Комплексно-целевая программа
Профиль деятельности: - художественно – прикладной
Возрастной состав: 7 – 13 лет.
Продолжительность образовательного процесса: 3 года.
Составитель: Нильк Л.А., педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Буратино», Петровская СШ.
Программа приняла участие в областном конкурсе авторских программ педагогов дополнительного образования в 2001 г.
|
Свою деятельность как педагог дополнительного образования Нильк Л.А. начала с организации кружка «Изобразительное искусство» в 1994 году.
Постепенно кружок перерос в объединение художественно-прикладного творчества «Буратино», которое включает в себя изодеятельность, прикладное творчество и кукольный театр.
Воспитанники объединения являются постоянными участниками районных и областных конкурсов, выставок по декоративно-прикладному творчеству, организаторами школьных концертов –выступлений кукольного театра.
|
В воспитании подрастающего поколения важную роль играет и его эстетическое воспитание, осуществляемое в первую очередь средствами различных видов искусства.
Лишь вся совокупность отдельных искусств может сделать личность ребенка действительно многогранной, помочь совершенствованию его внутреннего мира. В результате проблема воздействия на личность ребенка многообразием видов искусств, находящихся в тесном взаимодействии и органической связи друг с другом, представляется достаточно актуальной.
«Первым условием образования талант, - писал, в частности, Б.Г. Ананьев, является многосторонность личности, многосторонность способностей. Если человек развивается только в одном направлении, то талант этого человека будет нестойким и поэтому очень незначительным, истощаемым».
Это положение рассматривается, как принципиально важное, так оно помогает выявить всю перспективность обращения именно к комплексному воздействию искусства, нацеливает на создание необходимой базы для развития художественно-творческой практики ребенка и в самых разнообразных ее видах.
В первую очередь это касается младшего школьного возраста, когда у большинства детей интересы еще окончательно не сформировались, а склонности к отдельным видам искусства не успели проявиться.
Для выявления и развития этих склонностей и ведется работа во внеурочное время, позволяющая детям пробовать свои силы одновременно в нескольких искусствах.
В результате активного чередования различных видов и форм деятельности (от восприятия художественных произведений и создания рисунка на заданную тему до выполнения куклы для кукольного спектакля) происходит некая адаптация в сфере искусства, выявляются склонности и интересы.
Предлагается программа внеурочных занятий построенных на основе комплексного взаимодействия изобразительного искусства, театра кукол и мягкой игрушки, способствует развитию многогранных творческих способностей ребенка, формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности может стать одним из звеньев общей системы эстетического воспитания в условиях сельской школы.
ЦЕЛИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ:
- раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке, введением их в мир театра в мир игры;
- приобщить детей к творчеству, побудить и развить творческое начало, художественный вкус;
- научить отличать красивое от некрасивого, подлинную красоту от мнимой;
- помочь адаптации ребенка в обществе.
ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ:
В процессе кружковых (внеурочных) занятий должны быть решены следующие задач:
- развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- формирование практических навыков художественно-творческой деятельности на самореализацию;
- развитие художественно-творческих способностей и склонностей ребят, фантазии, зрительно-образной памяти;
- формирование творческой индивидуальности.
Для решения поставленных задач в комплексной программе выделяются три основных раздела:
1.Изобразительное искусство и художественный труд.
2.Театр кукол.
3.Мягкая игрушка-самоделка.
Приведенные далее программы каждого из разделов рассчитаны на учащихся начального и среднего звена сельской школы.
Тематический план
№ |
Наименование темыы
|
Общее количество часов
|
Теория
|
Практика
|
1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
|
1 |
Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
|
2
|
2
|
|
2 |
Беседа по декоративно-прикладному искусству, народному творчеству и дизайну. |
2
|
2
|
|
3 |
Углубленное знакомство с рисунком-основой языка всех видов изобразительного искусства (композиция, ритм, цвет)
|
2
|
1
|
1
|
4 |
Линия, штрих, тон –основные средства выразительности в рисунке. |
6
|
2
|
4
|
5 |
Цвет-основа языка живописи. Глухие и звонкие цвета. «цвет в цвет». |
8
|
1
|
7
|
6 |
Графические и живописные упражнения. «Ее Величество Линия». |
6
|
|
6
|
7 |
Рисование и живопись с натуры, отдельных предметов и их групп (натюрморт) |
6
|
1
|
5
|
8 |
Уроки художника-анималиста (рисование с натуры и по представлению). |
6
|
|
6
|
9 |
Искусство в твоем доме:
-твои игрушки;
-мамин платок;
-твои книжки (иллюстрация)
|
6
4
8
|
1
1
|
5
3
8
|
10 |
Рисование пейзажа, изображение природы в различных состояниях (бурное, тихое, спокойное и др.) |
6
|
1
|
5
|
11 |
Образ человека и его характер |
6
|
|
6
|
12 |
Организация выставки работ учащихся |
4
|
|
4
|
13 |
Образы городов, селений и исторических памятников. |
6
|
1
|
5
|
14 |
Аппликационные работы (ажурные ограды, коллаж и т.д.) |
4
|
|
4
|
15 |
Учимся делать из бумаги игрушки (оригами) |
6
|
|
6
|
16 |
Мастерская масок |
4
|
|
4
|
17 |
Из шпагата и сухих листьев (растений) настенное панно |
5
|
|
5
|
18 |
Мозаика из кусочков цветной бумаги и другого материала |
5
|
|
5
|
19 |
Ознакомление с художественными и техническими приемами росписи по дереву. |
8
|
1
|
7
|
20 |
Искусство росписи в России |
6
|
1
|
5
|
21 |
Инкрустация дерева металлом |
8
|
1
|
7
|
22 |
Вышивка – древнейший вид русского декоративного искусства. |
6
|
2
|
4
|
23 |
Знакомство с художественными и техническими приемами выполнения рисунка на колоти |
8
|
2
|
6
|
24 |
Красота и уют вашего дома. |
4
|
|
4
|
25 |
Организация выставки работ учащихся |
2
|
|
2
|
|
ИТОГО ЧАСОВ:
|
144
|
20
|
124
|
2. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
|
1 |
Вводные занятия |
8
|
8
|
|
2 |
Образ театрального героя (куклы) |
6
|
4
|
2
|
3 |
Театр кукол. Голова куклы, театральный занавес, ширма, афиша |
8
|
2
|
6
|
4 |
Выбор спектаклей-сказок для постановки, распределение ролей |
4
|
|
4
|
5 |
Работа над выбранными спектаклями |
24
|
|
24
|
6 |
Отработка выразительного чтения роли, репетиции за столом. Отработка дикции |
17
|
|
17
|
7 |
Изготовление кукол |
24
|
2
|
22
|
8 |
Обучение соединения действия куклы со словами своей роли. Закрепление методики кукловождения на ширме |
18
|
4
|
14
|
9 |
Отработка всего спектакля в целом |
16
|
|
16
|
10 |
Театральная программа, буклет, костюм театрального персонажа. |
4
|
2
|
2
|
11 |
Постановка спектаклей-сказок. Последующее их обсуждение |
12
|
4
|
8
|
12 |
Анализ всех поставленных спектаклей. Итоги работы за год |
3
|
3
|
|
|
ИТОГО ЧАСОВ:
|
144
|
29
|
115
|
3. МЯГКАЯ ИГРУШКА – САМОДЕЛКА
|
1 |
Вводное занятие |
2
|
2
|
|
2 |
Знакомство с народной игрушкой |
2
|
2
|
|
3 |
Инструменты и материалы необходимые для работы |
8
|
8
|
|
4 |
Выкройки, их уменьшение или увеличение |
8
|
2
|
6
|
5 |
Цветовое решение игрушек |
4
|
2
|
2
|
6 |
Отдельные технологические процессы изготовления игрушек |
8
|
2
|
6
|
7 |
Виды швов |
10
|
2
|
8
|
8 |
Оформление головок кукол |
4
|
2
|
2
|
9 |
Выполнение игрушек простейших моделей |
21
|
|
21
|
10 |
Выполнение игрушек более сложных моделей |
31
|
|
31
|
11 |
Изготовление подарков, сувениров |
8
|
1
|
7
|
12 |
Знакомство с лоскутной пластикой |
12
|
2
|
10
|
13 |
Плоские настенные фигуры |
4
|
1
|
3
|
14 |
Куклы на руку для самодеятельного (кукольного) театра |
12
|
1
|
11
|
15 |
Куклы-марионетки и куклы-пальчики |
6
|
3
|
3
|
16 |
Организация выставок игрушек-самоделок |
4
|
|
4
|
|
ИТОГО ЧАСОВ:
|
144
|
30
|
114
|
|
ВСЕГО ПО ТРЕМ РАЗДЕЛАМ:
|
432
|
81
|
351
|
Раздел 1. Изобразительное искусство и художественный труд
Программа предусматривает совершенствование изобразительной способности, художественного вкуса, творческого воображения и мышления ребят; продолжения и расширения тем, начатых на уроках ИЗО.
Занятия ведутся с учащимися 1-7 классы. На изучение данного раздела отводится 144 учебных часа, 4 часа в неделю. Занятия строятся по группам, т.е. ребята первого года обучения выполняют более легкие задания, затем задания усложняются.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (4 часа)
Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Декоративно – прикладное искусство, народное творчество и дизайн.
РИСУНОК – ОСНОВА ЯЗЫКА ВСЕХ ВИДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Углубленное знакомство с рисунком, его композицией, ритмом, цветом.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКЕ (6 ЧАСОВ)
Основными средствами выразительности в рисунке являются линия, штрих, тон.
Ритм линий – важнейшее средство композиционной выразительности.
Штрих и его значение в изображении объемных предметов. Характер штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная; дугообразная, спиралевидная) в передаче фактуры поверхностей предметов.
Способы создания необходимого тона штриховкой.
ЦВЕТ - ОСНОВА ЯЗЫКА ЖИВОПИСИ (8 часов)
Теплые и холодные, глухие и звонкие цвета.
Вливание «цвет в цвет».
Хроматические цвета и их свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.
Ахроматические цвета: черный, белый, серый.
«ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ЛИНИЯ». ГРАФИЧЕСКИЕ И ЖИВОПИСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (6 часов)
Линия – наиболее популярное изобразительное средство и ее недаром называют «Ее Величество» так как она дает контур всем вещам и предметам на бумаге.
Характеристика линий: прямые и кривые, зигзаг и волна, спираль и завиток; толстые и тонкие.
РИСОВАНИЕ И ЖИВОПИСЬ С НАТУРЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ГРУПП (НАТЮРМОРТ) (6 часов)
Занятия рисования с натуры помогают уяснению ребятами некоторых закономерностей рисунка, учат острее видеть предметы. Развивают твердость руки и верность глаза.
Живописное изображение с натуры, по памяти и по представлению простых по форме (очертанию) и цветовой окраске отдельных предметов, а также групп из 2-3-х предметов (простейший натюрморт) простой формы и цвета (фрукты, овощи), расположенных фронтально, с учетом загораживания одного предмета другим.
Примерные задания: изображение в цвете с натуры листьев деревьев, веточек дерева с почками, овощей и фруктов, насекомых, птиц и др.
УРОКИ ХУДОЖНИКА-АНИМАЛИСТА (6 часов)
Ознакомить ребят кто такие художники – анималисты.
Последовательность выполнения рисунков животных и птиц.
Построение композиции: животное и среда его обитания.
ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 часов)
Занятия по данной теме предусматривают знакомство ребят с последовательностью создания игрушек художником, с искусством росписи тканей, обоев, и с книжной иллюстрацией.
Практические занятия предусматривают: изображение своей любимой игрушки (набросок, эскиз); эскиз росписи женского платка, иллюстрация к русской народной сказке (по выбору ребят).
РИСОВАНИЕ ПЕЙЗАЖА, ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ (6 часов)
Отношение художника к миру природы.
Возникновение пейзажа как самостоятельного жанра.
Виды пейзажа: родная природа, морской и подводный, горный, архитектурный, сельский, выдуманный, сказочный.
Обратить внимание, что цветовая гамма зависит не только от выбранной природной среды, но и от времени года, времени суток, погодных условий.
Не забывать о трех законах – линии горизонта, ближнем и дальнем планах.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ХАРАКТЕР (6 часов)
Изображение противоположных по характеру сказочных образов: (Золушка и мачеха), (Лебедь и баба Бабариха). (Айболит и Бармалей) и т.п.
Индивидуально по представлению.
ОБРАЗЫ ГОРОДОВ, СЕЛЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ (6 часов)
Знакомство ребят с ансамблями древней архитектуры на примере старинных русских городов.
Важно отразить те моменты, которые способствуют формированию целостного представления ребят о древнерусском городе, о различиях в образах разных городов, разный характер их архитектуры.
На первом этапе занятий ребята индивидуально выполняют из бумаги элементы отдельных построек, затем создается общая композиция.
АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (АЖУРНЫЕ ОГРАДЫ, КОЛЛАЖ И Т.Д.) (4 часа)
Занятия расширяют представления детей о живописных материалах, они узнают, что из кусочков цветной бумаги, резных и рваных обрезков тканей, ниток, также можно создавать картины.
Показ примеров инженерных форм с выразительными ажурными сцеплениями металла (перилла мостов, решетки парков и скверов).
В практической части ребятами создается проект ажурной решетки, ворот из цветной бумаги (желательно черной) и наклеиваются на цветной фон.
УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ИЗ БУМАГИ ИГРУШКИ. (ОРИГАМИ) (6 часов)
Работа с бумагой способом «оригами» способствует развитию фантазии, логического и творческого мышления, чувства пространства и формы. Эти упражнения в дальнейшем находят свое воплощение в рисунке, а также, на основе развития дизайнерской мысли, реализуются в оформлении интерьера, моделировании одежды, создании украшений
МАСТЕРСКАЯ МАСОК (4 часа)
Знакомство с историей появления масок.
Маска в нашем современном понимании.
Изготовление маски будет зависеть от выбранного персонажа и его характера.
Создать настроение (характер) персонажа помогут: форма глаз, бровей, губ, прически.
Для изготовления маски используются: различные виды, бумаги, картона, тканей, а также поролон, фольга, искусственный мех и многое другое.
Дать несколько советов для создания характеров. На первом этапе занятий, все маски основаны на плоской форме, и выполняются из бумаги и картона.
НАСТЕННОЕ ПАННО ИЗ ШПАГАТА И СУХИХ ЛИСТЬЕВ (РАСТЕНИЙ) (5 часов)
Беседа с ребятами о необычном украшении. Знакомство с условиями и техникой выполнения панно.
Для изготовления панно используется кольцо из толстого картона, размер кольца определяется по желанию. Кроме того, понадобится шпагат или сутаж для обмотки, небольшое металлическое колечко, ножницы, клей ПВА, букетики засушенных растений.
Выполненное панно может служить для оформления классных кабинетов, рекреакций школы.
МОЗАИКА ИЗ КУСУЧКОВ ЦВЕТНОЙ БУМАГИ И ДРУГОГО МАТЕРИАЛА. (5 часов)
Мозаика - одна из техник монументальной живописи.
Виды мозаики – наборная (смесь камешков разной формы) и пластинчатая.
Для создания эскиза, имитирующего технику мозаики, можно использовать цветную бумагу или кусочки цветной пластмассы, стекла.
Ознакомить ребят с техникой выполнения мозаики.
Для практической работы использовать рисунок несложный по своему содержанию.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ (8 часов)
История и традиции росписи по дереву.
Инструменты и оборудование для росписи по дереву. Материалы, используемые в росписи.
Правила безопасности труда и личной гигиены.
Приемы владения кистью. Мазок как основной элемент кистевой росписи.
Обводка и обрамление, как важные элементы росписи изделий из дерева.
Практические работы: технологические пробы по освоению приемов росписи, составление простейших композиций, разработка варианта росписи для выбранного образца. Роспись изделия (разделочная доска).
ИСКУССТВО РОСПИСИ В РОССИИ (6 часов)
Основные виды традиционной росписи по дереву у народов России: северорусские графические росписи (Красноборская, борокская); росписи Поволжья (городецкая, хохломская и др.)
Центры росписи по дереву (Урал, Поволжье, Сибирь).
ИНКРУСТАЦИЯ ДЕРЕВА МЕТАЛЛОМ (8 часов)
Техника выполнения инкрустации. Материалы и приспособления для выполнения работ.
Для инкрустации пригодна различного сечения проволока – медная, латунная, алюминиевая.
Процесс исполнения инкрустации с насечкой.
Подготовка древесного фона.
Правила безопасности труда и личной гигиены.
ВЫШИВКА - ДРЕВНЕЙШИЙ ВИД РУССКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (6 часов)
Ручное вышивание – один из самых распространенных и доступных видов прикладного искусства.
Древняя история искусства вышивания.
Занятия вышивкой должно быть тесно связано с народным искусством.
Знакомство с различными видами тканей, пригодными для вышивания, с правилами копирования и перевода рисунка на ткань, закрепление рабочей нити, с вопросами безопасности и охраны труда.
Техника вышивки, подбор ниток.
Изготовление простейшего изделия (салфетка, закладка).
РИСУНОК НА КОПОТИ (8часов)
Художественные и технические приемы выполнения рисунка на копоти.
Правила безопасности и личной гигиены при выполнении работ.
Материалы, необходимые для выполнения рисунка на копоти: основа (глянцевая бумага или тарелка керамическая, свечка, игла или заостренная палочка). Для закрепления рисунка использовать бесцветный лак или сахарный сироп.
Распыление лака выполнять пульверезатором, который можно сделать самому.
КРАСОТА И УЮТ ВАШЕГО ДОМА (4 часа)
Выполнить интерьер комнаты (зал, гостиная, детская и т.д.) по желанию ребят.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ (6 ЧАСОВ)
В процессе занятий отбираются лучшие работы, выполненные учащимися для организации выставки.
Раздел 2. Театр кукол.
Внеклассная работа с театром кукол позволяет развивать творческие умения и навыки учащихся, оказывает нравственное и эстетическое воздействие.
Занятие ведется с учащимися 1-7 классов. На изучение данного раздела отводится 144 часа в год, 4 часа в неделю.
Данные занятия доступны для всех детей, желающих их посещать.
ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ (8 часов)
Углубленное знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.).
Кто делает спектакль, какие сказки ставит театр, зачем нужен театр.
ОБРАЗ ТЕАТРАЛЬНОГО ГЕРОЯ (КУКЛЫ) (6 часов)
Беседа о кукольном театре, как о видовом разнообразии театра. Как создается образ кукольного героя.
Обратить внимание ребят на большую роль художника в создании кукольного спектакля, на оформление декораций к спектаклю. Создавая образ кукольного героя, для выбранной сказки, ребята сначала делают эскиз, а затем выполняют куклу в материале.
Кукольный персонаж – это и есть главный актер в кукольном театре.
ТЕАТР КУКОЛ. ГОЛОВА КУКЛЫ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС, ШИРМА, АФИША. (8 часов)
Знакомство ребят с перчаточной куклой, куклой – марионеткой. Техника и последовательность выполнения кукол.
Вспомнить с ребятами устройство театра, его элементы – театральный зал, сцену, выяснить их назначение.
Более подробно остановиться на роли занавеса, который играет важную роль. Он должен послужить намеком, символом предстоящего представления.
Ребята создают эскизы занавеса для сцены (переносная ширма).
Назначение афиши – плаката. Эскиз афиши выполняют группой 2-3 ученика. Техника выполнения различная: гуашь, аппликация, акварель, восковые мелки.
ВЫБОР СПЕКТАКЛЕЙ - СКАЗОК ДЛЯ ПОСТАНОВКИ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ. (4 часа)
Работа по выбору сказки для постановки состоит из выразительного чтения сказки, руководителем и беседы с ребятами.
При чтении необходимо читать ясно, понятно, не торопясь, соблюдая правила дыхания, дикции; соблюдать психологические и смысловые паузы.
Обсуждение прочитанного. Выяснить понравилась ли сказка. Кто из ее героев понравился больше и почему.
Определить количество действующих героев сказки и распределить роли.
В зависимости от количества участвующих может быть выбрано два спектакля.
РАБОТА НАД ВЫБРАННЫМИ СПЕКТАКЛЯМИ (24 часа)
Получивший роль читает ее про себя, определяя каково эмоциональное состояние персонажа, каков его характер.
Чтение вслух: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах; определить логические ударения; паузы; постараться представить себя на месте персонажа.
Чтение проводится несколько раз.
Для отработки дикции читаются скороговорки.
ОТРАБОТКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РОЛИ, РЕПЕТИЦИЯ ЗА СТОЛОМ. (17 часов)
Отработка чтения каждой роли, репетициями за столом.
Обратить внимание на обучение детей умению вживаться в свою роль.
Уметь интонацией передавать настроение, чувство, характер персонажа.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ (24 часа)
На первых порах учитель сам шьет куклы или прибегает к помощи родителей.
Несмотря на то, что кукол шить трудно, необходимо помочь учащимся выполнять эту работу самим, так как это большая возможность для развития выдумки, фантазии.
Для изготовлении кукол используют разные ткани – ситец, бархат, сукно, шерстяные ткани, фетр.
Выкройка туловища для всех кукол одна и та же, но шьют кукол из разного материала в зависимости от характера персонажа и его внешнего вида.
Знакомство с технологией изготовления кукол и их шитье.
ОБУЧЕНИЕ СОЕДИНЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ КУКЛЫ СО СЛОВАМИ СВОЕЙ РОЛИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МЕТОДИКИ КУКЛОВОЖДЕНИЯ НА ШИРМЕ (18 часов)
В зависимости от распределения ролей (по желанию детей) могут получиться два актерских состава, т.е. один ребенок может играть две роли в разных составах.
Ведется работа над созданием образа. Выполняется несколько упражнений – подвигать головой куклы, развести руки в стороны и т.д.
Кукловождение над ширмой на вытянутой руке плавное, без скачков.
Обучение соединения действия куклы со словами роли – это индивидуальная работа с каждым ребенком: как водить куклу, как говорить за нее, как соединять движения со словами роли.
Так как дети устают от постоянной работы на ширме, работа на ширме чередуется с работой за столом.
Важно удержание целостности замысла постановки спектакля. Работа над спектаклем многоэтапна.
ОТРАБОТКА ВСЕГО СПЕКТАКЛЯ В ЦЕЛОМ (16 часов)
Подготовка спектаклей идет на протяжении всего учебного года – с октября по май месяц.
Когда исполнитель уже ясно представляет свой образ, свободно в нем существует, начинается работа над групповыми этюдами.
Необходимо согласовать характерность образа с ансамблевостью и координацией сценических действий. Участники могут дублировать друг друга.
Отработка спектакля в целом – это постоянные репетиции на ширме, за столом, совершенствование чтения своей роли, кукловождения; изготовление простейших декораций.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА, БУКЛЕТ, КОСТЮМ ТЕАТРАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА (4 часа)
Знакомство детей с работой художника в театре, с театрально – декорационным искусством.
Назначение буклета и программы.
Театральная программа дает полную информацию, называя всех действующих лиц спектакля. Композиция программы должна содержать взаимодействие текста с изображением. Текста не очень много, всего несколько слов.
Неотъемлемой частью в создании образа является костюм театрального персонажа. Герои спектакля в своем костюме имеют какую–нибудь характерную деталь (воротник, шляпу, жилет, манжеты).
Процесс работы над костюмом в материале.
ПОСТАНОВКА СПЕКТАКЛЕЙ – СКАЗОК И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ (12 часов)
Перед постановкой спектакля ведется подготовка ширмы, декорации, кукол.
Кукловоды информируются о порядке постановки спектакля.
Дети готовятся к постановке спектакля сообща. Спектакли ставятся для детского сада, начальной школы, для родителей.
Разные составы исполнителей равноправны и каждый состав имеет возможность выступить.
Проводится обсуждение поставленных спектаклей.
АНАЛИЗ ВСЕХ ПОСТАВЛЕННЫХ СПЕКТАКЛЕЙ, ИТОГИ РАБОТЫ ЗА ГОД (3 часа)
При анализе спектаклей отметить успехи кукловодов, декораторов, а также обратить внимание на недоработки и наметить мероприятия по их устранению.
Намечается примерный перечень спектаклей-сказок для работы на следующий год.
Раздел 3. Мягкая игрушка
Работа над игрушкой-самоделкой является творческой трудовой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания.
По технике исполнения и материалам работа над созданием игрушки-самоделки вполне доступна для детей 7-летнего возраста.
На изучения данного раздела программой предусматривается 144 часа, 4 часа в неделю.
Занятия ведутся по 2 часа 2 раза в неделю.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч).
Беседа о целях создания кружка, задачах стоящих перед кружковцами и требованиях предъявляемых к ним.
ЗНАКОМСТВО С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ (2 часа)
Беседа с показом наглядности (цветные фото) различных игрушек: Дымковских, Богородских, Хохломских.
Любая народная игрушка – русская, украинская, немецкая и др. доносит до нас приметы тех мест, где она родилась.
Игрушка вносит в нашу жизнь сказку; сказочность одно из отличий художественного образа игрушки.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ (8 часов)
Оборудование кружка несложное, и его можно иметь в любых условиях.
Ниже приведен перечень инструментов и материалов, необходимых для организации работы:
ИНСТРУМЕНТЫ
1. Иголки разной величины (несколько наборов);
2. Нитки катушечные разных цветов (№ 40, 60, 10);
3. Мулине разных цветов;
4. Шелковые нитки разных цветов;
5. Суровые нитки (лучше кордовую нитку);
6. Наперстки детские (10-15 шт.);
7. Круглогубцы (2 шт.);
8. Ножницы обычные (5 шт.);
9. Круглые деревянные палочки для набивки сшитых форм ватой;
10. Швейная машина (по возможности);
11. Проволочные цветки для расчесывания искусственного меха (3 шт.);
12. Электрический утюг для разглаживания ткани.
МАТЕРИАЛЫ:
Мягкие игрушки можно делать из разнообразных материалов: ситца штапеля, байки, фланели, бархата, плюша, сукна, фетра и др.
Для изготовления игрушек – зверей лучше употреблять ворсистые материалы, искусственный или натуральный мех, плюш, ворсолан.
Кукольные головки выполняются из простого или шелкового трикотажа розового цвета.
Для набивки используют – серую вату, обрезки поролона, отходы трикотажного производства, нитки–путанки, мягкое тряпье.
Мягкую проволоку сечением 1-2 мм применяют для каркасных фигур.
Для париков кукол и оформления животных (гривы, хвостики) использовать шерстяные нитки разного цвета, вискозу, синтетическую мочалку.
Для одежды кукол и очеловеченных животных применяются разноцветные тесемки, сутаж, ленты, кружева, бисер
ВЫКРОЙКИ. ИХ УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ (8 часов)
Знакомство с техникой работы с выкройками. Выкройки (лекала) выполняются на бумаге в клетку (в натуральную величину, из имеющегося пособия).
Объясняется порядок и техника изменения размера выкройки.
ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИГРУШЕК (4 часа)
Цвет – одно из самых важных средств в создании игрушечного образа.
Мир игрушки – мир необычного. Поэтому и цвет игрушки, чаще всего необычный, условный.
Обратить внимание детей на цветовой подбор материала, как для самих изделий, так и для их оформления.
Дать примеры сочетания цветов: красный сочетается с зеленым, серым, синим, желтый – с фиолетовым, голубым, с зеленым и т.д.
ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК (8 часов)
Процесс изготовления мягкой игрушки состоит из этапов: подбор материалов, подготовка материала к работе, обрисовка выкройки на материале, раскрой деталей, наметка, шитье, набивка ватой, оформление.
Дать пояснения ребятам, как делать глаза, носы, проволочные каркасы, веревочный шарнир, оформление головки кукол.
ВИДЫ ШВОВ (10 часов)
Классификация швов. Техника выполнения основных ручных швов, необходимых в работе.
Начинается знакомство с простейшими швами: сшить мешочек, закладку для книг и т.д.
ОФОРМЛЕНИЕ ГОЛОВОК КУКОЛ (4 часа)
Последовательность выполнения работ. Для глаз лицо куклы делят пополам по горизонтальной линии и на ней располагают глаза.
Самая распространенная форма носа – это шарик из черной ткани для животных и светлый для кукол.
Оформление глаз, носа – основа выразительности персонажа.
ВЫПОЛНЕНИЕ ИГРУШЕК ПРОСТЕЙШИХ МОДЕЛЕЙ (21 час)
Более легкими для исполнения являются контурные игрушки, их шьют из несыпучих тканей по лицевой стороне материала петельным швом.
Начинаются практические занятия с детьми.
Необходимо приучить детей к самостоятельности.
При раскрое учитывается лицевая и изнаночная стороны ткани, парность детали, экономное расходование материала. Выполняется наметка раскроенных деталей и шитье. Затем легкая набивка сшитых деталей и оформление сшитых моделей.
ВЫПОЛНЕНИЕ ИГРУШЕК БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ МОДЕЛЕЙ (31 час)
Напоминается порядок и технология работы над моделью мягкой игрушки.
Переходя от простого к сложному, дети приобретают трудовые навыки, у них развивается вкус и творческие способности.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДАРКОВ И СУВЕНИРОВ (8 часов)
Дети по своему желанию выбирают модель мягкой игрушки и выполняют ее.
ЗНАКОМСТВО С ЛОСКУТНОЙ ПЛАСТИКОЙ (12 часов)
Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества.
Техника выполнения лоскутной пластики.
ПЛОСКИЕ НАСТЕННЫЕ ФИГУРЫ (4 часа)
Данные фигуры состоят из двух деталей и очень легки в изготовлении.
Пользуясь одной выкройкой можно сделать разнообразные настенные фигуры.
КУКЛЫ НА РУКУ ДЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО (КУКОЛЬНОГО) ТЕАТРА (12 часов)
Знакомство детей с процессом изготовления кукол.
Изготовление кукол для школьного кукольного театра.
КУКЛЫ - МАРИОНЕТКИ И КУКЛЫ-ПАЛЬЧИКИ (6 часов)
Техника и последовательность выполнения куклы–марионетки и приспособления для ее вождения.
Техника изготовления кукол – пальчиков.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОК ИГРУШЕК – САМОДЕЛОК (4 часа)
В течение учебного года, по мере готовности изделия, организуется выставка мягкой игрушки – самоделки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Б.М. Неменский, Н.Н.Фомина и др. «Изобразительное искусство и художественный труд», М., Просвещение, 1991 г.;
2. Г.Г. Виноградова «Уроки рисования с натуры», М., Просвещение, 1980 г.;
3. Н.П. Костерин «Учебное рисование», М., Просвещение, 1980 г.;
4. Ж. «Искусство в школе», № 4, 5, 1997 г.;
5. Н.И. Ломова «Карнавальные маски», 1989 г.;
6. Мери Энн Грин «Шитье из лоскутков», М., Просвещение, 1981 г.;
7. А.В. Ефимова «Работа с мягкой игрушкой», Просвещение, 1978 г.;
8. Илс Грей «Мягкие игрушки, куклы и марионетки»;
9. Б.Г. Ананьев «Очерки психологии», М., 1945 г.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
( из опыта работы)
Кружок изобразительного искусства начал свою работу в 1994 году.
Цель создания кружка – привить интерес и любовь к ИЗО, совершенствовать изобразительские способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление.
В процессе занятий выявлялись индивидуальные способности и наклонности детей.
Ежегодно кружок посещают 12-18 детей, в основном начальное и среднее звено.
Занятия строятся по группам, т.е. ребята первого года обучения работают по более легкой программе, второго, третьего и последующих – программа предусматривает более сложное содержание и композиционное решение рисунка, сочетания цвета и т.д..
Детям первого и второго годов обучения предоставляется самостоятельность в выборе темы для работы, в использовании художественных материалов.
Тематика занятий чередуется, например, рисование с натуры сменяется рисованием по памяти и по представлению, затем декоративно – прикладная работа.
С большим удовольствием ребятами выполнялись картины на копоти, а также декорации для кукольного театра «Буратино».
Осуществляли руководство художественной деятельностью ребят, в то же время им предоставляются права в выборе наиболее качественной работы (для организации выставки или участия на конкурсе).
Так в 1999 году двое ребят награждены дипломами за участие в областном конкурсе «Мастера волшебной кисти».
Годом позже по желанию ребят был организован кукольный театр «Буратино».
За время своей работы были поставлены более десяти спектаклей – сказок: «Кошкин дом», «Лиса, заяц и петух», «Полянка» и т.д.
Зрители были дети детского сада, учащиеся начального и среднего звена, родители. Состав кукловодов обновляется и пополняется.
Кружок «Мягкая игрушка» создан также по желанию учащихся. Ребята с удовольствием трудятся над созданием выбранных моделей мягкой игрушки. Организована первая выставка мягкой игрушки – самоделки.
|