Представила: Криворучкина Л.В., зав. УМК химии ООИПКРО
Дата: 12.09.01

Современные технологии обучения химии
(информационный материал к дистантной форме обучения)

Задача обучения: на основе знания специфики педагогической технологии уметь применять технологию модульного обучения в организации учебного процесса по химии.

         План изучения материала.

          1.Специфика педагогической технологии.

          2.Способы постановки целей.

          3.Алгоритм подготовки учителя к работе в технологическом режиме.

          4.Технология модульного обучения.

          5.Принципы модульного обучения.

          6.Модульная программа.

          Тезисное изложение материала

1. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, исскустве.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

2. Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация учителя и ученика  на четко определенные цели.

1) Определение целей через изучаемое содержание. Например, «изучить химические свойства кислорода».

2) Определение целей через деятельность учителя. Например, «ознакомить учащихся  с природными силикатами»

3) Постановка цели через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика. Например,»формировать умения самостоятельно формулировать условия прямой и обратной расчетных задач».

4) Постановка цели через учебную деятельность учащихся. Например, «выполнение лабораторного опыта 49. Взаимодействие магния с водой».      

Сторонники педагогической технологии отрицают вышеназванные способы постановки целей.  

Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях ученика.

3.   Подготовка учителя к работе включает:

n   анализ учебных материалов (программ, учебников, дидактических материалов и др.) с целью выделения основного стержня будущего блока уроков;

n   целеполагание и мотивирование изучаемого материала;

n   планирование повторения - вводного, текущего, поддерживающего;

n   структурирование и распределение нового материала по урокам;

n   планирование результатов обучения в виде перечня ожидаемых на выходе знаний, умений, ценностных ориентаций и.т.д.;

n   выбор адекватных  форм, методов и средств обучения;

n   конструирование системы заданий, отвечающих требованиям полноты, наличия ключевых знаний, возрастания трудности, целевой ориентации и целевой достаточности, связности;      

n   построение системы контроля - текущего и итогового;

n   прогнозирование наиболее вероятных ошибок учеников, профилактических и коррекционных действий;

n   написание плана блока уроков и планов отдельных уроков.

4.   Название «Модульное обучение» связано с международным понятием  «модуль», одно из значений которого - функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.

     Сущность его состоит в том, что обучающийся частично самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему программой, включающей в себя:

n   целевой план действий;

n   банк информации;

n   методическое руководство по достижению поставленных целей.

5.   Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими:

n   принцип модульности;

n   выделения из содержания обучения обособленных элементов;

n   динамичности;

n   гибкости;

n   осознанной перспективы;

n   разносторонности методического консультирования;

n   паритетности.

6.   Основное средство модульного обучения - модульная программа. Она состоит из отдельных модулей.

    В модульной программе необходимо учитывать:

n   целевое назначение информационного материала;

n   сочетание комплексной, интегрирующих и частных дидактических целей;

n   полноту учебного материала в модулях;

n   относительную самостоятельность элементов модуля;

n   реализацию обратной связи;

n   оптимальную передачу информационного и методического материала.

Контроль знаний.

Разработайте модульную прогрмму  на основе учебно - методических комплектов авторов Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой (класс и раздел изучаемого материала по Вашему выбору).

Литература.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989

Беспалов П.И. и др.Реализация индивидуального подхода в условиях модульного обучения  // Химия в школе. - 1999. - №7

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989             

Криворучкина Л.В. Модульная система организации учебно - воспитательного процесса. - Оренбург: Изд - во ООИПКРО, 2001

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000

Павлова Н.Ф. Использование модульной технологии при изучении углубленного курса химии // Химия в школе. - 1998. - №6

Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998

Суртаева Н.Н.Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе. - 1997. - №7

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно - модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996

Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. - 1995. - №2.