Страницы истории Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материал подготовила: Пузакова А.Г. – директор музея истории образования Оренбуржья Дата: 27.02.03 Главную, решающую роль в системе образования всегда играли и играют кадры педагогов. Именно они определяют реальное содержание образования, выбор технологии обучения и воспитания. 19 век. Медленное, но постоянное увеличение числа новых учебных заведений приводило к большой потребности в учительских кадрах. Органы управления образованием губернии вынуждены были приступить к формированию собственной системы подготовки и переподготовки учителей. К подготовке учительских кадров для начальных школ губернии были привлечены Николаевский институт благородных девиц, женские гимназии и прогимназии. Качество педагогической деятельности работников образование зависит от эффективности системы повышения их квалификации. Поэтому организация работы по совершенствованию педагогического мастерства учителей всегда была одной из основных управленческих проблем для руководящих органов образования губернии. В практику работы системы образования 19 столетия начали входить ежегодные съезды, совещания и семинары учителей и руководителей образовательных учреждений. В истории развития образовательных учреждений, в создании в 19 веке системы повышения квалификации учителей заметный след оставили некоторые руководители Оренбургской системы образования. Одним их них был Владимир Игнатьевич Фармаковский – директор народных училищ, соратник и единомышленник известного педагога – организатора 19 века Ильи Николаевича Ульянова. К работе по повышению квалификации учителей губернии привлекались не только местные опытные педагоги, но и видные педагоги России. В 1874 году в Оренбурге проводились курсы учителей под руководством одного из прогрессивных педагогов того времени Василия Ивановича Водовозова Занятия велись по очень напряженному графику: с 9 часов утра до 2 часов дня или образцовые уроки в школе, два часа отводилось на обсуждение этих уроков, затем читались общеобразовательные публичные лекции по русской историки, географии, естествознанию, физике, методики, истории и Теории педагогики. На них присутствовало до 200 человек. С 1914 года в работу по повышению квалификации учителей школ и внешкольных работников образования активно включилось Оренбургское губернское земство, которое начало выделять финансовые средства на устройство краткосрочных летних педагогических курсов. В 1916 году земством были организованы шестинедельные курсы в объеме 194 часов. Программа курсов состояла из следующих циклов: гуманитарные науки – 52 часа, естественные науки – 64 часа, педагогика, психология и школьная гигиена – 20 часов, внешкольное образование – 50 часов, богословие – 8 часов. Дополнительно в нее входили практические занятия, чтение докладов участников, собеседования по отдельным темам. Для некоторых слушателей предлагались углубленные курсы природоведения. К разработке программы курсов были привлечены оренбургские педагоги и ученые. В 1917 году в работе летних педагогических курсов участвовало 352 человека. Ими были прослушаны циклы лекций по дошкольному воспитанию, внешкольному образованию, природоведению и родиноведению, образовательные дисциплины. В числе лекторов были преподаватели московских вузов, руководители отделов народного образования Оренбургского губернского земства, преподаватели учебных заведений и ученые Оренбурга. Доцент Московского университета П.П. Блонский выступил по вопросу «Обзор теории дошкольного воспитания» (в дальнейшем известный советский педагог, автор учебников «Педагогика», «Основы педагогики»: изданные в 20-е годы 20 столетия). «Курс педагогики раннего детства», «Курс педагогической психологии» прочитал приват-доцент Московского университета М.М. Рубинштейн. С «Курсом русской истории» ознакомил слушателей В.П. Потемкин, преподаватель Истории Московского реального училища Бажанова и женской московской гимназии Деканской. «Особенности работы по внешкольному образованию в народных домах» изложил Е.А. Звягинцев – лектор университета Шаневского. Курс физики и химии прочитал С.Г. Крапивин, профессор высших женских курсов. Финансовые средства на проведение летних педагогических курсов выделили совместно Оренбургское земства, Оренбургская городская дума, Оренбургское казачье войско, Министерство народного просвещения, департамент земледелия. Уровень грамотности среди взрослого населения губернии в первые десятилетия 20 века был низок. Средний процент неграмотных в Оренбургском уезде среди взрослого населения (старше 17 лет) в 1916 году выражался цифрой 71,2 %, достигал среди женщин 70%, а для мужчин – 52,6 %. По грамотности губернские значительно отставала от центральных областей России. Февральская и Октябрьская революции 1917 года изменили государственное и общественное устройство России. Преобразования затронули как содержание образования, так и систему его организации. Всеобщее начальное образование в очередной раз стало общегосударственной проблемой. Декретом ВЦИКа и СНК от 31 августа 1925 года предельным сроком введения всеобщего начального образования для детей от 8 до 11 лет по всей стране был определен 1933 – 1934 учебный год. На начало 1940 – 1941 учебного года в системе общего образования области на должностях учителей, руководителей начальных, семилетних школ работало 11914 человек. Из них: - имеющих высшее образование – 734 человека; - окончивших 2-х и 3-х годичные учительские институты – 1091 человек; - имеющих среднее педагогическое образование – 5934 человека; - не имеющих полного среднего образования – 4155 человек. Система повышения квалификации работников образования в 1920-е годы была построена на опыте повышения квалификации учителей в дореволюционный период. Для руководства переподготовкой и повышения квалификации …. В 1924 году при Губоно был создан специальный отдел, который получил название «Губернское методическое бюро» (Губметбюро) С 1925 года деятельность по повышению квалификации работников просвещения всех категорий приобрела плановый и массовый характер. Вопросы подготовки и переподготовки учительских кадров постоянно была в поле зрения обкома ВКП (б). Регулярно эти вопросы рассматривались на заседание бюро Обкоик ВКП (б). Так в протоколе № 49 от 3 ноября 1935 года записано: Пункт № 2 . Облоно заверило Шапошникову укомплектовать их программами, учебниками, школьно-письменными принадлежностями, создать вполне удовлетворительные бытовые условия (общежитие, питание) и организовать систематическое работой курсов. Пункт № 5. В связи с невозможностью удовлетворить потребности в учителях старших классов неполной средней школы за счет выпуска из педагогических учебных заведений и курсов, предложить Облоно выделить 400 лучших преподавателей начальной школы и младших классов неполных средних и средних школ, организовать с ними индивидуальную учебу, подготовить их для преподавательской работы в 5, 6, 7 классах. Летом 1936 года организовать для них специальные курсы (Центр документации новейшей истории дело 456). В протоколе № 26 от 3 августа 1936 года бюро Обкома ВКП (б) в постановляющей части записано: «Обязать Облоно тов. Шапошникова и директора института повышение квалификации учителей тов. Кузнецова дополнительно к существующей сети организовать заочные сектора при средних школах Каширинской, Саракташкой, Шарлыкской и школы г. Орска». (ЦДНИ дело 456). В январе 1935 года был открыт Оренбургский институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). В октябре 1938 года в соответствии приказом Наркомпроса РСФСР на базе ИПЛКНО и областного методического кабинета был организован институт усовершенствования учителей (ИУУ). Фото (Первое задания Института усовершенствования учителей Сакмарский пер. 5 сегодня здесь расположена автодорожная инспекция здание не достроено.) Главные задачи ИУУ были определены специальным положением правительства об институтах усовершенствования учителей. Они заключались в повышении общих педагогических знаний и методического мастерства учителей, управленческих навыков руководителей школ, изучении и распространении передового учебно-воспитательного и методического опыта. Особое внимание должно было уделяться изучению организации методической работы райпедкабинетов, кустовых и районных методических объединений учителей. Первым директором ЦУУ был Петр Данилович Кузнецов (январь 1935 г. по 1935 г. по 22 ноября 1936 г.). Работа института начиналась в нелегких условиях. Из переписки директора института Кузнецова П.Д. и директором Центрального ИПККНО от 17 мая 1936 года за № 668. «Институт существует с 1935 года. Для нормальной работы Института отсутствует учебно-материальная база: 1. Совершенно нет учебных пособий, учебников, институт не имеет своей библиотеки, кабинетов, лабораторий. 2. Институт занимает 3 комнатки. 2 из них заняты под канцелярию и сотрудников ИПККНО, другая, разделенная на 2 части используется для учебных занятий. 3. Помещение общежития дает возможность разместить 50-60 учителей. Помещение сырое, темное, за исключением одной комнаты на 10-12 человек. 4. До сих пор нет зав.учебной частью. Всего в институте: директор, зав.курсовыми мероприятиями, инструктор по обучению учителей за НСШ, один работник по работе с национальными кадрами, один научный сотрудник по географии и один разъездной инструктор (т.е. 7 человек)». Далее далее дается характеристика работников: «Научный сотрудник по географии по своему положению административно высланный, ленинградец, выезд ему с территории г. Оренбурга запрещен. Разъездной инструктор в прошлом снят с работы директора средней школы за развал работы. Инструктор по национальным кадрам мало подготовленный товарищ. Область молодая, многонациональная, территория разбросанная, требования к инструктору с каждым днем возрастают. При таком состоянии института дальше продолжать работу нет возможности, нужны коренные изменения. Со стороны Облоно, Облисполкома принимаются меры к укреплению учебно-материальной базы, укомплектованию работниками, но пока дальше обсуждений, разговоров дело не пошло».
(ГАОО, фонд 765, опись 1ед хр 3 дело № 66). Несмотря на огромные трудности работа шла очень напряженная. В 1936 году написана директором ИУУ справка о состоянии повышения квалификации учителей Оренбургской области. Вот ее содержание. «По состоянию на 1 января 1936 года учителя начальных, неполных средних и средних школ – 7048 чел, в том числе директоров – 326 человек, заведующих – 1895 человек. По образованию директора, заведующие и учителя школ распределяются в таком порядке: 1.Из 326 директоров НСШ и средних не имеют высшего образования 255 человек (78 %). 2. Из 1896 заведующих начальными школами не имеют среднего педагогического образования 1305 чел. – 68 %. 3. Из 1380 учителей начальных школ не имеет среднего образования 1012 чел – 63 %. 4. Из 1600 учителей НСШ и средних школ не имеет высшего образования 1143 человека – 71 %. Такое бескомпромиссное письмо и справка имели, вероятно, следующие последствия. Появляются следующие приказы:
Приказ № 30 по ИПКРО от 29/8 – 1936 г. Кузнецову П.Д. – директору ИПККНО представить очередной отпуск с 3 сентября по 3 октября 1936 года. Временное исполнение обязанностей директора ИПККНО возложить на тов. Шульчева. Зав.Облоно Шапошников
Приказ № 53 по ИПККНО от 23/11-36 г.
Параграф 1. Согласно приказа Облоно за № 286 от 22/11 – 36 г. директором ОПККНО с 23/11 – 36 г. назначается тов. Шапошников Н.М.
Параграф 2. Тов. Шульчеву зам. директора ИПККНО приступить к своим прямым обязанностям. Директор ИПККНО Шапошникова Н. М.
Шапошникова Надежда Михайловна проработала директором Института недолго с 23 ноября 1936 г. по 11 августа 1937 года, так как была репрессирована с мужем Шапошниковым П.П. – заведующим Облоно. Фото Денисова Афанасия Яковлевича – директор ИУУ с 21 декабря 1937 г. по 10 мая 1936 года. С первых дней институт усовершенствования учителей поддерживая тесный контакт с преподавательским составом пединститута, профессора и доценты которого по совместительству работали в ИУУ – Цузмер М.Я. и Менчинская Н.А., Лубэ С.М., Ветров А.С., Буданцев Л.А., Вольфсон М.М, и другие. Институт продолжал деятельности по повышению квалификации учителей школ, учреждений дополнительного образования. Всего в 1939 году через различные курсы и семинары было пропущено 937 человек. За год в институте было проанализировано 6453 контрольных работ учащихся по русскому языку, арифметики, более тысячи конспектов уроков, планов работы школ, отчетов, выпущено два печатных методических сборника, где был освещен опыт 35 учителей-отличников. В 1939 году в области появились первые учителя, отмеченные государственными наградами, орденами. Одной из первых задач института стало изучение опыта учителей – орденоносцев Гороховой, Катаевой, Моревой, Сивовой, Ткоченко, Метлина, Яковлевой, Галинской, Утарбаева. В 1940 году Чкаловское издательство выпустило сборники 4 ИУУ «В помощь учителю. Учителя-орденоносци о своей работе». Сборник «В помощь учителю. Учителя-орденоносцы о своей работе» № 4 за 1940 год. Материалы сборника № 2 за 1939 г. ИУУ «В помощь учителю начальной школы» получили высокую оценку: 1) «Применение дидактического материала на уроках чтения» (автор Меглинская). 2) «Уроки по обучению грамоте» (Богданов М., Зайцева В., Подковырова). 3) «Работа по картинкам» (Захарьева). Высокая оценка работы института дана в статье Кирбятьева С.С. «Повышение квалификации учителей – важнейшая политическая задача» (газета «Оренбургская коммуна»). Кирбятьев писал: «Эту важнейшую задачу (обучение детей) наша школа может выполнить, если ее центральная фигура – учитель будет достаточно подготовлен, будет иметь достаточную педагогическую, политическую и общеобразовательную квалификацию… Для того чтобы, чтобы получить право преподавать в НСШ и в средней школе, т.е. получить звание учителя средней школы, для этого надо иметь высшее образование – диплом об окончании учительского или педагогического института. Но только незначительная часть учителей (15%), преподающих в 5-10 кл. средних школ имеет законченное высшее образование, большая часть его не имеет… Оренбургский институт повышения квалификации кадров народного образования организовал экстернат – одна из важнейших сейчас форм повышения квалификации учителей. Сейчас на экстернат – для прохождения в 2-х годичный срок программного материала за учительский институт и сдачи соответствующих экзаменов за него – зачислено с 9/10 по 15/4 797 учителей… Значительные в институт экстерны – студенты проходят всю программу соответствующего факультета. Основные формы занятий экстернов 1. Курсы-конференции (слушают лекции профессорско-преподавательского состава Пединститута, Агроветинститута). 2. Курсы регулярно созываются 2-4 раза в год. Экстерны, не отрываясь от производства, заняты самостоятельной работой, для чего все экстерны снабжаются институтом соответствующей учебной литературой. 3. Организуются регулярные консультации в здании ИПККНО ежедневно, по воскресеньям (для удобства сельских учителей) с 9 утра до 1 дня и с 7 часов до 11 часов вечера. По математике консультирует профессор пединститута Т. Чудинов, по естественным наукам профессор Агрозооветинститута Т.Мамчур, по истории доцент госпединститута Кирбятьев, по языку доцент Зорин, по литературе доцент Бардин и др. На все письменные запросы экстернов институт отвечает в 5-6 дневный срок с момента получения запроса от экстена. И делает Степан Сергеевич Кирбятьев серьезный вывод: «От успешной работы сотен экстернов в нашей области зависит успех повышения квалификации наших учителей, без чего немыслима успешная и продуктивная работа школ. Кадры решают все. Кадры учителей решают успех дела народного образования» (ГАООФ 765, от 1, ед. 19). Представляет интерес содержание письма директора ИПККНО Денисова учителям-экстернам от 29/6 – 1938 г. «Учителя-экстерны на право обучаться за учительский институт обеспечивается общежитием, питанием и деньгами на проезд. При явке на сессию от Вас требуется привезти с собою: подушку, наволочку, одеяло, простыни, полотенце. Рекомендуется захватить с собой имеющиеся учебники» (ГАООФ 765, от 1 ед. хр. 52, дело 112). Учителям-экстернам выдавались удостоверения и справки об окончании курсов за определенный год.
Удостоверение. Выдано настоящее тов. Францкевич А.В. в том, что она с 7/12 – 30/12 – 1937 года прослушала при ИПККНО месячные курсы усовершенствования работников по дошкольному воспитанию по следующим дисциплинам 1. История ВКП(б) 2. Конституция СССР 3. Дошкольная педагогика 4. Методика счета 5. Методика чтения, письма 6. Методика природы 7. Методика развития речи 8. Методика музыки и физкультуры 9. Детская литература 10. Русский язык.
Директор ИПККНО Денисов (ГАОО фонд 765, от 1,ед хр25, дела 83) В отчете директору Центрального ППККНО от 17 мая 1936 г. перечисляются на курсы и количество слушателей в текущем году:
Большое внимание уделялось повышению квалификации учителей национальных школ. Так в этом же году планировались конкурсы: 1) с 15/6 в Оренбурге созываются курсы учителей татарских начальных школ – 35 человек. Курсы учителей казахских начальных школ – 35 человек. 2) С 1/7 в г. Оренбурге созываются курсы преподавателей родного языка, литературы и истории татарских неполных средних школ – 70 человек. В заключении отчета говорится, что «26 марта с/г при школьном отделе Обкома ВКБ(б) состоялось совещание директоров педагогических техникумов. На этом совещании были заслушаны сообщения директоров о ходе выполнения решения бюро Обкома ВКП(б) от 25/2 – 1936 г.» (ГАООФ 765, от 1 ед. хр 3, дело 66). В областном архиве хранятся интереснейшие документы по институту усовершенствования учителей. Это годовые планы и отчеты института, каждого научного сотрудника. В отчете по учебно-методической работе Чкаловского ИУУ за 1940-1941 учебный год в разделе «Кадры говориться: «По образовательному цензу научные сотрудники и руководители института распределяются так: 1. С высшим образованием – 7 человек 2. Со средним образованием – 4 человека. Среди части сотрудников организована работа по сдаче кандидатского минилизма. В этих целях оформлено прикрепление Г.Т. Тройкина, Тычинина к Московскому пединституту им. К. Либкнехта. Научных сотрудников – 13, в том числе вспомогательного персонала – 4». (ГАООФ 765, от 2, ед хр 6, дело 7) Директором ИУУ в это время был Тройкин Александр Анатольевич с 25 июля 1939 года по 29 мая 1941). Институт со дня организации и примерно до июля 1949 года занимал здание по Сакмарскому переулку 5 (совместно с Облоно). Затем ИУУ переезжает в Здание по ул. Пролетарской,70. Фото здания ИУУ по ул. Пролетарской, 70 (ныне 62). Начинается Великая Отечественная Война. Заместитель директора Института Тычинин Ефим Иванович в отчете от 29 сентября 1941 года пишет, что курсовые мероприятия в 3 квартале 1941 г. не проводились: не было ассигнований. Но сотрудники института продолжали работу. Отличается, что основной формой работы стали конференции, семинары, выступления с лекциями и докладами, посещение уроков и оказание методической помощи. Так зав. кабинетом начальной школы Захарьева К.И. посетила 62 урока, сделала 2 выезжая в районы, проанализировала 637 документов. Зав. Кабинетом средней школы Иван Иванович Зорин посетил 63 урока, выезжая 2 раза в район, проанализировали 1944 документа. (ГАОО фонд 765, от 2, ед хр 6, дело 7). В мае 1941 г. директор ИУУ Тройкин А.А. был призван в ряды Красной Армии, директором назначается Тычинин Ефим Иванович, но и он был недолго (с 25 июля 1941г. по14 октября 1941 г.) – призывается в армию. Представляет интерес план работы Чкаловского ИУУ на октябрь 1941 года – патриотическая направленность.
Вр. Директор института А.Хворов. В плане работы ИУУ на декабрь 1941 г. говориться: «В обстановке войны ИУУ не может полностью развернуть всю работу согласно положению, утвержденному Наркомпросом в 1938 году. В частности, например совершенно исключаются из практики работы института (на время войны) проведение различных курсовых мероприятий. В то же время ИУУ может и должен оказывать повседневную конкретную помощь учителям области и города» и планируется проведение следующих мероприятий: 1) Организация однодневных семинаров по отдельным предметам в воскресные дни. Эти курсы смогут посещать как работники г. Чкалова, так и учителя близлежащих районов; 2) Систематическое посещение уроков лучших учителей г. Чкалова; 3) Организовать лекции по радио по отдельным предметам и по методике этих предметов для учителей Чкаловской области; 4) Издать сборник по военно-оборонной тематике. В этот сборник включить методические рекомендации, которые должны помочь учителю перестроить преподавательный курс в условиях Великой Отечественной Войны. 5) Превратить одну из укол г. Чкалова в базовую для ИУУ. 6) Организовать выезды отдельных научных сотрудников и коллективные выезды в районные центры для проведения семинаров, изучения лучшего опыта учителей и популяризации работы ИУУ путем организации передвижных выставок. 7) Организовать передвижные библиотеки в ряде районов области». После ухода на фронт Тычинина Е.И. на фронт исполняющими обязанности директора ИУУ были обязанности директора ИУУ был Зорин, Надеждин. 10 апреля 1942 года в ИУУ были два кабинета: начальных классов и средней школы. С апреля 1942 года в структуре института появляются отделения. Приказ № 29 от 21 апреля 1942 года.
№ 1 В целях упорядочения работы института ввести с сего числа следующую структуру и ответственных руководителей: 1. Отделение педагогики и психологии: И.О. зав. отделением – т. Витухновский И.Г., без особых доплат. Зав. кафедрой педагогики – вакансия. Председатель секции по педагогике - _______________________ Председатель секции по психологии ___________________________________ 2. Отделение языка и литературы: И.О. зав. отделением – Зорин И.И, без особой доплаты. Зав. кафедрой языка и литературы – вакансия. Председатель по секции по русскому языку ____________________________ Председатель по иностранному языку _________________________________ 3. Отделение марксизма-ленинизма, истории и географии: И.О. зав. отделением – Бэр Ю.А., без особых доплат. Зав. кафедрой – вакансия. Председатель секции марксизма-ленинизма ____________________________ Председатель секции всеобщей истории _______________________________ Председатель секции истории СССР ___________________________________ Председатель секции географии ______________________________________ 4. Физико-математическое отделение: И.О. зав. отделением – Васильев Н.К., без особой доплаты. Зав. кафедрой физики и математики – вакансия. Председатель секции по математике ___________________________________ председатель секции по физике _______________________________________ 5. Естественно-химическое отделение И.О. зав. отделением – Цузмер А.М., без особой доплаты. Зав. кафедрой ___________ вакансия. Председатель секции по естествознанию _______________________________ Председатель секции по химии _______________________________ Председатель секции по с/х дисциплинам ______________________________ 6. Отделение начальных классов: И.О. зав. отделением ЗахарьеваК.А. – без особой доплаты. Председатель секции ____________ вакансия. 7. Отделения национальных школ: И.О. зав. отделением __________ вакансия. Председатель секции по татарским школам ____________________ Председатель секции по башкирским школам ___________________________ Председатель секции по казахским школам _____________________________ 8. Отделение военной и физической подготовки учащихся: И.О. зав. отделением – вакансия. Председатель секции военной подготовки _________ Председатель секции по физической подготовке ________________________ Функции отделения определены положением НКП РСФСР об институтах усовершенствования учителей в разделе «Учебно-методические кабинеты», но вместо термина «кабинеты» вводится название «отделение», полностью сохранив перечисленные положением функции Председателей секций и секции занимаются научно-методической работой, подбором состава лекторов, докладчиков и консультантов по требованию учебной части института. Состав нештатных сотрудников, лекторов и консультантов института утверждается отдельным приказом.
Директор института НадеждинВ мае 1942 года появляется приказ (от 9 мая 1942 года) о назначении зав. кафедрами: Приказ №От 9 мая 1942 года№ 1 Назначить на должность зав. кафедрой естествознания и химии профессора Цузмер Моисея Яковлевича.
№ 2 Назначить на должность зав. кафедрой педагогики доцента, кандидата педагогических наук Менчинскую Наталью Александровну. № 3 Назначить на должность зав. кафедрой русского языка и литературы доцента Лубэ Самуилла Марковича. Директор института А. Родионова
Приказом № 24 от 11 мая 1942 года создается Ученый Совет ИУУ. В областном архиве хранятся отчетные доклады о работе ИУУ с 1941-1945 г. (ГАОО фонд 765, оп. 2, дело 22) Вот выдержки из отчетного доклада о работе Чкаловского ИУУ за период с 1 августа 1941 г. по 1 ноября 1942 г.: «... В дни Отечественной войны, в дни смертельной схватки с заклятым врагом человечества наша школа перестроилась на военный лад... Работа наших школ везде, где это возможно при условиях военного времени, продолжается беспрерывно. ...Чкаловский областной ИУУ функционирует на правах высшего учебного заведения и имеет своею целью всесторонне систематическое усовершенствование квалифицированных кадров народного образования. ...Исходя из этих задач институт проводит разнообразные мероприятия: организует курсы для учителей и руководящих работников, изучает опыт лучших учителей, обобщает и распространяет его среди учительских масс, изучает и помогает в работе райпедкабинетов, кустовых и районных методобъединений, организует помощь передовым учителям в их подготовке к научной деятельности». Институт подготовил и провел накануне войны первую Чкаловскую областную научно-практическую конференцию. Газета «Чкаловская коммуна» в номере от 20.4.1941 в статье, посвященной этой конференции, писала: «В последнее время большую работу провел Чкаловский областной ИУУ. Институт стал лучше помогать школам в налаживании учебно-меодической работы, в организации методического контроля. Но это лишь первые шаги. Институт, его работники должны смелее и шире развертывать свою работу». В этой статье отмечалось интересная тематика и содержательность учебно-показательной выставки, организованной институтом во время работы конференции. Отмечалась связь с Московским государственным научно-исследовательским институтом школ Наркомпроса РСФСР. Война нарушила планы института в первые дни войны. Штат сотрудников института в 24 человека уменьшился до 7 человек, хотя по положению нормальный штат института должен был составлять 41 человек. Собственное здание института было передано под школу, а институт был выселен в совершенно не подходящее помещение... Весь оставшийся штат был помещен в одной небольшой комнате, что вынудило совершенно свернуть выставочную работу и в значительной части законсервировать богатую библиотеку института. Если к этому прибавить частую смену руководителей института (за 8 месяцев пятый директор), сокращение финансовой сметы института с 177-тыс. рублей до 128 тыс. рублей. В этих условиях продолжалась научно-исследовательская деятельность института. По заданию Облоно вышел сборник «Агроуказания в помощь учащим и учащимся Чкаловской области». Разработана была также тема «Методика профессионально-трудового обучения с/х в детских домах». Коллектив института работал над следующими темами: «Педагогические и психологические основы воспитания подрастающего поколения» (педагогика); «Героизм русского народа в нашей художественной литературе (литература); «Развитие пространственных представлений на уроках математики»; «Роль самостоятельных работ в системе преподавания естествознания». Впервые в этом году теоретическо-методическая работа была соединена с практическим путем: введены системы опытно-показательных уроков в присутствии особой комиссии ГОРОНО или РОНО с обязательным участием работников института. После урока проводился самый тщательный анализ урока. Проводились уроки в Чкаловских школах № 33, 38, 22 и других. Для укрепления связи со школой научные сотрудники прикреплялись и руководили работой предметных комиссий внутри самих школ. Часто сотрудники вели уроки в школах. Особое важное место в работе института занимало посещение школ области в целях изучения опыта лучших учителей. Учет и обобщение учительского опыта институт проводил путем анализа письменных работ учащихся. Результаты анализа посылались директорам соответствующих школ с подробным разбором. За текущий учебный год научные сотрудники посетили следующее количество уроков:
Представляют большой интерес планы работ института и сотрудников учебно-методических кабинетов окт. 1945 – окт. 1946 г.: Волович - по военной работе; Калининой - по иностранному языку; Зайковского – естествознание; А. Ветрова – по географии; Прянишниковой – русский язык и литература. Календарный план работы городской секции учителей математики с 16/1-46 г. – 20/3-46 г., подписанный директором Чкаловского областного ИУУ Соминым. (ГАОО ф. 765, от 2, дело 29). В это время возглавлял институт Сомин Лев Ефимович. Закончил Киевский институт народного образования, биохимический факультет. Участник Великой Отечественной Войны. Воевал под Сталинградом в 1942-1943 году. Тяжело ранен у станции Илларионовской. Рекомендован на должности директора педучилища г. Чкалов 10 мая 1943 года . С 1943 по 1945 г. работал директором педучилища, а с ноября 1945 г. по 9 сентября 1945 г. директором Чкаловского областного ИУУ.(ЦДНИ ф. 371, от 371, д 1302). В центре документации новейшей истории сохранилась выписка из протокол № Б/567 заседания бюро обкома ВКП/(б) от 20 октября 1948 года. «Утвердить тов. Кисельникова Петра Константиновича директором института усовершенствования учителей, освободив от этих обязанностей Тов. Сомина Льва Ефимовича, в связи с выездом в другую область». Секретарь Обкома ВКП(б) / Денисов». (УДНИ фонд 371, от 28, дело1302). А выписка из приказа № 39 по Чкаловскому областному институту усовершенствовани учителей от 9 сентября 1947 г.
№1. Сего числа я вступил в исполнение обязанностей директора института усовершенствования учителей. Основание: приказ № 102 по Чкаловскому Облоно от 9/9 – 47 г. №2. Зорину И.И. приступить к исполнению своих прямых обязанностей – зам.директора по учебной части. Директор Института Усовершенствования учителей П. Кисельников В след за этим другой приказ, который заинтересовал. Приказ № 51 от 5/11-1947 г. Выражаю благодарность Зорину И.И. – зав. Учебной частью за работу в сложных условиях отсутствия директора с июля 1946 г. по октябрь 1947 г. Директор ИУУ П. Кисельников В датах освобождения Сомина А.Е. от обязанностей директора ИУУ и приема на работу Кисельникова П.К. есть разночтения, но это объясняется, вероятно, тем, что утверждение на должность директора Облоно ВКП(б) было позднее, хотя товарищ уже работал. Петр Константинович Кисельников проработал в должности директора до 27 апреля 1972 г. В плане работы ИУУ на 1947-1948 г., подписанным Кисельниковым, предусматривается составление пятилетнего плана повышения квалификации учителей 5-7,8-9 кл. на 1947 – 1950 гг.:
8 –10 класы
В отчете по научно-методической работе говорится, что институт разослал всем, кто проходит очно-заочное обучение пед. заданий отдельным категориям учителей. По начальной школе 5 тем, для учителей 5-7 кл. по истории 6 тем, для учителей русского яз. и литературе 3 темы для учителей математики – 5 тем. Для выполнения этих заданий институт к каждой теме приложил список статей из кн. «Советская педагогика», «Начальная школа» и другие, а также общеметодической общепедагогической литературы (ГАОО фонд 765, от 2, дело 38) В отчете следующего года тематика индивидуальных заданий для самообразования значительно расширяется, так по педагогике и психологии разработано 40 тем, по биологии – 21, по химии 14 тем, по математике – 40 тем, по географии – 33. По истории 24 темы, к тому же темы для углубленного изучения Истории СССР – 18 тем, всеобщей истории – 20 (древний мир 7, средние века – 7, новое время – 6). Институт усовершенствования учителей использует формы обучения: 1) Годичный цикл очно-заочного обучения; 2) Работа с учителями по индивидуальным заданиям; 3) Самостоятельная работа учителя; 4) Организация методической работы в КМО и предметных комиссиях. По штатному расписанию в Чкаловском ИУУ на 1 августа 1956 года утверждены работники по кабинетам: 1. Дедова М.А. (ныне Чернышова М.А.) – зав. Кабинетом начальной школы; 2. Любушкина – методист кабинета начальной школы; 3. Алиева Р.Х. – зав. кабинетом педагогики и психологии; 4. Аверкиева В.Н. – зав. кабинетом русского языка и литературы; 5. Юсупова Д.С. – методист кабинета русского языка и литературы; 6. – зав. Кабинетом математики и физики; 7. Нечаева Л.Н. – зав. кабинетом географии; 8. Зайковский И.И. – зав. кабинетом естествознания и химии; 9. Долотова М.И. – методист кабинета естествознания и химии; 10. Шусть В.К. – зав. кабинетом физической подготовки и военного дела; 11. Семенов И.Е. - зав. кабинетом рисования и черчения; 12. - зав. кабинетом иностранного языка; 13. Гнеушева К.П. – методист кабинета иностранного языка; 14. Задорин В.А. – зав. кабинетом внеклассной работы; 15. Александрова – зав. кабинетом по детским домам. Директор института Кисельников. Огромным уважением и авторитетом пользовался Петр Константинович Кисельников, 25 лет руководивший институтом. Из воспоминаний ветеранов института: «Почти полвека институт возглавляли три мудрейших и опытнейших педагога: Петр Константинович Кисельников, Александр Иванович Москалев, Алексей Григорьевич Гутарев. И завучи были им под стать: Любовь Пантелеевна Ткачева, Инесса Павловна Скутина, Мария Андреевна Неверова – им мужества и опыта не занимать: в строгости держали всю институтскую рать» (Чернышева Мария Андреевна). «Хочу особо отметить атмосферу товарищества и единомыслия, в которой мы все работали. Этому всемерно способствовал наш директор Петр Константинович Кисельников, человек не только увлеченный и знающий дело, но еще отличавшийся выдержкой, интеллигентностью и доброжелательностью. Все мои коллеги тех лет были людьми активными, добросовестными и в работе и надежными, интеллигентными как личности» (Скутина Инесса Павловна). В апреле 1972 года коллектив ИУУ провожал на пенсию Петра Константиновича Кисельникова. В памятном адресе писал:
Дорогой Петр Константинович! В этот день хочется найти особые слова, чтобы выразить Вам наше уважение и признательность. За Вашу преданность делу народного просвещения, которое стало делом Вашей жизни. За честное и добросовестное выполнение своих обязанностей. За энергию, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели. Своим примером Вы учили нас любить свою работу, высоко держать честь методиста ИУУ. Мы надеемся, что и теперь, достигнув всех благ земных, Вы будете помогать своим богатым опытом молодежи. А значит, и сами останетесь молодым, ибо истинная молодость определяется не количеством прожитых лет, а стремлением быть нужным людям, отдавать им свои знания, энергию, тепло своего сердца… Пусть наш ДОМ, в котором четверть веко Вы были гостеприимным хозяином, будет всегда Вашим родным ДОМОМ. Коллектив ИУУ. 21 апреля 1972 года.
С 1973 по 1977 год возглавил Институт Александр Иванович Маскалев. Он вспоминает это время как период напряженного и результативного творческого поиска коллектива методистов и ученых института. Они работали вместе с передовыми школами Оренбуржья над решением актуальных педагогических проблем: системы контроля и руководства администрации общеобразовательными учреждениями за состоянием преподавания отдельных школьных дисциплин путем развития познавательной активности учащихся, т.е. оптимизации учебно- воспитательной работы. Мария Андреевна Чернышева пишет в своих воспоминаниях: «На смену маститому, всем известному, не только в Оренбуржье, не и за его пределами директору Кисельникову П.К., был назначен молодой бывший завуч школы № 34 г. Оренбурга, Москалев А.И. Коллективу казалось, что все традиции в работе учреждения, ее слава померкнут, канут в Лету с новым директором. Но не тут-то было! Александр Иванович зарекомендовал себя личностью многогранной. И одной из этих граней была его компетентность во всех вопросах педагогической науки. Он хорошо знал, как организовать работу коллектива, чтобы выполнить ее наилучшим образом. Москалев был проницательным, самокритичным, восприимчивым, скромным и мудрым, умел использовать опыт предыдущего руководителя, советуясь с ним, с коллективом, уважая его мнение. Особенно большую помощь ему оказывала мудрейшая из мудрых, «ас» в педагогическом процессе – Ткачева Л.П. Он постоянно изучал опыт передовых директоров институтов других областей и городов. Для него была присуща высокая работоспособность, целеустремленность и этими качествами он зажигал сотрудников. Под его руководством был завершен переход школ области на новые программы. А сколько семинаров и практикумов, межобластных курсов было проведено во время его работы. Отзывы участников этих мероприятий свидетельствовали о том, что работа института на высоте. Александр Иванович был обаятельным, добрым, словно «талисман», хранил коллектив и его достижения в работе. Он – свет учительства, огромная, высокоорганизованная им работа по повышению квалификации учителей различных категорий, прославила имя его коллектива за пределами не только области. Москалев был символом веры в свой коллектив, в его работоспособность. Он был тактичен, неизменно вежлив с каждым членом коллектива, никогда не повышал голоса, «не распекал» и не было случая, чтобы его указания не выполнялись. На работу мы спешили, как на праздник, увидя его, забывали о всех своих домашних невзгодах и неурядицах. Не случайно коллектив о нем говорил: «Наш А.И. Москалев». Приведу еще один маленький штрих, свидетельствующий о его гуманности и доброте. Много лет спустя, уже не работая в институте, он узнал от кого-то о моем юбилее (50-летие), тут же пришел в институт и поздравил меня, и так он относился ко всем, с кем работал. Подтверждение этому служит фотография, на которой Москалев А.И., улыбаясь, поздравляет меня с 50-летием. Мария Андреевна Чернышева с большой теплотой вспоминает своих коллег, но и о ней, как заведующей УМК начальных классов вспоминают с признательностью. Говорит Урбанович Вера Васильевна: «Работа в кабинете начальных классов оставила в моей памяти незабываемый, неизгладимый след. Я обогатила свой педагогический опыт… Я с сердечной благодарностью вспоминаю мою работу с Марией Андреевной. Работать с ней мне было легко и интересно. Она много знала и с удовольствием делилась всем тем, чем сама владела в совершенстве. Вообще весь коллектив института представлял собой монолитную семью, умеющую во время придти на помощь каждому, кто в ней нуждался». (Урбанович Вера Васильевна) Вместе с воспоминаниями Мария Андреевна Чернышева передала списки сотрудников ИУУ, работавших в различных кабинетах до 2001 года.
Кабинет дошкольного воспитания 1. Давыдкина Любовь Ефимовна 2. Чистякова Клавдия Александровна 3. Вострикова Анна Васильевна 4. Князева Анна Васильевна 5. Пивоварова Надежда Ивановна 6. Кузина Раиса Ивановна 7. Ахматова Кадрия Юнусовна 8. Ищенко Элеонора Никитична 9. Изугорева Антонина Михайловна
Кабинет начальных классов1. Чумакова Лидия Ивановна 2. Лукашкина Елена Васильевна 3. Чернышева Мария Андреевна 4. Орлова Татьяна Георгиевна 5. Урбанович Вера Васильевна 6. Анисимова Ариадна Петровна 7. Шипилова Валентина Ивановна 8. Соломатина Клавдия Александровна 9. Ильясова Вера Владимировна 10. Филатова Софья Захаровна
Кабинет русского языка и литературы1. Скутина Инесса Павловна 2. Аверкиева Валентина Николаевна 3. Филатова Галина Станиславовна 4. Ашиткова Клавдия Ивановна 5. Богатырева Галина Максимовна 6. Землякова Валентина Константиновна 7. Кузина Алевтина Ивановна 8. Федорова Эльвина Иннокетьевна
Кабинет математики1. Игнашева Ия Ивановна 2. Расовская Галина Исааковна 3. Неверова Марина Андреевна 4. Шмидт Галина Георгиевна 5. Кузнецова Роза Николаевна 6. Конюшкова Наина Дмитриевна 7. Уколова Галина Николаевна
Кабинет физики1. Алферов Павел Иванович 2. Шарифулина Раиса Ивановна 3. Дмитриева Юлия Валентиновна 4. Ахкманова Зоя Ахкамовна 5. Никифорова Нина Захаровна
Кабинет химии1. Зайковский Иосиф Иванович 2. Мишин Петр Яковлевич 3. Коваленко Евстафия Степановна
Кабинет истории1. Петрова 2. Юсупова Маймакар Сытдыковна 3. Ермаков Юрий Яковлевич 4. Митрофанова Дина Семеновна 5. Кононыхина Лилия Алексеевна
Кабинет биологии1. Галкина Тамара Кузьминична 2. Ивашкова Нина Васильевна 3. Гирилович Раиса Егоровна 4. Товстокорая Лидия 5. Володина Майа Вениаминовна
Кабинет иностранных языков1. Илаев Мишонт 2. Мещеряков Леонид Александрович 3. Садовская-Петрова Вера Григорьевна 4. Сафронова Галина Гергиевна 5. Лаленкова Лариса Степановна 6. Жаплов Георгий Викторович 7. Калачева Надежда Андреевна
Кабинет д/домов и школ-интернатов1. Ульянова Мария Александровна 2. Назаров Григорий Ильич 3. Федорова Вера Ивановна 4. Косткина Лидия Сергеевна 5. Васильева Надежда Дмитриевна
Кабинет педагогики1. Алиева Раиса Харитоновна 2. Попова Валентина Ивановна
Кабинет руководящих кадров1. Студенкина Мария Федоровна 2. Махрина Евгения Ивановна 3. Ткачева Любовь Пантелеевна 4. Лобастова Тамара Георгиевна 5. Макаева Антонина Прокофьевна
Кабине национальных школ1. Юсупова Димера Сытдыковна 2. Мамин Наиль Хакимович 3. Авдеева Елена Павловна
Кабинет воспитательной работы1. Волгаева Нелля Павловна 2. Задорин Вадим Афанасьевич 3. Уряшева Файля Насыповна
Кабинет физвоспитания1. Шусть Василий Карпович 2. Макарова Анна Александровна 3. Костенко Николай Алексеевич
Кабинет НВП1. Бредихин Юрий Петрович 2. Иншаков Иван Семенович
Кабинет трудового обучения1. Стародубцев Петр Терентьевич 2. Белицкий Константин 3. Киселев Юрий Семенович 4. Добрынин Валентин Михайлович 5. Гончаров Николай Григорьевич
Кабинет музыки1. Малый Петр Петрович 2. Жданов Николай Дмитриевив 3. Жданова Светлана Николаевна
Зав. библиотекой1. Куденкова 2. Костюкова Лидия Васильевна 3. Талавина Вера Ивановна 4. Чернышева Мария Андреевна 5. Яковлева Мария Васильевна 6. Лаленкова Лариса Степановна
Чернышева Мария Андреевна, передавшая эти списки, работала в ИУУ с 1954 года по 1982 год, т.е. 28 лет. Этот список значительно может быть пополнен фамилиями, именами сотрудников, работавших в институте в 30-е, 40-е годы и после 1982г. С 1977 по 1984 г. институтом руководил Гутарев Алексей Григорьевич. Он вспоминает: «Исключительно большое значение уделялось самообразованию как важной форме повышения квалификации. Были разработаны специальные рекомендации для работы по этой проблеме. Поскольку курсы проходили один раз в течении пяти лет, нужно было постоянно следить за изменениями, которые происходили в программах или учебниках, чтобы регулярно пополнять свои знания… «Бывшие заведующие УМК и методисты ИУУ, ныне успешно трудятся в школах и вузах нашей области. Например, работавшая заместителем директора института усовершенствования учителей Н.Д. Конюшкова, как и ее коллега по ИУУ Г.Н. Уколова, успешно трудятся учителями математики в школах № 25 и 3 г. Оренбурга, Р.И.Шарифулина увлеченно преподает физику в первой гимназии нашего областного центра. Многие педагоги, работавшие в ИУУ стали учеными. Например, В.И. Попова, которая трудилась в прошлые годы в ИУУ заведующий кабинетом педагогики, ныне кондидат педагогических наук, преподаватель Оренбургского педагогического университета, кандидат педагогических наук В.Г.Гладких работает в Оренбургском государственном университете». Институт усовершенствования учителей был инициатором создания в Оренбуржье областного музея истории народного образования. Его первым директором был в восьмидесятые годы заслуженный учитель школы РСФСР Леонид Сергеевич Васильев. Для учителей школ и работников внешкольных образовательных учреждений городов Оренбурга и Орска проходили постоянно действующие курсы. Например, в г. Орске на базе городского филиала областного ИУУ по согласованию с областным и городским отделами народного образования. За счет ставки областного ИУУ был принят в городе Орске методист, который вел всю работу по организации и проведению курсов. Кроме педагогов-орчан, здесь проходили курсовую переподготовку и учителя школ восточных районов Оренбуржья, что значительно облегчало их быт, слушатели курсов находились поблизости от дома. Алексей Григорьевич Гутарев вспоминает: «Большая забота проявлялась об условиях работы сотрудников ИУУ, а так же их семьях. Практически каждый сотрудник нашего института трудился в отдельно оборудованном кабинете… Большое внимание уделялось повседневным нуждам и моральному поощрению сотрудников института. За их добросовестный труд. В ИУУ были свои добрые традиции. Каждый его работник имел возможность в течении своего годового отпуска отдохнуть не только сам. Дети сотрудников нашего института получали путевки в пионерские лагеря в период летних каникул школьников». Алексей Григорьевич Гутарев оставил добрую память о себе как руководитель ИУУ. Вот что вспоминают ветераны института, Чернышева Мария Андреевна: «Впервые я узнала о нем, как о директоре школы Ташлинского района Оренбургской области обучающемся на курсах повышения квалификации при Институте усовершенствования учителей. Его скромность, эрудиция произвели на меня впечатление исключительное: серьезный, вдумчивый, интересующийся всем новым, что было освещено в педагогической печати по вопросам работы директора школ. Через некоторое время я снова увидела Алексея Григорьевича в качестве инспектора ОблОНО, и мои мысли о нем, как о незаурядном человеке, еще более укрепились. Пройдя путь учителя, директора школы, инспектора ОблОНО, Гутарев А.Г. возглавляет работу нашего института. Это были очень плодотворные годы в работе коллектива. Хочу отметить, что он обладал высокими организаторскими способностями директора: будто дирижер по мановению палочки которого, весь коллектив выполнял его задания четко, со знанием дела, оказывая методическую помощь учительству области. Особое внимание в работе с коллективом уделял Гутарев А.Г. сельским школам, удаленным от райцентра, зная не по наслышке о трудностях в работе этой категории учителей, т.к. сам когда-то работал в одной из них. При этом он настаивал чутко относиться к молодому учителю, изучать, обобщать и широко пропагандировать опыт передовых учителей. Кроме того, хочу отметить, что в характере Алексея Григорьевича гармонично сочетаются чуткость, доброта, внимательность к каждому члену коллектива. Не мудрено, что он снискал глубокое и искреннее уважение не только коллектива института, но и учительства области. Выполняя работу в другом учреждении, он не забывает о членах бывшего коллектива, встречая их с улыбкой доброго человека с большой буквы и, если возможно, старается помочь в трудную минуту. С 1990 года по настоящее время возглавляет Институт Наталья Константиновна Зотова – кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации. За последние годы в кадровой структуре Института произошли значительные изменения. Ныне работают 6 кафедр: педагогики и психологии, философии, теории и методики профессионального образования, экономики и управления образования; гуманитарных дисциплин. 23 учебно-методических кабинета; Информационно-диагностический центр с формирующийся в нем модельной связью. Институт располагает своей полиграфической базой. В основу повышения профессионального мастерства учительских кадров положен принцип личностно-ориентированного обучения. За последние годы сложились новые формы организации курсовой подготовки. Это – альтернативные хозрасчетные курсы, которые позволяют пригласить для работы с кадрами работников образования ученых, учителей-новаторов, создателей новых авторских программ и педагогических технологий. Каждый год при институте проходит обучение на различных курсах повышения квалификации от 10 до 14 тыс. учителей и руководителей образовательных учреждений Оренбуржья. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |