Из опыта работы ХАРЛАМОВОЙ Т. Б.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ  ПОДХОД
К  ФОРМИРОВАНИЮ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  ЛИЧНОСТИ
Педагогическая деятельность Харламовой Т.Б. построена на теории перспективных целей, разработанной А.С. Макаренко. Идея этой теории - сочетание близких, средних и дальних перспектив. Физическую культуру Татьяна Борисовна рассматривает как "физическую культуру личности".
Физическая культура личности - это социально обусловленный результат физкультурной деятельности, направленной на формирование двигательных умений и навыков, физического развития, в основе которого лежит преимущественное использование физических упражнений, обеспечивающих оптимальную физическую подготовленность к жизненной практике.
Основными компонентами физической культуры личности являются: базисный, поведенческий и социально-ценностный.
Базисный компонент закладывается в начальную школу. Его  цель
- формирование школы движения, оптимизация двигательного режима, развитие основных физических качеств, воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями. Направленность этого компонента - оздоровительно-образовательная.
В основной школе интерес должен перейти в привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Занятия должны строиться с учетом закономерностей, присущих спортивной тренировке. Знания, умения и навыки, полученные на уроках, должны применяться в школьных соревнованиях, так как в соревновательной деятельности ученик легче познает себя. Направленность этого компонента - образовательно-тренировочная.
В средней школе закладывается социально-ценностный компонент. Он предполагает стремление учащихся к гармоничному физическому развитию, физической подготовленности, которая соответствует требованиям жизненной практики. Направленность этого компонента - прикладная.
От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести учащихся от одного уровня физической активности к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно только при дифференцированном подходе. Дифференцированный подход осуществляется по трем направлениям:
1. Изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся:
а) изучение возрастных, половых и морфофункциональных особенностей учащихся;
б) учет данных медицинского осмотра;
в) учет показателей контрольных данных;
г) анализ состояния здоровья, степени овладения умениями и навыками.
2. Управление деятельностью учащихся:
а) распределение учащихся на группы;
б) определен7ие физической нагрузки;
в) дифференциация содержания, объема и интенсивности учебной и тренировочной нагрузки;
г) организационно-методические мероприятия.
3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся:
а) определение модельных ОФП и СФП, составление таблиц тестирования
б) разработка индивидуальных заданий;
в) определение индивидуальных подходов к оценке динамики индивидуальных результатов;
г) разработка системы дифференцированных домашних заданий;
д) составление карточек-заданий для групп учащихся.
Система такой работы направлена на конечный результат. Поэтому оценка успеваемости по физической культуре ставится в конце года.
При выставлении итоговой оценки учитывается:
- динамика уровня ФП (по тестам);
- теоретическая, техническая и спортивная подготовленность;
- пропуски уроков;
- участие в школьных соревнованиях;
- самостоятельная работа.
Огромное значение в формировании физической культуры личности имеет соревновательная деятельность, то есть участие каждого школьника в "массовых соревнованиях". Это соревнования по упрощенным правилам, которые не требуют длительной предварительной подготовки; учащиеся используют лишь багаж знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры и в процессе самостоятельных занятий. Соревнования должны быть логически связаны с учебным материалом, завершать определенный этап учебной работы.
Соревнования должны быть:
- обеспечивающие достижение и сохранение базовой физической подготовленности;
- оздоровительно-рекреативные, обеспечивающие активное восстановление  работоспособности   и организацию интересного досуга.