беспомощность немногих выживших питомцев при выходе из заведения на путь самостоятельной жизни».

Другим отрицательным результатом деятельности земств и государства по призрению детей-сирот стал рост детской преступности. Число осужденных 10-17 лет в 1910г. в 2 раза превышало то же число за 1901г.Из 2169 детей, поступивших в 1913г. в исправительные колонии Тюремного управления, 1228 детей были сиротами или полусиротами. Это был главный результат деятельности устаревшей системы призрения.

Таким образом, унаследованная от самодержавия в 1864г. система призрения детей-сирот показала свою полную неработоспособность. Земства начинают поиск новых, более эффективных форм призрения. Но завершить  дело призрения детей-сирот пришлось уже другой власти – советской. Она выбрала именно те формы попечительства, которые выработали земства к 1917г.

И все - таки в 1918г. «…беспризорных детей было немного, а именно: по городу 400 человек, по уездам 115 человек. Белогвардейщина и экономическая разруха увеличили в 1919г. беспризорность до 1124 человек. Недород 1920г. увеличил беспризорность до 4544 человек. Все беспризорные дети помещались в открываемые детские дома: в 1918г. их было по губернии 7, а в 1920г.– 24. К январю 1922г. число беспризорных возросло до 14446 человек.

С начала 1921г. детдома уже не в состоянии были вмещать в себя прибывающих беспризорных, и ими стали наводняться улицы. Оренбургская газета «Смычка» летом 1925г. писала, что обществом «Друзья детей» взято на иждивение 264 ребенка с улицы: из них 30 было передано родственникам, 54 – в детдом и о них сейчас  имеются самые лучшие отзывы, 19 – убежали и 161 человек более или менее «морально больных», но с надеждой на выздоровление остаются на иждивении общества «Друзья детей», с ними сейчас ведутся сельскохозяйственные и ремесленные занятия.

Здесь же публикуется резолюция ячейки ВКП(б) Оренбургского уисполкома, собранием выдвигается предложение, чтобы по Оренбургской губернии поставить 4-летний срок для ликвидации беспризорности. Провести по Оренбургскому посаду агитацию за то, чтобы каждый квартал взял себе на воспитание хотя бы одного беспризорного…»

И, наконец, весной 1926г. была напечатана статья «С улиц в трудовые колонии»: « От организации новых детдомов, ночлежек и мелких кустарных мастерских пора отказаться и перейти к созданию трудовых колоний. При детколониях должны быть школы, мастерские, зеленые участки со всем сельскохозяйственным инвентарем. Только так можно перевоспитать беспризорного и сделать из него в будущем полезного члена общества и гражданина Советской республики».

Что касается детей с дефектами умственного и физического развития, то в дореволюционной России, в частности в нашей губернии существовали немногочисленные учебные заведения приютного типа на частные пожертвования состоятельных граждан. Они охватывали лишь 5-6% глухих и слепых детей. С 1918г. эти учреждения были включены в общеобразовательную систему народного образования. 10.12.1919г. В.И.Ленин подписывает постановление в отношении обучения, воспитания и лечения глухих, слепых , умственно отсталых и психически больных детей.

В настоящее время в 41-м интернатном учреждении Оренбургской области для детей-сирот, детей-инвалидов, детей, остро нуждающихся в помощи государства, живет, воспитывается и обучается более 5,5 тыс. ребятишек, из них 5 специальных школ-интернатов для детей с недостатками физического развития. 6 школ-интернатов и 3 детских дома имеют контингент детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Для детей с ЗПР реорганизованы Кирсановская и Петровская школы-интернаты на 228 человек. Гамалеевская школа-интернт реорганизована в школу-детский дом с 3 группами детей-сирот дошкольного возраста (45 человек).

Серьезное внимание уделяется вопросам подготовки к жизни, общественно полезному труду детей с физическими недостатками. Хорошие условия для трудовой деятельности созданы в Покровской, Ташлинской и Соль-Илецкой школах-интернатах для детей-сирот, в Абдулинском детском доме.

В области работает психолого-медико-педагогическая консультация при Главном управлении образования и 26 консультаций при районных и городских отделах образования. Внедрилось и получает оправданное распространение компенсирующее обучение, классы реабилитации и т.д. На базах общеобразовательных школ таких групп и классов действовало 664.  В интернатных учреждениях проводится дифференцированное обучение детей по разноуровневым программам: в начальных классах – программы «1-4», компенсирующего обучения, программа для детей с задержками психического развития специальная учебно-производственная программа, в старших классах ведется углубленное изучение предметов, широко используются факультативы, кружки. Дошкольные отделения работают по программам «Радуга», «Мир детства», а подготовительные группы для детей 6-7 лет – по программе подготовительного (нулевого) класса общеобразовательной школы. В интернатных учреждениях проводится работа по трудовому обучению, профессиональной подготовке воспитанников. Создаются и развиваются подсобные хозяйства, производственные мастерские, что позволяет не только вести трудовое обучение и воспитание, профессиональную подготовку, но и зарабатывать деньги на личные нужды учащихся, обеспечивать столовые овощами, молоком, мясом. Среди лучших здесь называют Ташлинскую, Покровскую специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот, Кирсановский детский дом, Зиянчуринскую школу-интернат г. Соль-Илецка. Без натяжки можно говорить о здоровом и гармоничном развитии двухсот воспитанников Оренбургского базового санаторного Дома детства.

Проблемы, которые требуют неотлагательного решения: трудоустройство выпускников интернатных учреждений и вспомогательных школ, для чего необходимы комплексы «школа-интернат-ПУ». В 1993г. была начата и продолжается работа по специализации специальных и вспомогательных школ-интернатов по профилям обучения и профессиональной подготовке. Планируется организация агрошкол-интернатов и школ-интернатов с производственным обучением.

В области обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии осуществляется в 15 вспомогательных школах-интернатах для детей с недостатками умственного развития (обучается 1690 детей), 5 школах продленного дня (№ 13,20,28 г. Оренбурга,  №10 г. Орска,  №2 г. Бузулука) – 650 детей. Дети с недостатками физического и умственного развития обучаются в 5 специальных школах-интернатах для глухих, слабослышащих, слабовидящих, с глубоким нарушением речи, полиомиелитных) – 700 детей.

В начале двадцать первого века очень важно не отворачиваться от опыта нескольких поколений и постараться вновь не повторять старые ошибки.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |