Представлено: ноябрь, 2001 г.
в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, обеспечивающем профильную дифференциацию и практико-ориентированную направленность в обучении учащихся
Содержание образовательной области «Технология» как составная часть общего образования вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, осознанному выбору на основе самоопределения профессии, дальнейшего пути получения профессионального образования. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, физико-математическим и естественным компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности школьников.
В связи с новыми приоритетами происходит обновление содержания технологического образования, направленное на усиление личностной ориентации обучения, включение сведений по овладению общими способами и средствами преобразования окружающей действительности в процессе выполнения творческих проектов; обеспечения практической ориентации и прикладной направленности изучения учебного материала. Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) старшая ступень школы строится на основе профильной дифференциации, реализации принципа вариативности содержания с учетом рынков образования и труда. Обучение осуществляется с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся, а также особенностей производственно-экономического окружения и региональных социо-культурных условий.
В ходе проведения эксперимента предполагается отработать инвариантную и вариативно-профильную составляющие содержания образовательной области «Технология» (общий и специальный технологический компоненты) по направлениям: гуманитарному; социально-экономическому; физико-математическому, естественному или естественнонаучному; техническому (технологическому); общеобразовательному и др.
Обязательный минимум содержания общего среднего образования (для 12-й школы), как правило, отражает структуру экспериментального Базисного учебного плана (приказ МО РФ № 834 от 06.03.2001 г. (вариант 2), который на третьей ступени по направлениям на «Технологию» выделяет: (гуманитарный – 1 час; социально-экономический, физико-математический, естественный – 2 часа; технический – 5 часов). В связи с этим, преподавание «Технологии» в 10 – 11 классах средней школы может осуществляться на трех разных уровнях в зависимости от направленности и профиля общеобразовательного учреждения, соответствующего ему комплекта программного и учебно-методического сопровождения и имеющейся материально-технической базы.
В целях улучшения качества подготовки школьников к выбору профессии, координации усилий общеобразовательных учреждений во взаимодействии с предприятиями, организациями, службой занятости, создания системы социально-трудовой адаптации обучающихся целесообразно использовать имеющиеся возможности школьных учебных мастерских и кабинетов, межшкольных учебных комбинатов. Многолетняя деятельность межшкольных учебных комбинатов убеждает, что занятия по технологии (при отсутствии в общеобразовательном учреждении необходимых условий), особенно по уровню В, целесообразно вести именно на их учебно-материальной и кадровой базе.
Методология обновления структуры и содержания технологического образования позволяет через имеющуюся материально-техническую базу, межшкольные учебные комбинаты решить школам двуединую задачу: реализовать инвариант содержания технологии (общий технологический компонент) и одновременно на основе выбора обучающимися профильного направления обеспечить вариативность его содержания, требуемый уровень реализуемых образовательных программ (общеобразовательные, допрофессиональные (профильные и углубленные), начальной профессиональной подготовки и др.), решить задачи профильной и уровневой дифференциации технологического образования.
Существенное увеличение школьного компонента в экспериментальном Базисном учебном плане позволяет общеобразовательному учреждению варьировать содержание профильной технологической подготовки, использовать рациональные формы организации образовательного процесса, способствовать обеспечению деятельностного практико-ориентированного подхода в обучении; вовлечению в учебный процесс иных, помимо учителя и учебника, источников информации, привлечения дополнительных ресурсов (потенциала системы начального, среднего и высшего профессионального образования).
Последний этап технологической подготовки школьников на третьей ступени может быть также основой для профессиональной подготовки. В соответствии с действующим законодательством при необходимости и по желанию учащихся, для обеспечения их социальной защищенности на рынке труда, за счет регионального и школьного компонентов базисного учебного плана старшеклассникам предоставляется возможность получить начальную профессиональную подготовку.
Время, отводимое школьным и ученическим компонентами Базисного учебного плана, может быть также использовано на увеличение объема содержания в рамках выбранного профиля – на специальный технологический компонент, в т. ч. на организацию профессиональной подготовки.
Во все представленные профильные направления как обязательный элемент включается инвариант содержания по технологии или общий технологический компонент, который является связующей основой и системообразующим ядром всего содержания. Он позволяет технологическую подготовку увязать с ведущим профилем обучения общеобразовательного учреждения, а содержанию обеспечить практическую направленность. Специальный технологический компонент (профильный технологический блок) связан с традиционными для региона и конкретного общеобразовательного учреждения видами труда (обрабатываемого материала) – распространенными технологиями промышленного производства, сервиса и сельскохозяйственного производства или выбранной обучающимися областью трудовой деятельности (промышленность, экономика, строительство, транспорт, сфера управления, художественные ремесла и технологии (по видам), растениеводство, животноводство, сфера обслуживания (по видам услуг) и др. Выбор направления (профильного технологического блока) или области трудовой деятельности осуществляется общеобразовательным учреждением с учетом интересов и образовательных потребностей обучающихся, учебно-материальной базы, наличия педагогических кадров.
Качество усвоения учебного материала школьниками определяется требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы (уровень А и уровень В). Они содержат перечень видов учебной деятельности, которые должны выполнять учащиеся в результате технологической подготовки в соответствии с минимумом содержания.
Минимум содержания (уровень А) включает:
Общий технологический компонент:
Технологии творческой деятельности
Роль технологической деятельности в развитии материальной и духовной культуры. Подходы к определению целей поисковой деятельности. Информационная поддержка поисковой деятельности. Методы решения творческих задач. Проектирование и изготовление объектов труда на основе технологий творческой деятельности. Экспертная оценка решений. Понятие об авторском праве.
Технологии поведения на рынке труда, товаров и услуг
Способы изучения рынка труда и профессий. Коньюктура рынка труда. Пути и способы трудоустройства. Законодательные права и обязанности работодателя и наемного работника, заключение трудового договора.
Рынок товаров и услуг. Способы защиты прав потребителя. Оценка потребительских качеств товаров и услуг. Виды страхования. Виды маркировки и сертификации изделий, товаров и услуг. Способы снижения расходной части семейного бюджета.
Предпринимательство как один из видов профессиональной деятельности: правовое обеспечение предпринимательства, методы оценки рынка товаров и услуг, возможности реализации предпринимательской идеи; бизнес-план; формы организации бизнеса, уставная и бухгалтерская документация; этика предпринимательской деятельности.
Минимум содержания (уровень В) включает:
Общий технологический компонент:
Технологии творческой деятельности
Культуро- и природосообразность технологической деятельности. История и тенденции развития техники и технологий. Современные тенденции развития технологий.
Способы определения целей поисковой деятельности. Информационная поддержка творческой деятельности. Методы решения творческих задач. Экспертиза решений. Учет требований нормативных документов при разработке и оформлении технологической документации. Проектирование и изготовление объектов труда на основе технологий творческой деятельности.
Формы представления интеллектуальной собственности и защиты авторских прав. Способы коммерческого использования интеллектуальной собственности.
Технологии поведения на рынке труда, товаров и услуг
Характеристика рынка труда и профессий. Конъюнктура рынка труда. Пути и способы трудоустройства. Законодательные права и обязанности работодателя и наемного работника. Форма юридического оформления трудоустройства.
Основные положения законодательства о правах потребителя. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Виды маркировки и сертификации изделий, товаров и услуг.
Предпринимательство как один из видов профессиональной деятельности: методы оценки рынка товаров и услуг, обоснование предпринимательской идеи; бизнес-план; формы организации бизнеса; правовое обеспечение предпринимательства; налогообложение; этика предпринимательской деятельности.
Специальный технологический компонент:
(области трудовой деятельности по выбору)
Промышленность (по отраслям производства и видам технологий)
Отрасли промышленного производства. Общие принципы организации производства. Отраслевые технологии. Автоматизация технологических процессов. Техническая и технологическая информация. Информационные технологии в промышленности. Перспективные материалы, наукоемкие и энергосберегающие технологии. Технологические процессы, оборудование, инструменты. Элементы промышленного дизайна. Маркетинг и менеджмент в промышленности.
Строительство
Архитектура. Строительный дизайн. Общестроительные работы. Техническая и технологическая информация. Информационные технологии в строительстве. Виды инженерных коммуникаций. Технология ремонтно-строительных и санитарно-технических работ. Маркетинг и менеджмент в строительстве.
Транспорт
Транспортные машины. История и тенденции развития автомобильного транспорта. Использование информационных технологий на транспорте. Общее устройство автомобиля. Управление автомобилем. Ремонт и техническое обслуживание автомобиля. Правила дорожного движения. Культура поведения на дороге.
Вычислительная техника и информационные технологии
Устройство и принцип действия компьютера. Компьютерные программы их назначение и типы. Использование информационных технологий в различных сферах деятельности человека. Перспективы развития информационных технологий. Компьютерное моделирование и программирование.
Художественные ремесла и технологии (по видам)
Народные промыслы. История и традиции народных промыслов. Композиция, цветоведение и основы рисунка. Технологии изготовления художественно-прикладных изделий (по выбору). Инструменты и приспособления.
Растениеводство
Технологии обработки почвы и посева. Удобрения. Севооборот. Защита сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней. Сбор и хранение растениеводческой продукции. Лекарственные травы. Растения и грибы. Крестьянское (фермерское) хозяйство и его бизнес-план.
Животноводство
Технологии получения животноводческой продукции. Корма. Их заготовка и хранение. Составление рациона. Кормление животных и птицы. Ветеринарные профилактические мероприятия. Крестьянское (фермерское) хозяйство и его бизнес-план.
Сфера обслуживания (торговля и общественное питание; технический, технологический и информационный сервис и др.)
Основные направления развития сферы быта и услуг. Технология обслуживания. Информационные технологии в сфере сервиса. Маркетинг и менеджмент в сфере сервиса.
Делопроизводство
Психология и этика деловых взаимоотношений.
Требования к уровню подготовки выпускников (уровень А)
(гуманитарный, социально-экономический,
физико-математический, естественный профили)
Обучение «Технологии» на третьей ступени должно предоставить учащимся возможность овладеть:
- умениями использовать современные технологии для поиска, хранения, обработки и представления информации в различных видах, обусловленных видом технологической деятельности;
- знаниями основных методов решения творческих задач;
- умениями проектировать объекты труда с учетом функциональных и эстетических требований, разрабатывать технологии их изготовления;
- умениями создавать готовый продукт, обладающий личной или общественной значимостью;
- умениями выдвигать и оценивать предпринимательские идеи; оценивать возможную экономическую эффективность различных способов создания объектов труда;
- приобрести представления о способах защиты авторских прав;
- приобрести представления о защите прав потребителя;
- знаниями о рациональном поведении на рынке труда, использовании современных технологий трудоустройства, включая оценку условий предлагаемой профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников (уровень В)
(технический профиль)
Обучение «Технологии» на третьей ступени должно предоставить учащимся возможность овладеть:
- умениями использовать современные технологии для поиска, хранения, обработки и представления информации в различных видах, обусловленных видом технологической деятельности;
- знаниями основных методов решения творческих задач;
- умениями проектировать объекты труда с учетом функциональных и эстетических требований, разрабатывать технологии их изготовления и создавать готовый продукт, обладающий личной или общественной значимостью;
- умениями выдвигать и оценивать предпринимательские идеи; оценивать возможную экономическую эффективность различных способов создания объектов труда;
- умениями осуществлять технологический процесс изготовления типовых изделий или оказания услуг с учетом требований культуры труда и рационального природопользования;
- умениями безопасного пользования технологическим оборудованием и инструментом по профилю подготовки;
- приобрести представления о способах защиты авторских прав;
- приобрести представления о защите прав потребителя;
- знаниями о рациональном поведении на рынке труда, использовании современных технологий трудоустройства, включая оценку условий предлагаемой профессиональной деятельности.
В ходе эксперимента предлагается апробировать содержание технологической подготовки учащихся (уровень А и уровень В); уточнить структуру учебных планов и содержание для разных уровней технологической подготовки; выявить критерии отбора учебного материала с точки зрения его доступности и достаточности для обеспечения общекультурной технологической компетентности учащихся; откорректировать и выявить оптимальный состав и соотношение теоретических сведений, практических знаний и проектных работ; необходимость и преемственность содержания «Технологии» при последующем профессиональном образовании; повысить направленность содержания на активизацию готовности школьников к социально-профессиональному самоопределению; выявить эффективные формы и наиболее оптимальные варианты организации профильного обучения в старших классах, а также необходимые условия организационно-педагогического и программно-методического обеспечения; отработать учебные планы и содержание переподготовки педагогических кадров.
В ходе эксперимента предлагается апробировать следующие учебники.
«Основы технологической культуры» для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля (под ред. В. Д. Симоненко), М.: Вентана Граф, 2000.
Содержание учебника призвано оказать помощь учащимся 10-11 классов гуманитарного профиля в подготовке к социально-профессиональному самоопределению и эффективной преобразовательной деятельности, в мотивации обучения и интеграции гуманитарных и естественно-математических знаний.
Учебный материал учебника является продолжением содержания образования по «Технологии» (5-9 классы). В нем учтены особенности интересов учащихся гуманитарных классов. Раскрываются сущность и содержание технологической культуры как основы прогрессивного развития производства и общества, технологии основных видов жизнедеятельности человека. Значительное внимание уделено раскрытию влияния технологической культуры на профессиональную деятельность человека и возможностям самореализации личности в технологической среде.
На теоретические занятия отводится 40% учебного времени, 60% – практические занятия. В I, II, III главах учебника приводятся примерные практические и творческие задания, которые учитель дополняет с учетом региональных условий. В 10 классе учащиеся выполняют один творческий проект. Предлагаемый банк творческих проектов должен соответствовать гуманитарному профилю обучения (например: "Одежда времен А. С. Пушкина", "Рюкзак в поход" и др.). Выполняется творческий проект в III-IV четвертях. 4 часа выделено для его завершения и на защиту.
В 10 классе «Основы технологической культуры» изучаются в объеме 34 часа, т. е. по 1 часу в неделю. Приводим примерный тематический план.
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего |
В том числе: |
|
|
|
|
теория |
практика |
10 класс |
||||
1 |
Сущность и содержание технологической культуры |
14 |
7 |
7 |
1.1 |
Технологическая культура: ее сущность, становление |
2 |
1 |
1 |
1.2 |
Структура технологической культуры |
2 |
1 |
1 |
1.3 |
Технологическая среда жизнедеятельности человека и общества |
2 |
1 |
1 |
1.4 |
Способы преобразовательной деятельности. Технологический процесс |
2 |
1 |
1 |
1.5 |
Объекты технологических процессов |
2 |
1 |
1 |
1.6 |
Технологии и информация |
2 |
1 |
1 |
1.7 |
Опасности технологической среды и защита от них |
2 |
1 |
1 |
2 |
Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества |
16 |
8 |
8 |
2.1 |
Архаичные технологии |
2 |
1 |
1 |
2.2 |
Технологии земледелия и животноводства |
2 |
1 |
1 |
2.3 |
Технологии ремесленного производства |
2 |
1 |
1 |
2.4 |
Технологии агропромышленного производства |
2 |
1 |
1 |
2.5 |
Технологии индустриального производства |
2 |
1 |
1 |
2.6 |
Технологии постиндустриального информационного общества. Природа и идеология этого общества |
2 |
1 |
1 |
2.7 |
Универсальные перспективные технологии |
2 |
1 |
1 |
2.8 |
Арттехнологии |
2 |
1 |
1 |
|
Творческие проекты |
4 |
- |
4 |
Итого |
34 |
15 |
19 |
«Технология-10» – учебник для учащихся общеобразовательного профиля, 10 класс (под ред. В. Д. Симоненко), М.: Вентана Граф, 2000.
Учебник вооружает учащихся знаниями и умениями преобразовательной деятельности в процессе изучения основ предпринимательства, информационных технологий и художественного конструирования изделий. В обучении учащихся значительное место отводится выполнению творческих проектов. Изучая раздел "Основы предпринимательства" школьники параллельно, с первого по восьмой уроки выполняют творческий проект "Мое собственное дело". 9-й урок – защита проекта. Проект может быть индивидуальным и коллективным.
В конце учебного года выполняется дизайн-проект. Раздел "Имидж и этикет современного делового человека" изучается в случае отсутствия компьютерной техники. В 10 классе «Технология» изучается в объеме 68 часов, т. е. 2 часа в неделю. Приводим примерный тематический план.
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего |
В том числе: |
|
|
|
|
теория |
практика |
10 класс |
||||
1 |
Основы предпринимательства |
18 |
8 |
10 |
1.1 |
Предпринимательство: сущность, цели, задачи, история становления |
2 |
1 |
1 |
1.2 |
Ресурсы и факторы производства |
2 |
1 |
1 |
1.3 |
Предпринимательская идея. Предпринимательская фирма |
2 |
1 |
1 |
1.4 |
Нормативная база предприятия |
2 |
1 |
1 |
1.5 |
Трудовой коллектив. Производительность и оплата труда |
2 |
1 |
1 |
1.6 |
Менеджмент и маркетинг в деятельности предпринимателя |
2 |
1 |
1 |
1.7 |
Налогообложение в России |
2 |
1 |
1 |
1.8 |
Бизнес-план ученической компании |
2 |
1 |
1 |
1.9 |
Творческий проект "Мое собственное дело" |
2 |
- |
2 |
2 |
Информационные технологии |
14 |
5 |
9 |
2.1 |
Техника для телефонной связи. Мобильные средства связи |
2 |
1 |
1 |
2.2 |
Офисная оргтехника |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.3 |
Периферийное оборудование ПЭВМ. Печатающие устройства |
2 |
1 |
1 |
2.4 |
Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники. Всемирная компьютерная сеть Интернет |
2 |
1 |
1 |
2.5 |
Творческий проект "Компьютерная открытка-поздравление" |
2 |
- |
2 |
2.6 |
Информационная поддержка предпринимательства |
2 |
1 |
1 |
2.7 |
Компьютерная техника в офисах фирм. Творческий проект "Выписка для офиса" |
2 |
0,5 |
1,5 |
3 |
Основы художественного проектирования изделий |
34 |
7 |
27 |
3.1 |
Понятие об основах проектирования |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.2 |
Алгоритм дизайна |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.3 |
Создание банка идей |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.4 |
Потребность и изделия |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.5 |
Мысленное создание новых изделий |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.6 |
Научный подход в проектировании изделий |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.7 |
Материализация проекта |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.8 |
Учебный дизайн-проект. Выбор идеи |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.9 |
Изучение покупательского спроса |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.10 |
Экспертиза изделия (экологическая, экономическая и т. д.) |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.11 |
Выбор материалов |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.12 |
Составление спецификации |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.13 |
Составление чертежей изделия |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.14 |
Составление технологической карты |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.15 |
Выполнение дизайн-проекта |
4 |
- |
4 |
3.16 |
Защита дизайн-проекта |
2 |
- |
2 |
Итого |
68 |
20 |
48 |
«Технология профессионального успеха»* – учебник для учащихся 10-11 (11-12) классов естественнонаучного профиля (под. ред. С. Н. Чистяковой), авторы: В. П. Бондарев, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, С. О. Кропивянская,
П. С. Лернер, Г. В. Пичугина, Н. Ф. Родичев, Е. В. Титов, И. А. Умовская,
С. Н. Чистякова, М.:«Просвещение».
Учебник «Технология профессионального успеха» предназначен для решения сложной и новой для школы задачи – осуществления психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов, выбравших естественнонаучный профиль обучения.
Содержание учебника включает разделы:
Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают;
Познай себя;
Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения.
Первый раздел ориентирует в многообразии мира профессий и путей продолжения образования (с учетом преимущественной ориентации старшеклассника на сферы деятельности, требующие естественнонаучного образования).
Учителю необходимо:
- охарактеризовать наиболее распространенные способы классификации профессий;
- показать основные направления приобретения профессии, способы получения и анализа информации о путях продолжения образования;
- обратить внимание учащегося на возможность возникновения проблем несоответствия вариантов профессионального становления индивидуальным особенностям (в первую очередь – состоянию здоровья).
В ходе изучения второго раздела школьники знакомятся с богатством психологического мира человека, со своими индивидуальными ресурсами (интересами и склонностями, психофизиологическими особенностями, эмоциональными, волевыми, интеллектуальными и коммуникативными качествами).
Главное внимание учителя должно быть обращено на недопустимость жестких и однозначных оценок тех или иных качеств личности ученика. Профессиональный выбор – за самим учеником, а педагог только сопровождает его на пути к профессиональному выбору.
Третья часть учебника предоставляет возможность старшеклассникам выполнить серию проб, мини-проектов в профессиональных сферах (человек – лтехника; человек – природа; человек – художественный образ; человек – человек; человек – знаковая система) и получить представление о своих предпочтениях, а главное – соотнести требования профессиональной деятельности со своими возможностями, спланировать действия для достижения успеха.
Методы преподавания могут выбираться преподавателем, исходя из его готовности к деятельности по поддержке профессионального самоопределения школьника в процессе его работы с учебником, а также исходя из обеспеченности данного процесса информационными и методическими ресурсами.
Минимальный уровень такой готовности и обеспеченности может предполагать использование самостоятельной работы старшеклассников с учебником, сопровождающейся комментариями учителя и использованием вопросов для размышления, дополнительной литературы, приведенных в конце каждой главы.
Расширение обеспеченности образовательного процесса информационными и методическими ресурсами позволяет сопровождать использование учебника:
- работой со справочными материалами (базы данных, профессиографическая информация), представленными как в печатных изданиях, так и в телекоммуникационных сетях;
- анализом публикаций в средствах массовой информации, отражающих различные аспекты ситуации на рынке труда и профессий;
- применением в целях создания эвристических образовательных ситуаций видеопродукции или средств мультимедиа с потенциальным профессиоведческим и профессиографическим содержанием.
Если выполнение предлагаемых в учебнике профессиональных проб, мини-проектов вызывает у учащихся затруднения, учитель вправе, по своему усмотрению, предложить школьникам аналогичные, более доступные им задания.
Оценка успешности усвоения основного содержания учебника «Технология профессионального успеха» не может быть выполнена формально (опросами, контрольными работами, тестовыми заданиями, зачетами и экзаменами).
Могут быть использованы следующие критерии оценивания:
уровень понимания, усвоения задания, вопросов; уровень качества выполнения (объем, точность, тщательность); уровень понимания существа дела, аргументированность принимаемых решений и ответов на вопросы, самокритичность; уровень творчества, устойчивость мотивации, интереса (возможно избирательного) к учебному материалу.
Итоговое оценивание производится педагогом и обучающимся в форме, удобной для школьника. Возможна публичная защита реферата, выступление с докладом или написание сочинения по темам: «Моя будущая профессия», «Мой профессиональный выбор», «Я и моя профессиональная карьера» и др.
Преподавание осуществляется в 10-11 классах по 2 ч. в неделю. Возможно использование учебного времени национально-регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана. В 10 классе «Технология профессионального успеха» изучается в объеме 68 часов, т. е. 2 часа в неделю. Приводим примерный тематический план.
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего |
В том числе: |
|
|
|
|
теория |
практика |
10 класс |
||||
1 |
Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают? |
20 |
12 |
8 |
1.1 |
Профессия и человек. Профессия и время |
|
4 |
2 |
1.2 |
Какие бывают профессии? |
|
4 |
2 |
1.3 |
Где и как можно приобрести профессию. Типы учебных заведений |
|
3 |
3 |
1.4 |
Профессиональный успех и здоровье |
|
1 |
1 |
2 |
Познай себя |
24 |
12 |
12 |
2.1 |
Ваши интересы и склонности |
|
2 |
2 |
2.2 |
Внимательны ли Вы? |
|
1 |
1 |
2.3 |
Проверьте Вашу память |
|
1 |
1 |
2.4 |
Что помогает нам познавать мир |
|
1 |
1 |
2.5 |
Каков Ваш характер? |
|
2 |
2 |
2.6 |
Зачем нужно уметь контролировать свое поведение |
|
1 |
1 |
2.7 |
Ваши ценности в жизни |
|
2 |
2 |
2.8 |
Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь? |
|
1 |
1 |
2.9 |
Общительны ли Вы? |
|
1 |
1 |
3 |
Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения |
24 |
4 |
20 |
3.1 |
Проверьте себя в сфере экологии |
|
0,5 |
3,5 |
3.2 |
Примерьте будущую профессию на уроке |
|
0,5 |
3,5 |
3.3 |
Выполните профессиональную пробу: человек – природа |
|
0,5 |
3,5 |
3.4 |
Радиоэлектроника – важнейшая составляющая многих профессий. Попробуйте себя в ней |
|
0,5 |
3,5 |
3.5 |
Могу ли я быть инженером? |
|
1 |
3 |
3.6 |
Где и как искать работу |
|
1 |
1 |
3.7 |
Эвристическая контрольная |
|
|
2 |
Итого |
68 |
28 |
40 |
«Технология»* – учебник для учащихся физико-математического и естественного профилей, 10 класс (под ред. В. Д. Симоненко), М.: Вентана Граф.
Учебник предназначен для учащихся профильных физико-математических и естественных классов. Основной целью является формирование у учащихся общих закономерностей технологии творчества, решение творческих изобретательных задач и выполнение творческих проектов в соответствии с профилем обучения. В 10 классе «Технология» изучается в объеме 68 часов, т. е. 2 часа в неделю. Приводим примерный тематический план.
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего |
В том числе: |
|
|
|
|
теория |
практика |
10 класс |
||||
1 |
Технология творчества |
10 |
5 |
5 |
1.1 |
Вклад метода проб и ошибок в развитие цивилизации |
2 |
1 |
1 |
1.2 |
Ознакомление с понятием форм интеллектуальной собственности |
2 |
1 |
1 |
1.3 |
Диалектика развития техники. Понятие о противоречиях, их роли в развитии общества, техники. Патенты природы и их использование человеком |
2 |
1 |
1 |
1.4 |
Память и творчество. Барьеры психологии мышления |
2 |
1 |
1 |
1.5 |
Фантазия. Серьезно о будущем |
2 |
1 |
1 |
2 |
Технология решения творческих задач |
26 |
7,5 |
18,5 |
2.1 |
Теория творчества |
2 |
1 |
1 |
2.2 |
Метод мозговой атаки (МА) |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.3 |
Метод контрольных вопросов |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.4 |
Метод обратной мозговой атаки |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.5 |
Синектика |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.6 |
Морфологический анализ |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.7 |
Многомерные матрицы |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.8 |
Ассоциации и творческое мышление |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.9 |
Метод фокальных объектов (МФО) |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.10 |
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.11 |
Функционально стоимостный анализ (ФСА) |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.12 |
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.13 |
Основы патентоведения. Оформление заявки на изобретение. Рационализаторское предложение |
2 |
1 |
1 |
3 |
Технология профессиональной деятельности |
16 |
5,5 |
11,5 |
3.1 |
Сущность понятия профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда в процессе профессиональной деятельности |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Сферы, отрасли и предметы профессиональной деятельности |
2 |
1 |
1 |
3.3 |
Процесс профессиональной деятельности |
2 |
1 |
1 |
3.4 |
Понятие культуры труда |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.5 |
Профессиональная этика |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.6 |
Профессиональное становление личности |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.7 |
Профессиональная карьера |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.8 |
Подготовка человека к профессиональной деятельности |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.9 |
Творческий проект |
16 |
- |
16 |
Итого |
68 |
18 |
50 |
«Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» – учебное пособие для учащихся 10-11 (11-12) классов технического профиля (под. ред.
И. А. Сасовой), авторы: Г. В. Пичугина, Н. В. Сорокина, М. Н. Ермоленко,
А. Л. Дрондин, И. А. Сасова, М.:«Дрофа», 2001.
Учебное пособие «Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» предназначено для решения новой и важной задачи – по созданию различных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики и содействию в подготовке квалифицированных кадров.
В учебном пособии раскрыты:
- основные принципы построения и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, представлены различные варианты их организации;
- материалы по технологии получения животноводческой продукции;
- материалы по технологии получения продукции свиноводства, биологических особенностях и хозяйственной ценности свиней и др.;
- технологии получения продукции растениеводства;
- показаны возможности крестьянского хозяйства по организации овощеводства защищенного грунта;
- дано описание коммерческой деятельности крестьянского хозяйства в условиях рыночных отношений, конкуренции и т.п. Показано ведение бухгалтерского учета и отчетности. Представлен примерный бизнес-план крестьянского хозяйства.
- критерии оценивания учебных достижений учащихся:
знания основных производственно-технологических и экономических понятий; умения выполнять основные типы технологических расчетов, пользуясь справочной литературой; самостоятельно выполнять все виды работ, предусмотренных технологией получения определенного вида продукции; оценивать экономическую эффективность производства сельскохозяйственной продукции; оценивать технологию производства сельскохозяйственной продукции с точки зрения экологии; самостоятельно планировать и организовывать работу, соблюдая правила безопасного труда; составлять документы по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства; оформлять финансовую документацию; устанавливать цены на товары; составлять бизнес-план хозяйства и проект его развития и др.
Преподавание осуществляется в 10-11 классах по 5 ч. в неделю. Приводим примерный тематический план.
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего |
В том числе: |
|
|
|
|
теория |
практика |
10 класс |
||||
1 |
Экономические и правовые основы ведения крестьянского хозяйства |
66 |
30 |
36 |
1.1 |
Порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства и получения земельного участка |
16 |
8 |
8 |
1.2 |
Имущество крестьянского фермерского хозяйства |
14 |
6 |
8 |
1.3 |
Финансирование и кредитование крестьянского хозяйства |
16 |
6 |
10 |
1.4 |
Налогообложение |
8 |
4 |
4 |
1.5 |
Труд в крестьянском хозяйстве. Социальное страхование и социальное обеспечение |
12 |
6 |
6 |
2 |
Животноводство |
51 |
22 |
29 |
2.1 |
Животноводство как отрасль сельского хозяйства, его состояние в регионе |
1 |
1 |
- |
2.2 |
Технология производства животноводческой продукции |
4 |
1 |
3 |
2.3 |
Продуктивность сельскохозяйственных животных |
2 |
2 |
- |
2.4 |
Содержание сельскохозяйственных животных |
8 |
2 |
6 |
2.5 |
Кормление сельскохозяйственных животных |
18 |
8 |
10 |
2.6 |
Разведение сельскохозяйственных животных. Породы |
8 |
4 |
4 |
2.7 |
Ветеринарно-профилактические мероприятия |
10 |
4 |
6 |
3 |
Свиноводство |
51 |
22 |
29 |
3.1 |
Биологические особенности, породы и хозяйственные типы свиней |
1 |
1 |
- |
3.2 |
Технология производства свинины. Типы свиноводческих хозяйств |
4 |
2 |
2 |
3.3 |
Определение возможных размеров свиноводческого хозяйства и объемов производства свинины |
2 |
2 |
- |
3.4 |
Технология разведения свиней |
8 |
2 |
6 |
3.5 |
Содержание свиней |
8 |
2 |
6 |
3.6 |
Кормление свиней |
8 |
4 |
4 |
3.7 |
Откорм свиней |
2 |
2 |
- |
3.8 |
Лечение и предупреждение болезней |
8 |
4 |
4 |
3.9 |
Убой свиней и первичная переработка свинины |
6 |
1 |
5 |
3.10 |
Механизация технологических процессов в свиноводстве |
4 |
2 |
2 |
4 |
Растениеводство |
59 |
21 |
38 |
4.1 |
Вводная часть. Направление растениеводства в регионе |
1 |
1 |
- |
4.2 |
Понятие о почве и ее плодородии |
8 |
2 |
6 |
4.3 |
Технологии обработки почвы |
6 |
2 |
4 |
4.4 |
Удобрения, их свойства |
6 |
2 |
4 |
4.5 |
Севооборот |
2 |
2 |
- |
4.6 |
Мелиорация |
2 |
2 |
- |
4.7 |
Селекция |
4 |
2 |
2 |
4.8 |
Сорные растения, способы борьбы с ними |
2 |
2 |
- |
4.9 |
Защита сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней |
4 |
2 |
2 |
4.10 |
Агротехнологии выращивания сельскохозяйственных культур |
22 |
2 |
20 |
4.11 |
Модели крестьянского хозяйства растениеводческого направления |
2 |
2 |
- |
5 |
Овощеводство защищенного грунта |
51 |
15 |
36 |
5.1 |
Овощеводство защищенного грунта – интенсивная сельскохозяйственная технология |
1 |
1 |
- |
5.2 |
Типы сооружений защищенного грунта |
2 |
2 |
- |
5.3 |
Искусственный микроклимат, его параметры |
2 |
2 |
- |
5.4 |
Агротехнологии в овощеводстве |
4 |
2 |
2 |
5.5 |
Культурооборот |
2 |
2 |
- |
5.6 |
Технология выращивания рассады |
14 |
2 |
12 |
5.7 |
Технология выращивания культуры огурца |
14 |
2 |
12 |
5.8 |
Технология выращивания культуры томата |
12 |
2 |
10 |
6 |
Предпринимательская деятельность. Бухгалтерский учет |
68 |
32 |
36 |
6.1 |
Коммерческая деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства |
14 |
8 |
6 |
6.2 |
Рынок, спрос, предложение |
16 |
6 |
10 |
6.3 |
Конкуренция |
6 |
4 |
2 |
6.4 |
Маркетинг в агробизнесе |
10 |
4 |
6 |
6.5 |
Бухгалтерский учет и отчетность в крестьянском (фермерском) хозяйстве |
12 |
6 |
6 |
6.6 |
Бизнес-план крестьянского (фермерского) хозяйства |
10 |
4 |
6 |
Итого |
346 |
142 |
204 |