Музыкальное воспитание в русской школе во второй половине ХIX веке – начала ХХ века | ||||
Составитель: Пузаковой А.Г., директором музея истории образования В России до Великой Октябрьской революции не было единой системы образования. Существовали различные учебные заведения, которые условно можно объединить в две группы: для детей привилегированный слоев населения и «для народа», т.е. для детей трудящихся. Одну группу составляли институты благородных девиц, Пажеский и Морской корпуса, частные гимназии, другую – фабрично-заводские школы, церковно-приходские и др. Это в полной мере относилось к учебный заведениям Оренбургской губернии. С одной стороны это гимназии, отделение благородных девиц при Неплюевском военном училище, Оренбургский Николаевский институт, с другой – церковно-приходские школы, малые народные училища и т.д. Для юноши и особенно для девушки, желающих «блистать» в обществе, следовало уметь спеть, сыграть, проаккомпонировать модное произведение (романс, арию, дуэт). Свободное владение инструментом должно было сочетать также со свободным чтением нот с листа. Большое значение придавалось музыке в религиозно-нравственном и патриотической воспитании. Весь этот комплекс задач диктовал и содержание музыкального воспитания. В него входило индивидуальное обучение вокалу и игра на музыкальных инструментах, участие в светском и духовном хоровом пении, в различных ансамблях (вокальных и инструментальных). Преподаватели музыки в индивидуальных учебных заведениях нередко были прекрасными музыкантами. Большое количество духовных хоров преследовало цель религиозно-нравственного воспитания, и обычно они исполнялись детьми (в повседневном быту, а также во время богослужения). Так, например, в пансионе благородных девиц – Неплюевское военное училище, отделение благородных девиц, по воспоминаниям одной из ее воспитанниц, музыка постоянно звучала в течение всего дня: утром – молитва перед завтраком и после него; молитва перед началом занятий и в конце их; молитва до обеда и после него, также перед ужином и после, молитва перед сном. В перерывах между уроками (на переменах) девушки обычно музицировали – пели, танцевали, так как в каждом классе имелся музыкальный инструмент (чаще всего фортепиано). Во время богослужений пел хор пенсионеров без сопровождения. Звучала музыка и на специальных вечерах, иногда в состав исполнителей концертной программы включались и педагоги-музыканты. Поскольку индивидуальное обучение игре на инструменте в институте было обязательным, количество учителей музыки доходило до нескольких десятков (так было в училище св. Екатерины в Петербурге и возглавлял этот коллектив известный в то время педагог К.К. Бах). Перед школами «для народа» ставились совершенно иные задачи. Количество школ было небольшим и основная масса трудящихся оставалась неграмотной. Содержание образования сводилось к обучению читать, писать и считать. Но даже здесь провозглашалось весьма желательным музыкальное воспитание, только оно чаще всего сводилось к пению примитивных песен и молитв. Вели занятия в лучшем случае учителя, закончившие учебное заведение, где предусматривалась некоторая музыкальная подготовка. Но нередко уроки пения вел кто-либо из «духовного звания»: священник, дьякон, дьячок, псаломщик. Естественно, что главным в их «музыкальном занятии» было религиозно-нравственное воспитание. Наиболее типичной для народной школы была методика, разработанные А.Н.Карасевым. он высоко ценил роль пения в школе не только в религиозно-нравственном, но и в умственном развитии. Музыкальные занятия он считал обязательными для всех и возражал против освобождение от уроков пения «безголосых и безслухих». Вслед за общим подъемом общественной жизни в 60-х годах прошлого столетия начинается движение и в области музыкального воспитания. Огромная роль в этом принадлежит М.А.Балакирову и Г.А.Ломакину – вдохновителям и организаторам первой в России бесплатной музыкальной школы. Ее деятельность – заслуживает и подробного описания, но отметился только самое главное: 1) Цели ее – давать музыкальное образование тем, кто не имел возможности оплачивать занятие; 2) Включать в содержание работы все лучшие достижения музыкального искусства, доступные детали, развивающие их общие и музыкальные способности. Идеи бесплатной музыкальной школы были подхвачены многими прогрессивно настроенными людьми, и в разных городах России открывались всевозможные музыкальные классы. В эти же годы издается большое количество музыкальные сборников, песенников для школы и для семьи; выходят многочисленные методические руководства. К числу известных методистов второй половины XIX века следует отнести, кроме А.Н.Карасева, также Миропольского, Д.Н.Зарина, Н.Л.Маслова. Видную роль в развитии музыкального воспитания сыграли многие музыканты, начавшие свою деятельность в предреволюционные годы и продолжавшие ее после Октябрьской революции. В их числе Н.Я.Брюсова, Б.Л.Яворский, В.Н.Шацкая, А.Д.Городцов, М.А.Румер. В Оренбургской губернии это известные педагог Кусков Иван Васильевич, Кускова Елизавета Порфирьевна, Малый Павел Петрович. Первая русская революция 1905 года дала толчок многим прогрессивным начинаниям, в том числе и в музыкальном просвещении народа. К числу таких начинаний можно отнести организацию различный музыкальных обществ, курсов, учебный заведений и прежде всего организация Московской народной консерватории во главе с С.И.Танеевым и его коллегами во многом следовали традициям М.А.Балакирева. Программа МНК включала обширный цикл музыкальных дисциплин в основе всего лежало хоровое пение. Широкой известностью в музыкальной педагогике пользовались имена В.Н. Шацких и С.Т. Шацких. В 1911 году в одной из деревень бывшей Калужской губернии Шацкие организовали детскую колонию «Бодрая жизнь». Благодаря энтузиазму им удалось создать вокруг интересным, творческий коллектив друзей-единомышленников. Музыкальное воспитание в «Бодрой жизни» было своеобразным, разносторонним и вызывало интерес у многих педагогов. Особенностью музыкального воспитания в «Бодрой жизни» был высокохудожественный репертуар, который учащиеся не только слушали, но и сами исполняли. В первые годы после Октября проводится интереснейшая педагогическая работа в области музыкального воспитания. Музыкальное воспитание как часть эстетического воспитания объявляется необходимостью, а не роскошью школьной жизни. А.В.Луначарский – первый нарком просвещения, исходя из ленинский положений о том, что искусство принадлежит народу, что необходимо открыть и сделать доступными для народа все сокровище искусства, уделял большое внимание школьным предметам эстетического цикла (литература, музыка, изобразительному искусству, театру). В соответствии с декретом СНК «О консерваториях и музыкальном образовании», подписанным В.И.Лениным в Оренбурге в 1919 году была открыта первая музыкальная школа. Было принято 100 детей. Первыми педагогами были Кусков Иван Васильевич – организатор музыкальной школы, Кускова Елизавета Порфирьевна – преподаватель по фортепиано, Рубинштейн Софья Федоровна – преподаватель по фортепиано, Малиновская Вера Николаевна. В 1940 году создается проект новой программы, но он не был опубликован: началось Великая Отечественная война. В годы войны музыка в школе официально была сохранена лишь в начальных классах (в 1941 году это были 1-4 классы). Только в 1956 году уроки музыки были включены в учебные планы 5-6 классов. Много интересного в современное музыкальное воспитание вносил видный музыкант и общественный деятель Д.Б.Кабалевский. Первым в системе Ю.В.Кабалевского начал работать Стрельников Петр Степанович – учитель интерната № 4 г. Оренбурга, затем Костылев Николай Павлович. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |