Представил: Семенов Ю.А., методист УМК ПО

12.01.02

ИПМ преподавателя ПУ №68

Ташлинского района

Садчиков В.А.

 

Опыт формирования культуры труда в преподавании агрономии

 


Свою точку зрения на процесс воспитания, или свою педагогическую философию, я формулирую так: развитие всесторонне развитой личности. В то же время от слов «всесторонне развитая личность» до действительно гармоничного во всех отношениях человека лежит ежедневный и часто незамеченный труд и знания педагога.

Современная педагогическая наука имеет в своем арсенале четыре так называемых парадигмы: педагогическую, андрогогическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях.

Наиболее близкой и приемлимой для системы начального профессионального образования является педагогическая концепция, суть которой состоит в том, чтобы воспитывать человека с использованием внешней системы принуждения, то есть «кнутом и пряником». При этом считается, что воспитуемый не может осознавать смысла воспитания, оценить его необходимость. Но внутреннее противоречие педагогического подхода заключается в том, что воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества, хотя известно, что нельзя воспитать свободную творческую личность, если в процессе воспитания нет свободы. На мой взгляд, наиболее приемлимым будет некий симбиоз всех педагогических подходов, в котором на первое место нужно ставить личность человека.

Счастлив педагог, во всем равный своему времени: он органичен, сознание его не отягощено комплексами, духовный мир не разорван. Мысля в философских, историко-культурных категориях, я прихожу к неизбежному вопросу, с которым рано или поздно сталкивается любой воспитатель, осознающий несовершенство себя и мира, - на что и в каких пределах имею право? Пропагандируемый подход к воспитанию человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуалазации. Главное для любой личности - устремленность в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на основе равноправия, уважения. При возникновении проблемы следует создавать для воспитуемого поле выбора, оставив право выбора за ним. Человек как личность должен уметь свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно. Мне для понимания конечных результатов воспитания достаточно определения Я. Корчака: «Зрелый человек - тот, кто знает, зачем он живет, как он относится к людям и истории человечества и поступает согласно этому». А раз это так, то будем тактичны в способах и мере своего влияния. Натолкнуть на размышления, привить вкус к анализу, расширить сознание - не так уж это и мало. Но навязывать свое миропонимание, а тем более способ существования - значит считать собственное мнение эталонным. Призванный быть детям опорой, я как педагог сам черпаю в них силы, ибо мне выпала честь быть всего лишь сорежиссером великой и прекрасной драмы, имя которой - жизнь.

Отучившись в ВУЗе и уже начав передавать свои знания другим, я узнал, что одни предметы учащимися предпочитаются другим в силу склонности их к тем или иным наукам, влияния личности преподавателя и других причин. Но наиболее важными факторами при этом являются способ и форма передачи знаний, то есть то, что мы называем педагогическим мастерством. В профессиональном училище необходимо не только вооружать учащихся знаниями, но и научить их способам добывания.

Результаты диагностики показывают, что у большинства учащихся не сформированы способы умственной деятельности, вследствие чего содержание учебного предмета ими не воспринимается. Организация учебных занятий в лекционно-семинарской форме открывает реальную возможность продемонстрировать учащимся технологию усвоения знаний и обучить их рациональным приема учебной работы. На основе этих приемов формируется культура умственного труда, устной и письменной речи, методы работы с литературой, что является необходимой основой самообразования.

При организации лекционно-семинарских занятий я стараюсь создавать ситуации, при которых учащиеся:

пытаются осмыслить свои знания, ставить вопросы, раскрыть неясное;

читают дополнительную и справочную литературу, решают поисковые задачи;

защищают свое мнение, аргументируют его, приводят доказательства, факты в защиту своей позиции;

обмениваются информацией с другими, активно ищут правильное решение проблемы;

анализируют собственный ответ и т.д.

Лекционно-семинарская форма занятий по агрономии позволяет учащимся овладевать наиболее сложными темами курса (состав и свойства почвы, сорные растения и способы борьбы с ними и т.д.).

При подготовке лекционно-семинарских занятий главное вижу в организации работы всего коллектива группы: рационально распределить темы, соразмерив их с возможностями учащихся, осуществить руководство деятельностью каждого на семинаре, дать указания чисто методического характера, необходимые для успешного изучения темы.

Опыт показывает, что все повышенные трудозатраты преподавателя приносят ощутимую пользу, т.к. развиваются познавательные потребности, мотивы учения, происходят заметные сдвиги в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах личности.

Лекция является наиболее экономной во времени формой занятий, при этом она закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую основу под изучаемую тему, знакомит учащихся с методами исследования. Для того чтобы лекция превосходила традиционный урок по силе эмоционального воздействия, включаю большое количество научно-технических, производственных примеров из жизни учебного хозяйства училища, своего производственного опыта (например, почему урожайность в среднем за 1995-2000 гг. ниже, чем за 1989-1994 гг., или чем обусловлен резкий скачок в распространении вредителей (саранчи) за последние годы и т.д.).

Мои педагогические наблюдения показывают, что лекции, которые я предлагаю учащимся, в силу возрастных и индивидуальных особенностей нашего контингента не могут быть академическими, строго научными (какие я слушал, обучаясь в ОГАУ), они должны быть высоко эмоциональными, близкими к беседе с аудиторией, когда учащиеся всем ходом занятий вместе со мной переживают над фактами и научными истинами. Поэтому в ходе лекции практикую прослушивание коротких сообщений, комментариев, подготовленных учащимися на основе изучения дополнительной литературы.

Лекция, так же как урок, реализует дидактическую, воспитательную и развивающую цель образования. Она предлагает современное состояние науки, ее методы и содержание, является школой научного мышления. В связи с этим, готовясь к лекции, придерживаюсь следующих требований:

научность;

связь с жизнью;

теоретическая зрелость;

соответствие возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития аудитории.

Теоретически зрелая лекция оказывает воздействие на развитие моральных качеств учащихся (ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, чувство долга и т.д.), а также интеллекта (восприятия, памяти, мышления).

Среди элементов, составляющих единую методику подготовки и проведения лекционных занятий (разработка тематики, подготовка к лекции, сбор материала, составление плана, определение характера самостоятельной работы учащихся на лекции, проведение лекции) особое внимание обращаю на закрепление полученных знаний через другие формы учебной работы учащихся: семинары, лабораторно-практические занятия.

Семинар рассматриваю как продолжение работы над темой, поставленной на лекции, и ни в коем случае - как контроль за усвоением лекционного материала. На качественно новом уровне семинар решает вопрос самообразования учащихся, является эффективной формой коллективной работы по углубленному изучению узловых вопросов темы. Себе отвожу роль организатора познавательной деятельности учащихся.

В своей практике использую комбинированные семинары, на которых изучение нового материала сочетается с повторением пройденного. Например: повторение - «состав и свойства почвы», новый материал - «система обработки почвы», повторение «семена и посев», новая тема - «уход за посевами сельскохозяйственных культур» и т.д.

Для обсуждения на семинаре выношу 4-5 вопросов, формулируя их проблемно:

что будет обеспечивать наивысшую продуктивность почв;

с помощью каких агротехнических мероприятий можно решить эту задачу;

что следует предпринять при отклонении рН почвенного раствора;

каковы почвы на учебном участке нашего училища, и что бы вы рекомендовали провести для повышения урожайности выращиваемых культур.

Это позволяет обсудить вопросы на семинаре с разных точек зрения, обеспечивая таким образом активную позицию учащихся на занятиях.

Науку развивает человеческая любознательность, и свою задачу преподавателя я вижу в том, чтобы учащиеся не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ходе лабораторно-практических занятий. Их я планирую таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний, то есть чтобы движение шло от фактов, полученных в результате проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение гипотез к знаниям. В блок ЛПЗ включаю различные по содержанию работы: в одних даются готовые результаты исследований и задача учащихся состоит в их объяснении, в других учащимся предлагается исследовательская задача с целью получения с целью получения результатов для их последующего объяснения.