|
|
Педагогическая деятельность Харламовой Т.Б. построена на теории перспективных целей, разработанной А.С. Макаренко. Идея этой теории - сочетание близких, средних и дальних перспектив. Физическую культуру Татьяна Борисовна рассматривает как "физическую культуру личности". Физическая культура личности - это социально обусловленный результат физкультурной деятельности, направленной на формирование двигательных умений и навыков, физического развития, в основе которого лежит преимущественное использование физических упражнений, обеспечивающих оптимальную физическую подготовленность к жизненной практике. Основными компонентами физической культуры личности являются: базисный, поведенческий и социально-ценностный. Базисный компонент закладывается в начальную школу. Его цель - формирование школы движения, оптимизация двигательного режима, развитие основных физических качеств, воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями. Направленность этого компонента - оздоровительно-образовательная. В основной школе интерес должен перейти в привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Занятия должны строиться с учетом закономерностей, присущих спортивной тренировке. Знания, умения и навыки, полученные на уроках, должны применяться в школьных соревнованиях, так как в соревновательной деятельности ученик легче познает себя. Направленность этого компонента - образовательно-тренировочная. В средней школе закладывается социально-ценностный компонент. Он предполагает стремление учащихся к гармоничному физическому развитию, физической подготовленности, которая соответствует требованиям жизненной практики. Направленность этого компонента - прикладная. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести учащихся от одного уровня физической активности к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно только при дифференцированном подходе. Дифференцированный подход осуществляется по трем направлениям: 1. Изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся: а) изучение возрастных, половых и морфофункциональных особенностей учащихся; б) учет данных медицинского осмотра; в) учет показателей контрольных данных; г) анализ состояния здоровья, степени овладения умениями и навыками. 2. Управление деятельностью учащихся: а) распределение учащихся на группы; б) определен7ие физической нагрузки; в) дифференциация содержания, объема и интенсивности учебной и тренировочной нагрузки; г) организационно-методические мероприятия. 3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся: а) определение модельных ОФП и СФП, составление таблиц тестирования б) разработка индивидуальных заданий; в) определение индивидуальных подходов к оценке динамики индивидуальных результатов; г) разработка системы дифференцированных домашних заданий; д) составление карточек-заданий для групп учащихся. Система такой работы направлена на конечный результат. Поэтому оценка успеваемости по физической культуре ставится в конце года. При выставлении итоговой оценки учитывается: - динамика уровня ФП (по тестам); - теоретическая, техническая и спортивная подготовленность; - пропуски уроков; - участие в школьных соревнованиях; - самостоятельная работа. Огромное значение в формировании физической культуры личности имеет соревновательная деятельность, то есть участие каждого школьника в "массовых соревнованиях". Это соревнования по упрощенным правилам, которые не требуют длительной предварительной подготовки; учащиеся используют лишь багаж знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры и в процессе самостоятельных занятий. Соревнования должны быть логически связаны с учебным материалом, завершать определенный этап учебной работы. Соревнования должны быть: - обеспечивающие достижение и сохранение базовой физической подготовленности; - оздоровительно-рекреативные, обеспечивающие активное восстановление работоспособности и организацию интересного досуга. |
|