Программа объединения «Театр-«Маска»
|
Вид программы: образовательная
Срок обучения: 3 года
Возраст детей: 12- 15 лет
Cоставитель: Пляшешник А.Д., методист ЦВР, педагог дополнительного образования.
Программа приняла участие в областном конкурсе авторских программ педагогов дополнительного образования в 2000 г.
|
Наиболее продуктивным, эмоциональным методом воспитания и обучения ребенка является игра как таковая. В игре ребенок доступными ему средствами учится познавать и осваивать мир, учится общению, проходит ролевой тренинг.
Театр по своей природе близок к игре ребенка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков. Кроме того, в работе над образом ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно- следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, а значит, умению понять другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.
Занятия в театральном объединении развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают еще и чисто практические навыки и умения, необходимые в процессе подготовки и организации спектакля, воспитывают навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе театрального объединения становится снятие психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей.
Главной целью является развитие у детей интереса к театру как искусству, расширение кругозора, раскрытие перед детьми красоты этого профиля. Необходимо научить их разобраться в том, что они умеют, а что - нет.
Исходя из этой главной цели, основными задачами являются следующие: обогатить учащихся основами сценической речи, движения, усвоить основные этапы работы над ролью, познать методы организации коллектива.
Программа объединения « театр «Маска»» рассчитана на 3 года обучения, 216 часов в год, по 6 часов в неделю.
В объединение принимаются школьники 6-9 классов.
Наполняемость групп первого года обучения 20 человек, последующих - не менее 16 человек.
В репертуарный список руководитель может выбрать пьесы, доступные для усвоения их учениками, примерно 2-3 спектакля в год.
Для занятий необходимы: просторное помещение, комната для переодевания ( костюмерная) , рояль ( пианино) или баян ( аккордеон), проигрыватель с пластинками (магнитофон).
Содержание программы дает возможность ученикам на собственной практике получить тот запас ЗУН, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно разбираться в искусстве драматургии.
Руководителю следует пользоваться любым поводом на занятиях, чтобы расширить круг эстетических представлений и интересов учеников, рассказывать о театре, устраивать просмотры телепередач об этом виде искусства. Большое значение в проводимых занятиях имеет элемент игры. Учебные занятия можно разделить на такие виды:
1) групповой тренинг;
2) репетиция;
3) беседы, анализ, обсуждение.
Учебно-воспитательный процесс включает в себя следующие направления:
- сценическая речь;
- мастерство актера;
- техника грима;
- история театра;
- особенности театрального костюма;
- « Мир, в котором мы живем»
Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей школьников, их возможностей и интересов.
Программа первого года обучения включает в себя введение и знакомство с основами драматургии. Целью является сплочение коллектива, приобщение к театру.
Начинается работа над сценической речью, актерским мастерством, техникой грима. Параллельно дети знакомятся с историей театра, изготовлением театральных костюмов. Не прекращается воспитательная работа, на занятиях рассматриваются различные ситуации, конфликты, возникающие в коллективе, школе, дома.
В конце учебного года ребята готовят коллективную работу, т.к. коллективное выполнение задания имеет большое воспитательное значение, сплачивает коллектив.
Программа второго и третьего годов обучения предусматривает продолжение знакомства с историей театра. Практическая часть программы включает: сценическую речь, актерское мастерство, техника грима - усложняется. Выполняются различные самостоятельные творческие задачи.
Итогом годовой работы объединения является отчетное выступление учащихся. Оценку работы определяет специальное жюри. При оценке выступления учитывается возраст ребят, качество исполнения, артистизм, сценическая культура. Лучшие учащиеся награждаются грамотами, дипломами, которые вручают на заключительном вечере.
Программа 1-3 годов обучения имеет целью не только эстетическое и нравственное воспитание школьников, но и оказание им полмощи в вопросах профессиональной ориентации.
Основными показателями театральной культуры и эстетической воспитанности школьников, прошедших полный курс обучения, можно считать: выразительность, правдивость и искренность в передаче образа, благородство манеры исполнения, осмысленное отношение к пьесе как к художественному произведению, отражающему чувства и мысли человека. Показателем театральной культуры является эмоциональное восприятие драматургии, а также наличие у учеников нравственной воспитанности, выражающееся, в частности, в поведении у учеников в коллективе , их трудолюбии, взаимопомощи, доброжелательности и росте их общественной сознательности..
Первый год обучения
Примерный тематический план
№ |
Содержание работы
|
Общее количество часов
|
Теория
|
Практика
|
1 |
Театр как вид искусства |
5
|
5
|
|
2 |
История театра |
8
|
8
|
|
3 |
Сценическая речь |
15
|
5
|
10
|
4 |
Основы актерского мастерства |
40
|
3
|
37
|
5 |
Техника грима |
8
|
3
|
5
|
6 |
Репетиционная работа |
60
|
|
60
|
7 |
Художественное оформление |
10
|
|
10
|
8 |
Выступления |
60
|
|
60
|
9 |
«Мир, в котором мы живем» |
10
|
10
|
|
|
Итого:
|
216
|
34
|
182
|
Программа
На первом году обучения важной целью является сплочение коллектива, укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат деятельности, формирование трудолюбия и других личностных качеств.
Начинается знакомство с такими понятиями, как театр, искусство актера, бутафория, грим, мизансцена. Работа над сценической речью.
Важна необходимость создания такой творческой ситуации, которая бы постоянно, исподволь провоцировала бы стремление детей к совершенствованию. Обучение актерскому мастерству, сценическому движению, путем театральных, режиссерских игр, специальных упражнений по развитию речи, дикции.
Тема 1. Театр как вид искусства.
Беседы о специфике театрального искусства как искусства синтетического, коллективного, объединяющего творчество драматурга, актера, режиссера, художника, музыканта и воздействующего на зрителя при помощи многообразных художественных средств.
Рассматриваются вопросы артистической этики и дисциплины, общественного назначения театра. Начинается знакомство с основными направлениями в актерском искусстве.
Тема 2. История театра.
Ознакомительная беседа о народном театре. Его возникновение и развитие.
1) драматические игры и представление начала двадцатого века;
2) городские ярмарочные гулянья.
Тема 3. Сценическая речь.
I. В раздел работы над сценической речью входят следующие пункты:
- речевое дыхание;
- речевой голос;
- работа над дикцией и орфоэпией.
II. Практическая работа над голосом, дыханием, речью.
Тема 4. Основы актерского мастерства
Работа начинается с воспитания элементарных навыков коллективной творческой работы. К ним относится: внутренняя собранность, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в процесс сценического действия.
Следующим этапом работы является - преодоление мышечных зажимов;преодоление неблагоприятных сценических условий; развитие восприятия и наблюдательности; памяти на ощущение; действие в условиях вымысла; развитие артистической смелости и непосредственности; действие с воображаемыми предметами; взаимодействие с партнером; словесное взаимодействие; темп и ритм действия; группировки и мизансцены; характерность действия.
Вся выше перечисленная работа по овладению артистической техникой превращается в сценические этюды.
Этюд в этом смысле является связующем звеном между артистической техникой и сценическим методом. Он закрепляет первоначальные навыки работы актера над собой и подводит к следующему этапу - к работе над пьесой и ролью.
Тема 5. Техника грима.
Значение искусства грима в творчестве режиссера и актера. Грим и образ. Техника грима:
- гримировальные принадлежности;
- анатомические основы грима;
- основные приемы гримирования.
Тема 6. Репетиционная работа.
Чтение материала (сценария). Его обсуждение, разбор, анализ. Распределение ролей. Подготовка к показу.
Тема 7. Художественное оформление.
Изготовление декораций, эскизов. Подготовка сцены. Изготовление костюмов.
Тема 8. Выступления. Выступления на различных площадках.
Тема 9. «Мир, в котором мы живем».
Обсуждение вопросов текущей жизни. Проблемы коллектива. Анализ конфликтов в школе, семье, коллективе - взаимосвязь. Беседы на нравственные и моральные темы.
Посещение спектаклей ( в каникулярное время), кинофильмов, их обсуждение.
Второй год обучения
№ |
Содержание работы
|
Общее количество часов
|
Теория
|
Практика
|
1 |
История театра |
8
|
8
|
|
2 |
Сценическая речь |
15
|
5
|
10
|
3 |
Основы актерского мастерства |
40
|
3
|
37
|
4 |
Техника грима |
8
|
3
|
5
|
5 |
Репетиционная работа |
60
|
|
60
|
6 |
Художественное оформление |
10
|
|
10
|
7 |
Выступления |
60
|
|
60
|
8 |
Театральный костюм |
5
|
5
|
|
9 |
«Мир, в котором мы живем» |
10
|
10
|
|
|
Итого:
|
216
|
34
|
182
|
Продолжается повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных ранее знаний, умений, навыков. Не прекращается работа по всем поставленным сначала обучения задачам.
Тема 1. История театра. От скоморохов до первых театров Москвы и Петербурга. Три века русской сцены. Беседы о первых актерах русского театра.
Тема 2. Сценическая речь.
Логический анализ текста. Особенность стихотворной речи.
Практическая работа над голосом, дыханием, речью.
Тема 3. Основы актерского мастерства.
Работа над ролью:
- знакомство с пьесой;
- протокол внешней жизни роли;
- анализ действиям;
- несценическая жизнь роли;
- сверхзадача;
- оценка фактов и событий;
- создание логики действий роли;
- работа над словом;
- углубление предлагаемых обстоятельств;
- построение мизансцены;
- овладение характерностью;
- прогоны, замечания;
- показ.
Тема 4. Техника грима.
Характерные гримы:
- возрастной и старческий грим;
- национальный грим;
- гримы гротеска и шаржа;
- сказочный и фантастический грим;
- патологический грим;
- портретный грим.
Тема 5. Репетиционная работа.
Чтение материала. Обсуждение, разбор, анализ. Подготовка к показу.
Тема 6. Художественное оформление.
Оформление сцены. Изготовление необходимых реквизитов для выступлений.
Тема 7. Выступления.
Выступления на различных площадках.
Тема 8. Театральный костюм.
Знакомство с изготовлением русских народных костюмов. Моделирование и технология костюмов:
- мужской костюм;
- женский костюм.
Тема 9. «Мир, в котором мы живем»
Усложняется процесс общения с детьми. Ребенку прививается умение слышать и слушать других, иметь свое мнение.
Экскурсии в театр (в каникулярное время).
Третий год обучения
№ |
Содержание работы
|
Общее количество часов
|
Теория
|
Практика
|
1 |
Сценическая речь |
20
|
5
|
15
|
2 |
Основы актерского мастерства |
40
|
3
|
37
|
3 |
Техника грима |
8
|
3
|
5
|
4 |
Репетиционная работа |
60
|
|
60
|
5 |
Художественное оформление |
10
|
|
10
|
6 |
Выступления |
60
|
|
60
|
7 |
Театральный костюм |
8
|
8
|
|
8 |
«Мир, в котором мы живем» |
10
|
10
|
|
|
Итого:
|
216
|
29
|
187
|
Тема 1. Сценическая речь.
Продолжается работа над дикцией и орфоэпией, правильным литературным произношением. Работа носит индивидуальный характер.
Работа по умению моделировать голос по высоте тона, силе (громкости), отработка тембра голоса.
Практическая работа.
Тема 2. Основы актерского мастерства.
Происходит систематическая работа над развитием и совершенствованием профессиональных качеств актерского мастерства.
При повторении пройденных упражнений, вводятся новые. Повышаются требования к качеству выполнения упражнений. Обновляется творческая задача, вводятся новые осложняющие обстоятельства, новые элементы актерской техники. Характер тренировки изменяется в зависимости от прохождения тех или иных элементов техники и от успеваемости группы.
Тема 3. Техника грима.
Поиски и создание внешней формы образа. Грим молодого лица. Создание грима-образа.
Тема 4. Репетиционная работа.
Чтение и разбор предлагаемого сценария. Подготовка к показу.
Тема 5. Художественное оформление спектакля.
Изготовление реквизитов, подготовка сцены. Соответствие художественного оформления теме сценария.
Тема 6. Выступления
Выступления на различных площадках.
Тема 7. Театральный костюм.
Продолжается знакомство с изготовлением костюмов:
- западный костюм 17 века;
- западный костюм 18 века;
- костюмы 19 века;
- костюмы 20 века;
- моделирование и технология костюмов.
Тема 8. «Мир, в котором мы живем».
В беседы вносятся элементы философии, беседы о смысле жизни. Значение театра для духовного обогащения и становления личности. Умение на своем опыте делать выводы, умозаключения.
Литература
1. А.В. Артоболевский «Художественное чтение», М., 1978 г.;
2. Н.В. Демидов «Искусство жить на сцене», М., 1980 г.;
3. Г. В. Когтев «Грим и сценический образ», М., 1981 г.;
4. А.И. Кузьмин «У истоков русского театра», М., 1984 г.;
5. Г.В. Кристи «Основы актерского мастерства», М., 1970-71г., вып.I, II;
6. Ю. А. Мочалов «Первые уроки театра», М., 1986 г.;
7. Ю.А. Мочалов «Композиция сценического пространства», М., 1981 г.;
8. С.В. Образцов «Эстафета искусств», М., 1980 г.;
9. О. Ремез «Ваш первый спектакль», М., 1971 г.;
10. В.П. Шильгави «Начнем с игры», М., 1980 г
|