Методические рекомендации директорам учреждений образование по организации музеев истории школы, учреждений образования

Председатель Совета областного музея истории образования  - Л.П.Ткачева
Директор музея истории образования Оренбуржья - А.Г.Пузакова
Дата: 27.02.03

Школьное образование  Оренбуржья имеет богатую историю. В разные периоды жизни школьных коллективов в них работало и училось немало замечательных руководителей, творчески работающих педагогов, преданных делу образования подрастающего поколение выпускников.

И наша с Вами задача воссоздать историю своей школы, учреждения образования в разные периоды развития общества. Мы должны вспомнить всех руководителей, педагогов и воспитателей своей школы, по крупицам собрать исторические материалы.

Обобщить и сохранить для ныне живущих и последующих  поколений опыт работы действующих педагогических коллективов.

Речь идет о создании музея истории каждой школы, учреждения образования.

С чего начинать эту работу? Прежде всего надо провести большую организаторскую работу в коллективе:

-     совещание с заместителями директора, классными руководителями, председателями предметных методических комиссий.

Это совещание должно быть проведено на таком нравственно-эмоциональном уровне, которое вызвало бы у каждого у участников совещания трогательные воспоминания о прошлых поколениях педагогов, руководителей, о славных выпускниках, гордость за историю и современное состояние школы:

-     назначить рабочую творческую группу по сбору материалов, их отбору для музея, составлению эскизов разделов музея, организации и оформление музея школы.

Желательно руководство работой творческой группы директору взять на себя. Это очень важно для эффективного руководства и контроля, практического решения вопросов, касающихся материальных затрат, выделения помещения, привлечение к работе всех членов педагогического и ученического коллективов.

Для оперативного руководства и контроля полезно назначить одного из заместителей директора школы.

В творческую рабочую группу необходимо включить наиболее активных учителей и учащихся.

Творческая рабочая группа разрабатывает план работы, конкретные задания для каждого класса во главе  с классным руководителем по сбору материалов, составляет смету расходов на создание или реконструкцию музея. План утверждается директором.

В план работы, по нашему мнению, следует включить следующие мероприятия:

1. Организационно-педагогические (аппаратное совещание, собрание всего коллектива учителей и учащихся; контроль и ответственность за выполнение намеченного плана и отдельных поручений и др.)

2. Укрепление или создание учебно-материальной базы музея школы; изготовление стендов и пристенных горизонтальных витрин, приобретение альбомов для оформления материалов, приобретение книжных шкафов для размещения в них собранного материала – архива музея)

3. Экспозиция музея истории школы.

Каждая школа, учреждение образования разрабатывает свою экспозицию с учетом его условий и возможностей.

Примерная экспозиция может быть такой.

Например, первый раздел – «Организация школы».

1)                 Фотография здания школы в первые годы ее существования.

2)                 Фотографии первых учителей, учащихся.

3)                 Документы об открытии школы.

(Если еще до революции, то образцы ученических работ, учебники, табели успеваемости и другие документы, фотографии из жизни школы).

Второй раздел «История школы с 1917 г. до 1941г.» (начало Великой Отечественной войны).

Собрать материалы разных лет:

1)                 Учебные занятия – фото учителей, учеников, учебники, дневники, классные журналы, тетради, наглядные пособия, изготовленные учащимися.

2)                 Пионерская организация  - фото первых пионеров, знамена, значки, горны, барабаны, почетные грамоты.

3)                 Комсомольская организация – фото комсомольцев, документы комсомольских собраний, значки, почетные грамоты, награды.

Третий раздел «Наша школа в годы Великой Отечественной войны».

Материал о работе школы в помощь фронту (фотографии, личные вещи учеников, учителей-участников войны, фотографии и документы об общественной работе школы – субботники, сбор металлолома и др.)

Четвертый раздел «Наша школа после Великой Отечественной войны»

Материалы о новых явлениях в жизни школы – политехнизация школы, связь обучения с производительным трудом (продукция школьных мастерских, изделия кружков «Умелые руки», фотографии, изображающие работу в колхозе, совхозе, на промышленном предприятии, ведомости оплаты труда учеников, благодарности общественных организаций, газетные заметки о работе школы.

О лучших учениках (Фотографии, документы, выпускники школы-медалисты; спортивная жизнь школы; самодеятельность школы.

Разделы музея могут быть и другие.

Например: 1) Хроника. история школы в цифрах и фактах.

2) Школьные традиции.

3) Ими гордится школа (Гордость школы – ее выпускники)

4)                 Учителями славится Россия (фотографии, высказывания коллег, выпускников школы об учителях).

5)                 Они руководили школой (за все годы).

6)                 Это наша с тобой биография (фотография школы, как она строилась, открывалась, фотографии выпускников разных лет, коллектива учителей).

7)                 Участники Великой Отечественной войны – учителя и выпускники (фотографии, воспоминания о них).

8)                 Наш музей (история открытия, о создателях музея, отзывы о школьном музее)

9)                 Школа сегодня (чем живет школа, фотографии с уроков, с занятий секций, клубов, кружков, самодеятельность школы – руководители, учащиеся).

10)             Их лира зародилась в школе (если есть школьные поэты, их стихи).

11)             Заслуженные учителя, отличники народного образования, лауреаты, ветераны педагогического труда.

Каждая школа имеет свою историю.

Главное, чтобы в музее была четкая периодизация, а не бессистемная выставка фотографий, документов.

Датировка документа обязательна.

При записи рассказа определяется цель опроса, беседы составляется план беседы (что хотите узнать).

При сборе в музей письменных и печатных материалов следует обратить внимание на следующие категории:

- книги (установить фамилии владельцев)

-                      газеты, журналы, листовки (история их создания)

-                      правительственные документы (указы, распоряжения и т.д.)

-                      официальные документы (паспорта, расчетные книжки, свидетельства об образовании, различные дипломы. Иметь подробные и точные сведения о их владельцах: где они жили, где работали, какова их дальнейшая судьба).

В основной фонд включаются воспоминания:

-                      письма включаются в основной фонд (собирать с конвертами, точно датировать и по возможности точно характеризовать адресата)

-                      изобразительные материалы;

-                      диаграммы и схемы – необходимые элементы экспозиции, т.к. помогают показать количественное развитие школы.

Примечание: Разделы названы условно, у Вас они могут быть иными.

Очень важно привлечь всех учителей и учащихся к поиску руководителей учителей, работавших в различные периоды жизни школы.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |