Составитель: Л.В.Криворучкина,зав.УМК химии ООИПКРО
Дата: 16.04.2001 Информационно - педагогический модуль
Чекуровой Татьяны Николаевны,
учителя химии высшей категории средней школы №7 г.Оренбурга |
|
Проблема: формирование положительной мотивации обучения химии в школе через экологизацию содержания обучения.
Цель: выделение общей направленности и путей формирования положительной мотивации обучения химии.
Сущность опыта: формирование положительной мотивации обучения химии через n показ роли знаний о веществах и их свойствах в развитии человеческой цивилизации; n ознакомление с веществами и раскрытие химической природы явлений, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни; n показ важности интеграции знаний для научно - технического прогресса (применение химических знаний и методов исследования в других науках); n ознакомление учеников со свойствами различных веществ и материалов для грамотного их использования и прогнозирования изменения свойств веществ в зависимости от условий протекания химических процессов; n раскрытие роли химических знаний в анализе глобальных проблем современности: сырьевой, продовольственной, энергетической, экологической и поиске путей выхода из создавшейся ситуации.
Особенности методической системы: n диагностика наличия у учащихся познавательных мотивов учения (по А.К.Марковой); n постановка гипотезы о возможности формирования положительной мотивации обучения через экологизацию содержания школьного курса химии; n выделение трех уровней формирования экологических знаний через содержание предмета: 1) экологическое просвещение 2) экологическое образование 3) экологическое мышление. Первый уровень достигается на уроках и во внеклассной работе по предмету при проведении экологических бесед, устных журналов, игр - путешествий, викторин, конкурсов, выпуск стенгазеты химико - экологического кружка “Эко - эхо”, во время экскурсий на пророду и промышленные обьекты, в практической деятельности по благоустройству школьного двора, сада, микрорайона школы. На данном этапе у учащихся формируются ценностные ориентиры по отношению к природе, мотивы ее охраны. Одновременно с этим актуализируется ценность химических знаний, способствующих обьяснению причин выявленных проблем. Для реализации этапа экологического образования Чекуровой Т.Н. было введено экологическое содержание в курс химии 8 - 11 классов. Оно включало экологические задачи двух типов: 1) типовые расчетные или экспериментальные задачи, имеющие экологическое содержание; 2) математический расчет или химический эксперимент, используемый для оценки экологической ситуации, определения степени ее опасности и путей выхода из нее. Помимо обязательных демонстрационных и лабораторных опытов Татьяна Николаевна включала опыты экологической направленности: изучение влияния различных удобрений на развитие растений, влияние на развитие наземной растительности и водные экосистемы (модельные опыты с аквариумными растениями, улитками и комнатными растениями) закисления, засоления, нефтепродуктов, солей тяжелых металлов, оксида серы (IV), оксидов азота и др. В постановке опытов участвовали члены химико - экологического кружка, учащиеся 8 - 9 классов, у которых был сформирован более высокий уровень мотивации обучения химии. Ученики 9 класса еженедельно посещали занятия в лаборатории аналитической химии ОГУ. Цель данных занятий - изучение методов химического исследования обьектов окружающей среды на предмет их химического загрязнения, а также знакомство со способами их устранения. Формирование экологического мышления учащихся, по мнению учителя, осуществляется в ходе выполнения экологических исследовательских проектов на базе кафедры химии ОГУ, где имеется возможность использования наряду с классическим качественным и количественным анализом методов колориметрии, спектрофотометрии, хромотографии и др. Темы нескольких исследовательских проектов: 1. Экологическая оценка питьевой воды г. Оренбурга. 2. Влияние загрязнений почвы и воздуха на городскую растительность (лиственные, хвойные породы). 3. Анализ почвы школьного сада на кислотность и содержание питательных элементов. 4. Экологическая оценка состояния грунтовой воды на примеси. 5. Определение загрязненности городских осадков (Центральный район города). Работа над исследовательским проектом проходит через несколько этапов: n выбор темы исследования; n постановка цели исследования; n выдвижение гипотезы и ее проверка; n интерпретация результатов; n выводы. 5. Новизна: логическая последовательность формирования экологических знаний через содержание школьного курса химии; изучение и применение учащимися методов химического исследования обьектов окружающей среды. 6. Результативность: высокий уровень выполнения экологических исследовательских пректов учащимися Чекуровой Т.Н. ежегодно отмечается дипломами I - III степени на городской конференции “Интеллектуалы XXI века”. Все медалисты школы последних лет были активными участниками химико - экологического кружка, выполняли экологические исследовательские проекты, что приводит учителя к выводу: экологизация содержания школьного курса химии способствует формированию положительной мотивации обучения. 7.Трудоемкость: для реализации проблемы необходимо использование следующих путей: n экологизация теоретического содержания школьного курса химии; n экологизация химического эксперимента; n экологизация содержания типовых расчетных задач; n широкое использование всех форм внеклассной работы для экологического образования школьников; n использование проблемных, исследовательских методов обучения. 8.Рекомендации по использованию опыта: опыт Чекуровой Т.Н. может успешно применяться учителя химии различных типов образовательных учреждений при изучении ими сущности опыта и особенностей его реализации.
|
|