Модифицированная образовательная программа
хореографического коллектива «Рябинушка» филиала Александровского Центра внешкольной работы
Составитель: Спиридонова В.Ю., педагог дополнительного образования ЦВР, на базе Хортицкой СШ.
Программа приняла участие в областном конкурсе авторских программ педагогов дополнительного образования в 2001 г.
|
Своим днем рождения хореографический коллектив «Рябинушка» считает октябрь 1991 года. За 12 лет существования коллектива было поставлено около 70 танцевальных номеров. Репертуар «Рябинушки» разнообразен: народные, бальные, современные, эстрадные танцы.
Коллектив неоднократно участвовал и был победителем районных конкурсов и фестивалей народного творчества, областного конкурса хореографических коллективов «Малахитовая шкатулка», за что имеет грамоты и дипломы.
Сейчас в коллективе работают 4 возрастные группы, с общим количеством воспитанников – 60 человек.
Для многих выпускников увлечение хореографией повлияло на профессиональный выбор
|
Искусство танца близко детям и любимо ими, и обычно дети систематически посещают занятия в течении длительного времени, проявляя настойчивость и усердие в приобретении танцевальных навыков и знаний. Хореография учит детей красоте, развивает ловкость, выносливость, формирует осанку и гибкость. Таким образом, проявлением увлеченности ребенка к танцевальному искусству является наличие необходимых данных. Для занятий хореографией, а также большое желание приобщиться к этому виду творчества.
Цель программы – развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей, профессиональная ориентация, а также адаптация к условиям современной жизни.
Для реализации поставленной цели решаются задачи различного характера:
Образовательные – овладение детьми основами хореографического мастерства:
- Организация постановочной и концертной деятельности;
Развивающие:
- Развитие у детей способностей к самостоятельной и коллективной работе;
- Развитие мотивации на творческую деятельность;
Воспитательные:
- Создание крепкого, дружного коллектива, создание условий для общения;
- Адаптация к современной жизни.
Принципы, используемые при работе:
Принципы личностного подхода - опираясь на индивидуальность каждого ребенка, на реальный уровень волевых, эмоциональных, физических, творческих, возрастных особенностей.
Программа делится на три этапа:
Подготовительный этап – он может длиться от года до трех-четырех лет, в зависимости от физических и творческих особенностей ребенка.
Основной этап рассчитан на пять лет и решает задачи развития и формирования их творческого потенциала, повышения техники исполнения танца. На этом этапе по –необходимости используются индивидуальные методы работы с особо одаренными детьми.
Заключительный этап - старшая группа, длится до окончания школы.
Ожидаемый результат: в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы – развитие творческой активности, ассоциативного мышления, памяти, воображения, умения выразить свои чувства, развитие коммуникативных способностей, умения импровизировать, освоения основными танцевальными движениями; развитие индивидуальности, приобретение преподавательских навыков при работе, в качестве - помощника руководителя коллектива.
На каждый год обучения дается материал по следующим разделам:
1. азбука музыкального движения;
2. элементы классического танца (экзерсис у станка);
3. элементы народного танца;
4. элементы современного танца;
5. элементы историко–бытового танца;
6. элементы бального танца;
7. танцевальная импровизация.
Набор ребят осуществляется в четыре возрастные группы: старшую, среднюю, младшую и подготовительную, по 10-12 человек в группе , так как отсутствует хорошее помещение для работы. Руководитель может составлять группы по способностям и работать с группой в 5-6 человек более одаренных, чем их сверстники, а так же регулировать численность учеников. Так же руководитель может использовать учеников старшей группы, как инструкторов для проведения занятий с малышами. Это стимулирует учеников: старшим показать свои навыки, младшим тянуться за ними.
Продолжительность занятий с младшими школьниками – подготовительной группы 60-90 мин. с перерывом, с остальными –120 мин., так же с перерывом.
Отчет работы танцевального коллектива идет в виде концертных выступлений.
У подготовительной и младшей группы не более двух раз в год. У средней и старшей не более пяти раз, так как подготовки к концертам занимают очень много времени и сил, снижая уровень исполнительской работы.
В мероприятия воспитательного характера входят проведение отчетных концертов, выступления ребят в школе, клубе, в дни празднования значительных дат, шефство старших над младшими, их помощь в постановках танцев. И что очень важно, что элементы творческих способностей, развивающиеся в условиях работы ученика в коллективе, обретают стабильный характер и проявляются в других сферах деятельности.. Организационная работа заключается в составлении расписаний, ведении журнала посещаемости, составлении тематических планов беседе с родителями, изысканием кассет с необходимой танцевальной музыкой, подбором, пошивом, моделированием костюмов, изысканием средств на них и т.д.
Руководитель имеет право регулировать расписание занятий, переносить занятия единовременно по обстоятельствам.
Тематический план
Первый год обучения
№ |
Содержание и виды работы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Специальная танцевально-художественная работа:
- постановочная
- репетиционная
|
15
15
|
2
2
|
13
13
|
2 |
Учебно-тренировочная работа:
1. азбука музыкального движения
2. элементы классического танца
3. элементы народного танца
4. элементы современного танца
5. элементы историко-бытового танца
6. элементы бального танца
7. танцевальная импровизация
|
20
32
40
20
20
20
4
|
8
8
5
3
3
4
|
12
24
35
17
17
16
4
|
3 |
Мероприятия воспитательно- познавательного характера:
1. беседы
2. прослушивание музыкального материала
3. просмотр спец.видеокассет
4. организационная работа
|
6
4
6
14
|
|
6
4
6
14
|
|
Итого: |
216 |
35 |
181 |
Второй год обучения
№ |
Содержание и виды работы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Специальная танцевально-художественная работа:
- постановочная
- репетиционная
|
15
15
|
2
2
|
13
13
|
2 |
Учебно-тренировочная работа:
1. азбука музыкального движения
2. элементы классического танца
3. элементы народного танца
4. элементы современного танца
5. элементы историко-бытового танца
6. элементы бального танца
7. танцевальная импровизация
|
15
35
36
25
20
20
10
|
2
4
4
5
6
5
2
|
13
31
32
20
14
15
8
|
3 |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
1. беседы
2. прослушивание музыкального материала
3. просмотр спец.видеоматериала
4. организационная работа
|
3
3
5
14
|
|
3
3
5
14
|
|
Итого: |
216 |
32 |
184 |
Третий год обучение
№ |
Содержание и виды работы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Специальная танцевально-художественная работа:
- постановочная
- репетиционная
|
25
30
|
|
25
30
|
2 |
Учебно-тренировочная работа.
1. азбука музыкального движения
2. элементы классического танца
3. элементы народного танца
4. элементы современного танца
5. элементы историко-бытового танца
6. элементы бального танца
7. танцевальная импровизация
|
3
30
40
20
20
16
6
|
2
2
3
|
3
28
38
20
17
16
6
|
3 |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
1. беседы
2. прослушивание музыкального материала
3. просмотр видеоматериала
4. организационная работа
|
3
3
5
15
|
|
3
3
5
15
|
|
Итого: |
216 |
7 |
209 |
Четвертый год обучения
№ |
Содержание и виды работы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Специальная танцевально-художественная работа:
- постановочная
- репетиционная
|
30
30
|
2
2
|
28
28
|
2 |
Учебно-тренировочная работа.
1. азбука музыкального движения
2. элементы классического танца
3. элементы народного танца
4. элементы современного танца
5. элементы историко-бытового танца
6. элементы бального танца
7. танцевальная импровизация
|
2
30
43
20
20
20
3
|
2
2
2
3
2
|
28
41
20
17
18
3
|
3 |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
1. беседы
2. прослушивание музыкального материала
3. просмотр видеоматериала
4. организационная работа
|
3
3
2
10
|
|
3
3
2
10
|
|
Итого: |
216 |
15 |
201 |
Пятый год обучения
№ |
Содержание и виды работы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Специальная танцевально-художественная работа:
- постановочная
- репетиционная
|
35
35
|
3
3
|
32
32
|
2 |
Учебно-тренировочная работа.
1. азбука музыкального движения
2. элементы классического танца
3. элементы народно-сценического танца
4. элементы современного танца
5. элементы историко-бытового танца
6. элементы бального танца
7. танцевальная импровизация
|
2
20
30
40
10
20
2
|
2
2
2
2
|
2
18
28
38
8
20
2
|
3 |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
1. беседы
2. прослушивание музыкального материала
3. просмотр видеоматериала
4. организационная работа
|
2
4
7
10
|
|
2
4
7
10
|
|
Итого: |
216 |
13 |
203 |
Содержание программы:
Первый год обучения
Цель: знакомство с основами хореографического искусства, формирование танцевального интереса.
Задачи:
- овладение понятийным аппаратом;
- постановка корпуса;
- приобретение навыков исполнения основных упражнений у станка;
- развитие координации, пространственной ориентации.
Занятия у станка.
1. Постановка корпуса , рук, головы.
2. Позиции ног 1,2,3,4,6.
3. Подготовка к началу движения – препарасьон.
4. Лицом к станку (батман тандю- вперед и в сторону).
5. Подготовка к веревочке.
6. Подготовка к полуприсядкам – лицом к станку.
Занятия на середине зала
Обучение детей 7-8 летнего возраста начинается с упражнений по ориентировке в пространстве:
Маршировка в темпе и ритме музыки, шаг на месте, в повороте вправо, влево.
Маршировка в построении в колонну, в шеренгу, по кругу и т.д.
Освоение танцевального шага, шаг с носка на пятку, шаги на полупальцах.
Специфика танцевального шага, бега.
Выработка осанки, опоры, выворотности.
Элементы народно-сценического танца.
Русский танец. Характерные положения рук в сольном, групповом танце в хороводах, рисунки хороводов. Шаги танцевальные с носка, простой шаг, переменный. Притопы: двойной притоп, тройной. Припадание на месте с продвижением в сторону, исходная, свободная 3-я позиция, поднявшись на полупальцы. Ковырялочка простая, без подскока. Полуприсядка. Хлопки в ладоши, по бедру (одинарные). Вращение на подскоках по 1\4 круга на двух подскоках.
Элементы белорусского танца. Ход в полуприседание, притопы в полуприседании.
Элементы современного танца: движения для разогрева мышц шеи, наклоны вперед, назад, вправо, влево. Движения головы. Движения плечами: поочередно поднимаем правое, левое, спина прямая. Круговые движения плечами поочередно и вместе – вперед, назад.
Движение корпусом. Сильно прогибаем спину, выгибаем грудную клетку и возвращаемся в исходное положение.
Вращательные движения корпусом.
Элементы историко-бытового танца.
Поклоны, реверанс. Шаг полонеза. Па галопа, по 6 позиции. Па шассе.
Элементы бального танца.
Умение пригласить девочку на танец. Положение рук в парном танце. За одну руку, накрест, за две руки. Шаги приставные, в образах: солдата, куклы и т.д.
Полька, «Летка-енка». Хороводы на шагах.
Танцевальная импровизация: ветер в лесу, кружатся и падают листья, снежинки. Изобразить в танце сказочных героев.
К концу года ребята должны овладеть рядом навыков: правильно ходить в такт музыки, сохраняя правильную осанку, иметь навык легкого шага с носка. Уметь исполнить фигуры в хороводе (круг, цепочка, звездочка и т.д.).
Знать и уметь исполнить следующие движения: шаг припадание вперед, в сторону, шаг с притопом, ковырялочку - простую. Уметь исполнить переменный шаг. Знать позиции рук, ног. Мальчик должен уметь подать руку, девочка ответить на приглашение. Уметь открыть и закрыть руки в положении на поясе. Иметь навыки общения в танце - вежливость, доброжелательность. Знать о ведущей роли мальчика в бальном танце.
Второй год обучения
Цель: расширение знаний в области хореографического искусства.
Задачи:
- Дальнейшее изучение экзерсиса у станка;
- Овладение исполнительскими приемами более сложной координации;
- Развитие выносливости при исполнении движений в быстром темпе;
- Формирование навыков парного танца.
Занятия у станка.
1. Деми плис (выворотное, лицом к станку).
2. Гранд плис.
3. Батман тандю:
С деми плис;
С подъемом пятки опорной ноги.
4.Батман фондю (низкие развороты).
Подготовительное упражнение;
На 45 градусов.
5.Подготовка к «веревочке»;
с подъемом на полупальцы.
6.Гранд батман.
7. Пор де бра (наклоны и перегибы корпуса).
лицом к станку.
8 Прыжки с 3 позиции на 3 (лицом к станку).
Занятия на середине зала
Исполнение учебно-танцевальных комбинаций, способствующих развитию ощущения позы, амплитудности и законченности движения: осваиваются простые элементы русского, белорусского, молдавского народных танцев, украинского.
Украинский танец:
Положения головы, рук, ног, корпуса, положения в паре;
Основные ходы и движения: «бигунец», «выхилястник», «веровочка», «припадание», присядка, «ползунок».
Молдавский танец:
Положения корпуса, головы, ног, рук; легкий бег, шаги с подскоком, соскок с каблука, прыжки с поджатыми ногами.
Русский танец:
Положение корпуса, рук, ног, головы;
«притопы»;
ковырялочка с подскоком;
«гармошка» простая;
«веревочка», «ключ»;
«хлопки в ладоши», «хлопки по бедру» (мальчикам),
«присядка» «полное приседание по 6 позиции».
Историко-бытовой танец и бальный.
Положение корпуса, рук, ног, головы;
Дополнительно «па балансе», «па де баск», «па шассе», « па польки».
По окончании второго года обучения ребята должны знать и уметь следующее: освоить положение «стоя боком к станку», держась за станок одной рукой; знать правила постановки рук, группировки пальцев классического танца; различать особенности медленных хороводных и быстрых плясовых ритмов; знать основные шаги и ходы.
Третий год обучения
Цель: выявить реальный уровень танцевальной культуры и устойчивости интереса учащихся к хореографии.
Задачи: исполнение новых и ранее изученных упражнений у станка в более быстром темпе; раскрытие эмоционального потенциала.
Занятия у станка
- Батман тандю с 5 позиции во всех направлениях;
- Батман фраппе во всех направлениях;
- Гранд батман жете на 60 градусов вперед, в сторону;
- Гранд плис;
- Низкий «голубец»;
- Разножка в воздухе;
- Прыжки с 5 позиции на 5, лицом к станку.
Занятия на середине зала
Гранд плис по 1,2,5 позициям.
Работа рук по позициям.
Прыжки с 3 на 3 позиции (руки в подготовительн.)
Элементы народно-сценического танца.
Русский народный танец: положение рук в парном танце, переводы рук в различные положения.
Ходы:
- Переменный шаг с каблука;
- Припадание вперед, в сторону, на месте.
- Девичий шаг с переступанием;
- Дробь с подскоком на месте и с продвижением вперед.
«Веревочка» простая и с переступанием.
«Ключ» – простой и дробный.
«Разножка» хлопки.
Современный танец. Разучивание комбинаций. Отработка динамичных движений головы, плеч, корпуса. Отработка доступных элементов акробатики: шпагат, шнур, мост.
Элементы историко-бытового танца:
на шассе с переступанием, па польки в паре, па вальса ( правый поворот)
Композиции из пройденных движений.
Уровень рук (сниженная 2 позиция).
Элементы бального танца.
Переменный шаг и повороты. Балансе в сторону и вперед. Марш. медленный вальс.
«Школьная полька» – поклоны, галоп.
«Сиртаки» – шаг в сторону, с приставкой, с закрещиванием ноги.
«Полонез» – шаг полонеза, менуэт, балансе.
По окончании третьего года учащиеся должны знать правила основных движений классического танца. Знать подготовительное движение рук, уметь правильно открыть и закрыть руки на талии. Знать положение стопы – открытое и закрытое. Уметь исполнять простые «дроби».
Уметь исполнять переменный ход, «веревочку», притопы, «ключи», «припадание», «бигунец». Знать основные направления: по линии танца, против линии танца. Уметь исполнять в паре вальсовый шаг, дорожку, «балансе».
Четвертый год обучения
Цель: расширение знаний в области народной хореографии, посредством обогащения танцевального опыта детей и их самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
- усложнение техники танца;
- развитие творческих способностей самостоятельно решать творческие задачи.
Элементы классического танца.
Обобщение полученных практических навыков и знаний. Типы координации: однонаправленные, разнонаправленные, одновременные. Типы прыжков (с двух ног на две, с одной ноги на другую, с двух ног на одни и с одной на две). Повторяются все пройденные элементы движений в различных комбинациях в более быстром темпе.
Деми плис по 4 позиции;
Гранд плис по 1,2,3,4,5 позициям;
Батман тандю по 1,5 позициям по 3 направлениям;
Элементы народно-сценического танца.
Вращения по диагонали , по кругу, на месте, на подскоках.
Присядка «разножка» на 1 свободной позиции простая и с переворотом.
Украинский танец: «веревочка» на месте, с продвижением назад , с поворотом.
Ходы «бигунец», «тынок», «выхилясник», «голубец».
Латышский танец – характерные шаги, позы, положения рук, головы, позы в паре.
Историко-бытовые танцы: Полонез, Мазурка, Минуэт, Полька, Гавот.
Бальный танец: «Медленный вальс», «Правый и левый повороты».
«Ритмичный фокстрот»
«Ча-ча-ча». Повороты на месте, плечо к плечу, поворот под рукой направо у девочки.
Требования к учащимся 4 года обучения.
Владеть основными навыками. Исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность ног, владеть движениям стопы.
Уметь правильно исполнять экзерсис у станка.
Уметь импровизировать национальный танец в быстром и медленном темпе. Знать позиции рук, ног в классическом, народном и бальном танце.
Понимать характер танца. Ориентироваться в движении по залу.
Пятый год обучения
Цель: усиление творческой активности, профессиональная ориентация.
Задачи:
- расширение рамок самостоятельной деятельности;
- создание условий для творческой интерпретации полученных знаний.
Станок
1. Деми плис и гранд плис с различными положениями и движениями рук;
2. Каблучный батман тандю;
3. Батман тандю на 90 градусов;
4. Упражнения для бедра с подъемом на полупальцы;
5. Голубец с одним ударом одной ногой, с одним ударом двумя ногами.
Занятия на середине зала.
Исполняются развернутые танцевальные комбинации из изученных движений, развивающих технику и выразительность танца.
Изучаются элементы итальянского, испанского сценического танцев. Уделяется внимание нюансам постановки корпуса, характерным движениям рук, головы, приемам соединения движения.
Изучается венгерский танец. Ход «Чардаша», шаги, перескоки. Вращения в паре.
Молдавский танец – «Молдавеняска», «Хора».
Русский танец – добавляются сложные дроби, вертушки. Для ребят – разножки в прыжке, ползунки.
Элементы историко-бытового танца.
Характер движений, входящих в танцы, построенные на вальсе (балансе, вальсовая дорожка, «до – за – до»).
Элементы современного танца по выбору учащихся.
Бальный танец: «Фигурный вальс», «Русский лирический», «Полька», «Танго», « Вальс- мазурка».
Требования к учащимся 5 года обучения
Различать танцевальные ритмы и мелодии в произведениях композиторов. Различать жанры. Уметь передать в движениях тему танца. Уметь выражать в пластике общее содержание музыки, ее образные ассоциации. Уметь передать национальную выразительность движений и ритмов. Уметь самостоятельно составлять композиции, подбирать соответствующую музыку. Знать правила этикета на занятиях. Руководитель может вносить по мере работы корректировку в составленной программе.
Используемая литература
1. «Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», Министерство просвещения, 1986 г.;
2. «Секрет танца», Т.К. Васильева, 1997 г.;
3. «Свободный час. Разучивание массовых и бальных танцев». Челябинск, 1970 г.;
4. «Народные сюжетные танцы», Изд-во «Советская Россия» , М., 1986 г.;
5. Приложение к журналу «Клуб».
|