Опыт социально-педагогической работы с сельскими детьми и молодежью Оренбургской области
Представила: О.И. Полкунова
Дата: 14.03.02
/материал подготовлен при участии заведующей кафедрой философии ООИПКРО, к.культурологии, доцента Н.М. Мухамеджановой, зав. УМК по проблемам воспитания ООИПКРО Л.Б. Железновой, преподавателей кафедры педагогики и психологии ООИПКРО по запросу Федеральной инспекции Оренбургской области 29.01.2002г./

Основное содержание:

1. Особенности сельского социума в Оренбуржье. Место сельской школы в региональной системе образования. 2. Социальный портрет выпускника оренбургской школы. (по результатам социологического исследования)

3. Инновационные формы воспитательной работы в сельских образовательных учреждениях.

4. Из опыта деятельности воспитательных систем. (адреса новаций и традиций сельских ОУ)

5. Система повышения квалификации организаторов воспитательной работы в сельском социуме.

1.

Оренбургская область занимает территорию площадью 124 тыс. кв. км., что составляет 0,7% территории России. В состав области входят 35 низовых административных районов, 12 городов, 25 поселков городского типа. Природно-климатические условия и ресурсы области благоприятствуют развитию сельскохозяйственного и промышленного производства. На территории области проживает более 2200 тыс. человек. Доля городского населения составляет 65,1%. В ряде городских и сельских районов области наблюдается естественная убыль населения, то есть смертность превышает рождаемость. По прогнозам к 2004 г. численность детей сократится на 1/3. Однако отрицательный естественный прирост населения компенсируется за счет притока беженцев и переселенцев из стран ближнего зарубежья.

В области функционирует 1606 школы, в том числе 1361 сельских; 7 школ-интернатов; 27 вспомогательных школ, 891 дошкольное учреждение, 130 учреждений дополнительного образования. Численность учащихся в школах области составляет 360 тыс. человек.

Преобладающим типом учебного заведения в Оренбургской области является сельская школа, в которой обучается более половины учащихся области. Сохранение сети сельских малокомплектных школ (860 из 1361), несомненно, одна из позитивных характеристик региональной системы образования. В небольших населенных пунктах именно школа является стабилизирующим фактором их существования: и демографическим, так как закрепляет здесь жителей, и экономическим, непосредственно готовя будущих сельских тружеников; и в сфере культуры, так как является центром интеллектуально-культурной жизни села, а чаще и единственным очагом культуры. Поэтому затраты на их содержание (а это самые дорогостоящие школы) оправданы, а региональная политика в области образования направлена на сохранение и развитие сети малокомплектных школ.

В области достаточно высок удельный вес школ, в которых изучается родной (нерусский) язык: в 1999 году их насчитывалось 144; 141 из них опять же относятся к числу сельских. Полиэтнический характер населения (в Оренбургской области проживают представители более чем 80 национальностей) делает чрезвычайно актуальной проблему разработки национально-регионального стандарта общего среднего образования.

Профессиональную подготовку и переподготовку педагогических кадров для сельской школы осуществляет сеть образовательных учреждений, а именно: Оренбургский государственный педагогический университет, пять педагогических колледжей (в г. Оренбурге и в городах области), педагогическое училище, Орский гуманитарно-технологический институт, областной институт повышения квалификации работников образования, филиал Магнитогорского государственного педагогического института (художественно-графический факультет) на базе ООИПКРО, филиал Санкт-Петербургского международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга на базе ОГПУ.

Однако сегодня в кадровом обеспечении сельской школы имеется ряд нерешенных проблем:

· сохраняется тенденция старения преподавательского корпуса общеобразовательных учреждений (около 20% педагогов - пенсионеры),

· более 30% учителей ведут уроки не по своей специальности, а среди учителей музыки, ИЗО более 50% не имеют специального высшего образования,

· в 38 школах области не преподается иностранный язык,

· слабый приток молодых специалистов. На сегодня педагогов со стажем до 5 лет в школах области всего около 12%.

Анализ показывает, что в ближайшие годы кадровая проблема будет осложняться, так как из-за низкой заработной платы, не покрывающей прожиточного минимума и существенно отстающей от уровня заработной платы в других отраслях экономики, низкого социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности, многие, особенно молодые специалисты, уходят в другие ведомства или на временные работы, чтобы иметь заработок для обеспечения своих семей. Поэтому одним из приоритетных направлений развития региональной системы образования является долгосрочная стратегическая ориентация на постепенное переобучение кадров недостаточной квалификации.

Ежегодно через систему повышения квалификации проходят более 6 тысяч педагогов и руководителей образовательных учреждений области, более 50% из них - представители сельской школы, которые обладают ограниченными информативными возможностями и для которых институт повышения квалификации является главным средством повышения профессиональной компетентности. Однако проблемы финансирования образования ограничивают возможности участия педагогов в курсовой подготовке, поэтому необходимы дополнительные информационные каналы, дополнительные источники научной и методической информации, и прежде всего, развитие различных форм дистанционного образования.

Результаты социологического исследования “Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся” (ООИПКРО, 2000-2001 уч. г.)

В 2000-2001 учебном году Оренбургским областным институтом повышения квалификации работников образования было проведено социологическое исследование старшеклассников Оренбургской области по проблеме “Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся”.

Основными задачами исследования были следующие:

· получение сравнительной характеристики уровня учебно-личностных достижений учащихся по районам, типам и видам образовательных учреждений и т.д.;

· определение на базе данных исследований характера проблем и задач управления образованием области;

· оценка соответствия содержания образования и его цели - развитие жизнеспособной личности;

· переориентация педагогического сообщества области на новое понимание результата образовательной деятельности, соответствующее требованиям современного общества.

Исследование носило комплексный характер и позволяло оценить разные сферы личности старшеклассника: интеллектуальную, творческую, коммуникативную, художественную, ценностную; позволяло оценить его отношение к себе, окружающим людям и обществу, к своему прошлому, настоящему и будущему. В социологического исследования был проведен опрос около 1800 учащихся школ города и села.

I. Анализ массива данных социологического исследования позволил выявить ряд интересных тенденций и проблем в обеспечении учебно-личностных достижений учащихся.

При анализе данных по блоку “Учебные достижения” выявлено, что старшеклассники Оренбургской области достаточно высоко оценивают свои способности к изучению школьных предметов. Однако степень усвоения знаний по гуманитарным предметам оценена ими выше, чем степень усвоения знаний по предметам естественно-математического цикла. Если уровень трудностей в усвоении гуманитарных предметов равен 0,2 балла, то уровень трудностей в усвоении предметов естественно-математического цикла составляет 0,54 балла. Особенно высок уровень трудности усвоения материала по химии. Эти данные исследования коррелируют с результатами проводимого ежегодно ООИПКРО централизованного тестирования учащихся, которые показывают, что знания учащихся по математике, физике, химии и пр. значительно ниже средних показателей по России.

Однако исследование показало, что хотя способности учащихся выше по предметам гуманитарного цикла, их планы на будущее чаще связаны с предметами естественно-математического цикла. Этим обстоятельством, очевидно, обусловлен тот факт, что, ориентируясь на получение знаний по естественно-математическим предметам, учащиеся выражают высокую готовность к самостоятельным занятиям и дополнительному образованию по данным предметам (0,64 б.).

Что касается гуманитарного знания, то здесь учащиеся рассматривают школу как главный источник информации в гуманитарной сфере (0,71 б. степень значимости) и значительно меньше проявляют интерес к самостоятельному поиску и дополнительному образованию (0,44 б.).

Старшеклассники достаточно высоко (0,85 б.) оценивают степень полезности, практичности получаемых в школе знаний по всем предметным областям, особенно в плане подготовки к поступлению в ВУЗ. Однако анализ вопросов о прогнозировании результатов вступительных экзаменов позволяет выявить следующую проблему: несмотря на то, что в целом отмечается зависимость выбора ВУЗа от уровня знаний предметов, которые предстоит сдавать; наблюдается яркое несоответствие между самооценкой своих знаний школьного предмета и необходимостью сдавать его как вступительный экзамен в ВУЗ.

II. Важным параметром социологического исследования было проектно-ориентированное мышление, которое исследовалось через умение учащихся выстраивать сценарий своей жизни - личной и профессиональной, умение выстраивать стратегию жизни, адекватность потенциала школьника его целям и последовательность в достижении целей.

Планируя свою жизнь после школы, все 100% опрошенных связывают ее с дальнейшим образованием в вузе, среднем специальном учебном заведении, в вечерней школе, что демонстрирует понимание значимости образования в молодежной среде.

Что касается жизненных планов, связанных с семьей, большинство учащихся планируют устраивать личную жизнь после 22 - 25 лет, т.е. после получения образования и профессии; признают важность планирования семьи (85%). В то же время четверть опрошенных (23,4%) намерена “плыть по течению” и ничего не планирует.

В исследовании предполагалось также выявить, как формируются планы старшеклассников, на чем основан их выбор варианта своего будущего. Исследование показало, что главными мотивами для выбора будущего являются способности (75,7%) и желания (65%), а также материальный достаток, возможности родителей, престиж профессии, интересное содержание.

Оценивая свои планы на будущее как адекватные своим возможностям, учащиеся тем не менее не готовы к последовательной реализации этих планов, которая предполагает не только размышления, но и конкретные шаги. Лишь 1/3 всех опрошенных предпринимает что-то уже сейчас (опрос проводился в третьей четверти!) по подготовке к вступительным экзаменам; 1/5 опрошенных только планирует что-то делать; 38,5% - не предпринимают ничего (по общеобразовательной школе этот показатель еще выше - 53,8%).

Таким образом, уровень проектно-ориентированного мышления как одного из главных компонентов личностных достижений учащихся характеризуется в исследовании как недостаточный: самооценки знаний учащихся на фоне данных тестирования, проводимого в тот же период, представляются завышенными; самооценки своей готовности к осуществлению планов на будущее - необоснованны: при показателе уровня продуманности своего жизненного пути в 0,74 балла и обоснованности выбора профессии в 0,84 балла, лишь 31% опрошенных действительно предпринимают конкретные шаги в направлении подготовки к осуществлению своих планов; 23,4% не планируют и свою личную жизнь - “как будет, так и будет”. То есть проектно-ориентированное мышление как таковое не проявляется с явной очевидностью, размышления о будущем развиваются чаще на уровне планов и обсуждения, не переходя на уровень проектирования с учетом адекватного анализа своих знаний и существующей ситуации.

III. Проектно-ориентированное мышление предполагает наличие и использование гносеологического потенциала - объема и качества информации, которой располагает личность, ее знаний о мире и самой себе. Не все эти знания можно получить в школе, а следовательно, требуется больше самостоятельности в поиске и отборе необходимой для жизни информации.

Анализ рейтинговой оценки знаний по различным аспектам самостоятельной жизни показал, что наиболее высоко оценивают учащиеся свои знания по ведению здорового образа жизни; на 2 месте оказались знания быта и знания, связанные с процедурой поступления в вуз; значительно ниже уровень знаний по профессиональной ориентации и рынку труда, по сути религиозных конфессий, также низок уровень социально-политического знания. Если в социально-бытовых вопросах основными источниками информации являются родители, то в вопросах социально-политического устройства основным источником информации являются СМИ, которые могут предлагать самые разнообразные и противоречивые суждения и позиции, а потому требуют от личности умения ориентироваться в многообразии информации. Анализ данных об отношении учащихся к противоречивой информации свидетельствует об их критичности и вдумчивом восприятии информационных источников. Только 9,5% склонно верить любой информации, если она исходит из официального источника.

Оценивая степень познания самих себя, старшеклассники демонстрируют высокие или очень высокие показатели. Однако на данном этапе развития эти оценки свидетельствуют не столько о факте познания самого себя, сколько об уверенности в себе. В то же время исследование показало высокую степень потребности учащихся в квалифицированной помощи в познании самого себя для выбора профессии (0,79 балла).

IV. Важным параметром исследования был аксиологический потенциал личности, т.е. совокупность ценностных ориентаций личности, приобретенных в процессе социализации и выражающихся в ее идеалах, целях, убеждениях, принципах.

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников Оренбургской области показало, что для 2/3 школьников главной ценностью является крепкая семья и материальный достаток, для каждого второго - профессионализм и достижение поставленных целей, для каждого третьего - физическое здоровье и чистая совесть. Наименьшее число респондентов ценят патриотизм (8,1%), религиозность (1,7%), еще меньше учащимся хочется быть человеком с большой властью (0,9%).

У современных школьников есть идеалы, на которых они хотели бы быть похожими. И это в большей степени реальные люди - родственники или кто-то, кто живет в одном с ними городе или селе, в меньшей степени - герои художественных произведений или исторические герои. В общеобразовательных школах значительное число учащихся считают своим идеалом своего учителя - 1/5 часть, в лицеях и гимназиях то же число ориентируется на героев исторических романов.

Среди форм проведения досуга 1 место занимает телевидение, 2 место - музыка, 3-ье - хозяйственные дела, и только 4-ое - чтение газет и журналов. Уровень интереса к посещению театра, церкви, к подрабатыванию крайне низок, ниже даже чем к “ничегонеделанию”. Т.е. для старшеклассника предпочтительнее не делать ничего, чем посетить театр, церковь или подработать.

Различия в интересах наблюдаются только по позициям, отражающим развлечения - им отдают предпочтение учащиеся общеобразовательных школ, в то время как учащиеся гимназий и лицеев отдают предпочтение чтению дополнительной литературы.

V. Морально-нравственное развитие школьников изучалось по отношению к различным способам добывания денег. Для большинства старшеклассников неприемлемы такие способы добывания денег, как “взять силой”, “вступить в физическую близость за деньги”, “взять то, что плохо лежит”, “воспользоваться чьей-то неопытностью”. Менее отвергаемым является уже такой способ, как «вступление в брак по расчету”.

В то же время для школьников характерно одобрительное отношение (0,65 б.) к использованию родительских денег, т.е. иждивенческие настроения, характерные для российской культуры. Вполне терпимо относятся учащиеся к таким способам добывания денег, как перепродажа, добывание хитростью.

Негативно относятся большинство школьников к употреблению наркотиков, алкоголя (степень осуждения выше у учащихся престижных школ, чем у учащихся общеобразовательной школы). Любопытен тот факт, что неопрятность в одежде (3 место после наркотиков и алкоголя) осуждается ими более критично, чем неуважение старших, получение взятки, безделье и многие другие пороки.

VI. Социальные потребности личности просматривались через понимание учащимися, что такое для них успешная жизнь. Главными потребностями школьников 2000 года оказались хорошая профессия (84,6%), хорошая семья (73,4%), уверенность за обеспечение всем необходимым всех детей (68,7%) и окружение добрых друзей (62,7%).

Социальные потребности личности выявились также через отношение к образованию. На вопрос о том, что дает им высшее образование, 85,1 % ответили - приобретение хорошей профессии; 71,9% - возможность жизненного успеха; 64,4% - получение знаний, которые помогут в жизни; 62% - материальные возможности. Т.е. можно утверждать в ряду мотивов получения высшего образования преобладает прагматическая ориентация.

Из социальных потребностей старшеклассников обращает на себя внимание равная потребность в общении с друзьями и родителями. Вопреки распространенному мнению, что учащиеся старших классов больше интересуются своими друзьями, чем родителями, потребность в общении с родителями находится на высоком уровне и не отличается от степени потребности в общении с друзьями. Дефицит этого общения может отрицательно сказаться на специализации личности.

VII. Немаловажным показателем социального самочувствия старшеклассников, готовящимся к вхождению в новую жизнь, является то, как ощущают они себя в постоянно изменяющихся условиях жизни. Гипотетично можно было бы предположить, что молодежи, не обремененной старым опытом, устаревшими знаниями и жизненными проблемами, легко ощущать себя в изменяющемся мире. Однако исследование выявило 2 доминирующие позиции в отношении к изменениям:

· чувство тревоги за будущее (40,6%);

· любовь к изменениям и изменяющемуся миру (35,0%).

Показательно, что для учащихся престижных школ более характерна тревога, для учащихся общеобразовательных школ - любовь к изменениям. Ученики более престижных школ более ориентированны на стабильность в обществе, чем на перемены, особенно на политическую стабильность.

Прагматическая ориентация современных школьников выразилось в их представлениях о своем будущем: так около 1/3 опрошенных видят себя в будущем руководителями коммерческих предприятий; каждый пятый видит себя в кресле руководителя производственного предприятия, каждый седьмой - в должности экономиста, каждый десятый - в роли руководителя в сфере образования; каждый седьмой - рядовым работником безотносительно к какой-либо сфере деятельности.

VIII. Важным качеством жизнеспособной личности является ответственность ее за свою жизнь, за последствия своей деятельности. Старшеклассники осознают свою ответственность за будущее; 94,9% считают, что их будущее зависит лично от них, хотя определенную роль в нем играют и родители, и качество полученного образования, и удача.

Они не равнодушны к судьбе своей страны, города, села. На вопрос о том, что может сделать приятней и лучше жизнь в их городе и селе, 74,8% назвали “наведение чистоты”, 58,8% - “наведение правопорядка”, а лишь потом спортивные сооружения, места развлечений и т.д.

Старшеклассники выражают высокую степень готовности (0,81 балла!) принять участие в улучшение уровня социальной инфраструктуры и организацию желаемых изменений. Им очень нравится принимать участие в общественных акциях, создавать вместе с друзьями что-то для тех, кто живет рядом с ними и нуждается в их помощи (0,88 - 0,75 балла).

IX. В ходе опроса исследовался также творческий потенциал личности, т.е. наличие и развитость умений и навыков вносить в деятельность что-то свое, стремление к осуществлению своих возможностей в жизни, работе, творчестве - это именно то, что делает каждого человека отличным от других, интересным в общении и сотрудничестве вносит особый колорит в даже простую работу и изменяет жизнь к лучшему.

Старшеклассники высоко оценивают такое качество, как творчество; они хотели бы, чтобы их в будущем считали творческими людьми. Однако они считают, что школа мало дает возможностей для реального применения творческого подхода в выполнении каких-либо заданий; т.е. творческий потенциал учащихся гораздо больше развивается при занятиях хобби (0,93 балла), нежели при выполнении каких-либо учебных заданий (0,31 б) или поручений (0,45 б).

Не удовлетворены старшеклассники (особенно учащиеся лицеев и гимназий) и отношением школы к их художественным способностям. 35,3% учащихся считают, что в школе не знают об их способностях (в престижных школах этот показатель еще выше - 41,5%); 12,6% считают, что в общеобразовательном учреждении знают об их художественных способностях, но никому это не интересно.

Таким образом, анализ результатов социологического исследования позволил выявить следующие негативные тенденции, требующие пристального внимания педагогов и руководителей образования области:

1. Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения является сегодня учебная, познавательная деятельность; значительно меньше внимания уделяется развитию творческого, художественного потенциала, формированию нравственных качеств личности.

2. Слабым звеном в деятельности образовательного учреждения является также формирование проектно ориентированного мышления, умений выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.

3. В учебной деятельности слабо развита ориентация учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование, преобладает ориентация на получение готового знания, источником которого является школа, учитель.

4. В исследовании также отличается недостаток у учащихся социально-политического знания, неумение ориентироваться в сложных политических изменениях в нашей стране и в мире в целом. Взяв курс на деидеологизацию и деполитизацию образования, школа фактически предоставила школьнику право самому решать все проблемы социально-политической жизни, право, с которым он не всегда успешно может справиться. Этим обстоятельством отчасти объясняется слабая ориентация учащихся на гражданские и патриотические ценности, индифферентное отношение к такой ценности, как “патриотизм”, негативное отношение к власти.

5. Исследование показало также высокую степень потребности учащихся в квалифицированной помощи в профессиональной ориентации и познании себя; потребности, которая не находит реализации в современной школе и в то же время является одним из условий формирования жизнеспособной личности.

6. Сегодня школа для старшеклассников не является тем местом, где он может реализовать свои творческие, художественные способности. В этой сфере деятельности он также предоставлен самому себе, а также средствам массовой информации как основному источнику знания о культурных процессах. Отчасти этим обстоятельством обусловлены такие показатели в духовном развитии школьников, как отторжение от ценностей классического искусства, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление готовых продуктов культуры, ориентация на развлекательные формы досуга, низкий уровень художественных потребностей личности и т.д.

7. Исследование выявило и ряд противоречий в сознании современных старшеклассников. С одной стороны, готовность к общественно полезной деятельности, готовность помочь нуждающемуся, своему городу, селу, которая не всегда находит поддержку у педагогов, а следовательно, в дальнейшем может породить социальную апатию, равнодушие. С другой стороны, иждивенческие настроения, стремление при решении своих жизненных проблем уповать прежде всего на помощь родителей. С одной стороны, возросший прагматизм и практицизм в оценке явлений и процессов современной жизни, с другой - инфантилизм, нежелание уже сегодня что-то делать, предпринимать конкретные действия, могущие обеспечить успех в будущем.

8. Либерализация моральных норм, характерная для всего современного российского общества, не могла не затронуть и школьной молодежи, которая достаточно индифферентно относится к отдельным нетрудовым способам добывания денег, к транжирству, к безделью, употреблению нецензурных выражений, нарушению норм поведения и т.д.

9. Вопреки распространенному мнению о клерикализации современной молодежи, такая ценность как “религия, религиозность” не занимает высокого места в ранге жизненных предпочтений школьников. Этот показатель тоже, очевидно, необходимо учитывать при формировании содержания национально-регионального компонента общего образования. Стремление видеть в религии главное средство нравственного воспитания сегодня не имеет под собой достаточно прочной основы. Очевидно, необходим поиск других эффективных средств нравственного воспитания.

Таким образом, анализ данных социологического исследования показывает, что сегодня перед органами управления стоит задача уточнения содержания всех ступеней образования: общего среднего, начального профессионального, дополнительного профессионального и т.д., а следовательно, и задача подготовки специалистов, способных реализовывать новое содержания образования.

2.

Оренбуржье — типичный для Российской Федерации регион по социально-экономическим, демографическим, национальным показателям со всеми вытекающими отсюда сложностями и проблемами, характерными для общества в настоящее время. В сложившейся социально-психологической ситуации воспитание детей является приоритетным направлением образовательной политики области, неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса всех типов образовательных учреждений.

Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития поселка, села, деревни.

Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объ­ективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития.

К числу объективных факторов относятся:

- многообразие типов учебных заведений, их реальных и потенци­альных возможностей, условий работы и жизни учителей (школы с раз­личным количеством классов-комплектов и их наполняемостью, школы-комплексы, школы с лицейскими и гимназическими классами, работа­ющие в условиях, близких к городским, и отдаленные на десятки, а то и сотню километров от районных центров);

- экономические трудности развития сельского хозяйства, невоз­можность оказания существенной помощи школе со стороны предпри­ятий, организаций на селе, спонсоров и т.п.;

- снижение жизненного уровня сельского населения, повышение роли личного хозяйства в обеспечении материального благополучия сельской семьи, в том числе учительской;

- возрастающая ограниченность села в проведении досуга насе­ления вследствие сокращения и ликвидации киноустановок, закры­тия клубов, дворцов культуры, спортивных комплексов (все чаще сель­ская школа превращается фактически в единственный центр учебно-воспитательной и культурно-массовой работы с деть­ми, подростками, сельской молодежью и взрослыми людь­ми;

- перспектива снижения контингента образовательных учрежде­ний на селе, связанная с уменьшением рождаемости и оттоком сельского населения;

- расширение масштабов появления новых групп жителей сельс­кой местности (фермеров, кустарей, работников предприятий, распо­ложенных в городе, переселенцев, беженцев, лиц без постоянного мес­та работы и проживания), что создает новые проблемы для педагогичес­ких работников.

В число субъективных факторов, обусловливающих специфику ра­боты сельской школы, входят:

- недостаточная разработанность научно-методической, органи­зационной и финансовой базы, обеспечивающей процессы индивиду­ализации и дифференциации образования в сельской школе. В совре­менных условиях ее выпускники все чаще не могут конкурировать со своими городскими сверстниками при поступлении в учебные заведе­ния различного уровня образования, не обладают психологической под­готовкой, знаниями, умениями и навыками сельского предпринимате­ля;

- комплекс психолого-педагогических проблем, особенно харак­терных для малокомплектных школ и классов с малой наполняемостью. Это прежде всего реальная возможность максимально индивидуализи­ровать учебно-воспитательный процесс и сложности его организации с учащимися низкого уровня учебных возможностей; повышенное чувст­во тревожности, психологические, эмоциональные, интеллекту­альные перегрузки учащихся; появление безразличия, пассивности, снижения интереса к учению. В небольшой сельской школе, классе ма­лой наполняемости возникают трудности с развитием коллективистских, нравственных качеств учащихся, организаторских и коммуникатив­ных способностей, нередко отсутствуют яркие личности, лидеры, на которых опирается в своей работе учитель, могут равняться одноклассни­ки;

- ограниченность в профилях трудовой подготовки фактически одной или двумя специальностями, невозможность минимально­го удовлетворения интересов и потребностей школьников в професси­ональном самоопределении;

- возникновение затруднений у выпускников педагогических учеб­ных заведений в организации учебно-воспитательного процесса в клас­сах с малой наполняемостью, в условиях многопрофильности педагоги­ческой деятельности; сложности в создании семьи, сельского быта. Педагоги сельской школы все в большей степени испытывают дефицит профессионального и личностного общения, ограниченность в повыше­нии квалификации, в получении новой педагогической информации, литературы и т.д.

В содержательной работе с детьми российская культура не противопоставляется культуре мировой, культуре других народов. Педагогические коллективы школ понимают, что важна гармония между воспитанием патриотических чувств и привитием детям общечеловеческих ориентаций и ценностей.

В области сложились разнообразные организационные формы и направления воспитательной работы в сельской школе:

· гражданско-правовое воспитание;

· историко-культурное просвещение школьников, этнографическая и краеведческая работа (географическое, литературное, биологическое, историческое краеведение, создание школьных и поселковых музеев и др.);

· экологическое воспитание и природоохранная работа;

· сохранение и укрепление физического здоровья, развитие выносливости, физической силы, борьба с вредными привычками;

· приобщение детей к фольклору и народному искусству; художественно-эстетическое воспитание;

· изучение духовных, трудовых, героических традиций русского народа, героико-патриотическое воспитание.

В сфере образования области осуществляется процесс моделирования и апробации локальных самобытных воспитательных систем. Позитивные тенденции в разработке и реализации районных концепций, программ, рекомендаций по вопросам воспитания с учетом регионального компонента отмечаются в Кувандыкском, Оренбургском, Саракташском, Ташлинском, Шарлыкском районах.

Особо важную роль в области приобретает дополнительное образование детей. Здесь появляются центры зарождения культурных образовательных систем, способные вытеснить традиционализм из современной школы. Дополнительное образование открывает богатые перспективы по развитию эстетического восприятия ребенком природы и жизни, воспитанию вкуса, творческого подхода к любому элементу действительности. Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования допускает тесное взаимодействие детей и родителей при выполнении творческого проекта, что весьма плодотворно в воспитательном аспекте. В условиях Оренбургской области наиболее оптимальный путь развития дополнительного образования – это взаимодействие с общеобразовательной школой.

Ярким примером такого эффективного сотрудничества является в нашей области Дедуровская средняя школа (Оренбургский р-н), где вся система учебно-воспитательной работы выстроена на основе интеграции общеобразовательного процесса и вариативных, разноуровневых программ по физической культуре и спорту детско-юношеской спортивной школы. Хорошая система сотрудничества сложилась между Саракташским Центром воспитательной работы и школами района, где созданы филиалы; регулярно проводятся зональные методические объединения и районные мероприятия. Большую работу по семейному воспитанию проводит Курманаевский Дом школьника, где уже четыре года работает семейный клуб "Ладушка", а в Ташлинском районе по инициативе Центра детского и юношеского творчества осуществляется межведомственная программа "Семья на земле", которая координирует работу всех социальных институтов села, работающих с семьей.

Дополнительное образование – база допрофессиональной и профессиональной подготовки. Появление на селе новых форм хозяйствования, рациональное и эффективное использование земель, необходимость активного включе­ния в рыночные отношения требуют больше внимания уделять адапта­ции выпускников сельских школ к новым условиям жизни и труда. Поэтому в настоящее время, наряду с традиционной трудовой и про­фессиональной подготовкой, сельские школьники области изучают основы агротехники, животновод­ства, ветеринарии, растениеводства, овощеводства, переработки сель­скохозяйственной продукции. В ряде школ введены курсы «Хозяин и хо­зяйка сельского дома», «Ведение фермерского хозяйства». Педагогичес­кие коллективы все больше проявляют интерес к освоению учащимися профессий, связанных со старыми промыслами и забытыми ремеслами. В 10 сельских районах при центрах внешкольной работы откры­ты отделы технического творчества.

В Оренбургской области созданы необходимые условия для формирования детской ин­формационной политики. Все существу­ющие электронные средства массовой информации предоставляют свое инфор­мационное пространство для освещения деятельности учреждений дополнитель­ного образования детей. Для публикации материалов о работе, творчестве детей и педагогов юным журналистам предостав­ляют свои страницы районные и област­ные газеты. В 27 районах выпускаются ежемесячно страницы юнкоров в мест­ной печати. В оренбургском районе 2р. в год для сельских школьников, их родителей и учителей выходит журнал «Созвездие», приложением к которому является журнал детского творчества «Роднички».

В областной газете «Классная работа» регулярно печатаются статьи из опыта воспитательной работы сельских учреждений образования. Областным центром детского и юношеского творчества выпускаются периодические издания в помощь педагогам дополнительного образования. Широко известны в педагогической среде следующие издания: научно- методические журналы «Внешкольник» и «Педагогический дайджест», информационный бюллетень «Грани», в которых содержатся специальные рубрики для сельских педагогов, имеющих льготы при подписке на эти журналы.

Ежегодно в области проходит конкурсы «Школа года» и учреждений дополнительного образования. В ряду победителей стоят: Михайловская школа Бугурусланского района, Дедуровская школа Оренбургского района, Ключевская школа Беляевского района, отмечены дома школьника Саракташского и Ташлинского районов.

По итогам областного конкурса материалов по воспитательной работе в 2000 году издательством ООИПКРО был выпущен сборник «Воспитательная работа: находки и открытия», где представлен опыт воспитательной работы, накопленный в образовательных учреждениях районов области. Материалы сборника раскрывают методические, организационные, практические вопросы воспитания работы в современной школе, определяют пути, формы и способы моделирования воспитательных систем. Книга адресована заместителям директоров образовательных учреждений, классным руководителям и воспитателям, организаторам досуга, руководителям детских объединений.

В основу сборника легли материалы практической работы педагогических коллективов Акбулакской средней школы № 1, Бродецкой средней школы Оренбургского района, Зиянчуринской средней школы Кувандыкского района, Ибрагимовской средней школы Кувандыкского района, Ильинской средней школы Кувандыкского района, Крючковской средней школы Беляевского района, Подгорненской основной школы Кувандыкского района, Фурмановской средней школы Первомайского района.

С 1997 года в областном конкурсе вариативных программ летнего отдыха детей и молодежи приняли участие все территории области. В последние годы значительно расширился диапазон проблем, обозначенных как приоритетными при организации смен. Среди лауреатов авторы из Кваркенскорго, Октябрьского, Оренбургского, Новоорского, Переволоцкого, Соль-Илецкого районов.

26 февраля 1998 г. прошла конференция «От воспитательной системы школы - к формированию воспитательного пространства региона», где были намечены основные направления воспитательной политики Оренбуржья: построение воспитательных систем в образовательных учреждениях, организация внеурочной работы с учащимися, дальнейшем развитии системы дополнительного образования, создание концепции воспитания учащейся молодежи, создание единого воспитательного пространства в регионе.

Для специалистов районных отделов образования, курирующих вопросы воспитания в 1999г. был проведен семинар по теме «Управление воспитательной системой сельской школы» на базе Ибрагимовской и Чеботаревской общеобразовательных средних школ Кувандыкского района. На семинаре рассматривались вопросы о роли администрации района в координации заинтересованных ведомств и служб по вопросам воспитания, о формировании воспитательных систем в современных социально-экономических условиях. Под девизом «Сельская школа - надежда России» прошла презентация моделей воспитательных систем школ различных районов, раскрывающая пути взаимодействия школы, семьи и социума. Завершился семинар проведением «круглого стола» по обмену опытом работы «Школа Оренбуржья: состояние и перспективы».

3.

В области осуществляется реализация региональной программы межведомственной координации воспитания, где согласованы стратегические цели, содержание и формы деятельности различных ведомств, объединено межведомственное ресурсное обеспечение ведется мониторинг результативности деятельности системы образования, предполагается создание информационно-антропологического центра, координирующего вопросы взаимодействия ведомств.

Национально-региональный компонент в содержании образования способствует формированию личности выпускника как достойного представителя села, города, района, региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.

Анализ данных социологического исследования ООИПКРО показывает актуальность задачи формирования мировоззренческой, нравственной, политической, информационной культуры учащихся и включения в национально-региональный компонент следующих содержательных направления образования: формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, экономической, экологической, валеологической, политической, правовой, эстетической, технологической, физической и т.д. культуры личности современного школьника.

Решая задачу регионализации образования оренбургские педагоги используют следующие пути:

1. Досуговый путь предусматривает разработку сценариев и проведение краеведческих игр, конкурсов, конференций (игры «Что? Где? Когда?» в Орском городском дворце пионеров, «Брейн-ринги» в Новоорском детском центре, викторины «Личность. Народ. История» в Тюльганском ЦДЮТ, конкурс «Голоса родного края» в Шарлыкском центре внешкольной работы и др.).

2. Монопредметный путь предусматривает углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов в рамках одной учебной дисциплины ("Литературное краеведение", "Историческое краеведение", "География Оренбургской области" и др.). В национальном контексте - это изучение языков и литературы народов Оренбургской области в национальной школе, русского языка как государственного в общеобразовательной школе с нерусским языком обучения.

При разработке национально-регионального компонента одной из сложнейших проблем является проблема языка. Результаты исследований показывают, что в ряде районов обозначилась негативная тенденция развития смешанного двуязычия, в результате которого ученик не может правильно говорить ни на родном, ни на втором языке. Смешанный билингвизм приводит к разрушению уровня интеллектуального и духовного развития учащихся. Поэтому в основу национально-регионального компонента должна быть положена работа по развитию продуктивного билингвизма и полилингвизма.

Изучение национальной культуры и традиций осуществляется:

– казахской в Адамовском, Беляевском, Бузулукском, Новотроицком, Соль-Илецком, Ясненском районах;

– татарской в Асекеевском, Александровском, Матвеевском, Новотроицком, Пономаревском, Сакмарском, Соль-Илецком, Северном, Тюльганском, Тоцком районах;

– башкирской в Александровском, Гайском, Новотроицком, Сорочинском, Тюльганском районах;

– мордовской в Бузулукском, Матвеевском, Сорочинском, Северном районах;

– украинской в Сакмарском, Оренбургском, Тоцком районах;

– немецкой в Переволоцком районе;

– армянской в Первомайском районе.

Особенности природных условиях региона отражаются в содержании образования прежде всего тех предметов, которые непосредственно связаны с изучением природы, экономики (биология, география, экология, основы рыночной экономики и др.).

3. Монопредметный интегративный путь предусматривает разработку комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи ("Экология Оренбургской области" в Домбаровском центре «Радуга», "Природа родного края" в Шарлыкском центре внешкольной работы и др.). Успешно по этому направлению работают в области следующие коллективы: «Капелька» (татарский фольклор) в Асекеевском ЦДЮТ (рук. Р.З.Байбикова), «Валенки» в Бугурусланском ЦДЮТ (рук. С.Пронькина).

4. Полипредметный или многопредметный путь предусматривает органичное включение национально-регионального компонента в содержание различных дисциплин по отдельным образовательным областям культуры ("Туризм", "Комплексное краеведение", "Культура дома", "Русский фольклор", "Оренбургская паутинка", "Народное творчество", работа детских районных СМИ и т.д.).

Реализация полученных знаний возможна при проведении самостоятельных краеведческих исследований, экскурсий, благоустройстве памятников природы, истории и культуры, просветительской, лекционной, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

5. Создание воспитательной системы учреждения на основе национально-регионального содержания воспитания.

Школа находится в активном поиске концепции воспитания и образования, реализующей обе цели – воспитать человека как представителя определенной культуры и как “гражданина мира”. В области три года проводится конкурс воспитательных систем и материалов по воспитанию. Анализ многочисленных программ показал, что все они построены с учетом использования педагогического потенциала региональной среды. В ряде территорий на основе воспитательных систем образовательных учреждений формируется воспитательная система района.

В области активно успешно реализуются региональные программы детского движения «Зеленый щит», «Свой голос» и др. Воспитательная система семейного типа сложилась в Пречистенской средней школе Оренбургского района. При условии органи­зации учебно-воспитательного процесса с использованием элемен­тов народной педагогики, включении школьников в жизнь села, которые при этом используют багаж полученных в школе знаний и навыков, возникает единое воспитательное пространство. Образуется оно за счет интеграции двух сред — села и школы. Вряд ли возможно создать такого рода воспитательное пространство в условиях большого города. Скорее, здесь могут складываться от­дельные воспитательные зоны, возникающие вокруг школы, Центра детского и юношеского творчества, какого-то социального центра. Адресами опыта в данном направлении деятельности можно назвать школьную республику Шарлыкской средней школы № 2, республику мальчишек и девчонок Кутучевской основной общеобразовательной школы Александровского района, республику «Родная земля» детей и подростков Ташлинского района.

Однако в сфере детских и молодежных объединений области существует ряд проблем. Среди них следует назвать слабое взаимодействие образовательных учреждений и общественных детских и молодежных движений и организаций, отсутствие ориентации школ и учреждений дополнительного образования на эффективное использование воспитательного потенциала детских движений и организаций, неготовность общественности и педагогического сообщества к серьезному приятию детского и молодежного движения (отсутствие точного статуса педагога-организатора, отождествление общественных организаций и объединений с кружковой работой).

В образовательном пространстве различными сельскими учреждениями Оренбуржья осуществляется разработка и внедрение воспитательных программ, интегрирующих усилия школы, учреждений дополнительного образования и семьи, которые предназначены для решения следующих задач:

- расширение альтернативных форм дошкольного воспитания (комплекс "детский сад - школа", группы кратковременного пребывания, пребывание ребенка в детском саду по скользящему графику, домашние детские сады, институт гувернеров, воскресные школы по подготовке дошкольников к школьному обучению, центры раннего развития и др.);

- подготовка педагогов по специальности «Домашний воспитатель», «Монтессори-воспитатель» и др.;

- введение в каждом районном методическом кабинете должности «Методист по воспитательной работе»;

- расширение сферы дополнительного образования;

- создание (при наличии - усиление деятельности) межведомственной службы планирования семьи: работа школы будущих родителей, родительский всеобуч, семейные клубы по интересам, отцовские и материнские клубы и т.п.;

- педагогизация среды;

- активизация деятельности по усыновлению детей.

Кризис системы организации летних школьных каникул стимулировал поиск новых подходов к деятельности летних здравниц, активизировал опытно-экспериментальную работу, привел к появлению не только новых форм проведения летнего отдыха, но и к созданию новых экономических моделей и нетрадиционных форм жизнедеятельности и жизнеобеспечения детских оздоровительных лагерей и центров.

В Оренбургской области сформирована межведомственная система организации летнего отдыха детей и подростков. Накоплен большой опыт по проведению профильных лагерей и смен. Военно-спортивные, туристические, экологические лагеря, смены юных журналистов, краеведов, бизнесменов - вот далеко не полный перечень направлений деятельности профильных лагерей. Благодаря их проведению были предоставлены возможности каждому подростку раскрыть себя и показать, на что он способен. В приоритетном порядке организуется отдых сельских детей, подростков и юношей, оздоровление и занятость детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей из многодетных и неполных семей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей с отклонениями в поведении, подростков, склонных к правонарушениям. В целях организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков, создания условий для укрепления их здоровья, безопасности и творческого развития.

Ежегодным в области стал конкурс вариативных программ в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. Основная задача конкурса - выявление и поддержка инновационных программ и проектов в сфере детского отдыха. В конкурсе принимают участие учреждения образования, комитеты по делам молодежи, общественные организации и объединения области.

В 1997 году на данный конкурс было представлено 56 работ. Программы отражают множество аспектов жизнедеятельности лагеря: распорядок дня, план на смену, управление персоналом, использование ресурсов, финансирование и др. У каждой смены - своя философия, включающая идею, цели и задачи, сюжет. Концепция каждого лагеря отражает позицию педагогического коллектива по организации летнего досуга ребенка. Экспертным советом были отмечены лучшие и программы, разработанные для сельских школьников.

Программа профильного лагеря для подростков группы социального риска
(автор - областная социально-психологическая служба молодежи администрации области).

Главные цели данной программы:

· психолого-педагогическая: восстановление гармонического равновесия совокупности позитивных свойств, нравственного поведения, разрушенных отношений подростка, общества и среды;

· опытно-экспериментальная апробация, практическое внедрение программы, способствующей социально-психологической реабилитации и адаптации подростков группы социального риска в условиях временного трудового коллектива;

· разработка модели деятельности профильного лагеря, методов и форм работы с подростками группы социального риска, изучение опыта работы подобного рода лагерей, отработка форм социально-психологической помощи подросткам в долагерный и послелагерный периоды.

Подготовительный период включает подготовку документации, в т.ч. концепции и программы лагеря, положения о лагере, штатного расписания, сметы расходов; подбор и подготовку кадров; поиск базы лагеря и решение вопроса об источниках финансирования. Особое внимание уделяется подготовке лагерного персонала работе с детьми группы повышенного социального риска, подбору детей и их психодиагностике, встречам с родителями подростков. Обязательным условием приема в лагерь является выявленная в ходе предварительного собеседования и тестирования положительная мотивация каждого подростка к участию в работе лагеря.

Среди форм и методов работы выделяются: психодиагностика; индивидуальные консультации и психокоррекционная работа; групповая психокоррекционная деятельность; участие подростков в мероприятиях, направленных на развитие моральных и эстетических норм; проведение лекций и семинаров по темам, интересным подросткам; трудовое воспитание.

Лагерь проводится в две смены по 28 дней.

Главный результат смены - социальная адаптация подростков, выход из кризисного состояния и формирование положительных установок у подростков, профилактика правонарушений.

По окончании лагеря деятельность по адаптации подростков продолжается в следующих формах:

· трудоустройство подростков; психокоррекционная работа психологов; организация клубов общения подростков по месту жительства.

По окончании смены формируется методический банк, разрабатываются индивидуальные программы социально-психологической реабилитации подростков.

Комплексная реабилитационная программа летнего отдыха инвалидов с детства по сахарному диабету
(автор - Л.П.Анисова, Областной Центр детского и юношеского творчества).

В основе программы лежит концепция всеобъемлющей диабетической помощи. Целью проведения смены является психофизическое оздоровление детей, страдающих ювенильной формой сахарного диабета, формирование у них навыков социальной адаптации в разных жизненных ситуациях, активизация внутренней мотивации к самоконтролю.

Контингент отдыхающих диабетического заезда включает детей-диабетиков с родителями или без них, дети группы риска, дети врачей.

В ходе реализации программы участники смены получают минимум медицинских знаний по диабету, лечение, знания по основам рационального питания, полную информацию по социально-правовым вопросам инвалидов-диабетиков. В лагере работают 2 педиатра, терапевт-диабетолог, 1-2 дня - окулист и невропатолог, 2 воспитателя, прошедшие инструктаж о специфике протекания и лечения ювенильного сахарного диабета. Образовательная и досуговая деятельность осуществляется педагогами дополнительного образования Областного центра детского и юношеского творчества. В программе предложены тематические планы занятий по интересам для детей, социально-правового всеобуча для подростков и родителей, диа-кухни "Хозяюшка".

Руководство диабетической сменой осуществляет Попечительский Совет из числа родителей детей-диабетиков, включающих педагога, юриста, социального работника врача, психолога. Из числа активных детей выбирается Малый совет.

Длительность смены - 20 дней. Место проведения - санаторий "Строитель".

Авторская программа городского детского лагеря "Наш дом"
(Автор - Л.Ф.Клименко, Дворец творчества детей и молодежи г. Оренбурга).

Целью данной программы является организация оздоравливающего и развивающего отдыха детей, расширение их интеллектуального поля, развитие творческого потенциала. Значительное место в программе отведено организации подготовительного периода лагеря.

Программа состоит из двух сюжетно-ролевых игр: "Страна Кукляндия" и "Детский остров".

Реализация программы позволит детям приобрести новые и расширить имеющиеся знания, умения и навыки в области обслуживающего труда, изобразительного, театрального, музыкального искусства, искусства танца, литературного творчества; приобрести первоначальные навыки в обращении с компьютером; развить навыки культуры речи, поведения, культуры общения в детском коллективе; улучшить психическое, физическое здоровье детей.

На протяжении смены с детьми работают педагоги дополнительного образования. Диагностика детских достижений осуществляется с помощью психологической службы. Уровень достижения целей проекта осуществляется руководителем программы.

Смена проводится для детей из малообеспеченных семей и семей социального риска.

Программа "Оренбургская археологическая экспедиция"
(автор - В.Олюнина, ОС Российского Союза Молодежи).

Детские археологические экспедиции проводятся в рамках комплексной программы "Возрождение Отечества", посвященной юбилею Оренбургской губернии. Археологическая экспедиция представляет собой палаточный лагерь, где школьники отдыхают и участвуют в археологических раскопках.

Реализация программы преследует следующие цели:

· формирование бережного отношения к историко-культурному наследию;

· углубленное изучение истории региона;

· овладение навыками пребывания в полевых условиях и проведения археологических исследований;

· знакомство с основами работы с архивными материалами;

· обеспечение частичного трудоустройства в летний период и занятости в течение учебного года;

· воспитание патриотизма, личной ответственности, коллективизма.

Каждую из 4 смен со старшеклассниками работают студенты Оренбургского педагогического университета и 6 взрослых: начальник, организатор досуга, воспитатель, мед. работник, повар, 2 человека, ответственные за охрану и порядок в лагере.

Все участники смены в равной степени трудятся на раскопе, дежурят на кухне, несут ответственность за порядок в лагере, все равны перед законами и традициями "Племени Оренархов" (Оренбургских археологов).

В программе изложена тематика теоретических и практических занятий.

Среди программ, представленных на конкурс в 1998 году Экспертным советом было отмечено большое количество интересных содержательных программ. В том числе следующие программы летнего отдыха детей.

Программа "Казачье братство"
(автор - Л.Ф.Клименко, Дворец творчества детей и молодежи г. Оренбурга).

Реализация программы предполагает знакомство детей и подростков с этнокультурой Оренбуржья, национальной историей, особенностями быта, культуры, традиций оренбургского казачества.

Цели и задачи проекта направлены на формирование культуры общения детей со своими сверстниками, бережного отношения к родной земле, природе, миру, культуре; на развитие практических умений в различных видах прикладного творчества и народного искусства.

Концептуальные идеи смены: идея этнокультуры; идея связи национальных, межнациональных, интернациональных компонентов общечеловеческой культуры; идея свободы выбора; идея практической направленности деятельности детей; идея коллективного творчества; идея игры; идея успеха; идея психолого-педагогического мониторинга.

Смена состоит из 4 подсмен по 12 дней. Подсмены проводятся в форме сюжетно-ролевых игр.

Участники смены принимают Устав жизни «казачат», формируют казачьи станицы и отправляются в Большой поход в поисках новых друзей и познания собственного «Я».

В Казачьем братстве работает летняя школа ремесел, по итогам которой проводится ярмарка полезного мастерства.

Интересные находки, достижения, успехи «казачат» отмечаются в Картах успеха, особые заслуги - в «Книгу достижений казачат».

Программа «Летний университет»
(автор - Т.С.Роткина, Областной центр детского и юношеского творчества)

Цель данного проекта предполагает расширить кругозор детей и подростков, и предоставить возможность получить более глубокие знания по интересующим предметам средствами ролевой игры, сохраняя активную жизненную позицию.

В «Университете» дети становятся студентами и получают дополнительные знания, расширяющие круг школьной программы. В основу игры взята форма Университета с его структурой. «Летний Университет» можно закончить за один год и получить звание Магистра. В Университете открыты кафедры психологии, физвоспитания и работают факультеты и кафедры правоведения, экономики, экологии, журналистики, иностранных языков. При Университете создано подготовительное отделение и школа Уникум для младших отрядов.

Значительное место уделяется специальной подготовке кадров по представленному плану.

Особый интерес представляет приложение к программе, содержащее методические материалы, обеспечивающие содержательную сторону организации досуга.

Программа «Клуб юного бизнесмена»
(автор - З.П.Пискунова, центр внешкольной работы и детского творчества г. Бузулука)

Реализация программы предполагает приобщить детей и подростков к самостоятельной предпринимательской деятельности.

В проекте определены цели и задачи программы, обозначены концептуальные походы, представлены структура организации лагеря, механизм реализации и план работы на смену, смета расходов.

Несомненным достоинством работы является ее практико-ориентированная направленность. Появление данной программы актуально, т.к. в последние годы проблема воспитания практичной личности стоит очень остро, а типовых программ для подготовки юных бизнесменов вообще не существует.

Особый интерес представляет приложение к программе, содержащее диагностические и методические материалы, обеспечивающие содержательную сторону проекта.

Программа "ТуЖурка -9"
(авторы - О.И.Болтова и Д.В.Каргаев, ОС РСМ и ОС ФПДО)

Авторами программы 7-дневного стационарного лагеря предполагается в ходе реализации программы приобщить школьников и студентов к актуальным вопросам журналистской деятельности, возрождению лучших традиций российской журналистики. Одной из задач программы является воспитание в детях бережного и ответственного отношения к родному языку, умение выразить свои мысли, идеи, мироощущение, донести информацию.

Форма организации жизни лагеря - межрегионального фестиваля начинающих журналистов - большая ролевая игра. Необычной является структура лагеря.

Авторами спроектированы предполагаемые результаты реализации программы, среди которых наибольшую значимость имеет социализация участников, их реальная оценка своей роли в обществе. На уровне организаторов лагеря ожидаемым результатом представляется установление контактов с представителями редакции из различных территорий.

Программа "Все различны - все равны"
(автор - методическая лаборатория "Пилот" ОС РСМ Оренбургской области).

Главным отличием программы является ее направленность на молодежную аудиторию. В качестве участников лагерного сбора приглашаются учащиеся 8-10 классов общеобразовательных школ, члены национальных клубов и обществ, молодые люди в возрасте 14-16 лет, педагоги-организаторы, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования.

Задача проекта: мобилизация молодежи на позитивные цели:

· терпимость;

· равенство;

· достоинство;

· права человека и демократия.

Содержание программы включает следующие блоки:

· программные мероприятия;

· досуговые мероприятия.

Управленческий аспект программы содержит смету проекта, схему управления программой. В ходе реализации программы организаторами предполагается:

· помочь каждому участнику приобрести способность признавать наличие неравенства, несправедливости, расизма, стереотипов и предрассудков;

· дать молодым людям знания и навыки, которые помогут им во взаимодействии с людьми в повседневной жизни.

Следует отметить положительные тенденции развития системы дополнительного образования области:

-открытость и динамичность деятельности;

-разнообразие сфер межличностного общения;

-неформально-целостное отношение к личности;

- широкая вариативность в выборе путей, способов и ритма самореализации.

Интенсификация инновационных процессов в образовательной сфере обусловлена значительными изменениями целей воспитания. Наиболее типичными из которых для образовательных учреждений области являются следующие:

- становление личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, способной сделать правильный нравственный выбор с учетом специфики культурной среды региона;

- создание условий для формирования личности, способной правильно оценивать окружающую действительность, владеющей нравственными нормами поведения;

- воспитание самоуважения, осознания своих достоинств, ответственности человека за свою жизнь.

Изменилось содержание воспитательной работы. В содержании воспитания все большую значимость приобретают не идеологические концепции, а культурная среда, создаваемая образовательными учреждениями и самими педагогами. Это повлекло за собой изменение форм и методов воспитания. Они стали более живыми, диалогичными, направленными на развитие личности школьника. Меняются также особенности управления воспитательными системами от позиции диктата, навязывания, назидания в сторону сотрудничества, консолидации, согласования. Образовательные учреждения стали все более ориентироваться на системный подход в воспитании, сделав распространенными и общепринятыми понятия «воспитательная система», «система воспитательной работы», «воспитательная система образовательного учреждения, округа, города». Педагоги пришли к убеждению, что воспитание успешно, если оно системно. Основа системы воспитательной работы – педагогическая культура работников образования.

В областной образовательной системе реализуются нововведения в воспитании трех видов.

Частные, единичные нововведения, не связанные между собой. Такие нововведения есть во всех образовательных учреждениях области, в практической деятельности педагогов, классных руководителей. На основе имеющегося профессионального опыта в своей работе с классом, с группой детей они учитывают изменения в обществе, социуме; используют новое содержание воспитания, интересные приемы, средства, исходя из собственного понимания человеческих ценностей и особенностей воспитания.

Модульные нововведения, которые просматриваются, в первую очередь, в системе воспитательной работы образовательных учреждений. Эти инновации, однако, не затрагивают образовательный процесс в целом, а касаются только внеклассной (внешкольной) работы.

Наконец, системные воспитательные нововведения, которые охватывают всю школу (например, школа русской культуры, школа этической культуры, педагогическая гимназия, школа нравственно-эстетического направления, школа с углубленным изучением предметов художественного цикла, валеологическая школа и т.д.).

Инновационная деятельность осуществляется по различным образовательным областям. Исследовательская деятельность активно ведется педагогами Грачевского, Матвеевского, Перволоцкого, Шарлыкского, Бугурусланского, Беляевского и др. районов

4.

Методическое обеспечение данного процесса предоставляется методическими кабинетами ИПК. Среди приоритетных направлений их деятельности выделяются информационное обеспечение (информирование, просвещение, пропаганда и т.д.), экспертная деятельность, методическая работа (пособия, руководство, консультации, учебные материалы и пр.), опытно-экспериментальная работа. Кабинеты формируют банк данных, осуществляют экспертную оценку разрабатываемых вариантов национально-регионального компонента. Для педагогов и руководителей образовательных учреждений организуются семинары, круглые столы, консультации. Планируется ежегодное обобщение опыта отдельных педагогов и учреждений, успешно работающих в данном направлении. Осуществлен выпуск методических рекомендаций по организации краеведческой работы как на магнитных (дистантные информационные материалы, информационно-педагогические модули), так и на бумажных носителях (брошюры, книги, программы).

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования, главное управление образования и управление профессионального образования создают наобходимые социально- педагогические условия для формирования имиджа современного учителя, оказывают социальную поддержку и обеспечивают защиту сельских педагогов. В комплекс означенных условий включены следующие шаги, мероприятия и программы:

- системное проведение профессиональных конкурсов (на уровне образовательного учреждения, района, города, области), в том числе «Учитель Оренбуржья», «Конкурс авторских образовательных программ», «Сердце отдаю детям», «Конкурс программ летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи» и т.п.;

- стимулирование участия педагогов во Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, форумах;

- усиление работу с молодыми педагогами (например, проведение в рамках конкурса «Учитель Оренбуржья» или по аналогии с ним конкурса молодых педагогов «Надежда»);

- пропаганда опыта лучших педагогов через средства массовой информации;

- социальные льготы и гарантии для педагогических и руководящих кадров системы образования, такие как учет педагогического стажа за выслугу лет.

В регионе наблюдается тенденция изменения статуса и содержания деятельности воспитателя. В общеобразовательной школе чаще всего это обычный, традиционный классный руководитель, хотя институт классного руководства в своем унифицированном варианте исчерпал себя и в таком виде прекращает свое существование. В области появились новые специалисты: освобожденные классные руководители (классные воспитатели), кураторы, руководители разновозрастных отрядов, организаторы параллелей, наставники группы классов, консультанты старших классов.

С целью стимулирования педагогического творчества и инициативы педагогов-воспитателей, формирования эффективной системы их деятельности в области проводятся ежегодные профессиональные конкурсы:

- областной конкурс методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися и воспитанниками;

- областной конкурс материалов по воспитательной работе;

- областной конкурс авторских и модифицированных программ дополнительного образования детей;

- областной конкурс учреждений дополнительного образования.

В течение 3 лет ООИПКРО принимает участие в работе жюри областного конкурса вариативных программ летнего отдыха детей и молодежи. За данный период в конкурсе приняли участие все территории области. На конкурс 1999 г. было прислано 88 программ. Значительно расширился диапазон проблем, обозначенных как приоритетными при организации смен. Первое место заняла комплексная программа «Турист-эколог» (п.Акбулак). Среди лауреатов авторы из Кувандыкского, Октябрьского, Оренбургского, Новоорского, Переволоцкого, Соль-Илецкого районов.

Ежегодно в территориях ООИПКРО проводит курсы для руководителей РМО. В 1999 году работало 3 отдельных секции: для руководителей РМО по воспитанию, по детскому движению и по дополнительному образованию.

Среди наиболее острых для РМО обозначились проблемы прогнозирования качества дополнительного образования и организации мониторинга, организация практической воспитательной деятельности классного руководителя, работа с родителями, духовное воспитание молодежи. Отмечается нехватка методической литературы практико-ориентированного содержания на местах, отсутствие материалов для молодежи в местной печати, которые для всех педагогов являлись бы руководством к действию. Много вопросов возникало о детском неблагополучии: бродяжничество, беспризорность, нищета, наркомания, рост ранней рождаемости у девочек, рост подросткового суицида, а также о состоянии здоровья детей. Среди негативных факторов влияющих на физическое и психическое здоровье детей неоднократно отмечался факт перегрузки детей домашними заданиями.

Наиболее типичными проблемами и вопросами, которые были поставлены во время индивидуального консультирования сельскими педагогами, оказались вопросы аттестации; система работы классного руководителя; организация работы методической службы в районе и ОУ; планирование учебно-воспитательного процесса; программирование образовательной деятельности; организация системы повышения квалификации педагогов в образовательном учреждении; участие в конкурсе "Учитель Оренбуржья "; организация летнего отдыха детей; организация досуга.

Многие педагоги получили ответы на интересующие их вопросы при самостоятельной работе с методическими фондами кабинетов и компьютерным банком педагогической информации.

Задачи управления и повышения квалификации сельских педагогов:

· разработать и утвердить нормативно-правовую базу, определяющую статус и функции педагогов-воспитателей;

· осуществить комплекс действий по целевой подготовке и повышению квалификации педагогических кадров (социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, организатор детского досуга) и управленческих кадров, способных решать проблему на уровне современных подходов философии образования, этики, социологии, психологии, педагогики и теории управления;

· включить в процедуру аттестации педагогических кадров характеристику качества их работы как воспитателей;

· провести цикл семинаров для администрации образовательных учреждений по разработке концепций воспитательных систем, включая вопросы технологии, целеполагания, проектирования;

· обратить внимание на культуру поведения и речевую культуру педагогов, участвующих в образовательном процессе;

· организовать гибкие связи образовательных учреждений со средствами массовой информации, которые могут выносить на широкое обсуждение воспитательные проблемы и достижения;

· продолжить областной конкурс материалов по воспитательной работе;

· активизировать подготовку к участию в конкурсе «Учитель Оренбуржья» педагогов дополнительного образования и старших вожатых;

· продолжить проведение конкурсов «Самый классный классный» в городах и районах области;

· провести конференции по проблемам воспитания сельской молодежи и подростков с привлечением научного потенциала ООИПКРО и ОГПУ.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |