Научный аппарат исследования
в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области
по проблеме
Организация здоровьесберегающей деятельности в ОУ

Составители: А.А.Чирков,. и.о.зав. кафедры педагогики и психологии ООИПКРО, к.м.н, доцент; Л.И.Саитова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ООИПКРО.
Дата: ноябрь 2003 год

Актуальность исследования. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи. Одной из причин создавшегося положения является негативное влияние современной школьной среды на здоровье ребенка, учебные перегрузки, которые испытывают учащиеся, сказывается также недоучет новейших данных антропологии, возрастной физиологии, психофизиологии и других наук о человеке, формирующих естественнонаучную базу процесса физического воспитания подрастающего поколения.

Поэтому в качестве одного из приоритетов российской образовательной политики на современном этапе выдвинута всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей, учащихся и студентов, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья нации.

В основополагающих документах Министерства образования РФ под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся, включающая:

А) реальную разгрузку содержания общего образования;

Б) использование эффективных методов обучения;

В) повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

Г) организацию мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

Д) улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

Е) рационализацию досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Анализ образовательной практики показывает, что на сегодняшний день существует противоречие между требованием сохранения и укрепления здоровья учащихся и неразработанностью соответствующих форм деятельности. Нуждается в дальнейшем осмыслении и разработке научно-методический инструментарий комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности ОУ.

Актуальность, высокая значимость для достижения нового качества общего образования, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Организация здоровьесберегающей деятельности в ОУ».

Объект исследования: образовательный процесс в средней общеобразовательной школе, построенный на основе применения современных здоровьесберегающих технологий.

Предмет исследования: здоровьесберегающая деятельность как одно из средств достижения нового качества образования.

Цель исследования: разработка механизма и включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий обучения. Анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях.

Гипотеза исследования: Использование в условиях средней общеобразовательной школы современных здоровьесберегающих технологий станет фактором достижения нового качества образования в том случае, если будет обеспечена:

1. рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

2. рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;

3. организация рационального питания учащихся;

4. система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

5. дифференциация и индивидуализация образования, вариативность образова­тельных программ;

6. психо­логическая поддержка молодежи, помощь в выявлении профессиональ­ных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в ос­воении той или иной профессии;

7. система комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциаль­ным поведением детей и молодежи, социальным сиротством;

8. адресная социальная поддержка обучающихся из ма­лообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Задачи исследования:

- Апробировать методику комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования, разработанную Центром Образования и здоровья Минобразования РФ;

- Провести комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования, участвующих в эксперименте;

- Сформировать специализированный компьютерный банк данных по формам, структуре и эффективности здоровьесберегающей деятельности;

- Обобщить опыт использования здоровьесберегающих технологий обучения, направленных на оптимизацию учебной нагрузки учащихся, сохранение и укрепление здоровья школьников;

- Разработать и издать методические рекомендации "Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения" для работников учреждений общего образования;

Методологической основой исследования являются:

Научно - методические разработки Центра Образования и здоровья Минобразования РФ, который предложил комплекс критериев для формирования методики оценки здоровьесберегающей деятельности школы, включающий следующие информационные блоки:

Блок №1. Факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.);

Блок №2. Школьная среда (базовые характеристики инфраструктуры школы– качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы);

Блок №3. Компоненты здоровьесберегающей системы (структура и важнейшие компоненты здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования)

Блок №4. Обучение и воспитание в области здоровьесбережения (перечень используемых в школе форм и методов формирования ценности здоровья и обучения здоровому образу жизни)

Блок №5. Учебная нагрузка (организация учебного процесса - расписание уроков, продолжительность уроков, объем дополнительной нагрузки)

Блок №6. Организация и формы физического воспитания (Объем физических нагрузок различных форм в рамках расписания)

Блок №7. Физкультурно-оздоровительная работа (Структура и объем физкультурно-оздоровительных нагрузок вне расписания)

Блок №8. Динамика текущей и хронической заболеваемости.

В соответствии с поставленными задачами и методологией в работе используются следующие методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ философской, методологической, педагогической, психологической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы исследования — обобщение, классификация, систематизация, сравнение, моделирование, системный анализ, анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование содержания обучения и др.

2. Методы эмпирического исследования: педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях, наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, анализ результатов деятельности педагогов и учащихся и др.

3. Статистические методы обработки данных исследования.

База исследования: экспериментальные классы общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |