Представила: Криворучкина Л.В., зав. УМК химии ООИПКРО Современные технологии обучения химии |
Задача обучения: на основе знания специфики педагогической технологии уметь применять технологию модульного обучения в организации учебного процесса по химии. План изучения материала. 1.Специфика педагогической технологии. 2.Способы постановки целей. 3.Алгоритм подготовки учителя к работе в технологическом режиме. 4.Технология модульного обучения. 5.Принципы модульного обучения. 6.Модульная программа. Тезисное изложение материала 1. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, исскустве. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. 2. Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация учителя и ученика на четко определенные цели. 1) Определение целей через изучаемое содержание. Например, «изучить химические свойства кислорода». 2) Определение целей через деятельность учителя. Например, «ознакомить учащихся с природными силикатами» 3) Постановка цели через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика. Например,»формировать умения самостоятельно формулировать условия прямой и обратной расчетных задач». 4) Постановка цели через учебную деятельность учащихся. Например, «выполнение лабораторного опыта 49. Взаимодействие магния с водой». Сторонники педагогической технологии отрицают вышеназванные способы постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях ученика. 3. Подготовка учителя к работе включает: n анализ учебных материалов (программ, учебников, дидактических материалов и др.) с целью выделения основного стержня будущего блока уроков; n целеполагание и мотивирование изучаемого материала; n планирование повторения - вводного, текущего, поддерживающего; n структурирование и распределение нового материала по урокам; n планирование результатов обучения в виде перечня ожидаемых на выходе знаний, умений, ценностных ориентаций и.т.д.; n выбор адекватных форм, методов и средств обучения; n конструирование системы заданий, отвечающих требованиям полноты, наличия ключевых знаний, возрастания трудности, целевой ориентации и целевой достаточности, связности; n построение системы контроля - текущего и итогового; n прогнозирование наиболее вероятных ошибок учеников, профилактических и коррекционных действий; n написание плана блока уроков и планов отдельных уроков. 4. Название «Модульное обучение» связано с международным понятием «модуль», одно из значений которого - функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации. Сущность его состоит в том, что обучающийся частично самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему программой, включающей в себя: n целевой план действий; n банк информации; n методическое руководство по достижению поставленных целей. 5. Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими: n принцип модульности; n выделения из содержания обучения обособленных элементов; n динамичности; n гибкости; n осознанной перспективы; n разносторонности методического консультирования; n паритетности. 6. Основное средство модульного обучения - модульная программа. Она состоит из отдельных модулей. В модульной программе необходимо учитывать: n целевое назначение информационного материала; n сочетание комплексной, интегрирующих и частных дидактических целей; n полноту учебного материала в модулях; n относительную самостоятельность элементов модуля; n реализацию обратной связи; n оптимальную передачу информационного и методического материала. Контроль знаний. Разработайте модульную прогрмму на основе учебно - методических комплектов авторов Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой (класс и раздел изучаемого материала по Вашему выбору). Литература. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989 Беспалов П.И. и др.Реализация индивидуального подхода в условиях модульного обучения // Химия в школе. - 1999. - №7 Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989 Криворучкина Л.В. Модульная система организации учебно - воспитательного процесса. - Оренбург: Изд - во ООИПКРО, 2001 Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000 Павлова Н.Ф. Использование модульной технологии при изучении углубленного курса химии // Химия в школе. - 1998. - №6 Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998 Суртаева Н.Н.Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе. - 1997. - №7 Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно - модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996 Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. - 1995. - №2.
|