ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
С ПРИОРИТЕТОМ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Детский сад № 189 "Соловушка" - муниципальное образовательное учреждение г. Оренбурга открыт в 1988 году, заведующая Шкарапут Елена Петровна, руководитель высшей категории, стаж руководящей работы 11 лет.

СУЩНОСТЬ. На основе внедрения идей современных педагогических технологий и программ обеспечить гуманизацию всей педагогической работы в дошкольном учреждении с целью воспитания здоровой, творческой, социально-активной личности ребенка с высокой степенью адаптации и подготовки к школе, осознанным отношением к природе и сформированным началам экологической культуры. Создание в учреждении условий для наиболее полного удовлетворения запросов населения в воспитании и образовании потомства.
ГЛАВНОЕ. В разработке концепции развития дошкольного учреждения и структуры содержания образования.
НОВИЗНА. В разработке программы развития и стратегии обновления дошкольного образовательного учреждения на период до 2000 года.
ТРУДОЕМКОСТЬ. В аргументированном и полном обосновании необходимости разработки программы развития, в умении сделать проблемный анализ состояния учреждения и педагогической деятельности педколлектива.

Концепция развития детского сада № 189 "Соловушка"

Задачи:

 развивающие: создать условия, обеспечивающие максимально соответствующие возрасту через эмоциональное благополучие развитие и саморазвитие детей, а также развитие их творческого потенциала, включающий: интеллектуальный, нравственный и действенный компоненты;
 воспитательные: формирование у детей нравственных установок, нового нравственно-экологического отношения к миру по законам добра, обеспечить условия для становления у выпускников общечеловеческих ценностей;
 образовательные: создать условия для социально-организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на ведущих программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач, как Госстандарта, так и социального заказа родителей в новых экономических условиях.

Принципы реализации основных концептуальных идей

Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия и общения педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателей на личность ребенка:
· повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;
· обеспечение заинтересованности воспитателя в результатах своего труда;
· радикальное изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах и в целом в детском саду с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, а также социального заказа родителей;
· изменение формы и содержания обучающих занятий;
· обогащение жизни детей лучшими образцами детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, способствующие развитию кругозора и интеллектуального уровня ребенка, получение радости от прослушивания классической и современной музыки, созерцание произведения искусства.

Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей; подготовку выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни.

Принцип индивидуализации предполагает разработку на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.

Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем учебной работы и решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, т.е. психологическое здоровье, формирование начал личности, т.е. базис личностной культуры.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов.

Дидактические принципы

1. Принцип вариативности моделей познавательной деятельности, который отрицает единую программу и форму обучения. Каждый ребенок имеет право познавать то, что именно его привлекает посредством самых разных видов деятельности.
2. Принцип развития самоценных форм активности: ребенок совершенствуется в выбранных им видах деятельности, задача воспитывающего - помочь ему в этом.
3. Принцип общего психологического пространства: для реализации этого принципа необходимо использовать такие способы познания, где бы педагог и ребенок могли взаимодействовать, например: игры, труд, беседа, совместные наблюдения, опыты и т.д. В этом случае процесс познания будет протекать как сотрудничество.
4. Принцип игрового познания предусматривает реализацию различных видов деятельности через игру.

Структура содержания образования

БАЗИСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Программа Российской Федерации "Воспитание и обучение детей в детском саду"
 
ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ "Мир детства" (региональная, обл ИУУ) Радуга Просвещение 1991
"Развитие" Венгера Л.А.
"Программа экологического воспитания" С.Н. Николаева
Программа "Паутинка" Васякина Ж.Л.
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Обучение английскому языку
ИЗО студия
Кружок мягкой игрушки
Ритмическая гимнастика
Хореография
Обучение игре на музыкальном инструменте
 
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ Четкое выполнение режима
физические занятия в зале и на воздухе
Элементы спорта
Спортивные досуги, развлечения
Коррекционная гимнастика после сна
Комплекс оздоровительных мероприятий
Динамические часы
Спортивные игры на воздухе
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Диагностика психического развития ребенка
Психологическая готовность к школе
Диагностика и коррекция нравственно-экологического развития
 
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕСССА Комплексные занятия
Занятия по интересам
Сюжетно-дидактические игры
Развивающие игры
Студийная работа
Игры драматизации
Экскурсия в природу
 
ПЛАНИРОВАНИЕ Календарно блочное
Перспективное
Сетка занятий на неделю
Планирование досугов, праздников, кружковой работы
Объем деятельности на год
Циклограммы (распределение работы на месяц)
 
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКА МЕХАНИЗМОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Кубики Зайцева "Обучение раннему чтению"
Элементы ТРИЗ, РТВ
Развивающие игры Никитиных
Методика Рагульской
Технологии Николаевой "Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении"
 
СПЕЦИАЛИСТЫ Музыкальный руководитель
Руководитель ИЗО студии
Инструктор физкультуры
Психолог
Хореограф

Система контроля

Виды контроля:

1. Предупредительный
2. Тематический
3. Сравнительный
4. Обзорный
5. Самоконтроль и самокоррекция (следящий, пошаговый)
6. Фронтальный
7. Прогнозирующий, опережающий (до начала работы - это значит, научить педагога представить этапы и предполагаемый результат)
8. Административный контроль на диагностической основе с целью оказания помощи с введением новых форм: срез знаний, умений, навыков, диагностика, регулирование, коррекция
9.Коллективный контроль (поэтапно) и коррекция деятельности на всех уровнях

Формы контроля:

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
Изучение стиля и методики работы воспитателя
· оказание методической помощи
· повышение квалификации
· повышение качества педпроцесса
 КОЛЛЕКТИВНЫЙ
· аттестация
· конфликтная ситуация
· обмен опытом
 изучение и экспертиза сложного опыта обучения или воспитания
ВЗАИМОКОНТРОЛЬ
· наставничество,
· становление молодого специалиста
· взаимообмен опытом
· взаимопобуждение к творчеству
 САМОКОНТРОЛЬ
· доверие
· обобщение опыта работы
· оценка новаций и инноваций
оценка новых технологий

Ожидаемые результаты

Положительные:
постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов;
создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса;
развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
написание индивидуальных программ развития для каждого ребенка;
выработка четких критериев, по которым можно будет оценивать уровень развития ребенка, его эмоционального благополучия, профессиональную компетентность сотрудников детского сада, стиль общения с детьми;
создание собственных программ.

Возможные потери:
не все педагоги выдержат высокий уровень работы педагогического коллектива;
миграция членов коллектива.

Компенсация потерь и последствий:
индивидуальная работа с кадрами;
работа с молодыми педагогами.

Критерии оценки ожидаемых результатов

I параметр - рост (повышение) уровня педагогического мастерства.
II параметр - уровень развития и психологической готовности воспитанников к школе.
III параметр - психологическая комфортность всех участников педагогического процесса в детском саду.

Структура организации управления по реализации программы  "Земля - наш дом"

Заведующая
 

Мед.сестра  Зам. по учебно-  Психолог
      воспит. работе
 
 

Воспитатели Специалисты  Совет
садовых  ИЗО, физкульт.,  родителей
групп   муз. рук-ль
 

Чтобы решить вопросы внедрения программы "Земля - наш дом" в деятельность ДОУ необходимо создать условия:
· организационные
· управленческие

Организационные условия предполагают создание новых структур, которые будут отвечать, корректировать, направлять работу по реализации программы (см. выше).
Каждая из подразделений данной структуры выполняет определенные функции:
· воспитатели осуществляют учебно-воспитательный процесс, формируют осознанно-правильное отношение детей к объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы.
· специалисты по ИЗО деятельности и музыке через современную классическую музыку, через произведения изобразительного искусства, оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников, направленную на сохранность и рациональное использование природы.
· совет родителей осуществляет контроль за работой участников педагогического процесса, принимает участие в совместной деятельности д/с и семьи в организации экскурсий, выездов на природу, проведение экологических гостиных и т.д.
· зам. зав. по учебно-воспитательной работе совместно с творческой группой осуществляет планирование, анализирует и корректирует деятельность, обеспечивает связь со школой.
· медицинская сестра обеспечивает охрану жизни и здоровья, корректирует физическое благополучие  в процессе общения с природой.
· психолог осуществляет работу по диагностике и коррекции развития детей и их психического благополучия.
· заведующая осуществляет контроль за работой всех подразделений, контролирует управленческую и финансово-экономическую деятельность, учебно-воспитательный процесс, обеспечивает взаимодействие с родителями.


В содержание