Из опыта организации научно-методической работы
в гимназии № 1 г.Орска

Изменение статуса образовательного учреждения, организационной структуры с очевидностью выявили необходимость обновления научно-методической работы.
Изучение опыта организации научно-методической работы в гимназии № 1 г.Орска, заместителя директора гимназии по научно-методической работе Ф.Х.Гороховой дали возможность понять сильные и западающие стороны этого процесса и наметить пути включения отдельных элементов опыта в педагогическую практику.
Объективные потребности повышения качества образования, изменяют роль и значение методической работы в школе, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальной проблемой. Уровень постановки методической работы в школе является одним из важнейших критериев оценки ее деятельности.
Обновление методической работы в школе-гимназии вызвано целым рядом факторов: изменением социального заказа в школе, потребностью в формировании гимназического образования, изменением требований к профессиональным качествам учителя, задача которого не столько быть источником информации, сколько научить учащегося организации учебной деятельности.
Проблемно-ориентированный анализ позволил отразить и выявить сильные и слабые стороны в методической работе школы-гимназии, которая в целом недостаточно влияет на качество учебно-воспитательного процесса, а значит, и на конечные результаты деятельности. Результаты проблемного анализа и анкетирования учителей по вопросам организации методической работы выявили необходимость такого ее изменения, чтобы получить от внедряемого новшества наибольший эффект. Это связано с инновационными процессами в деятельности школы и ее научно-методической структуры. В плане избранных в гимназии направлений следует выделить следующие:
1)совершенствование содержания методической работы;
2)совершенствование организации учебно-воспитательного процесса;
3)организация управления методической работой педагогического коллектива.
Действенность, результативность методической работы, как выявил анализ, снижается из-за негативных явлений, имеющих место в школе-гимназии: неконкретность постановки целей, заорганизованность, однообразие форм и методов работы, недостаточный учет особенностей и возможностей конкретных учителей, бессистемность, слабая связь теории и практики в методической работе.
Современная литература указывает на новизну в подход к методической работе:
·  системность, целостность в отношении к методической работе;
· решение проблемы выбора оптимальных вариантов построения методической работы в школе;
· необходимость оценивания эффективности методической работы по критериям результатов учебно-воспитательного процесса;
· построение всей системы методической работы на основе диагностики затруднений учителей;
· постепенный переход от организационной методической работы к самообразованию;
· понимание методической работы как всестороннего повышения квалификации и мастерства учителей, а не только частнометодическое направление.
Какая модель методической работы  нужна школе-гимназии № 1. Она должна быть целостной; многоуровневой, многофункциональной, системой взаимосвязанных действий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов. Методическая работа должна способствовать  формированию нового типа педагога, необходимого школе-гимназии для достижения ее целей, в котором важны его профессиональные умения (диагностические, аналитические, прогностические исследования). Методическая и психологическая  службы должны способствовать формированию самосовершенствования учителей.
Есть критерии оптимальности конечных результатов методической работы в школе, которых мы придерживаемся:
 1) критерий результативности методической работы в школе можно считать достигнутым, если результат образования, воспитания и развития школьников, обучающихся у данных педагогов, растут, достигая  оптимального для каждого ученика уровня, за отведенное время, без перегрузки учащихся;
 2) критерий рациональных затрат времени;
3) критерий роста удовлетворения учителей своим трудом. Именно по указанным критериям мы планируем отслеживать обновление методической работы.
В основу методической работы, согласно программе развития школы, положены принципы научности, коллективности, учета индивидуальных особенностей, перспективности, конкретности и актуальности, системности и целостности.
Модель методической работы, сформированная в концепции, предлагает изменение управления, в основе которого четкое распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками научно-методической деятельности Основные функции управления (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организ-ационно-исполнительная, контрольно-диагностическая, регулятивно коррекционная) должны осуществляться согласно функциям основных звеньев методической службы (заместитель директора по научно-методической работе, руководители МО, кафедр, руководители предметных секций НОУ и др.).
В Программе развития школы-гимназии (методический аспект) содержится план по трем направлениям преобразований, причем содержательная часть преобразований составлена с учетом потребностей, интересов учителей.
Для реализации концепции обновления методической работы в гимназии считаем целесообразным выработать управленческую задачу методом направленного планирования, которая предполагает следующие действия:
1. Работа педагогического коллектива по единой методической теме («наличие единой темы является одним из условий сплочения коллектива единомышленников» А.С.Макаренко)
2. Цель методической работы - методическое обеспечение усовершенствования учебных планов, программ, реализация возможности выбора нового содержания образования (гимназического).
3. Организация научно-методической работы с кадрами (организация теоретических семинаров, творческих групп учителей по актуальным проблемам, новые технологии).
4. Организация творческих групп учителей, цель - повышение педагогического мастерства, вовлечение учителей в живой обмен мнений, учеба и распространение опыта.
 Этапы работы:
1.  Изучение теории вопроса, литературы, передового опыта;
2.  Разработка проектов ОЭР;
3.  Наработка опыта (посещение уроков, коллективное обслуживание наработанного материала, его сбор);
4.  Анализ полученных результатов, творческий отчет, методические рекомендации перед коллективом учителей;
5.  Организация научно-методической работы учителей на кафедральной основе. Основные направления деятельности кафедр:
· углубление изучения методики преподавания предмета;
· регулирование учебы воспитательного процесса на основе анализа средств и проверочных работ, налаживание обратной связи с учениками;
· помощь учителю в выборе того или иного варианта содержания учебного курса;
· планирование работы на основе диагностики затруднений, которые возникают у учителей в процессе  реализации обновленных вариантов содержания образования;
· ведение самостоятельной исследовательской работы, направленной на совершенствование содержания образования и методического обеспечения (доработка учебных планов, программ, адаптация текстов учебников);
· углубленное изучение вопросов теории и методики предмета, с ориентацией на исследовательский подход.
6.  Применение традиционных и инновационных форм методической работы.
Традиционные (методические объединения, педагогический совет, школа молодого учителя, педагогические  чтения, самообразования, школа передового опыта, творческие группы, проблемные семинары).
Инновационные (деловые и ролевые игры ОЭР, кафедра, научно-практические конференции, организация учебы по повышению общей культуры учителей).
7.  Необходимость постановки экспериментальной работы, налаживание контактов с вузами.
8.  Организация научно-исследовательской работы школьников (летние лагеря для одаренных, научное общество учащихся, организация предметных олимпиад).
9.  Главный критерий методической работы - конечные результаты обучения, результат текущей и итоговой диагностики учащихся. Подводятся на научно-практической конференции.
Осуществление всех запланированных мер позволит укрепить и развить статус разнопрофильной школы-гимназии, обновить методическую работу.