Гончаров Н.Г.,  зав. УМК трудового обучения ИУУ, г. Оренбург

Об использовании электронных средств контроля и обучения на уроках технологии в общеобразовательной школе

Оценивая деятельность учащихся на уроке, учитель постоянно попа­дает в цейтнод. Недостаток времени ощущается потому, что изделие не­обходимо рассмотреть (этап получения информации об изделии), чтобы ответить на вопросы, касающиеся аккуратности, применимости по назна­чению; затем провести метрические измерения при необходимости; затем прокомментировать логику определения балла и, наконец, поставить оценку в журнал. На это потребуется около 30-40 секунд на одного уче­ника. Имея минимум наполняемости групп, т.е. 15 учащихся, в целом на уроке потребуется пожертвовать от 7 до 10 минут. Это много, т.к. ох­ватывает все время. отведенное на заключительный инструктаж. И в ре­зультате не остается времени на уборку рабочих мест, на домашнее за­дание и на подведение итогов работы, что также является составными частями заключительного инструктажа.

Такая проблема с оценкой умений. Кроме этого учителю нужно вык­роить время на оценку знаний каждого ученика. А знаний, подлежащих контролю, довольно много: по материаловедению, по технологии, по тех­нике. Правда, эти знания оценивать нужно не на каждом занятии, но в конце изучаемого раздела в классном журнале должны стоять у каждого учащегося по две оценки за каждое занятие: одна, в первой клетке - за знания, вторая - во второй клетке - за изделие.

Если использовать традиционные методы контроля, то не останется времени на практическую работу, а программа требует на практическую работу потратить от 75% до 80% времени двухчасового занятия.

Для решения этих проблем найден метод, позволяющий в короткий промежуток времени в конце урока поставить каждому учащемуся две оценки, потратив при этом 5-7 минут. Метод основан на использовании электронного экзаменатора, предназначенного для детских развлекатель­но-образовательных игр.

Такой экзаменатор может сделать сам каждый учитель труда на ос­нове использования набора распространенных сопротивлений, нескольких переключателей, шкалы вольтметра и эл.лампочек на 6 вольт. Шкала гра­дуирует на 5 позиций, соответствующих включаемым сопротивлениям. Каж­дая позиция соответствует определенному балу по пятибальной системе оценок. Такой самодельный экзаменатор успешно работает у учителя Кар­пова В.И. из Переволоцкого района в Мамалаевской школе.

Механизм выставления оценок состоит в следующем: учащийся под­ходит по приглашению к учительскому столу, отдает изделие на контроль и работает с экзаменатором в то время, когда учитель оценивает его изделие. Таким образом процесс выявления двух оценок совмещается во времени и идет успешно. К экзаменатору требуется набор карточек по каждому разделу программы, включая технику безопасности и экономико­экологические элементы технологических разделов.

 

Методика работы с экзаменатором.

В начале четверти объявляется учащимся, что каждый из них будет иметь за одно занятие сразу две оценки: за знания и за умения. За умения ставит оценку учитель, а за знания - компьютер. Далее учащийся должен усвоить, что компьютер, как и любая машина, ведет себя так, как ей управляют, нажал управляющую кнопку не ту, она и сработает не так, как хотел бы, т.е. машина ставит оценку беспристрастно и не при­нимает никаких оправданий ошибочным действиям.

Три-четыре недели учащимся напоминают, чтобы они готовились к проверке знаний на компьютере. За неделю до начала проверки знаний учитель знакомит с правилами работы.

1. Прочти внимательно вопрос. Пойми его смысл.

2. Прочти все ответы до конца, осмысли каждый ответ.

3. Выбери из четырех ответов один, полный и точный.

4. Нажми кнопку, соответствующую правильному ответу.

5. Кнопку оценки (она красная) нажимает учитель.

Если ответ правильный - на микроэкране загорается оценка 5. Оши­бочный ответ компьютер не оценивает, а предлагает повторить выбор от­вета из оставшихся трех. Ученик повторяет операции выбора и нажимает следующую кнопку. Если на этот раз ответ правильный, то пятерки уже не будет, будет 4. Если второй выбор оказался неправильным, то про­цесс поиска повторяется. Всякий раз оценка снижается на один балл при последующих попытках найти ответ. Если кнопка правильного ответа бу­дет нажата последней, ученик увидит на экране оценку "два". В этом случае ответ запоминается прочно. Рекомендуется первый сеанс сделать тренировочным, без выставления оценки в журнал. Это позволяет снять психологическое напряжение у тех детей, которые входят в дискомфорт перед незнакомой машиной.

Практика показывает, что дети эффективно запоминают учебный ма­териал и двоек, как правило, не получают. Им нравится машинный опрос, и они просят использовать компьютер на каждом уроке.

Но многократность использования любого приема или метода приво­дит к потере эффекта новизны и утрате положительных эмоций. Поэтому приходится применять машинный контроль три-четыре раза в конце чет­верти. В остальное время идет накопление знаний и отработка их в практических работах.

_