дополнительное
образование:
                   
 

Модифицированная образовательная программа
хореографического коллектива «Рябинушка»
филиала Александровского Центра внешкольной работы

Составитель: Спиридонова В.Ю., педагог дополнительного образования ЦВР, на базе Хортицкой СШ.

Программа приняла участие в областном конкурсе авторских программ педагогов дополнительного образования в 2001 г.

Своим днем рождения хореографический коллектив «Рябинушка» считает октябрь 1991 года. За 12 лет существования коллектива было поставлено около 70 танцевальных номеров. Репертуар «Рябинушки» разнообразен: народные, бальные, современные, эстрадные танцы.

Коллектив неоднократно участвовал и был победителем районных конкурсов и фестивалей народного творчества, областного конкурса хореографических коллективов «Малахитовая шкатулка», за что имеет грамоты и дипломы.

Сейчас в коллективе работают 4 возрастные группы, с общим количеством воспитанников – 60 человек.

Для многих выпускников увлечение хореографией повлияло на профессиональный выбор


Искусство танца близко детям и любимо ими, и обычно дети систематически посещают занятия в течении длительного времени, проявляя настойчивость и усердие в приобретении танцевальных навыков и знаний. Хореография учит детей красоте, развивает ловкость, выносливость, формирует осанку и гибкость. Таким образом, проявлением увлеченности ребенка к танцевальному искусству является наличие необходимых данных. Для занятий хореографией, а также большое желание приобщиться к этому виду творчества.

Цель программы – развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей, профессиональная ориентация, а также адаптация к условиям современной жизни.

Для реализации поставленной цели решаются задачи различного характера:

Образовательные – овладение детьми основами хореографического мастерства:

- Организация постановочной и концертной деятельности;

Развивающие:

- Развитие у детей способностей к самостоятельной и коллективной работе;

- Развитие мотивации на творческую деятельность;

Воспитательные:

- Создание крепкого, дружного коллектива, создание условий для общения;

- Адаптация к современной жизни.

Принципы, используемые при работе:

Принципы личностного подхода - опираясь на индивидуальность каждого ребенка, на реальный уровень волевых, эмоциональных, физических, творческих, возрастных особенностей.

Программа делится на три этапа:

Подготовительный этап – он может длиться от года до трех-четырех лет, в зависимости от физических и творческих особенностей ребенка.

Основной этап рассчитан на пять лет и решает задачи развития и формирования их творческого потенциала, повышения техники исполнения танца. На этом этапе по –необходимости используются индивидуальные методы работы с особо одаренными детьми.

Заключительный этап - старшая группа, длится до окончания школы.

Ожидаемый результат: в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы – развитие творческой активности, ассоциативного мышления, памяти, воображения, умения выразить свои чувства, развитие коммуникативных способностей, умения импровизировать, освоения основными танцевальными движениями; развитие индивидуальности, приобретение преподавательских навыков при работе, в качестве - помощника руководителя коллектива.

На каждый год обучения дается материал по следующим разделам:

1. азбука музыкального движения;

2. элементы классического танца (экзерсис у станка);

3. элементы народного танца;

4. элементы современного танца;

5. элементы историко–бытового танца;

6. элементы бального танца;

7. танцевальная импровизация.

Набор ребят осуществляется в четыре возрастные группы: старшую, среднюю, младшую и подготовительную, по 10-12 человек в группе , так как отсутствует хорошее помещение для работы. Руководитель может составлять группы по способностям и работать с группой в 5-6 человек более одаренных, чем их сверстники, а так же регулировать численность учеников. Так же руководитель может использовать учеников старшей группы, как инструкторов для проведения занятий с малышами. Это стимулирует учеников: старшим показать свои навыки, младшим тянуться за ними.

Продолжительность занятий с младшими школьниками – подготовительной группы 60-90 мин. с перерывом, с остальными –120 мин., так же с перерывом.

Отчет работы танцевального коллектива идет в виде концертных выступлений.

У подготовительной и младшей группы не более двух раз в год. У средней и старшей не более пяти раз, так как подготовки к концертам занимают очень много времени и сил, снижая уровень исполнительской работы.

В мероприятия воспитательного характера входят проведение отчетных концертов, выступления ребят в школе, клубе, в дни празднования значительных дат, шефство старших над младшими, их помощь в постановках танцев. И что очень важно, что элементы творческих способностей, развивающиеся в условиях работы ученика в коллективе, обретают стабильный характер и проявляются в других сферах деятельности.. Организационная работа заключается в составлении расписаний, ведении журнала посещаемости, составлении тематических планов беседе с родителями, изысканием кассет с необходимой танцевальной музыкой, подбором, пошивом, моделированием костюмов, изысканием средств на них и т.д.

Руководитель имеет право регулировать расписание занятий, переносить занятия единовременно по обстоятельствам.

Тематический план

Первый год обучения

Содержание и виды работы Общее количество часов Теория Практика
1 Специальная танцевально-художественная работа:

- постановочная

- репетиционная

 

15

15

 

2

2

 

13

13

2 Учебно-тренировочная работа:

1. азбука музыкального движения

2. элементы классического танца

3. элементы народного танца

4. элементы современного танца

5. элементы историко-бытового танца

6. элементы бального танца

7. танцевальная импровизация

 

20

32

40

20

20

20

4

 

8

8

5

3

3

4

 

 

12

24

35

17

17

16

4

3 Мероприятия воспитательно- познавательного характера:

1. беседы

2. прослушивание музыкального материала

3. просмотр спец.видеокассет

4. организационная работа

 

6

4

6

14

 


6

4

6

14

  Итого: 216 35 181

Второй год обучения

Содержание и виды работы Общее количество часов Теория Практика
1 Специальная танцевально-художественная работа:

- постановочная

- репетиционная

 

15

15

 

2

2

 

13

13

2 Учебно-тренировочная работа:

1. азбука музыкального движения

2. элементы классического танца

3. элементы народного танца

4. элементы современного танца

5. элементы историко-бытового танца

6. элементы бального танца

7. танцевальная импровизация

 

15

35

36

25

20

20

10

 

2

4

4

5

6

5

2

 

13

31

32

20

14

15

8

3 Мероприятия воспитательно-познавательного характера:

1. беседы

2. прослушивание музыкального материала

3. просмотр спец.видеоматериала

4. организационная работа

 


3

3

5

14

 

 


3

3

5

14

  Итого: 216 32 184

Третий год обучение

Содержание и виды работы Общее количество часов Теория Практика
1 Специальная танцевально-художественная работа:

- постановочная

- репетиционная

 

25

30

 

 

 

25

30

2 Учебно-тренировочная работа.

1. азбука музыкального движения

2. элементы классического танца

3. элементы народного танца

4. элементы современного танца

5. элементы историко-бытового танца

6. элементы бального танца

7. танцевальная импровизация

 

3

30

40

20

20


16

6

 

 

2

2



3

 

3

28

38

20

17


16

6

3 Мероприятия воспитательно-познавательного характера:

1. беседы

2. прослушивание музыкального материала

3. просмотр видеоматериала

4. организационная работа

 


3

3

5

15

 

 


3

3

5

15

  Итого: 216 7 209

Четвертый год обучения

Содержание и виды работы Общее количество часов Теория Практика
1 Специальная танцевально-художественная работа:

- постановочная

- репетиционная

 

30

30

 

2

2

 

28

28

2 Учебно-тренировочная работа.

1. азбука музыкального движения

2. элементы классического танца

3. элементы народного танца

4. элементы современного танца

5. элементы историко-бытового танца

6. элементы бального танца

7. танцевальная импровизация

 

2

30

43

20

20


20

3

 

2

2

2



3


2

 

 

28

41

20

17


18

3

3 Мероприятия воспитательно-познавательного характера:

1. беседы

2. прослушивание музыкального материала

3. просмотр видеоматериала

4. организационная работа

 


3

3

2

10

 

 


3

3

2

10

  Итого: 216 15 201

Пятый год обучения

Содержание и виды работы Общее количество часов Теория Практика
1 Специальная танцевально-художественная работа:

- постановочная

- репетиционная

 

35

35

 

3

3

 

32

32

2 Учебно-тренировочная работа.

1. азбука музыкального движения

2. элементы классического танца

3. элементы народно-сценического танца

4. элементы современного танца

5. элементы историко-бытового танца

6. элементы бального танца

7. танцевальная импровизация

 

2

20

30


40

10


20

2

 

 

2

2


2

2

 

2

18

28

38

8


20

2

3 Мероприятия воспитательно-познавательного характера:

1. беседы

2. прослушивание музыкального материала

3. просмотр видеоматериала

4. организационная работа

 


2

4

7

10

 

 


2

4

7

10

  Итого: 216 13 203

Содержание программы:

Первый год обучения

Цель: знакомство с основами хореографического искусства, формирование танцевального интереса.

Задачи:

- овладение понятийным аппаратом;

- постановка корпуса;

- приобретение навыков исполнения основных упражнений у станка;

- развитие координации, пространственной ориентации.

Занятия у станка.

1. Постановка корпуса , рук, головы.

2. Позиции ног 1,2,3,4,6.

3. Подготовка к началу движения – препарасьон.

4. Лицом к станку (батман тандю- вперед и в сторону).

5. Подготовка к веревочке.

6. Подготовка к полуприсядкам – лицом к станку.

Занятия на середине зала

Обучение детей 7-8 летнего возраста начинается с упражнений по ориентировке в пространстве:

Маршировка в темпе и ритме музыки, шаг на месте, в повороте вправо, влево.

Маршировка в построении в колонну, в шеренгу, по кругу и т.д.

Освоение танцевального шага, шаг с носка на пятку, шаги на полупальцах.

Специфика танцевального шага, бега.

Выработка осанки, опоры, выворотности.

Элементы народно-сценического танца.

Русский танец. Характерные положения рук в сольном, групповом танце в хороводах, рисунки хороводов. Шаги танцевальные с носка, простой шаг, переменный. Притопы: двойной притоп, тройной. Припадание на месте с продвижением в сторону, исходная, свободная 3-я позиция, поднявшись на полупальцы. Ковырялочка простая, без подскока. Полуприсядка. Хлопки в ладоши, по бедру (одинарные). Вращение на подскоках по 1\4 круга на двух подскоках.

Элементы белорусского танца. Ход в полуприседание, притопы в полуприседании.

Элементы современного танца: движения для разогрева мышц шеи, наклоны вперед, назад, вправо, влево. Движения головы. Движения плечами: поочередно поднимаем правое, левое, спина прямая. Круговые движения плечами поочередно и вместе – вперед, назад.

Движение корпусом. Сильно прогибаем спину, выгибаем грудную клетку и возвращаемся в исходное положение.

Вращательные движения корпусом.

Элементы историко-бытового танца.

Поклоны, реверанс. Шаг полонеза. Па галопа, по 6 позиции. Па шассе.

Элементы бального танца.

Умение пригласить девочку на танец. Положение рук в парном танце. За одну руку, накрест, за две руки. Шаги приставные, в образах: солдата, куклы и т.д.

Полька, «Летка-енка». Хороводы на шагах.

Танцевальная импровизация: ветер в лесу, кружатся и падают листья, снежинки. Изобразить в танце сказочных героев.

К концу года ребята должны овладеть рядом навыков: правильно ходить в такт музыки, сохраняя правильную осанку, иметь навык легкого шага с носка. Уметь исполнить фигуры в хороводе (круг, цепочка, звездочка и т.д.).

Знать и уметь исполнить следующие движения: шаг припадание вперед, в сторону, шаг с притопом, ковырялочку - простую. Уметь исполнить переменный шаг. Знать позиции рук, ног. Мальчик должен уметь подать руку, девочка ответить на приглашение. Уметь открыть и закрыть руки в положении на поясе. Иметь навыки общения в танце - вежливость, доброжелательность. Знать о ведущей роли мальчика в бальном танце.

Второй год обучения

Цель: расширение знаний в области хореографического искусства.

Задачи:

- Дальнейшее изучение экзерсиса у станка;

- Овладение исполнительскими приемами более сложной координации;

- Развитие выносливости при исполнении движений в быстром темпе;

- Формирование навыков парного танца.

Занятия у станка.

1. Деми плис (выворотное, лицом к станку).

2. Гранд плис.

3. Батман тандю:

С деми плис;

С подъемом пятки опорной ноги.

4.Батман фондю (низкие развороты).

Подготовительное упражнение;

На 45 градусов.

5.Подготовка к «веревочке»;

с подъемом на полупальцы.

6.Гранд батман.

7. Пор де бра (наклоны и перегибы корпуса).

лицом к станку.

8 Прыжки с 3 позиции на 3 (лицом к станку).

Занятия на середине зала
Исполнение учебно-танцевальных комбинаций, способствующих развитию ощущения позы, амплитудности и законченности движения: осваиваются простые элементы русского, белорусского, молдавского народных танцев, украинского.

Украинский танец:

Положения головы, рук, ног, корпуса, положения в паре;

Основные ходы и движения: «бигунец», «выхилястник», «веровочка», «припадание», присядка, «ползунок».

Молдавский танец:

Положения корпуса, головы, ног, рук; легкий бег, шаги с подскоком, соскок с каблука, прыжки с поджатыми ногами.

Русский танец:

Положение корпуса, рук, ног, головы;

«притопы»;

ковырялочка с подскоком;

«гармошка» простая;

«веревочка», «ключ»;

«хлопки в ладоши», «хлопки по бедру» (мальчикам),

«присядка» «полное приседание по 6 позиции».

Историко-бытовой танец и бальный.

Положение корпуса, рук, ног, головы;

Дополнительно «па балансе», «па де баск», «па шассе», « па польки».

По окончании второго года обучения ребята должны знать и уметь следующее: освоить положение «стоя боком к станку», держась за станок одной рукой; знать правила постановки рук, группировки пальцев классического танца; различать особенности медленных хороводных и быстрых плясовых ритмов; знать основные шаги и ходы.

Третий год обучения

Цель: выявить реальный уровень танцевальной культуры и устойчивости интереса учащихся к хореографии.

Задачи: исполнение новых и ранее изученных упражнений у станка в более быстром темпе; раскрытие эмоционального потенциала.

Занятия у станка

- Батман тандю с 5 позиции во всех направлениях;

- Батман фраппе во всех направлениях;

- Гранд батман жете на 60 градусов вперед, в сторону;

- Гранд плис;

- Низкий «голубец»;

- Разножка в воздухе;

- Прыжки с 5 позиции на 5, лицом к станку.

Занятия на середине зала

Гранд плис по 1,2,5 позициям.

Работа рук по позициям.

Прыжки с 3 на 3 позиции (руки в подготовительн.)

Элементы народно-сценического танца.

Русский народный танец: положение рук в парном танце, переводы рук в различные положения.

Ходы:

- Переменный шаг с каблука;

- Припадание вперед, в сторону, на месте.

- Девичий шаг с переступанием;

- Дробь с подскоком на месте и с продвижением вперед.

«Веревочка» простая и с переступанием.

«Ключ» – простой и дробный.

«Разножка» хлопки.

Современный танец. Разучивание комбинаций. Отработка динамичных движений головы, плеч, корпуса. Отработка доступных элементов акробатики: шпагат, шнур, мост.

Элементы историко-бытового танца:

на шассе с переступанием, па польки в паре, па вальса ( правый поворот)

Композиции из пройденных движений.

Уровень рук (сниженная 2 позиция).

Элементы бального танца.

Переменный шаг и повороты. Балансе в сторону и вперед. Марш. медленный вальс.

«Школьная полька» – поклоны, галоп.

«Сиртаки» – шаг в сторону, с приставкой, с закрещиванием ноги.

«Полонез» – шаг полонеза, менуэт, балансе.

По окончании третьего года учащиеся должны знать правила основных движений классического танца. Знать подготовительное движение рук, уметь правильно открыть и закрыть руки на талии. Знать положение стопы – открытое и закрытое. Уметь исполнять простые «дроби».

Уметь исполнять переменный ход, «веревочку», притопы, «ключи», «припадание», «бигунец». Знать основные направления: по линии танца, против линии танца. Уметь исполнять в паре вальсовый шаг, дорожку, «балансе».

Четвертый год обучения

Цель: расширение знаний в области народной хореографии, посредством обогащения танцевального опыта детей и их самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

- усложнение техники танца;

- развитие творческих способностей самостоятельно решать творческие задачи.

Элементы классического танца.

Обобщение полученных практических навыков и знаний. Типы координации: однонаправленные, разнонаправленные, одновременные. Типы прыжков (с двух ног на две, с одной ноги на другую, с двух ног на одни и с одной на две). Повторяются все пройденные элементы движений в различных комбинациях в более быстром темпе.

Деми плис по 4 позиции;

Гранд плис по 1,2,3,4,5 позициям;

Батман тандю по 1,5 позициям по 3 направлениям;

Элементы народно-сценического танца.

Вращения по диагонали , по кругу, на месте, на подскоках.

Присядка «разножка» на 1 свободной позиции простая и с переворотом.

Украинский танец: «веревочка» на месте, с продвижением назад , с поворотом.

Ходы «бигунец», «тынок», «выхилясник», «голубец».

Латышский танец – характерные шаги, позы, положения рук, головы, позы в паре.

Историко-бытовые танцы: Полонез, Мазурка, Минуэт, Полька, Гавот.

Бальный танец: «Медленный вальс», «Правый и левый повороты».

«Ритмичный фокстрот»

«Ча-ча-ча». Повороты на месте, плечо к плечу, поворот под рукой направо у девочки.

Требования к учащимся 4 года обучения.

Владеть основными навыками. Исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность ног, владеть движениям стопы.

Уметь правильно исполнять экзерсис у станка.

Уметь импровизировать национальный танец в быстром и медленном темпе. Знать позиции рук, ног в классическом, народном и бальном танце.

Понимать характер танца. Ориентироваться в движении по залу.

Пятый год обучения

Цель: усиление творческой активности, профессиональная ориентация.

Задачи:

- расширение рамок самостоятельной деятельности;

- создание условий для творческой интерпретации полученных знаний.

Станок

1. Деми плис и гранд плис с различными положениями и движениями рук;

2. Каблучный батман тандю;

3. Батман тандю на 90 градусов;

4. Упражнения для бедра с подъемом на полупальцы;

5. Голубец с одним ударом одной ногой, с одним ударом двумя ногами.

Занятия на середине зала.

Исполняются развернутые танцевальные комбинации из изученных движений, развивающих технику и выразительность танца.

Изучаются элементы итальянского, испанского сценического танцев. Уделяется внимание нюансам постановки корпуса, характерным движениям рук, головы, приемам соединения движения.

Изучается венгерский танец. Ход «Чардаша», шаги, перескоки. Вращения в паре.

Молдавский танец – «Молдавеняска», «Хора».

Русский танец – добавляются сложные дроби, вертушки. Для ребят – разножки в прыжке, ползунки.

Элементы историко-бытового танца.

Характер движений, входящих в танцы, построенные на вальсе (балансе, вальсовая дорожка, «до – за – до»).

Элементы современного танца по выбору учащихся.

Бальный танец: «Фигурный вальс», «Русский лирический», «Полька», «Танго», « Вальс- мазурка».

Требования к учащимся 5 года обучения

Различать танцевальные ритмы и мелодии в произведениях композиторов. Различать жанры. Уметь передать в движениях тему танца. Уметь выражать в пластике общее содержание музыки, ее образные ассоциации. Уметь передать национальную выразительность движений и ритмов. Уметь самостоятельно составлять композиции, подбирать соответствующую музыку. Знать правила этикета на занятиях. Руководитель может вносить по мере работы корректировку в составленной программе.

Используемая литература

1. «Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», Министерство просвещения, 1986 г.;

2. «Секрет танца», Т.К. Васильева, 1997 г.;

3. «Свободный час. Разучивание массовых и бальных танцев». Челябинск, 1970 г.;

4. «Народные сюжетные танцы», Изд-во «Советская Россия» , М., 1986 г.;

5. Приложение к журналу «Клуб».