Представила: Лычагина Ф.Н., зав. УМК руководящих кадров ООИПКРО

Дата: 14.06.2001 г.

Управление методической работой в районе

Еслиты не знаешь, куда плыть,
никакой ветер не будет попутным.

Работая над проблемой структуры и содержания методической работы Тоцкий РМК начал с изучения профессиональных качеств работников образования района (см. приложение № 1).

Затем наметил формы работы, данные в приложении № 2.

Одной из инновационных форм работы является работа «Педагогической мастерской».

Работая над структурой и содержанием «Педагогической мастерской» методисты РМК составили план-схемы, где отразили задачи, цели и содержание методической, практикум по анализу и планированию работы МО на диагностической основе по принципу учёта возможностей учителя всестороннего характера дифференциации, создание творческих групп с целью стимулирования творческого самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала педагогов. (приложение №3) 

 

 Методическая работа имеет историю в 200 лет. Это молодая история. Мы находимся в поисках, мы не до конца сформировались.

 Педсоветы имеют свою историю с 1828 года, когда был выпущен устав о гимназиях, где рекомендовалось проводить ПС «для решения организационных вопросов», через 2-3 года на ПС стали решать вопросы содержания и методы обучения и воспитания детей.

Можно считать 1883 год годом начала серьёзного анализа опыта своей работы, т.к. в этом году в Твери проходил съезд, где от его участников требовалось написать реферат об опыте своей работы. Съезды начинались анализом посещённых уроков. В конце XIX века были рекомендованы наблюдательные уроки с целью изучения опыта коллег и использование лучшего в своей практике, т.е. открытые уроки.

 Организационные формы консервативны, но подвижны и мобильны содержанием, оно отражает потребность учителей конкретного периода. Содержание может изменяться через новационные формы повышения квалификации на уровне школы.

Например: Через проведение деловых и ролевых игр. /отличие заключается в том, что деловые игры, которые предполагает сценарий, требует атрибутики/

1. Решение педагогических ситуативных задач /т.к. учитель не привык учиться, он привык учить. Он очень болезненно воспринимает замечания в свой адрес, а лучше спорные вопросы вынести на обзор коллег/ 

2. Через экспериментальную работу под руководством научного работника.

Методическая работа в современных школах страдает сегодня существенными недостатками: помощь учителям ведётся зачастую без индивидуальных особенностей, конкретных профессиональных затруднений, а так же без учёта социально-экономических изменений в стране.

Завучи и руководители МО на основе изучения личности учителя должны сформировать группы для различного обучения по содержанию, объёму, сложности, формам, методам повышения квалификации и профессионального мастерства. Дифференцированная методическая работа основывается на принципах учёта возможностей учителя, всестороннего характера дифференциации, поэтапности.

При определении возможностей учителя его профессиональной деятельности надо учитывать реальную обстановку, своеобразие педагогического процесса в школе.

Можно организовать комплексную диагностику по трём диагностическим блокам:

1. Научно-теоретическая подготовка.

2. Методическая. 

3.  Психолого-педагогическая.

 

I БЛОК

1 РАЗДЕЛ – Знания теоретических основ преподаваемого предмета:

1.1. - ориентируется в целях и задачах науки;

1.2. - владеет основными законами науки;

1.3. - оперирует научной терминологией;

1.4. - ориентируется в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов;

1.5. - понимает логику науки.

 

2 РАЗДЕЛ – Знание методов преподаваемого предмета:

2.1. - ориентируется в многообразии методов научного познания;

2.2. – понимает сущность методов исследования в науке;

2.3. – представляет преподавания своего предмета.

 

3 РАЗДЕЛ – Знание истории развития науки и современных её достижений.

3.1. - ориентируется в истории научных открытий;

3.2. – понимает необходимость её использования в процессе преподавания;

3.3 – владеет содержанием достижений современной науки.

 

II БЛОК - Методическая подготовка включает: 

1 РАЗДЕЛ – Знания содержания образования:

1.1. – представляет роль учебного предмета в системе обучения и развития школьников; 

1.2. – понимает цели и задачи обучения учащихся /по учебным предметам/;

1.3. – ориентируется в учебном плане школы и программах преподаваемого предмета;

1.4. –вычленяет ведущие знания, умения, навыки, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе

 преподавания предмета;

 

2 РАЗДЕЛ – Знание методов и приёмов обучения школьников учебному предмету:

2.1. – понимает адекватности методов и приёмов обучения целям и содержанию обучаемого учебного предмета;

2.2. – ориентируется в разнообразии и целевой направленности различных методов и приёмов обучения учащихся;

2.3. – понимает сущность различных методов обучения школьников и их специфику в процессе преподавания 

  предмета.

2.4. – ориентируется в новых методах и приёмах обучения.

 

3 РАЗДЕЛ – Знание истории развития науки и современных её достижений.

3.1. – понимает взаимную связь содержания, форм и методов обучения своему предмету; 

3.2. – ориентируется в разнообразии и специфике различных форм и методов обучения предмету.

 

4 РАЗДЕЛ – Знание средств обучения школьников учебному предмету:

4.1. – ориентируется в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения предмету; 

4.2. – понимает роль и функции средств обучения, активизации учащихся и развития их интереса к учебному предмету. 

 

 

III БЛОК - Методическая подготовка включает: 

1 РАЗДЕЛ – Знание психологических особенностей учащихся:

1.1. – ориентируется в психологических особенностях школьников и необходимости их учёта при отборе содержания, 

 форм и методов обучения; 

1.2. – понимает роль психодиагностики в развитии учащихся; 

1.3. – ориентируется в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьника.

 

2 РАЗДЕЛ – Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьников:

2.1. – понимает закономерности познания;

2.2. – ориентируется в компонентах учения, их сущности и логической взаимосвязи;

2.3. – понимает психологические основы обучения, воспитания и развития различных возрастных групп;

 

3 РАЗДЕЛ – Знание теоретических основ педагогики:

3.1. – ориентируется в методах диагностики уровня обученности и воспитанности учащихся;

3.2. – ориентируется в классификации методов обучения, умеет охарактеризовать их.

 

4 РАЗДЕЛ – Знание средств обучения школьников учебному предмету:

4.1. – понимает необходимость управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, осознаёт место учителя 

 в этом процессе; 

4.2. – владеет приёмами планирования и организации своего труда и труда школьников;

4.3. – ориентируется в содержании своей контрольно-аналитической деятельности в процессе обучения;

4.4. – владеет педагогической технологией.

 

 

Важным условиям реализации дифференцированного подхода в методической работе является программно-целевое планирование и организация. Оно предполагает необходимость конкретных задач повышения квалификация, способы организации занятий /проблемные семинары консультации, творческие отчёты, педагогические мастерские, андрологические мастерские, «круглые столы», деловые игры и т.д./.

 Дифференцированная методическая работа требует чёткой структуры методической службы. Но кроме традиционных предметных, цикловых МО, необходимо включать /современные требования/

 группу диагностики;

 школу молодого учителя;

 временные объединения учителей.

 

Главная задача методиста – повышение качества обучения и воспитания. Эту задачу мы реализуем прежде всего через урок.

 

Аналитическая деятельность предполагает чёткую постановку целей: наличие критериев и принципов анализа и адекватную организацию самого процесса.

Методист должен квалифицированно осуществлять анализ:

 управленческих совещаний;

 учебных занятий;

 внеклассных воспитательных мероприятий;

 а также самоанализ эффективности своего участия в этих мероприятиях.

Качество учебно-воспитательного процесса зависит от:

 от организации деятельности учащихся на уроке;

 от того как учитель готовится к уроку;

 от проектирования урока, целеполагания, постановки целей /учитель чётко должен ответить на вопрос о том, что должен ответить на вопрос о том, что должен отрабатывать на уроке, каких целей пытается достичь/

 

Качество анализа зависит от умения вести диалог 2-х специалистов: учителя и методиста.

Существует несколько этапов в процедуре анализа урока:

 подготовительный /подготовка к посещению урока или системе уроков/;

 наблюдение урока, в процессе которых ведётся: протокол занятия, структурный анализ, аспектный анализ по уровню знаний;

 сбор дополнительных данных;

 краткий анализ занятия;

 выделение структуры урока и её анализ, выбор оснований для аспектного анализа, самоанализ, формулировка выводов и предложений;

 собеседование с учителем.

Обязательно, прежде чем идти на урок, необходимо определить цель посещения:

 

Например: 

 обобщение опытом

- оказание методической помощи

 контроль (целевой, тематический, комплексный, фронтальный, параллельный, выборочный, оценочный).

Методист должен владеть 12 видами анализа урока.

 

Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определённым углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. 

 

Примерные цели и программы аспектных анализов уроков.
 
Планирование учителем образовательно-воспитательно-развивающих задач урока.

1. Полнота, комплексность, разносторонность задач урока, вытекающих из содержания учебного материала.

2. Учёт особенностей учащихся данного класса при планировании задач и возможностей их принятия школьником.

3. Образовательные задачи урока.

4. Воспитательные задачи урока.

5. Задачи развития учащимся на уроке.

6. Целенаправленная деятельность учителя в развитии познавательных процессов учащихся.

7. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учётом их индивидуальных особенностей.

8. Правильное выделение среди всего круга задач главных, основных, наиболее существенных в данных условиях. 

 

 

Организация учителем повторений пройденного материала, готовящего учащихся к восприятию нового.

1. Чёткая устремлённость в работе, осознание учениками стоящих перед ними задач.

2. Знание учениками цели и плана работы по повторению, понимание его важности и необходимости.

3. Мобилизация усилий учащихся на преодоление трудностей, встречающихся при повторении. 

4. Тщательный отбор и планирование материала для повторения. 

5. Предупреждение возможных ошибок при повторении.

6. Обеспечение органической связи между ранее пройденным материалом, необходимым для восприятия нового и новым.

7. Разнообразие приёмов для повторения.

8. Внесение элементов нового.

9. Правильное распределение времени на повторение.

10. Стимулирование активности учащихся в процессе повторения.

11. Соблюдение сочетания различных видов повторения (повторение пройденного в начале учебного года, текущее, периодическое и заключительное повторение).

 

 

 

Организация учителем повторений пройденного материала, готовящего учащихся к восприятию нового.

1. Тип урока, его место в системе уроков по теме.

2. Соответствие структуры урока его типу.

3. Как этапы урока способствуют выполнению главной дидактической цели.

4. Макро- и микроэлементы структуры урока, соблюдение требований к каждому элементу урока.

5. Дозировка времени, эффективность использования времени на уроке.

6. Соответствие последовательности элементов урока (повторение пройденного, изучение нового материала, подготовленность учеников, уровень их работоспособности и т.п.).

7. Оптимальное сочетание на уроке коллективных, групповых, парных и индивидуальных форм обучения.

8. Оснащённость урока наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

 

Организация учителем повторений пройденного материала, готовящего учащихся к восприятию нового.

1. Соответствие требованиям программы.

2. Реализация основных дидактических принципов.

3. Отбор главного материала (для реализации требований воспитания при обучении и формировании обобщённых, понятийных знаний).

4. Научность изучаемых явлений..

5. Дидактическая обработка учебного материала (какие факты взять и для чего: проиллюстрировать, доказать; логика и последовательность изучения материала; логика и последовательность изучения материала; выделение узловых понятий; дифференциация учебного материала по степени его сложности; формулирование выводов – кто, когда; рациональная нагрузка учащихся; установка учащихся на усвоение главных знаний и умений; соотнесение материала с отведённым временем; его доступность). 

6. Осуществление внутри предметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового материала на основе изученного ранее.

7. Установление меж предметных связей, понятий.

8. Связь изучаемого материала с жизнью, с практикой, с опытом учащихся.

9. Ошибки при отборе содержания урока.

 

Выбор методов, приёмов и средств обучения.

1. Соответствие методов общей направленности обучения задачам обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту учащихся, специфике предмета.

2. Методы изучения нового материала, приёмы новых технологий обучения.

3. Методы изучения нового материала, приёмы новых технологий обучения.

4. Методы закрепления и выработки умений и навыков.

5. Методы контроля и самоконтроля учащихся.

6. Виды самостоятельных работ, методика их организации.

7. Оптимальное сочетание различных методов. Обоснованность выбора методов соответствующих содержанию урока.

8. Использование учебных пособий, дидактического материала, наглядных пособий и технических средств обучения и контроля.

9. Использование учителем преимуществ кабинетной системы.

 

 

Характер взаимоотношений учителя и учащихся.

1. Организация работы учеников на разных этапах урока.

2. Умение учителя владеть классом, активизировать деятельность учащихся, организовать самостоятельную работу.

3.   Индивидуальный подход к учащимся на уроке.

4. Уровень педагогических требований к работе учащихся, к их ответам, к развитию мышления и речи.

5. Характер постановки вопросов ученикам.

6. Реакция на допускаемые учениками ошибки.

7. Реплики оценочного характера, аргументация отметок.

8. Характер и тон дисциплинарных замечаний.

9. Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке.

10. Соблюдение норм педагогической этики. Культура общения.

11. Стиль и темп работы учителя и их влияние на деятельность учащихся (бодрость, решительность, вялость, безучастность и пр.).

12. Стимулирование успехов учащихся и использование арсенала поощрений.

13. Речевое взаимодействие на уроке (культура речи, логическая стройность, эмоциональность и пр.).

 

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий.

1. Ясность каждому ученику.

2. Регламентированность и согласованность с таковыми других предметов.

3. Установка на индивидуализацию.

4. Возможность проверки задания.

5. Ориентированность ученика на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и умений.

6. Разумное многообразие заданий.

7. Наличие в заданиях вопросов для повторения основополагающих знаний (установка на повторение давно пройденного материала).

8. Предполагаемая преодолимая трудность в задании.

9. Наличие фронтальных заданий.

10. Введение инструктажа, алгоритма.

11. Ориентация ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.

12. Интересность заданий, занимательность.

 

Организация закрепления изученного учебного материала.

1. Направленность на усвоение главного материала подобранных вопросов и упражнений.

2. Усложнение заданий с соблюдением их доступности.

3. Дифференцированность заданий по степени сложности учебного материала и с учётом индивидуальных способностей и подготовленности школьников.

4. Эмоциональная привлекательность заданий и упражнений.

5. Включение в задания вопросов, упражнений, операций, обеспечивающих аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.

6. Направление мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач, требующих творческой переработки информации.

7. Закрепление самоконтроля и самооценки работы учащихся.

8. Подведение итогов закрепления учебного материала.

 

 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

1. Место контроля в структуре урока.

2. Методы контроля, целесообразность их применения.

3. Методика проверки домашних заданий (просмотр тетрадей, проверка домашней работы, разбор домашней работы у доски и т.д.).

4. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля (взаимная проверка, рецензирование ответов, вопросы отвечающим и т.д.).

5. Число опрошенных учащихся (один, два и более раз).

6. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся.

7. Учёт индивидуальных особенностей учащихся при проверке и оценке знаний и умений.

8. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний.

9. Сколько и какие отметки были поставлены на уроке, их объективность и аргументация. 

10. Содержание и характер вопросов и заданий (воспроизводящие, проблемные, направленные на установление причинно-следственных связей и др.).

11. Оценка качества знаний, умений и навыков (полнота, осознанность, прочность, глубина, наличие системы в ответе, связь с жизнью и т.д.).

 

Организация познавательной деятельности учащихся.

1. Организация восприятия на урок:

1) Подготовка к восприятию;

2) Создание условий для успешного восприятия материала;

3) Виды восприятия (непосредственное, опосредованное);

4) Новые представления, сформированные у учащихся, насколько они правильны и полны;

5) Руководство восприятием со стороны учителя.

2. Формирование понятий на уроке:

1) Какими знаниями оперируют все ученики класса;

2) Выделение в структуре знаний научных фактов, понятий, законов, теорий;

3) Формирование новых понятий, теоретические обобщения, выводы (использование анализа, синтеза, сравнения);

4) Уровень сформированности понятий;

5) Использование внутри предметных и меж предметных связей;

6) Этапы формирования понятий.

3. Организация запоминания изученного материала:

1) Какие задачи формирования обще учебных умений и навыков были намечены;

2) Какие обще учебные умения и навыки формировались и каков уровень их сформированности;

3) Какие задания и упражнения предлагались для формирования обще учебных умений и навыков;

4) Какие методы работы были избраны и почему;

5) Как осуществляется формирование у учащихся навыков планирования учебной работы (учитель сам сообщает план, учит составлять план, разрешает пользоваться планом ответа, анализирует планы учащихся и т.д.).

6) Как формируется умение выделять главное, существенное в учебном материале (учитель конкретизирует, концентрирует внимание на основных понятиях, выделяет существенные признаки понятий, записывает главные мысли, подчёркивает главное с помощью интонации, анализирует логику ответов учащихся и т.д.);

7)  Какие затруднения испытывали учитель и учащиеся в решении этой задачи.

 

назад