Составитель: Бланк Н.В.
Дата 04.98.

Развитие творческих способностей учащихся
при изучении факультативного курса "Биоорганическая химия", 10 класс


Автор - Иштерякова Роза Хакимовна
,
учитель химии школы-лицея № 43 г. Оренбурга, учитель высшей категории
Сущность. Приоритет творчества, утверждающийся в общественном сознании, и создание в школе условий для самореализации и самосозидания личности актуализируют проблему развития творческих спо-собностей учащихся в классах химико-биологического профиля. В условиях углубленного изучения предмета система химического образования не в состоянии удовлетворить многоаспектные запросы учащихся, что ведет к обострению противоречий в развитии личности учащихся. Факультативный курс "Биоорганическая химия для учащихся 10 класса" призван не только расширить кругозор учащихся, но и повысить качество знаний вследствие развития их творческих способностей.
Главное. В создании условий для развития творческих способностей учащихся старших классов химико-биологического профиля посредством введения нового факультативного курса "Биоорганическая химия 10 класс".
Новизна. Разработка программы факультативного курса для 10 класса и методическое обеспечение к ней (творческие задания).
Трудоемкость. Работа по программе факультативного курса предполагает "выход" за рамки обще-принятой учебной программы и обеспечение широкого поля для самостоятельной деятельности учащихся наряду с формированием навыков исследования и экспериментирования.
Условия, обеспечивающие создание творческого климата в работе со старшеклассниками:
1.  Воспитание готовности старшеклассников к восприятию нового и необычного, стремление вне-дрять и испытывать творческие достижения других людей.
2. Введение учащихся в необычную ситуацию путем постановки вопросов типа "а что было бы, ес-ли...?", что стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе и воспитывает независимость взгля-дов.
3. Доброжелательное отношение учителя: поощрение оригинальных высказываний учащихся.
4. Постановка заданий познавательного характера ("соотнесите", "спишите", "установите"); заданий на понимание ("покажите взаимосвязь", "объясните смысл"); заданий на сферу применения ("объясните цель"); заданий аналитического характера ("объясните причины", "сравните", "объясните, почему..."); зада-ний синтетического характера ("создайте", "объедините по признаку", "придумайте другой вариант"); зада-ний оценочного типа ("определите", "отберите", "выберите").

Развитию интеллектуальных способностей учащихся способствует умелое сочетание учителем мето-да мозгового штурма с "синектическим" методом, назначение которого сделает незнакомое знакомым и, на-оборот, привычное - чуждым с помощью сознательно выработанных приемов:
- представить объект в самой неожиданной обстановке, что помогает преодолеть стереотипы и обна-ружить не бросающиеся в глаза свойства и закономерности;
- установление принудительных отношений между данным объектом и любым другим взятым нау-гад;
- формулирование как можно большего количества вопросов, относящихся к данному объекту, и обязательно найти на них ответы;
- отсрочка в решении задачи, если она не решается для того, чтобы вернуться  к ней через некоторое время;
- фиксация всех позитивных мыслей в виде записи, схемы, чертежа.
 

Система развития творческих способностей учащихся
посредством факультативного курса "Биоорганическая химия"
(10 класс)

На факультативный курс отводится 60 часов (2 часа в неделю). Из них 44 часа - лекции, 16 часов - практические занятия.  По полугодиям часы распределены в первом  полугодии - 26 часов, во втором - 34 часа.
В качестве одного из эффективных средств формирования творческой деятельности автор рассмат-ривает творческие задачи.

Виды творческих задач

1. Задача с разнообразием химического содержания (охватывающая несколько тем).
а) Дать названия соединениям по системе ЮПАК:
(см. папку)
б) По названиям веществ напишите формулы: пропантриол 1, 2, 3; пропанол - 2; 2-оксопропановая кислота, транс-бутадиеновая кислота.

в) По системе IUPAK назовите: изомерные гексаны, девять изомерных гептанов; назвать восемь изомерных хлорпентанов.

2. Сложная задача, требующая глубоких знаний и построения длинной цепи рассуждений.
 
Задание: изобразить на плоскости пространственное строение этандиола 1,2 в заслоненной и заторможенной конформациях (стереохимические, перспективные, проекционные формулы Ньюмена).
(см. папку)
Задание: определить мезомерный эффект и его направление в соединениях (СН2=СН2, СН2=СН-СН=СН2, СН2=СН-С=О,)
..................................
           3. Экспериментальная задача, предполагающая умения планировать, осознать проблему, выдвинуть гипотезу, проверить получившиеся выводы; в случае необходимости поставить новую проблему.

Учебное исследование

От практической работы учебное исследование отличается целями, задачами и алгоритмом дейст-вий:
- анализ условия поставленной задачи;
- изучение информации о составляющих задачи;
- выдвижение предположений;
- составление плана исследования;
- осуществление плана;
- выводы на основе полученных результатов.
Пример. Учащимся дано задание. Определить пищевые углеводы в моркови, меде, молоке, пище-вом сахаре, овсяных хлопьях, в зернах риса. Сформировалось 6 микрогрупп для исследования одного из пищевых продуктов.
Как осуществляется процесс исследования?
1. Учащиеся первоначально анализируют условия экспериментальной задачи.
2. Изучают информацию о составе продуктов.
3. Выдвигают предположение о возможном содержании определенных углеводов в данном продукте
4. Составляют план исследования.
5. Осуществляют план.
6. По результатам эксперимента делают выводы о составе пищевых продуктов.

Учащиеся должны ответить на вопросы возникающие в ходе работы:
- Какие вещества могут содержаться в данном пищевом продукте?
- Какие углеводы известны?
- В чем отличие их состава?
- Какие известны качественные реакции на три группы углеводов?

Учащиеся составляют план исследования:
1. Растворить продукты в воде.
2. Отфильтровать.
3. Исследовать фильтр. Если находятся моносахариды, то открыть их с помощью реакции Феллинга и реакции Селиванова.
4. Если в составе продукта находятся ди- и полисахариды, то первоначально следует осуществить гидролиз углеводов, а затем определить с помощью реактива Фелинга и реактива Селиванова продукта гид-ролиза.

В ходе реализации плана учащиеся по результатам эксперимента делают следующие выводы:
- морковь содержит в своем составе глюкозу и фруктозу;
- мед содержит в своем составе также моносахариды;
- молоко содержит лактозу;
- пищевой сахар содержит сахарозу, которая при гидролизе образует фруктозу и глюкозу;
- картофель содержит крахмал;
- овсяные хлопья и зерна риса содержат крахмал.
Выполнение данной работы сходно по своим этапам с научным исследованием.

Учебная конференция

В творческом процессе обучения учебная конференция имеет существенное значение. Тема, предла-гаемая учащимся, должна быть интересной с точки зрения направленности ее на будущую профессию. Так ученикам была предложена тема "Витамины". В течение месяца учащиеся работают с научной литературой и по предложенному плану готовят рефераты.

План реферата
1.  Химическая природа.
2.  Свойства.
3.  Источники.
4.  Признаки гипо- и авитаминоза.
5.  Механизм действия.
6.  Потребности.

 В результате были написаны рефераты по темам:
1.  Ретинол (витамин А)
2.  Тиамин (витамин В1)
3.  Рибофлавин (витамин В2)
4.  Пиродоксин (витамин В6)
5.  Н-биотин.
6.  Кобаламин (витамин В12)
7.  Аскорбиновая кислота (витамин С)
8.  Кальциферол (витамин Д)
9.  Токоферол (витамин Е)

Учебная конференция  проводилась на кафедре биохимии ОГМА при участии доктора медицинских наук, проф. Твердохлиб В.П. Рефераты учащихся рецензировались профессорами и были определены луч-шие, что принесло удовлетворение от проделанной работы.

Выводы. Программа факультативного курса "Биоорганическая химия" (10 класс) позволила не толь-ко повысить интеллектуальный уровень учащихся, развить творческие способности, но и воспитывать твор-ческую личность.
Решая задачи повышенной трудности, выполняя экспериментальные работы, готовя рефераты, уча-щиеся учатся преодолевать трудности, высказывать свои суждения, отстаивать свою точку зрения, приобре-тать навыки работы с научными источниками, предъявляют к себе высокие требования, проявляя работоспо-собность и настойчивость в достижении результатов.
Из 16 учащихся химико-биологического класса поступили в ОГМА - 9 чел (56%), в ОГСА - 1 чел (6%), в ОГПУ - 2 чел (12%), в ОГПИ - 3 чел (19%), в Московский -химико-технологический институт - 1 чел (6%).
По результатам зимней сессии в высших учебных заведениях из 13 экзаменовавшихся по химии "отлично" получили 8 чел (61%), "хорошо" - 3 чел (20%).
Полученные результаты позволяют рекомендовать курс "Биоорганической химии" для школ с уг-лубленным изучением химии.

Приложение

Тематический план
лекций и лабораторно-практических занятий

1 Введение в биоорганическую химию. Взаимосвязь хи-мических свойств, электронного строения атома углеро-да и типа его химических связей.  2
2 Пространственное строение органических молекул. Ос-новы стереохимии. Конференции: проекции Ньюмена. 4 Пространственное строение орга-нических молекул (работа с мо-делями (2 ч)
3 Классификация и номенклатура органических молекул. 2 Номенклатура органических со-единений Решение упражнений.
4 Электронное строение и взаимное влияние атомов в ор-ганических молекулах. Электронные эффекты. 4 Электронные эффекты - решение упражнений и задач (2ч)
5 Механизмы органических реакций: свободно-радикального замещения, электрофильного присоедине-ния, нуклеофильного замещения. 4
6 Реакционная способность функциональных групп (альдегиды, кетоны, кислоты). 2
7 Карбоновые кислоты и их функциональные производные (соли, ангидриды, эфиры, амиды). 2
8 Липиды: естественные жиры (ТАГ); высшие жирные кислоты.Фосфолипиды. Стерины. 22 Липиды - лабораторно-практическое занятие (2ч)
9 Углеводы: моносахариды и дисахариды.Полисахариды. 22 Свойства углеводов (2ч)Учебно-исследовательская работа "Углеводы пищи" (2ч)
10 Аминокислоты: классификация, строение, свойства. 4
11 Пептиды. Белки. Строение пептидной связи. 4 Цветные реакции на белки (2ч)
12 Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение и свойст-ва. 4
13 Природные биологически активные соединения (биорегуляторы). Понятие о витаминах и гормонах. 4

назад в УМК
Назад к опыту педагогов