дошкольное образование:
 

 

Музыка в жизни ребенка-дошкольника

 

Автор Калужина А.И.,
старший воспитатель  Александровского детского сада «Родничок»

Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен.  

                                                                                                                                                                                           

Цель: показать сочетание различных видов творческой деятельности; показать, что музыка и слова, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребенка; показать методы, направленные на развитие активности и самостоятельности каждого ребенка; развивать активность участников методобъединения; способствовать формированию профессионального качества педагога-дошкольника, музыкального руководителя.

 

План работы:

1.      Просмотр музыкального развлечения в старшей группе (Юсупова А.Р.);

2.      Анализ просмотренного мероприятия (все участники методобъединения). Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Музыка делится на инструментальную и вокальную соло, ансамбль, хор. Существует несколько видов музыкальной деятельности – это музыкальное движение, игра в оркестре, пение, дирижирование, слушание. Слушание музыкальный руководитель может проводить на общем музыкальном занятии или на специальном. Слушание это важный раздел музыкального воспитания детей, где прививается любовь, интерес к музыке, желание слушать еще и еще. Это и один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими видами, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие – мышление.

О работе по воспитанию интереса к слушанию музыки просим рассказать музыкального руководителя Ждановского детского сада.

3.      Воспитание интереса детей к слушанию музыки (Ждановский д/сад).

Другой вид музыкальной деятельности – обучение музыкально-ритмическим движениям, который чаще всего строится в форме игры. Музыкально-ритмические движения в детском саду включают общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) движения, танцевальные движения (переменный шаг, притопы и т.д.), то есть те движения, которые пригодятся в разучивании плясок. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить, больше используя игр по развитию чувства ритма и проводить их, неоднократно повторяя.

Об обучении детей музыкально-ритмическим движениям предлагаю послушать музыкального руководителя Хортицкого детского сада.

4.      Обучение детей музыкально-ритмическим движениям (Хортицкий детский сад).

Для полноценной реализации программы важно проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления. Важно участие в них не только детей, но и воспитателей, родителей.

Об организации и проведении таких мероприятий рассказывает музыкальный руководитель Александровского детского сада.

5.      Организация и проведение развлечений, праздников (Александровский детский сад, Аносова Т.Г.).

6.      Зарядка для памяти. «Вопрос – ответ» (Калужина А.И.):

а) Кого называют «королем вальса»? (Иоган Штраус – сын);

б) От какого немецкого слова произошло название вальса?  («вальцен» - кружиться);

в) Почему говорят: «Скрипка поет»? (тембр скрипки близок к человеческому голосу,  поэтому, когда мы ее слышим, нам кажется, будто скрипка что-то рассказывает, а иногда даже плачет как человек…);

г) К какому  семейству инструментов относится скрипка? (к семейству струнных);                                                    

д) Как называют одновременное звучание нескольких звуков? (аккорд; на арфе можно взять одновременно несколько звуков);

е) Иногда  детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Что главное в изображении? (Чтобы дети не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки;

темные – тревожному, таинственному; яркие, сочные краски – веселому, радостному характеру музыки);

ж) Какова роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр? (Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятиях оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвую сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Поэтому в начале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей. 

7.      Проанализировать подготовку детей воспитателем к музыкальному занятию. За 30 минут до занятия воспитатель предлагает детям убрать игрушки («Скорее пойдем на музыкальное занятие») и сесть на стульчики, расставленные полукругом; затем берет коробку, дает каждому малышу его чешки. Дети переобуваются, ставят свою сменную обувь под стул, а воспитатель следит, чтобы Вова не поставил свои башмачки в шкафчик, ведь она сколько раз говорила, что занятие будет длиться всего 15 минут и сейчас же вернутся в группу.

 

Воспитатель смотрит, как одет каждый ребенок, поправляет бантики, застежки, завязки, проверяет, у всех ли есть носовые платки: «Юля, опять не сказала маме, чтобы дала чистый носовой платок…», «Сережа, ведь знаешь, что пуговица не застегивается, скажи бабушке, чтобы пришила другую…» и т.д.

Ребенок, внешний вид которого воспитатель уже оценил, должен сесть на стул, не вставать, не шуметь (т.е. не разговаривать), «не трогать других детей», смотреть на воспитателя и слушать его. Воспитатель напоминает детям, как вести себя на музыкальном занятии:

·         Слушайте музыку внимательно, я ничего подсказывать не буду!

·         Пока вас не спросят, какая это музыка, не надо ничего про нее говорить.

·         Сережа, если ты будешь приставать и высказываться!…

·         Галя, ты будешь плясать с Сережей, смотри за ним!

·         Гриша, не пляши по-цыгански! Не надо хлопать по ноге! Пляши как все!

·         С погремушкой пляшите, как вас учили! Когда будете звенеть, не придумывайте ничего, а то кто начинает кружиться, кто топать и звенеть. Все делайте, как Галя. Она ничего не придумывает! Понятно?!

Детям разрешили встать со стульев и колонной по одному ведут в зал. Воспитатель напутствует малышей: «Будьте хорошими!» На уборку игрушек ушло 2 минуты. За 26 минут, которые просидели, дети устали, на их лицах апатия и скука, они подавлены, а некоторые, наоборот, возбуждены и раздражительны. Следовало бы утром родителям обувать детей в чешки, а после занятий их заменили бы. Говорить о незастегивающихся пуговицах, поломанных застежках, платках и т.д. надо родителям, а не детям. Дети могли играть во что им хотелось, но почти любое начинание детей подавляется. Воспитатель все время направляет, поправляет, советует, поучает, и приучает, а, в общем-то, запрещает и получается, что воспитатель стремится к собственным удобствам. Необходимо обратить особое внимание – запреты ведут к стандартизации поведения детей. Серьезная ошибка: вместо того, чтобы поддержать интерес ко всему – воспитатель требует стандартного поведения (все сидят и не удивляются, и ты сиди так же, как все). При такой подготовке к музыкальному занятию не приходится говорить о хорошем самочувствии и душевном покое детей. И водить детей первой младшей лучше не колонной, а стайкой.

 

8.      Подведение итогов. Высказывание мнений участников методобъединения о проведенном мероприятии.

9.      Задание на дом на следующее методобъединение. («Работа с иллюстрациями как видом изобразительного искусства» - Яфаровский д/сад, Романовский д/сад, Ждановский д/сад).

10.  Встреча с инспектором – методистом РОО.

вверх