СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
Во главе угла должен стоять приоритет личности школьника, т.е. обучать школьников надо основам физкультурно-оздоровительной деятельности. Физкультурно-оздоровительная деятельность - это сознательно регулируемая двигательная активность человека, направленная на развитие и совершенствование собственной психофизической природы. Физкультурно-оздоровительная деятельность - это также процесс социализации личности ребенка. Социализация личности ребенка связана с типами ведущей деятельности, которые возникают и формируются в отдельные периоды жизни человека. В дошкольном возрасте основным типом ведущей деятельности ребенка является игровая деятельность. В школьном возрасте продолжается процесс превращения ребенком самого себя во взрослого. Учебная деятельность формируется от 6 до 10 лет. Общественно-полезная деятельность присуща детям 10-15 лет. Учебно-профессиональная деятельность формируется от 15 до 18 лет. В соответствии с данными типами ведущей деятельности формулируются этапы общего физкультурного образования. Этап начального общего физкультурного образования. Его цель: овладение младшими школьниками базовыми основами физкультурно-оздоровительной деятельности. Этап неполного общего среднего физкультурного образования. Цель этого этапа: овладение навыками и умениями использовать средства и методы физкультурно-оздоровительной деятельности в разнообразных формах физической культуры. Этап полного общего среднего физкультурного образования. Цель: овладение школьниками самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельностью, ее внедрение в индивидуальный образ жизни. Формирование личности в процессе занятий физической культурой. Личность характеризуется направленностью, социальной позицией, индивидуальностью. Направленность включает в себя мотивы поступков и действий. Социальная позиция - отношение к жизни, к людям, к обязанностям, другими словами это нравственный облик личности. Индивидуальность - это оригинальность (но не оригинальничанье). Личность формируется в коллективе. В группе, выполняющей общую задачу, успех обеспечивает наличие лидера, его отсутствие - обрекает на неудачу. Признаки лидера: 1. Принадлежность к группе. 2. Своими действиями он способствует достижению групповой цели. 3. Инициативность, ответственность. 4. Желание или необходимость членов группы подчиняться ему. Необходимым условием выдвижения в лидеры является авторитет (по деловым качествам - специалиста, и по эмоциональным - человека). Стремление к самосовершенствованию у подростков является более важным мотивом, чем стремление к победе. Поэтому, участие в соревнованиях у подростка, не обладающего достаточным уровнем мастерства, не только не вызовет желания добиться во что бы то ни стал о успеха, но может привести к противоположным результатам. Многое в складывании взаимоотношений между учителем и учениками зависит от поведения учителя, от понимания психологии учеников, от его стиля руководства. Представления о качествах "идеального учителя" расходятся у учителей и учеников. Первые акцентируют внимание на деловых и профессиональных качествах педагога. Ученики же выдвигают на первое место чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность. Многие ученики отмечают, что учитель должен быть и "неформальным" лидером класса. Функции учителя. 1. Экспертно-консультативные - учитель выступает как специалист, источник информации. Отсюда следует, что он должен обладать большими знаниями (в том числе и по другим предметам). 2. Проектировочные: уметь осуществлять перспективное и текущее планирование. уметь создавать у учеников перспективу, это повышает их самоотдачу. 3. Хозяйственно-организаторские. 4. Воспитательные. |