Научный аппарат исследования в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области по проблеме Построение образовательного процесса на основе современных информационных и коммуникационных технологий |
||||
Составители: Е. Л. Калиберда, методист УМК информатики ООИПКРО; Н А. Евгеньева, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ООИПКРО. Актуальность исследования. Преобразования в российской действительности, происшедшие в течение двух последних десятилетий и охватившие все сферы социального бытия, кардинальным образом изменили цели, содержание и функции образования, раздвинули его горизонты. Сущностные характеристики нового качества образования изложены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Новое качество образования предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций, определённых мировыми стандартами, в частности, компетенций в сфере познавательной деятельности, основанных на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации. В данном контексте мысль о необходимости использования в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий приобретает аксиоматичное звучание. Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. В связи с этим важнейшими целями обучения информатике на современном этапе ее развития являются:
Информатика — один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации. Однако анализ образовательной практики показывает, что на сегодняшний день существует противоречие между требованием информатизации учебного процесса в средней общеобразовательной школе и неразработанностью соответствующих форм учебной деятельности. Информатизация как ведущая черта современной образовательной политики нуждается в дальнейшем осмыслении и разработке научно-методического инструментария. Так Концепция модернизации российского образования отмечает тот непреложный факт, что устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века, в том числе информатики (включая умения вести поиск и отбор информации). Отсюда в качестве одного из приоритетов российской образовательной политики выделяется обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение приоритетов. Система общих умений практически работать с информацией и передавать ее другим становится одним из основных приоритетов в целях современного образования, естественно, меняется и подход к изучению информатики в школе. Российские тенденции развития в этой области образования соответствуют мировым. Придание особой значимости образовательной области «информатика» проявляется также в том, что для констатации достижения учащимися определённого уровня информационной компетентности предусмотрено введение обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы. Актуальность, высокая значимость для достижения нового качества общего образования, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: "Построение образовательного процесса на основе современных информационных и коммуникационных технологий". Объект исследования: образовательный процесс в средней общеобразовательной школе, построенный на основе применения современных информационных и коммуникационных технологий. Предмет исследования: современные информационные и коммуникационные технологии в рамках среднего общего образования как одно из средств достижения нового качества образования. Цель исследования: выявление условий достижения нового качества образования средствами образовательной дисциплины "Информатика". Гипотеза исследования: Использование в условиях средней общеобразовательной школы современных информационных и коммуникационных технологий станет фактором достижения нового качества образования в том случае, если:
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:
Методологической основой исследования являются: концепция информатизации образования, методология прогнозирования и моделирования, системного и структурного подходов, теория информатики, теория информации, концепции информатизации образования, основные положения личностно-ориентированной педагогики, теории образовательной среды. В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования:
База исследования: экспериментальные классы старшей ступени общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |