Представила: Криворучкина Л.В., зав.УМК химии ООИПКРО Дата: 18.01.02 г.
ИПМ учителя химии высшей категории средней школы №52 г. Оренбурга Трофимовой Лидии Владимировны
Проблема: Формирование учебно - интеллектуальных умений и навыков учащихся при обучении химии |
|
Цель: выделение этапов формирования учебно - интеллектуальных умений и навыков учащихся, методов и приемов работы учителя. Сущность опыта: формирование умений и навыков учащихся выделять главное и существенное, анализировать и сравнивать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, аналогии, находить ассоциации и пользоваться ими в различных ситуациях - эффективные условия формирования учебно - интеллектуальных умений и навыков. Особенности методической системы: вооружение учащихся методами и приемами работы, сознательное овладение которыми особенно влияет на интеллектуальное развитие, помогает школьникам выполнять задачи высокой сложности. Данный процесс включает несколько этапов: I. Приобретение опыта работы. II. Рефлексия уровня сформированности приемов работы. III. Создание положительной мотивации, заинтересованности учащихся в овладении методами и приемами учебной деятельности. IV. Работа по осмыслению сути приемов и правил их реализации. Учитель формулирует правило - ориентир (эмпирическое обобщение): 1. Выделите главное понятие из данного задания. Проверьте, как вы понимаете его смысл. 2. Отберите основные, типичные факты из материала данной темы (раздела, курса). 3. Сравнивая их между собой, выделите общее, существенное. 4. Сделайте вывод, т.е. сформулируйте тенденцию, ведущую идею. Для теоретического обобщения Трофимова Л.В.предлагает ученикам следующее правило - ориентир: 1. Выделите главное понятие из данного вам задания. Проверьте, как вы понимаете его смысл. 2. Выделите основные характеристики, отношения в изученном материале. 3. Проанализируйте на основе сформулированных исходных характеристик конкретный материал, проследите эволюцию его развития. 4. Сделайте вывод, т.е. сформулируйте тенденцию, закономерность, ведущую идею, закон. V. Применение приемов в разных условиях для решения различных задач. Это наиболее длительный этап. VI. Перенос приема на другие предметы, внеклассную и внешкольную деятельность. Выделяется ближний и дальный перенос (по теме, по другим предметам). При планировании обобщающих уроков учитель использует схему: 1. Тема, цель и задачи занятия. 2. Структурирование материала, необходимого для обобщения. 3. Обобщения, выводы, которые сформулировались на данном занятии. 4. Будущие тематические и итоговые обобщения, основа которых закладывается на данном уроке. 5. Формы и методы работы учителя и учеников. 6. Форма организации учебного процесса (урок, семинар, конференция, экскурсия). 7. Учет результатов обобщающего занятия (устный, письменный, практический, графический, тестовый). Над проблемой формирования учебно - интеллектуальных умений и навыков учащихся Лидия Владимировна работает более десяти лет, но педагогическое исследование проводит с 1997 года. На первом этапе в 8 а классе стала целенаправленно применять методику формирования основных приемов мыслительной деятельности: выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, конкретизация, определение и обьяснение понятий, доказательства и опровержения, моделирование и системный подход. На данном этапе ученики накапливали опыт применения этих приемов. Учитель постоянно отслеживал уровень развития учебно - интеллектуальных умений и навыков на уроках при частичном, урочном, тематическом обобщении через систему вопросов и заданий, на проверочных и контрольных работах. Обобщение и анализ итогов работы проводился в период сдачи экзаменов, на которых учащиеся показали не только знание фактического материала, но и грамотную речь с использованием химической терминологии. Учащиеся обоснованно раскрывали сущность явлений, записывали уравнения химических реакций, давая комментарии к ним. Показали хорошие навыки решения расчетных и экспериментальных задач. В 1998 году в 9 классе продолжилась исследовательская работа. Изучение химии девятиклассникам давалось значительно легче. В классе укрепилась положительная мотивация обучения, создалась атмосфера заинтересованности в приобретении знаний, овладении приемами умственного труда. На уроках анализировались достоинства и недостатки работ учащихся по основным структурным компонентам. При необходимости сравнения рассматривались требования к сравнению и вывод из него. При обобщении понятия выделялись и аргументировались главные, существенные признаки. На примерах характеристик подгрупп неметаллов и металлов и их соединений отрабатывались учебно - интеллектуальные умения и навыки при выполнении заданий разных форм и уровней. По итогам учебного года ученики 9 класса показали высокие количественные и качественные результаты, достаточно хорошие умения и навыки делать сравнения, обобщения, выводы, находить закономерности в изменении свойств веществ и обьяснять их. В 10 классе (1999 год) при изучении органической химии учащиеся с большей степенью самостоятельности работали с учебным материалом, довольно легко решали типовые и комбинированные задачи. В 2000 году экзаменационная комиссия отметила хорошие знания учащихся 11 класса, высокий уровень сформированности учебно - интеллектуальных умений и навыков.
Пятилетний эксперимент, проведенный Трофимовой Л.В., показал, что в условиях активной поисковой работы учебно - интеллектуальные умения и навыки формируются у учащихся значительно быстрее, чем в условиях восприятия готовых знаний. Логическая структура поисковой деятельности обязательно требует применения системы логических действий и операций. Новизна: учителем разработана система частичных, поурочных, тематических, итоговых и межпредметных обобщений как средство формирования учебно - интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Результативность: изучение химии с акцентом на развитие мыслительных процессов способствует положительной мотивации обучения. Учащиеся не испытывают страха, дискомфорта на уроках и экзамене. По результатам анкетирования 65% учащихся не относят химию к трудным предметам, 80% - считают достаточно высоким уровень своих знаний по предмету, в то же время 75% отмечают, что химия способствует их общему развитию. Учащиеся Трофимовой Л.В. занимают призовые места на окружной химической олимпиаде, успешно сдают вступительные экзамены по химии в ВУЗы города и страны.
Трудоемкость: необходима реализация следующих этапов формирования основных способов умственной деятельности: n этап кумуляции - накопление опыта применения способов умственной деятельности; n этап диагностики - выяснение наличия уровня сформированности того или иного приема у школьников (проводятся контрольные работы и др.); n этап создания положительной мотивации, атмосферы заинтересованности учащихся в овладении главными приемами умственного труда; n этап работы по осмыслению способа и правила реализации приема (правило - ориентир, схема, выполнение задания); n применения приема в разных условиях: классной и домашней работе, при решении стандартных и творческих задач, коллективно и индивидуально. Рекомендации по использованию опыта: опыт Трофимовой Л.В. по формированию устойчивых учебно - интеллектуальных умений и навыков учащихся может применяться учителями химии различных типов образовательных учреждений.
|
|