Научный аппарат исследования в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области по проблеме Введение в начальную школу пропедевтического курса информатики и информационных технологий |
||||
Составители: Е. Л. Калиберда, методист УМК информатики ООИПКРО; Н А. Евгеньева, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ООИПКРО. Актуальность исследования. Главной характеристикой современной российской социокультурной ситуации является понятие "переходность", которое трактуется в нескольких аспектах. В частности, под ним понимаются процессы, связанные с формированием основ информационной цивилизации. Владение информационными технологиями становится требованием и приметой нашего времени. Отсюда одной из приоритетных задач российского образования должно стать формирование информационной культуры у учащихся средней общеобразовательной школы, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Главной целью обучения информатике в начальной школе является формирование информационной активности детей, под которой понимается эмоциональная, интеллектуальная и практическая готовность младших школьников включиться в информационную деятельность в учебной среде. Как централизованная (информатика в предмете), так и распределённая (предмет в информатике) модели информатизации обучения на базе информационного знания реализуют интегративный поход к образовательному процессу. Данный подход способствуют развитию общей осведомленности учащихся, а также их мыслительных и коммуникативных способностей, формированию у детей ещё одной, "информационной" точки зрения и, как следствие, совершенствованию их умения ориентироваться в окружающем мире. Изучение информатики в начальной школе служит существенным подспорьем в развитии новой грамотности, содержание которой значительно шире классических "трёх навыков", соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать. Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, её восприятие и анализ), письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей в гиперсреде, организация информации надлежащим образом) и счёта (проектирование и конструирование объектов и действий, различные построения, в том числе логические, в графических и телесных средах, естественным образом представляющих основные объекты теории вычислительных систем и математики конечных объектов). Новая грамотность - сочетание осваиваемых детьми основных лингвистических, логико-вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определёнными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры, то есть внутренних и внешних технологий - служит исходным образовательным трамплином ко всем последующим этапам и сферам обучения. Следует особо отметить чрезвычайно важное достоинство раннего введения младших школьников в сферу информатики, которое вытекает из обозначенных выше положений: перенос данного курса на начальную ступень обучения является фактором сохранения у детей представления о единстве мира (столь часто разрушаемого в рамках традиционной методики начального образования), выработки у них умения подходить к задаче как к целостной, не формализованной и препарированной. Актуальность, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: " Введение в начальную школу пропедевтического курса информатики и информационных технологий ". Объект исследования: процесс преподавания пропедевтического курса информатики и информационных технологий на раннем этапе обучения. Предмет исследования: раннее обучение информатике как фактор повышения эффективности учебной деятельности, а также средство разгрузки учебного процесса на последующих этапах обучения в средней общеобразовательной школе. Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения. Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:
Методологической основой исследования являются: концепция информатизации образования, методология прогнозирования и моделирования, системного и структурного подходов, теория информатики, теория информации, концепции информатизации образования, основные положения личностно-ориентированной педагогики, теории образовательной среды, теории начального обучения. В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования:
База исследования: экспериментальные классы начальной ступени общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |