Методические рекомендации директорам учреждений образование по организации музеев истории школы, учреждений образования | ||||
Председатель Совета областного музея истории образования - Л.П.Ткачева Школьное образование Оренбуржья имеет богатую историю. В разные периоды жизни школьных коллективов в них работало и училось немало замечательных руководителей, творчески работающих педагогов, преданных делу образования подрастающего поколение выпускников. И наша с Вами задача воссоздать историю своей школы, учреждения образования в разные периоды развития общества. Мы должны вспомнить всех руководителей, педагогов и воспитателей своей школы, по крупицам собрать исторические материалы. Обобщить и сохранить для ныне живущих и последующих поколений опыт работы действующих педагогических коллективов. Речь идет о создании музея истории каждой школы, учреждения образования. С чего начинать эту работу? Прежде всего надо провести большую организаторскую работу в коллективе: - совещание с заместителями директора, классными руководителями, председателями предметных методических комиссий. Это совещание должно быть проведено на таком нравственно-эмоциональном уровне, которое вызвало бы у каждого у участников совещания трогательные воспоминания о прошлых поколениях педагогов, руководителей, о славных выпускниках, гордость за историю и современное состояние школы: - назначить рабочую творческую группу по сбору материалов, их отбору для музея, составлению эскизов разделов музея, организации и оформление музея школы. Желательно руководство работой творческой группы директору взять на себя. Это очень важно для эффективного руководства и контроля, практического решения вопросов, касающихся материальных затрат, выделения помещения, привлечение к работе всех членов педагогического и ученического коллективов. Для оперативного руководства и контроля полезно назначить одного из заместителей директора школы. В творческую рабочую группу необходимо включить наиболее активных учителей и учащихся. Творческая рабочая группа разрабатывает план работы, конкретные задания для каждого класса во главе с классным руководителем по сбору материалов, составляет смету расходов на создание или реконструкцию музея. План утверждается директором. В план работы, по нашему мнению, следует включить следующие мероприятия: 1. Организационно-педагогические (аппаратное совещание, собрание всего коллектива учителей и учащихся; контроль и ответственность за выполнение намеченного плана и отдельных поручений и др.) 2. Укрепление или создание учебно-материальной базы музея школы; изготовление стендов и пристенных горизонтальных витрин, приобретение альбомов для оформления материалов, приобретение книжных шкафов для размещения в них собранного материала – архива музея) 3. Экспозиция музея истории школы. Каждая школа, учреждение образования разрабатывает свою экспозицию с учетом его условий и возможностей. Примерная экспозиция может быть такой. Например, первый раздел – «Организация школы». 1) Фотография здания школы в первые годы ее существования. 2) Фотографии первых учителей, учащихся. 3) Документы об открытии школы. (Если еще до революции, то образцы ученических работ, учебники, табели успеваемости и другие документы, фотографии из жизни школы). Второй раздел «История школы с 1917 г. до 1941г.» (начало Великой Отечественной войны). Собрать материалы разных лет: 1) Учебные занятия – фото учителей, учеников, учебники, дневники, классные журналы, тетради, наглядные пособия, изготовленные учащимися. 2) Пионерская организация - фото первых пионеров, знамена, значки, горны, барабаны, почетные грамоты. 3) Комсомольская организация – фото комсомольцев, документы комсомольских собраний, значки, почетные грамоты, награды. Третий раздел «Наша школа в годы Великой Отечественной войны». Материал о работе школы в помощь фронту (фотографии, личные вещи учеников, учителей-участников войны, фотографии и документы об общественной работе школы – субботники, сбор металлолома и др.) Четвертый раздел «Наша школа после Великой Отечественной войны» Материалы о новых явлениях в жизни школы – политехнизация школы, связь обучения с производительным трудом (продукция школьных мастерских, изделия кружков «Умелые руки», фотографии, изображающие работу в колхозе, совхозе, на промышленном предприятии, ведомости оплаты труда учеников, благодарности общественных организаций, газетные заметки о работе школы. О лучших учениках (Фотографии, документы, выпускники школы-медалисты; спортивная жизнь школы; самодеятельность школы. Разделы музея могут быть и другие. Например: 1) Хроника. история школы в цифрах и фактах. 2) Школьные традиции. 3) Ими гордится школа (Гордость школы – ее выпускники) 4) Учителями славится Россия (фотографии, высказывания коллег, выпускников школы об учителях). 5) Они руководили школой (за все годы). 6) Это наша с тобой биография (фотография школы, как она строилась, открывалась, фотографии выпускников разных лет, коллектива учителей). 7) Участники Великой Отечественной войны – учителя и выпускники (фотографии, воспоминания о них). 8) Наш музей (история открытия, о создателях музея, отзывы о школьном музее) 9) Школа сегодня (чем живет школа, фотографии с уроков, с занятий секций, клубов, кружков, самодеятельность школы – руководители, учащиеся). 10) Их лира зародилась в школе (если есть школьные поэты, их стихи). 11) Заслуженные учителя, отличники народного образования, лауреаты, ветераны педагогического труда. Каждая школа имеет свою историю. Главное, чтобы в музее была четкая периодизация, а не бессистемная выставка фотографий, документов. Датировка документа обязательна. При записи рассказа определяется цель опроса, беседы составляется план беседы (что хотите узнать). При сборе в музей письменных и печатных материалов следует обратить внимание на следующие категории: - книги (установить фамилии владельцев) - газеты, журналы, листовки (история их создания) - правительственные документы (указы, распоряжения и т.д.) - официальные документы (паспорта, расчетные книжки, свидетельства об образовании, различные дипломы. Иметь подробные и точные сведения о их владельцах: где они жили, где работали, какова их дальнейшая судьба). В основной фонд включаются воспоминания: - письма включаются в основной фонд (собирать с конвертами, точно датировать и по возможности точно характеризовать адресата) - изобразительные материалы; - диаграммы и схемы – необходимые элементы экспозиции, т.к. помогают показать количественное развитие школы. Примечание: Разделы названы условно, у Вас они могут быть иными. Очень важно привлечь всех учителей и учащихся к поиску руководителей учителей, работавших в различные периоды жизни школы. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |