Гагарин А.В. Воспитание и развитие гуманистически ориентированной личности учащихся в процессе взаимодействия с природой // Развитие и саморазвитие ученика и учителя. Материалы Всероссийской конференции, Орск, 6-7 апреля 2001 г. Часть 1. Оренбург. Изд-во ИПКРО, 2001. С. 34-41.
Краткое содержание: Статья (доклад) преподавателя Московской гуманитарно-социальной академии (Института молодежи) раскрывает тему, обозначенную в заголовке, рассматривает экологические вопросы в следующем контексте.
Эффективность воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы зависит от выполнения ряда социально-педагогических условий:
гуманизация процесса (гуманная воспитательная среда - гуманистические воспитательные системы разных уровней;
переход от традиционной к гуманистической модели непрерывного экологического образования;
актуализация значимости ценностей гуманизма вообще;
педагогика с четкой профессиональной гуманистической направленностью;
гуманистическое взаимодействие педагогов, учащихся и мира природы;
использование гуманистического воспитательного потенциала природы и др.);
совершенствование организационно-методического обеспечения процесса (теоретическая и методическая подготовка педагогических коллективов, максимальное использование форм организации, экологизированная педагогическая среда и учебные дисциплины, внеурочные и внешкольные формы, формы организации каникулярного времени и т.д.);
вовлечение всех учащихся в природоориентированную деятельность с максимальным использованием различных форм и методов, пользующихся спросом у учащихся;
методическое обеспечение процесса на основе учета интересов и потребностей учащихся и др.;
обеспечение морально- психологической стороны процесса (учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся, комфортизация межличностного взаимодействия, гуманные отношения в коллективе, «канал» для самореализации на индивидуальном личностном потенциале с использованием возможностей природы, использование восстановительно-коррекционных возможностей природы и др.);
обеспечение содержательной стороны процесса (соответствие содержания деятельности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы современному уровню развития общества, уравновешенность антропоцентрического и экоцентрического подходов, обеспечение органического единства процессов взаимодействия с миром природы и гуманистического непрерывного экологического образования учащихся, активизация методов взаимодействия с миром природы, методов воспитания потребностей учащихся в гуманистическом взаимодействии с природой и др.).
В соответствии с представлениями гуманистической педагогики разработана и апробирована модель воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы в системе экологического образования и воспитания в структуре целостного педагогического процесса на примере образовательных учреждений Хабаровского края - детский экологический центр «Касатка», общеобразовательная школа «Акме», и детско-юношеский образовательный центр «Юность».
Ключевые слова: гуманистическая ориентация личности учащихся, экология, модель воспитания.
Гагарин А.В. ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ //
В современную эпоху глобального экологического кризиса, характеризующегося острыми противоречиями во взаимоотношениях общества и природы, идеи и принципы гуманизма приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого человека, каждого народа и человечества в целом. В связи с этим возникает реальная потребность в воспитании гуманного и гуманистически ориентированного человека, в глубокой нравственной перестройке его жизни и поведения, в переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. Тем самым растет потребность в новом подходе к пониманию гуманизма, формированию его принципов с позиций нового экологического сознания и общечеловеческих ценностей, которые формируются в процессе гуманистически ориентированного экологического образования и воспитания. В связи с этим актуализируется определение возможностей процесса взаимодействия человека с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности в условиях современной социально-экономической ситуации в обществе.
В исследовании процесса воспитания гуманистически ориентированной личности он рассматривается как процесс создания условий для развития личности, относящейся к гуманизму как к мировоззрению, для свободного саморазвития личности, способной к созиданию себя, использованию своего творческого потенциала в построении своей судьбы и судеб страны, планеты. Формирование гуманистической ориентации личности осуществляется в процессе создания целостности педагогических условий для развития и саморазвития личности учащихся в структуре гуманистического воспитания, включающего в себя категории: «образование личности», «саморазвитие личности», «свобода личности», «культура образования», направления реальной педагогической деятельности: обеспечение благоприятных внутренних и внешних условий, организацию очеловеченной микросоциальной среды.
Взаимодействие с миром природы рассматривается как процесс, включающий в себя различные виды природоориентированной деятельности человека, в том числе познавательной, творческой, природоохранной, трудовой и т.д., а также психолого-педагогическое влияние природы на человека. Взаимодействие человека и мира природы имеет следующие особенности: природа рассматривается как «мир природы» (совокупность конкретных природных объектов или природных комплексов, взятых в их субъективной единичности и неповторимости), а не как «природная среда», основной акцент делается на субъективных связях человека и природы. В основе взаимоотношений учащихся и педагогов с миром природы, влияющих на воспитание гуманистической ориентации личности, лежит гуманистическое взаимодействие учащихся и педагогов с миром природы, раскрывающее в наибольшей степени природу всех его субъектов, в процессе которого могут реализовываться воспитательные функции.
В ходе исследования разработана совокупность критериев результативности гуманистического взаимодействия с миром природы. Она включает в себя следующие группы: познавательная активность в области взаимодействия с природой (осознание роли экологических представлений личности в гармонизации взаимоотношений человека и мира природы, соотношение эксцентрических и антропоцентрических экологических представлений личности), развитие субъективного отношения к природе (доминирующая установка и интенсивность личностного отношения к природе, формирование личных стратегий гуманистического взаимодействия с природой (прагматический, природоохранный, непрагматический уровни). На основе совокупности данных критериев и уровней признаков их проявления выделены высокий, средний и низкий уровни гуманистического взаимодействия учащихся с миром природы как показателя эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности.
Вопросы воспитания гуманистической ориентации личности, а также целенаправленного развития эксцентрического экологического сознания личности как основы для дальнейшего экологически культурного и гуманного поведения решаются в процессе организации экологического образования и воспитания в сочетании с приоритетным использованием гуманистического взаимодействия с миром природы. В связи с этим разработана и апробирована модель воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы в системе экологического образования и воспитания в структуре целостного педагогического процесса на примере образовательных учреждений Хабаровского края, целью которой явилось создание на основе систематизации разноуровневых форм (центр дополнительного экологического образования и воспитания, общеобразовательная школа и летний образовательно-досуговый центр) оптимальных условий для повышения эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности через организацию гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы, в том числе для оптимальной реализации учащимися своих возможностей (самореализации) в процессе значимой для охраны природы и ее развития деятельности, для формирования эксцентрического экологического сознания, включающего развитие познавательной и творческой активности, субъективного отношения к природе, формирование непрагматических стратегий в области взаимодействия с природой); для системного взаимодействия учащихся, педагогов и мира природы в структуре целостного педагогического процесса, органически объединяющего гуманистическое экологическое образование и воспитание.
Эффективность воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы зависит от выполнения ряда социально-педагогических условий:
гуманизация процесса (гуманная воспитательная среда - гуманистические воспитательные системы разных уровней;
переход от традиционной к гуманистической модели непрерывного экологического образования;
актуализация значимости ценностей гуманизма вообще;
педагогика с четкой профессиональной гуманистической направленностью;
гуманистическое взаимодействие педагогов, учащихся и мира природы;
использование гуманистического воспитательного потенциала природы и др.);
совершенствование организационно-методического обеспечения процесса (теоретическая и методическая подготовка педагогических коллективов, максимальное использование форм организации, экологизированная педагогическая среда и учебные дисциплины, внеурочные и внешкольные формы, формы организации каникулярного времени и т.д.);
вовлечение всех учащихся в природоориентированную деятельность с максимальным использованием различных форм и методов, пользующихся спросом у учащихся;
методическое обеспечение процесса на основе учета интересов и потребностей учащихся и др.;
обеспечение морально- психологической стороны процесса (учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся, комфортизация межличностного взаимодействия, гуманные отношения в коллективе, «канал» для самореализации на индивидуальном личностном потенциале с использованием возможностей природы, использование восстановительно-коррекционных возможностей природы и др.);
обеспечение содержательной стороны процесса (соответствие содержания деятельности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы современному уровню развития общества, уравновешенность антропоцентрического и экоцентрического подходов, обеспечение органического единства процессов взаимодействия с миром природы и гуманистического непрерывного экологического образования учащихся, активизация методов взаимодействия с миром природы, методов воспитания потребностей учащихся в гуманистическом взаимодействии с природой и др.).
В соответствии с представлениями гуманистической педагогики разработана и апробирована модель воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы в системе экологического образования и воспитания в структуре целостного педагогического процесса на примере образовательных учреждений Хабаровского края - детский экологический центр «Касатка», общеобразовательная школа «Акме», и детско-юношеский образовательный центр «Юность». Основные концептуальные характеристики модели приведены в таблице 1.
Таблица 1. Концептуальные характеристики модели воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы.
I. Цели |
|
Создание оптимальных условии для повышения эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности через организацию гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы, в том числе; + для оптимальной реализации учащейся своих возможностей (самореализации) в процессе значимой для охраны природы и ее развития деятельности; + для формирования экоцентрического экологического сознания, включающего развитие познавательной и творческой активности, субъективного отношения к природе, формирование непрагматических стратегий в области взаимодействия с природой; + для системного взаимодействия учащихся, педагогов и мира природы в структуре целостного педагогического процесса, органически объединяющего гуманистическое экологическое образование и воспитание на основе систематизации разноуровневых) форм: центр дополнительного экологического образования и воспитания, общеобразовательная школа и летний образовательно-досуговый центр. |
|
2. Задачи |
|
Организация гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы, в том числе: + создание духовного и социального климата, благоприятствующего самореализации личности через организацию психологически комфортного «совместного проживания» и контактного общения; + создание пространства для выработки адекватных экологических представлений, отношения к природе, системы умений и навыков (стратегий и технологий) взаимодействия с природой; + максимальное использование всех возможных форм гуманистического взаимодействия с миром природы, в том числе возможностей педагогической среды, предметов школьного цикла и многообразия видов школьной внеурочной и внешкольной творческой и общественной деятельности. |
|
3. Подход к проблеме взаимодействия природы и общества, природы и человека |
|
Уравновешенность антропоцентризма и экоцентризма. |
|
4. Отношения ПРИРОДА - ПЕДАГОГ - УЧАЩИЙСЯ |
СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ |
5. Условия, в которых осуществляется совместная деятельность и общение |
|
Малые контактные группы и контактное общение в процессе совместной деятельности и «проживания», при котором возникает желание самообнаружиться, снять психологическую защиту. |
|
6. Роль педагога в организации гуманистического взаимодействия с природой |
|
Педагог - фасилитатор, педагог - вдохновитель, создающий гуманную воспитательную среду, способствующую совместному достижению поставленной цели, устраивающий гуманные отношения в детском коллективе, когда дети научаются понимать свои поступки, где с ребятами все обсуждается и т.д. |
Ведущая идея опытно-экспериментальной работы заключалась в использовании воспитательного потенциала мира природы через педагогическую организацию гуманистического взаимодействия с ней и выявления его уровней как показателя эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности. В ходе реализации констатирующего этапа эксперимента выявлено:
+ познавательная активность учащихся в области взаимодействия с природой с возрастом приобретает антропоцентрическую окраску, рост уравновешенности антропоцентрических и экоцентрических представлений личности учащихся незначителен;
+ интенсивность отношения к природе в процессе взросления постепенно приобретает адекватную окраску;
+ в среднем подростковом возрасте несколько повышается эгоистичность по отношению к природе;
+ в юношеском возрасте наблюдается некоторое снижение активности по отношению к природе;
+ с возрастом изменяется тип доминирующей установки по omношению к природе, причем значительная положительная динамика наблюдается в направлении эстетических установок;
+ с возрастом наблюдается значительный рост прагматических установок по отношению к природе и уменьшение когнитивных;
+ по мере взросления наблюдается увеличение количества прагматических стратегий в области взаимодействия с природой и уменьшение природоохранных;
+ рост количества непрагматических стратегий незначителен.
Полученные в ходе осуществления формирующего этапа эксперимента результаты показали, что эффективность воспитания гуманистически ориентированной личности напрямую зависит от результативности гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы. На основании полученных результатов выделено три уровня гуманистического взаимодействия с природой:
высокий - характеризуется высоким уровнем показателей различных параметров гуманистического взаимодействия, в данном случае можно говорить о достаточной гуманистической ориентации личности во взаимоотношениях с природой;
средний - характеризуется средним уровнем показателей различных параметров гуманистического взаимодействия, в данном случае можно говорить о частичной гуманистической ориентации личности во взаимоотношениях с природой;
низкий - характеризуется низким уровнем показателей различных параметров гуманистического взаимодействия, в данном случае можно говорить о недостаточной гуманистической ориентации личности во взаимоотношениях с природой.
В результате опытно-экспериментальной работы выявлены причины затруднений в организации действенного воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия с миром природы:
+ личностного характера (недостаточная включенность учащихся и педагогов в гуманистическую экологическую деятельность вообще, и в гуманистическое взаимодействие с природой в частности! отсутствие либо недостаточная осознанность имеющегося положительного опыта взаимовыгодного взаимодействия с природой);
+ педагогического характера (недостаточность знания педагогами теоретических основ воспитания и развития детей на современном этапе, а также принципов и закономерностей, форм и методов использования в воспитании мира природы и слабая методическая разработанность данного вопроса, невысокая интенсивность отношения к природе у большинства педагогов и др.);
+ социального характера (духовный и экономический кризис общества; отсутствие в обществе единой точки зрения на цели и задачи образования и воспитания; «замкнутость» педагогических коллективов на собственных проблемах и др.).
В 1998 г. получен грант Дальневосточного отделения центра по защите окружающей среды ИСАР в рамках программы по экологическому образованию «Листья в ладонях» на издание методического пособия «Человек- листочек» для преподавателей, педагогов дополнительного образования и других специалистов в области экологического образования и воспитания.
Результаты исследования легли в основу разработки и практической реализации концепции учреждения (дополнительного образования детский экологический центр «Касатка» г. Хабаровска, краевых молодежных профильных программ комитета по делам молодежи администрации Хабаровского края «Молодежная лесная академия» и «Будущее начинается сегодня», а также проекта «Краевой молодежный творческо-экологический лагерь «Ноев ковчег», занявшего первое место в краевом конкурсе вариативных программ в сфере отдыха, досуга, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 1997 г. (грант администрации Хабаровского края на реализацию проекта в 1998 г.) и получившего звание Лауреата Российского конкурса вариативных программ в сфере отдыха, досуга, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 1998 г.