Представила: Морозкина И.Л., методист УМК ИЗО и МХК ООИПКРО |
Дата: 01.06.2001 г.
|
Волосенкова Людмила Сергеевна – Заслуженный учитель РФ, Отличник ССУЗ, преподаватель высшей категории.
Волосенковой Л. В. созданы программы интегрированного курса “Изобразительное искусство с методикой преподавания” и Изостудии “Кисточка”, которые помогают преподавателю по организации диагностики детской одаренности, контролю за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся, воспитания одаренного ребенка как личности. Помимо выявления одаренных Людмила Сергеевна готовит и остальных учащихся к профессии педагога, которые также будут работать с детьми и сталкиваться с подобными проблемами. Большинство же студенты – неподготовленные в художественном отношении люди, с которыми надо начинать с нуля.
В материалах межвузовской научно-практической конференции 1999г. “Управление качеством образования”[1] напечатаны тезисы выступления Волосенковой Л.С. “Интегрирование курса как один из путей повышения качества образования”. В сборнике текстов “Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного искусства”[2], изданном ООИПКРО в помощь учителям ИЗО, помещена статья Волосенковой Л.С. “Патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства”.
Концепция педагогического труда – учить своих воспитанников видеть и понимать Красоту в человеке, в жизни, в обществе, в природе; учить защищать эту Красоту, которую относят к общечеловеческим ценностям и которая немыслима без трепетной и всепоглащающей любви к Отчизне; воспитывать патриота, гражданина, гуманиста, творца, труженика, умелого профессионала, который в любой профессии будет не только крепким творческим специалистом, но и главное, будет сознательным, стойким патриотом.
Цель: приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной ( эмоционально-ценностной) и материальной культуры общества.
Достижение этой цели возможно через решение ряда задач:
· формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;
· воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач;
· обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
· систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;
· приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;
· воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям”.
Для устранения уязвимого места в системе образования помогает интеграция учебного процесса. В процессе интеграции мы пришли к выводу о том, что нужен интегрированный урок. Интегрированные уроки могут быть многоструктурными. Их структура зависит и от педагога, и от группы, и от темы урока, и от условий наглядного обеспечения.
Нами разработаны методические рекомендации по применению интегрированного курса; эти лекции широко применяются студентами и бережно хранятся (как выясняется в беседах с выпускниками).
Педагогическая литература дает обширный круг наработок, посвященных инновационным урокам: уроки - погружения, деловые игры, пресс - конференции, уроки - соревнования, театрализация, консультации, групповые формы работы, взаимообучение учащихся, аукционы, ролевые игры, зачеты, уроки - сомнения, творческие отчеты, конкурсы, бинарные уроки, уроки - фантазии, уроки - концерты, диалоги, конференции, уроки - игры, семинары, экскурсии и т. д.
Особенно хороший эффект дает сочетание традиционных и инновационных уроков. Но на всех них гибко меняется соотношение теоретической, практической и методической частей в зависимости от темы. И на наш взгляд надо оценивать не то, каков урок, традиционный или инновационный, а каков его результат, каков его “выход” на творчество студента.
Еще более широкие возможности дает интегрирование учебной и внеучебной деятельности, основного курса и дополнительного образования. Наш опыт показывает, что нужна сквозная система такого интегрирования. Такое взаимопрорастание разных видов деятельности решает задачи показа сложного и парадоксального окружающего современного мира в образовательном процессе, а обязательный краеведческий материал восстанавливает естественную взаимосвязь знаний о родном крае со стремлением и возможностью искать свое место, соотносить свое “я” с потребностями своего региона.
Если же учесть культурологическую основу такой интеграции, которая выводит узкопрофессиональную деятельность на новый, глобальный уровень мышления и практической деятельности, то можно сделать вывод о влиянии такого интегрирования на формирование более многогранной жизненной компетенции воспитанника.
Эти задачи можно решать с помощью любых разделов нашего курса, где-то щедрее, где-то экономнее. Зачастую необходим эмоциональный настрой учащихся на тему, широкая предупредительная работа (которая проявляется в виде анализа темы урока, педрисунка, закрепления узловых точек), самостоятельная работа по теме, анализ работ и итог урока. Каждый этап урока может быть проведен либо учителем в плане анализа темы, вариантов решения ее, либо студентами в виде фрагментов школьных уроков; очень широко используется взаимопроверка, оценка и самооценка, контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ; практическая работа представляет собой изготовление наглядных пособий для методических копилок студентов. Широко используется педрисунок (полный, частичный, с элементами аппликации), его выполняет как учитель, так и подготовленный студент. Для взаимопроверки и анализа студенты разрабатывают оценочный критерий данного вида работы, где особое место отводится самостоятельности, оригинальности, творчеству работы, умению нестандартно ее решить и подать. Для анализа, контроля и оценки предлагаются примерные опорные вопросы, с которыми студенты работают и в аудиториях, и на пробной практике, и в самостоятельной педагогической деятельности.
Но самым благодарным материалом в этом отношении, судя по опыту работы, является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), воспитательных ( научить ребенка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, защищать и творить Красоту, хотя бы на уровне детских возможностей), так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в такой работе, будить так необходимое в жизни умение и желание трудиться, и трудиться красиво.
Поэтому особое внимание мы уделяем внеучебной работе, дополнительному образованию. На материале декоративно-прикладного искусства мы стараемся учить народному искусству не спеша, сохраняя наши корни, но настойчиво и ненавязчиво - всегда, чтобы оно вечно жило в человеческих душах и питало их человечностью.
В любом уголке нашей Отчизны живет красота - народные промыслы. Оренбургская паутинка и каслинское литье, “золотая хохлома” и мороз вологодского кружева... - сколько их, этих чудес, радующих наше сердце! Эти и другие промыслы не минуют сейчас наших воспитанников. Ознакомление с ними лучше проводить циклами, блоками, интегрированной системой учебной и внеучебной работы, дополнительным образованием. Как показал опыт, такие встречи надо проводить малообъемными по времени и количеству материала, но больше сделать таких встреч. Получившиеся работы бывают многоцелевыми, многопредметными, многофункциональными, и это еще одна привлекательная сторона такого интегрирования.
Промыслы в циклы входят разные, в зависимости от желания студентов и педагога, но краеведческие (региональные) - непременно: и оренбургская паутинка, и саракташская посуда, и урало-сибирская роспись, и каслинское литье, и тагильский поднос, и (теперь утраченный) украшенный аносовский булат...
Методы работы самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные - пуантилистика (одноцветная, многоцветная, сквозная), граттаж, лепка из пластилина, алебастра, коллаж. Излишне, наверное, говорить об обогащении занятий музыкой и литературным материалом. Широко применяются как индивидуальная работа с учащимися с периодической консультацией у учителя, так групповая и массовая работа.
Среди огромного количества видов по ИЗО, дополнительного образования в нашем колледже особенно практикуются следующие: кружок, студия, клуб, кабинет ИЗО, факультатив, творческая комната, реставрационная деятельность, игровая площадка, лекция, вечер, устный журнал, экспедиция, музей ИЗО, домашнее рисование, показ кинофильмов, внеклассная беседа, встреча с мастерами ИЗО, ИЗО-КВН, коллективное оформление стендов, изготовление элементов для украшения интерьера колледжа. Пожалуй, самым излюбленным видом является сочетание клубной и кружковой работы и работа в творческой комнате.
Внутри блока материал можно расположить следующим образом: сначала эмоциональный настрой в виде песен, стихов, загадок, былин о данном промысле, затем выставка подлинников или фотографий; затем технология создания произведения (хорошо бы с попутной демонстрацией); анализ материала, формы, декора, гаммы; затем работа по созданию своих произведений по мотивам данного промысла (непременно с практическим, утилитарным значением, например, работа по улучшению интерьера рекреации - роспись подцветочников, скамеек и т. д.); сбор дополнительного материала (рассказы о мастерах, их достижениях, подбор и продумывание игр, сказок, интересных заданий и конкурсов).
Распределение же материала между учебными и внеучебными занятиями зависит от содержания промысла, педагога, студентов, материальной оснащенности и регулируется лишь указанными условиями.
Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными видами учета основного курса, участием в отчетных выставках учебных и творческих работ, периодических зачетных занятиях по дополнительному образованию. Контроль знаний, умений и навыков проводится текущий (по мере освоения темы), также проводится итоговый зачет.
Знакомство с несколькими промыслами завершается праздником, в котором участвуют несколько классов. Это может быть ИЗО КВН, “Путешествие в страну Красоты”, “Поле ИЗОчудес”, “Следствие ведут ИЗОзнатоки” и т. д. На таких праздниках должны быть интересные, динамичные задания, требующие нестандартных решений (например, “оживить” картину, расписать блюдо только заданной росписью - аппликация и роспись и т. д.). Особый эффект выходит, когда соревнуются команды, составленные из игроков разных групп, например, в команде “Палитра” игроки из группы 3а, 3б, 3в курсов; в команде “Мастера” игроки - другие, но из этих же 3а, 3б, 3в курсов. Таким же образом готовятся группы поддержки. Тогда на празднике превалируют не групповые, а командные интересы, что дает возможность увидеть воспитанников другой гранью, часто нестандартной.
Итак, интегрирование курса “ИЗО с методикой преподавания” и интегрирование учебной и внеучебной работы, дополнительного образования помогает решать задачи, поставленные социумом перед образовательными учреждениями в плане стратегии образования и воспитания патриота, гражданина, гуманиста, творца, труженика - профессионала, способного к решению творческих задач, способного найти достойное место в жизни.