Аналитическая справка о  ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в Оренбургской области в 2002-2003 учебном году
Материал к августовским конференциям

Научный руководитель направления - Н. А. Евгеньева

     Широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования начат 1 сентября 2001 года в системе образования Российской Федерации  с целью выявления эффективных способов достижения нового качества образования, сущностные характеристики которого изложены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

     Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой.

Всего в мероприятии по исследованию способов модернизации российского образования задействовано 1829 общеобразовательных учреждения из 70 регионов России (по состоянию на 3 апреля 2003 г.). Оренбургская область участвует в эксперименте девятью общеобразовательными учреждениями.

Реальное участие субъектов эксперимента нашего региона в широкомасштабной акции состоит в следующем. Экспериментальные площадки Оренбуржья вносят свой вклад в корректировку единого Базисного учебного плана средней общеобразовательной школы, а также федерального компонента государственного образовательного стандарта; участвуют в экспертизе учебных пособий, которые в перспективе составят федеральный комплект учебников; всей своей деятельностью способствуют выявлению моделей организации образовательного процесса, соответствующих современным задачам совершенствования содержания и структуры общего образования. Во всех экспериментальных образовательных учреждениях апробируются модели профильного обучения, изучаются и применяются на практике здоровьесберегающие технологии. Кроме того, большинство  учебных заведений дополнительно работает в одном или нескольких приоритетных направлениях эксперимента. Так  СШ № 5 г. Оренбурга является опорной площадкой по проблемам раннего обучения иностранному языку. В гимназии № 4 и СШ № 30 г. Оренбурга, Дедуровской СШ и Пригородной СШ № 2 Оренбургского района введено изучение информатики и иностранных языков в начальном звене. СШ № 30 г. Оренбурга, Дедуровская СШ и Пригородная СШ № 2 занимаются также проблемой безотметочного обучения. Основным направлением деятельности СШ № 4 г. Орска является изучение и внедрение в практику информационных технологий, кроме этого рассматривается проблема адаптации учащихся к изменяющимся условиям социума. В центре экспериментальной деятельности педагогического коллектива  СШ № 52 г. Орска стоит проблема мотивации деятельности учащихся.

В реализации задач эксперимента посильную помощь экспериментальным учебным заведениям оказывает ООИПКРО.

 В 2001-2002 учебном году с руководящими и педагогическими работниками экспериментальных школ была проведена серия семинарских занятий, имеющих целью совершенствование научно-методического сопровождения эксперимента. В рамках занятий прочитан курс лекций по общим вопросам экспериментальной работы, освещены современные тенденции в области преподавания различных дисциплин, представлены экспериментальные учебные пособия, даны конкретные методические рекомендации по реализации программы эксперимента. Кроме того, имело место индивидуальное и групповое консультирование по вопросам, вызывающим затруднения у участников эксперимента; проводилось регулярное обобщение информационных и аналитических материалов, представленных экспериментальными школами; была сформирована информационная база данных эксперимента.

В 2002-2003 учебном году было проведено три мероприятия общего характера.

 Направленность семинара-совещания с педагогическими и  руководящими работниками общеобразовательных учреждений, работающих в режиме эксперимента (5-6 ноября 2002 г.), носила аналитический и корригирующий характер, в ходе его были конкретизированы цели и задачи  экспериментальной деятельности.

Целью семинара, который состоялся 3 апреля 2003 г., было выявление проблем и перспектив широкомасштабного эксперимента. Были обобщены первые результаты работы общеобразовательных учреждений  по выбранным направлениям экспериментальной деятельности, осмыслены  теоретические и практические подходы к реализации Концепции профильного обучения.

На семинаре 21 мая 2003 г. состоялся обмен опытом между педагогическими коллективами образовательных учреждений, были подведены окончательные итоги  экспериментальной деятельности за 2002-2003 учебный год и  определены задачи на 2003-2004 учебный год.

Приходится с сожалением констатировать, что консультативная деятельность ООИПКРО во второй год эксперимента носила менее выраженный характер.

По ряду причин, которые будут освещены ниже, степень эффективности экспериментальной деятельности в Оренбургской области на сегодняшний день следует  признать недостаточно высокой. 

При соотнесении масштабности целей и задач эксперимента с наличными исполнительскими средствами видно невооружённым глазом, что "замах" мероприятия совершенно не соответствует его ресурсному и научно-методическому обеспечению. Глобальная проблема эксперимента сама заявляет о себе. Стремление к всеохватности как одна из ведущих черт российской ментальности обусловила такой подход к реформированию системы образования, когда мы хотим решить все проблемы образования сразу, не подготовив предварительно добротной научно-методической  базы, которая бы позволяла осмысленно и целенаправленно вести каждодневную кропотливую работу на экспериментальных площадках в избранных направлениях опытной деятельности.

Субъекты эксперимента Оренбургской области принимают идею инициаторов широкомасштабного мероприятия о том, что эксперимент на всех этапах должен строиться как конструктивный. Это означает, что новое содержание не только проверяется и "обкатывается" в школах, но оно конструируется в процессе экспериментальной работы в каждой из них. Однако на деле часто наблюдается картина, когда школьные педагоги остаются один на один с содержанием, которое им предстоит "вырастить". Самый яркий тому пример  -  введение профильного обучения.

Систематизированный положительный опыт по профильному обучению, подлежащий обобщению и внедрению в практику других учебных  заведений, накоплен только гимназией № 4 г. Оренбурга и Пригородной школой № 2 Оренбургского района, имеющей статус Европейского лицея (Ассоциированной школы ЮНЕСКО).

Профильное обучение в рамках гуманитарной направленности гимназии № 4 реализуется по трем профилям: экономический, гуманитарный и географический.

Организация профильного  обучения базируется на следующих принципах:

-           принцип демократизации, обеспечивающий расширение прав и ответственности учащегося и учителя, их сотрудничества;

-           принцип гуманизации, который способствует созданию атмосферы доброты и внимания, в которой растущая личность будет чувствовать себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвития ученика;

-           принцип гуманитаризации, требующий приобщения личности к культуре общества, развитие планетарного сознания;

-           принцип минимакса, позволяющий учесть индивидуальные особенности учащихся и обеспечить им продвижение вперед своим темпом. Гимназия предлагает ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить его на уровне его способностей, но не ниже минимума, установленного образовательными стандартами;

-           принцип психологической комфортности, обеспечивающий создание ситуации успеха для каждого ученика;

-           принцип креативности, предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности.

-           принцип сознательного и активного участия гимназистов в процессе обучения,  ограничивающий активность учителя на уроке в пользу инициативы и  самостоятельности учеников при выполнении ими заданий, проектов.

Максимально эффективным делают образовательный процесс также ниженазванные организационные решения реализации профильного обучения.

1.      Выстроена система образовательного мониторинга, включающая проведение двух сессий (зимней и летней) в профильных классах.

2.      Организована работа малой академии гимназистов, в рамках которой учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью.

3.      Система развивающих занятий связывает урочную и внеурочную деятельность учащихся, обеспечивая подготовку к олимпиадам, участие в различных заочных и очных конкурсах, турнирах, дистанционных эвристических олимпиадах и т.д.

4.      Разработана система элективных курсов (совместно с учёными ОГПУ, ОГУ, ОГАУ).

5.      Проводится профильная практика в следующих формах: лабораторные работы по физике и химии в ОГПУ, работа в Интернете, составление  и защита бизнес-планов (проектная работа), архивная работа, работа в музеях, этнографические экспедиции, полевые экспедиции по географии, биологии.

6.      Выстроена система связи гимназии с вузами и другими учреждениями, позволяющая реализовывать программу «Одаренные дети».

(Более подробная информация об опыте реализации Концепции профильного обучения в гимназии № 4 г. Оренбурга помещена на сайте ooipkro/bank.ru.)

В Пригородной школе № 2 Оренбургского района действует система целенаправленной подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы. Для этого

на старшей ступени обучения организовано три профиля: физико-математический, экономический, лингвистический. Для каждого профиля разработаны базисные учебные планы, в которых предусмотрено увеличение количества часов на изучение профилирующих предметов и относительное сокращение учебного материала непрофилирующих предметов.

Лицей входит в состав Университетского округа (единое образовательное пространство школа-ВУЗ), активно сотрудничает с факультетами довузовского обучения ОГАУ и ОГУ. В профильных классах спецкурсы по выбору ведут преподаватели ВУЗов. Еженедельно в лицее проводятся  «дни науки», в рамках которых преподаватели высшей школы организуют индивидуальную и групповую научно-исследовательскую работу учащихся по профилю.

Предпрофильная работа начинается в 8 классе. Учащиеся и их родители знакомятся с имеющимися в лицее профильными классами, с профессиями, на получение которых ориентирует каждый профиль. Курсы по выбору предлагаются учащимся со II полугодия 8 класса.

Для координации экспериментальной деятельности по профильному обучению создан Экспертный совет, возглавляемый профессором Кирьяковой А. В., в состав которого входят преподаватели ВУЗов, сотрудничающие с лицеем, администрация лицея, руководители творческих лабораторий.

Наработки 7 остальных экспериментальных образовательных учреждений в плане профильной дифференциации образовательной деятельности в старшей школе носят менее системный характер, но отдельные моменты исследовательских изысканий педагогических коллективов заслуживают пристального внимания педагогической общественности. Так рабочей группой педагогов СШ № 52 г. Орска разработано и апробировано Положение о порядке набора в профильные классы старшей школы. Положением предусмотрено наличие: желания учащегося продолжить образование по данному профилю, успешная сдача итоговых (за курс основной школы) экзаменов по двум предметам, являющимся профильными в выбранном профиле обучения, положительные ("4" или "5") отметки по всем остальным профильным предметам, занесённые в документ об основном образовании), положительные рекомендации родителей учащегося, малого педагогического совета, психолога. Желательным является участие в предметных школьных, городских олимпиадах и (или) призовые места в них, работа в Научном Обществе Учащихся (НОУ) школы, активное участие в исследовательской работе, соответствие выбранного профиля рекомендациям Центра занятости населения по профессиональной направленности учащегося. Таким образом, создана основа для внедрения в массовую практику механизма рационального и прозрачного конкурсного отбора в старшую профильную школу.

Специфические проблемы возникают в связи с введением профильного обучения в сельских школах. В Дедуровской СШ Оренбургского района и Ибрагимовской СШ Кувандыкского района существуют традиции профессиональной подготовки учащихся в стенах школы. И в том, и в другом случае создана добротная материально-техническая и кадровая база, позволяющая учащимся приобрести "сельские" профессии, востребованные в их хозяйстве. Проблема состоит в том, что на сегодняшний день не разведены понятия "профильное обучение" и "профессиональная подготовка". По этой причине идея построить профильное обучение с учётом потребности определённой части учащихся в приобретении конкретных профессий наталкивается на противодействие чиновников. Ибрагимовской СШ удалось найти компромиссный вариант в рамках естественного профиля, Дедуровская же СШ не смогла преодолеть организационные "рогатки".  Заметим, что такой выраженный формальный подход к организации профильного обучения со стороны органов управления образованием противоречит не только основным идеям ведущих нормативных документов, но и всякому здравому смыслу. Концепция профильного обучения является не собранием догм, но руководством к действию. Игнорирование социального заказа и ценного опыта, копимого в течение десятилетий, является недопустимым. В центре внимания всей системы образования должны находиться интересы и потребности учащихся, пустому "прожектёрству" не должно быть места в эксперименте, который направлен на достижение практических результатов.

Как видим, организация профильного обучения оказалась слишком «крепким орешком» для того, чтобы решать её только в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Естественным образом сложилась необходимость широкого выхода на обобщение  опыта учебных заведений Оренбургской области, имеющих в своей образовательной модели  профильные структурные звенья. На сегодняшний день в регионе накоплен достаточно богатый опыт организации и дидактического обеспечения профильного обучения. Разработки, созданные школьными педагогами, могут использоваться в качестве  готовых профильных либо элективных курсов или же служить основой таковых. Обмен материалами между педагогическими работниками, являющимися  сотрудниками одного или разных образовательных учреждений, в основном осуществляется на уровне личных контактов, концентрация информации в каком-то определённом накопителе отсутствует. Учитывая сложившуюся ситуацию, Учёный совет ООИПКРО принял решение о создании  специального банка педагогической информации ООИПКРО по вопросам профильной дифференциации образовательной деятельности в старшем звене средней школы. Наряду с уложенными в удобной для потребителя форме материалами общего характера в банк в перспективе будут помещаться продукты деятельности общеобразовательных учреждений области по реализации Концепции профильного обучения: аналитические справки  (с описанием конкретных образовательных моделей и с приложением учебных планов), программы профильных и элективных курсов, а также курсов по выбору (с приложением дидактических материалов), разработанные школьными педагогами.

Совершенно очевидно, что содержание банка педагогической информации ООИПКРО по вопросам профильного обучения должны составить материалы высокого качества, имеющие рецензию представительной комиссии. И здесь  обозначилась ещё одна острая проблема. На сегодняшний день в области не существует органа, который бы занимался рецензированием учебных программ, созданных школьными педагогами. Более того,  отсутствуют сами требования к составлению подобных программ, зафиксированные в нормативных документах. Для решения данной проблемы по инициативе ООИПКРО на коллегии ГУО Оренбургской области «О некоторых итогах работы ООИПКРО по модернизации системы повышения квалификации в условиях реализации  Концепции модернизации российского образования в 2002-2010 гг.» 29.04.03 г. было принято решение о создании до 1.10.03 г. на региональном уровне централизованного научно-методического совета по экспертизе учебных программ, разработанных школьными педагогами.

Следующая проблема в контексте реализации Концепции профильного обучения, которую отмечают педагоги экспериментальных образовательных учреждений, состоит в отсутствии соотнесённости профилизации старшей школы с введением  института единых государственных экзаменов. Ведь, по логике, если ученик имеет право изучать предметы школьной программы на том или ином уровне, в том или ином объёме, то он должен также иметь право сдавать экзамены по предметам на соответствующем уровне, в соответствующем объёме. Таким образом, единый подход ко всем выпускникам без учёта избранного профиля является при итоговой аттестации недопустимым. Не вызывает возражения тот факт, что выпускники имеют возможность проявить себя по избранному приоритетному направлению учебной деятельности, получив высокий или даже максимальный сертификационный балл по "своему" предмету. В невыгодном положении оказываются дети с высоким потенциалом, претендующие на поступление в ведущие вузы страны, которые должны сдавать, например, экзамен по русскому языку, но не изучают этот предмет углубленно. Данная проблема может решаться только путём внесения соответствующих изменений в учебный план, что нарушает чистоту эксперимента. Так администрация Пригородной школы № 2, которая в целом неукоснительно соблюдает основной принцип организации профильного обучения (увеличение количества часов на изучение профилирующих предметов и относительное сокращение учебного материала непрофилирующих предметов), исходя из интересов учащихся, не сокращает количество часов на изучение алгебры и русского языка. Более того, на изучение русского языка во всех профилях отводится 2 часа, а не 1 час, как в большинстве образовательных учреждений. Проблема выделения базового и профильного уровней КИМов, вне всякого сомнения, решается создателями материалов единого государственного экзамена. Участники эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования лишь выражают пожелание о форсированном решении данной проблемы, ведь речь идёт, без всякого преувеличения, о человеческих судьбах. Завуч гимназии № 4 Н. В. Горохова взяла на себя труд и ответственность изложить разделяемое всеми участниками эксперимента мнение в письме в адрес Центра по сопровождению эксперимента.

В контексте сдачи единого государственного экзамена выпускниками экспериментальных образовательных учреждений можно также выделить проблему, связанную с апробацией экспериментальных учебных пособий. Так учебники истории авторов О. В. Волобуева и Н. В. Загладина, в основе которых лежит  прогрессивная, на первый взгляд, идея о сопряжении курсов родной и зарубежной истории, на деле плохо служит практической цели подготовки школьников к экзамену. Учащимся 11 класса оказывается не под силу сравнительный анализ подобного уровня, систематизация материала по истории России (дисциплине, которая сдаётся в ходе итоговой аттестации) вызывает значительные затруднения. Педагоги не гарантируют успешной сдачи экзамена  учащимися, занимавшимися по данному учебному пособию. Данная информация передана в Центр сопровождения эксперимента учителем истории и обществознания гимназии № 4 Юлдашевой Г. А. 

На примере реализации одного из основных направлений экспериментальной деятельности - профилизации старшей школы - ясно видна глобальная причина низкой эффективности эксперимента: недоработанность его нормативной и научно-методической базы.

Перейдём к анализу достижений экспериментальных образовательных учреждений  по другим аспектам опытной деятельности.

Самым популярным является направление «Здоровьесбережение». Наилучшим образом психолого-педагогическое, медико-социальное и физиолого-гигиеническое сопровождение учащихся в ходе эксперимента обеспечено в гимназии № 4 г. Оренбурга и Пригородном лицее. Здесь регулярно проводятся психо-диагностические  исследования учащихся и оценка адекватности учебной и внеучебной нагрузки состоянию здоровья школьников, организуются разного рода мероприятия, направленные на укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья детей. К деятельности образовательных учреждений по здоровьесбережению учащихся привлекаются учёные-медики.

 Положительный опыт по данному направлению накоплен также Шарлыкской СШ и СШ № 52 г. Орска. Данным образовательным учреждениям приходится рассчитывать исключительно на собственные силы. Тем не менее, в обоих случаях достигнуты устойчивые  положительные результаты и очерчены перспективы дальнейшей работы. Так в Шарлыкской СШ использовалась новая форма организации первого класса по типу «Начальная школа – детский сад», когда процесс обучения детей сочетается с преимуществами дошкольного образовательного учреждения Уроки проводились в школе, а вторую половину дня дети находились в детском саду (детсад расположен в двухстах метрах от школы). Индивидуальные и групповые занятия по учебному плану учитель проводил в детском саду, используя развивающие, охранительные и поддерживающие возможности образовательной среды дошкольного учреждения. Такая форма организации первого класса способствовала плавному переходу детей от одной образовательной ступени к другой и успешной адаптации в начальной школе. Карта наблюдений за поведением детей в течение года не выявила отклонений в состоянии психоневрологического статуса ребёнка, свидетельствующих о нарушении адаптации и значительном перенапряжении.

 Проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе в силу своей актуальности стоит в центре внимания всех экспериментальных ОУ. На сегодняшний день совершенно ясно, что данная проблема может быть решена через реальную разгрузку содержания, оптимизацию образовательного процесса, а также использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Дело только за тем, чтобы систематизировать наработки отдельных ОУ и организовать их широкое внедрение в практику.

По другим заявленным направлениям экспериментальной деятельности значительных результатов достигнуто не было. Это связано с тем, что наработки педагогических коллективов носят разрозненный,  эпизодический  характер и не представляют собой системы. Исключение составляет опыт педагогов СШ № 5 г. Оренбурга по раннему обучению иностранному языку. Учителя Собко С. В., Валитова Э. Н.,  Королевская И. И. успешно внедряют в практику технологию обучения английскому языку младших школьников и обогащают её конкретными методическими приёмами. Их стиль определяет обилие предметной наглядности, обращение к проектной методике, соревновательные и игровые формы учебной деятельности. Такие методические находки, как персонификация букв английского алфавита, обучение чтению через сказки находят живой отклик  у детей и   делают учебный процесс естественным, неутомительным и высокоэффективным. Опыт педагогов непременно будет обобщаться и в перспективе будет помещён в банк педагогической информации ООИПКРО.

Недостаточно высокую эффективность экспериментальной деятельности ОУ по избранным направлениям следует отнести на счёт того, что с самого начала дополнительным аспектам экспериментальной деятельности не было уделено должного внимания со стороны ООИПКРО: педагогам-экспериментаторам не была оказана помощь в разработке научного аппарата исследования и определении его этапов, контроль за деятельностью экспериментальных ОУ по избранным направлениям не осуществлялся.

С учётом данного отрицательного опыта администрацией ООИПКРО принято решение о концентрации в 2003-2004 учебном году опытной деятельности в экспериментальных учреждениях Оренбургской области на направлениях, которые могут быть наилучшим образом реализованы с учётом наличных сил и средств ООИПКРО. К таким направлениям относятся: начальное образование, профильное обучение, иностранные языки, информатика, нормализация нагрузки и сохранение здоровья учащихся. Основной организационной формой совместной деятельности  экспериментальных общеобразовательных учреждений и ООИПКРО будут являться практико-ориентированные семинары, в ряде случаев - проблемные курсы. Планируется проведение курсов по проблемам: "Организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях", "Организация предпрофильной подготовки в основной школе", "Использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании", а также практико-ориентированных семинаров по проблемам раннего обучения иностранному языку, профилизации старшей школы в связи с образовательной областью "Иностранный язык", обновления содержания начального общего образования и др.  В  ходе подготовки  к каждому мероприятию для слушателей будут разработаны дистантные материалы. В течение всего учебного года для педагогов-экспериментаторов будут проводиться по мере востребованности индивидуальные и групповые консультации по актуальным вопросам общей педагогики, психологии, валеологии и методики преподавания отдельных дисциплин. Мы надеемся, что новая стратегия позволит нам достигнуть значимых результатов в нашей совместной деятельности.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |