дошкольное образование:
|
Автор Калужина Анна Ивановна,
старший воспитатель Александровского детского сада «Родничок»
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,
поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Цель: Обучение педагогов формам работы с родителями. Способствовать формированию профессиональных качеств педагога – дошкольника.
План работы:
Iч. Просмотр открытого мероприятия в подготовительной к школе группе. КВН «Родители и дети» (Савина Н.В.).
Ведущий. Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей.
Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над решением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу.
Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи молодым родителям в овладении основами педагогических знаний. Для этого используется все многообразие существующих форм работы с родителями: народные университеты, школы молодых родителей, беседы, консультации, семинары – практикумы и т.д.
Помочь воспитателю детского сада в проведении отдельных видов работы с родителями – цель сегодняшнего мероприятия.
II ч. Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай».
Цель: помочь родителям овладеть азами дошкольной педагогики и детской психологии. Сформировать у них интерес к воспитанию как науке.
Оборудование: название игры из отдельных букв «Счастливых случай»; стол ведущего, украшенный цветами и подковой; секундомер; «бочонок»; фишки.
Ход игры:
Ведущий: начинаем игру «Счастливый случай». Пока у нас есть только одна команда под названием «Одуванчик». Почему вы свою команду назвали так? (ответы). Вторую команду сформируем из зрителей. Ее участниками станут те, кто отгадает загадки (по 6 человек).
· Один болтун, другой свистун, третий едун, два брата видаки, а два слышаки, два бегуна, да два брата ухватки (язык, нос, рот, глаза, уши, ноги, руки);
· Кто двенадцать раз в году родиться (месяц).
· Выгляну в окошко – идет длинный Антошка (дождь).
· Что такое: в землю вросло, сверху толсто, снизу востро, собой красно (свекла).
· Мирошка сидит на ложке, свесив ножки (лапша).
· Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (гвоздь).
(Выбранные называют свою команду, выставляют эмблему, выбирают капитана).
Ведущий: итак, начнем первый гейм. «Вопросы для игроков».
Командам надо по очереди за одну минуту ответить на большее количество вопросов (очередность определяется зрителями, которые произносят считалку типа: «Косой, косой, не ходи босой. А ходи обутый, лапочки закутай. Если будешь ты обут, тебя волки не найдут. Не нейдет тебя медведь… Выходи – тебе гореть!»).
Вопросы для первой команды:
· С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (с 5 лет);
· Главный рабочий инструмент логопеда (голос);
· Нарушение речи (дефект);
· Какие наказания недопустимы? (телесные);
· Отец и мать ребенка (родители);
· Человек, занимающийся исправлением речи (логопед);
· Должностное лицо, руководящее детским садом (заведующая);
· Преподаватель музыки в детском саду (муз. работник);
· Женщина по отношению к своему ребенку (мать);
· Помощник заведующей (завхоз);
· Мать отца или матери (бабушка);
· Учебное заполнение времени (занятие);
· Сбор родителей для решения педагогических проблем (родительское собрание);
· Непослушный ребенок (неслух и т.д.);
· Маленький доносчик (ябеда);
· Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты, руки);
Вопросы для второй команды:
· Перерыв в занятии для отдыха (физкультминутка);
· Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная);
· Исправление речи (коррекция);
· Какие поощрения недопустимы? (денежные);
· Помощник воспитателя (няня);
· Специалист по методике дошкольного обучения (методист);
· Детсадовский «Айболит» (медсестра);
· Мужчина по отношению к своему ребенку (отец);
· Группа живущих вместе близких родственников (семья);
· Маленький ребенок (дитя, малыш);
· Специалист по приготовлению пищи (повар);
· Место, где непослушный ребенок отбывает наказание (угол);
· Музыкальное представление в детском саду (утренник);
· Орган, участвующий в артикуляции звуков (язык);
· Маленький обманщик (врун);
· Превознесение своих личностных качеств (похвальба, хвастовство).
Второй гейм «Заморочки из бочки»:
Начинают проигравшие. На ответ дается 15 секунд. Каждый ответ – 5 баллов.
· Трехлетний Петя долго болел, подолгу лежал в больнице. Практически не разговаривал. Маме пришлось потратить много сил для того, чтобы Петя «заговорил». Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.
· В группу входит старший воспитатель. Только трое детей здороваются с ним, остальные увлечены своими делами и не обращают на него никакого внимания. Дети объясняют свое поведение так: при входе в детский сад они уже поздоровались, но с кем именно – не помнят и не придают этому значения. Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?
· Среди некоторых родителей бытует мнение, что их ребенка обижают в детском саду сверстники. Взрослые советуют своим детям «не давать спуску обидчикам», «давать сдачу». Правильно ли это? Как дети должны поступать?
· В тесте «Моя семья» Коля нарисовал в центре листа: большой телевизор, рядом кресло, в котором сиди «большой» папа с длинными руками и сигаретой; ближе к краю – маленькую фигуру (младший брат); в верхнем углу – маленькую ярко раскрашенную фигуру мамы с большой сковородкой в руках. Себя мальчик не нарисовал. «Я не уместился» - объяснил он. Какой вывод можно сделать о микроклимате в семье?
Третий гейм «Игра со зрителями»:
· Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей /лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься, / предопределены наследственностью. Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей?
Назовите возможные причины.
· Известно, что в развитии детей большую роль играет пример родителей, которым они подражают. Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
· Докажите, почему умение производить звуковой анализ слов и осознание словесного состава речи способствует успешному овладению дошкольником чтением и письмом.
· Среди родителей бытует мнение: детей надо ограждать от переживаний, связанных с болезнью близких, жесткостью, несправедливостью и другими жизненными трудностями, чтобы они не испытывали чувство страха. Правы ли эти родители?
Четвертый гейм «Главы семей» (на ответ дается одна минута):
· Вещь, служащая для игры (игрушка);
· Отсутствие желания что – либо делать, действовать (лень);
· Графический знак, входящий в азбуку (буква);
· Занятие, служащее для развлечения, отдыха (игра);
· То, что слышится, воспринимается ухом (звук);
· Совокупность букв, расположенных в установленном порядке (алфавит, азбука);
· Свистящий звук (с);
· Заминка речи из-за судорожного сокращения мышц (заикание);
· Один пастух тысячи овец пасет (луна);
· Серое суконце лезет в оконце (рассвет);
· Закончите пословицы:
«Грамота не болезнь, годы не …….» (уносит);
«Корень ученья горек, а плод его ………» (сладок);
«Умный любит учиться, а глупый…….» (учить);
«Ученье без уменья не польза, а……….» (вред);
«В добрый час молвить, в худой………» (промолчать);
«Доброе молчанье лучше пустого……..(болтанья).
Пятый гейм «Темная лошадка» (вопросы к игрокам):
Мама с тревогой говорит: «Я слышала, что к шести годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые люди уже в пять лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу». Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?
В детском саду наблюдали за фонематическим слухом у детей, записали характерные ошибки некоторых детей (вместо «рыба» - «лыба», вместо «шишка» - «сишка», вместо «садись» - «дись», вместо «сахар» - «хасир»). Какие недостатки речи детей выявились в данном исследовании? Чем это можно объяснить? Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки?
Часто родители задают педагогам вопросы: «Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом? Все ходят в детский сад, со всеми в равной мере занимается воспитатель, (а если есть, и логопед). Что же делать нам, родителям, чтобы как-то помочь детям? Дайте совет родителям.
Вопрос для зрителей:
Мать сняла с девочки пальто, шапочку, шарфик, внесла ее в комнату и осторожно опустила на пол, а дочь вдруг – раз! – и улеглась на пол. Мать испугалась: «Доченька, что это ты? Упала? Вставай скорее!» Дочь продолжала лежать. «Миленькая, что с тобой? Поднимайся!» Но девочка лежала и смотрела на мать. Когда та пыталась ее поднять, дочка начинала брыкаться. Мать начала настаивать – дочь в слезы. Прикрикнула – еще хуже. Присутствующие взрослые начали что-то советовать, уговаривать девочку. А она лежала на полу, барабаня ногами. Какой мотив поведения появился в этой ситуации? Как следует реагировать на это взрослым? Каким детям свойственно такое поведение?
Шестой гейм «Гонка за лидером» (за 2 минуты команды должны ответить на вопросы):
· Общеобразовательное среднее учебное заведение (школа, гимназия);
· Шоколадное яйцо («Киндер-сюрприз»);
· Серия рисунков с подписями (комикс);
· Народное творчество (фольклор);
· Что делает речь красочной, образной? (афоризм, пословицы, поговорки);
· Произведение печати в виде переплетных листов (книга);
· Что записывает и воспроизводит звук и изображение (видеомагнитофон);
· Раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением (логопедия);
· Электронно-вычислительная машина (компьютер);
· Наука о воспитании и образовании, обучении (педагогика);
· Совершенное воплощение чего-либо (идеал);
· Выражение, нуждающееся в истолковании (загадка);
· Никогда назад не возвращается (время);
· Закончите пословицы:
«Всякая прибаска хороша с …….» (прикраской);
«Короток язык, так вытянут, а длинен, так……..» (окоротят);
«Не давай волю языку во пиру, а сердцу во…………» (гневе);
«Не давши слова – крепись, а давши…….» (держись);
· Отгадайте загадки:
«Не на меру, не на вес, а у всех людей есть» (ум);
«Если бы не было его, не сказал бы ничего» (язык);
«Зачем во рту язык?» (за зубами);
«Какой месяц короче всех?» (май);
«Что никогда не лень делать?» (дышать);
«Круглые озера никогда не замерзают» (глаза);
«К ночи помер, оставил номер» (день).
Ведущий: вот и закончилась наша педагогическая игра. Спасибо, что все вы приняли в ней активное участие.