Представила: Ямщикова Л.И., зав. УМК руководящих кадров Дата: 31.01.2002 г.
Мониторинг и анализ качества подготовки руководителей образовательных учреждений |
|
Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению.» Мониторинг качества подготовки руководителей образовательных учреждений - очень широкое исследование, поэтому мы постараемся ограничить этот вид деятельности отслеживанием результатов создания кадрового потенциала работников образования в области. Это направление не случайно, т.к. создается государственная целевая программа «Образовательные кадры России», а определить свое место (место региона) по профессиональной подготовке руководящих кадров в общей системе образования нелишне. Любой мониторинг должен иметь практическое применение. Главной сферой практического применения мониторинга в области образования является управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях управленческой деятельности. Постараемся рассмотреть два направления в анализе качества подготовки руководящих кадров руководителей образовательных учреждений: -основные показатели и результативность подготовки руководителей ОУ в настоящее время, -дальнейшая забота о воспроизводстве кадрового потенциала. Следует оговорить работу ООИПКРО по содержанию образования руководителей ОУ. В течение ряда лет программа повышения квалификации руководителей ОУ изменялась: от проблемных курсов, программ переподготовки до создания фундаментальной программы профессионального образования «Менеджмент организации». Объединив усилия кафедры экономики и управления ООИПКРО и ОГУ , была разработана трехлетняя программа подготовки руководителей образования «Менеджмент организации» на основе гос. стандартов, дающей впервые диплом о втором высшем образовании федерального образца. Если посмотреть показатели количества слушателей - руководителей ОУ, прошедших подготовку в ООИПКРО за три последних года,то можно увидеть следующее: Соответствие 1 уровень 2 уровень занимаемой 98-99г. 534 55 должности 99-00г. 476 31 00-01г. 336 29 Аттестация на 1 категория высш.кат. итого
1 и высшую 98-99г. 127 18 145 категории 99-00г. 349 108 457 00-01г. 413 77 490
Т.е. число слушателей руководителей ОУ на курсах соответствия занимаемой должности (1 уровень) уменьшается, то число слушателей на аттестационных курсах увеличивается с каждым годом. Территории, которые занимаются обучением руководителей 98-99г. г.Бузулук, Абдулинский р-н, Акбулакский р-н 99-00 г. Сорочинск, Адамовский р-н, Саракташский р-н 00-01 Оренбургский р-н, Ташлинский р-н, Бугурусланский р-н Территории ,которые не обращают внимание на обучение руководящих кадров. 98-99г. Грачевский р-н, Домбаровский р-н, Переволоцкий р-н. 99-00г. Илекский р-н, Гайский р-н, г. Медногорск. 00-01г. Ясненский р-н, Пономаревский р-н, Сакмарский р-н. Обращает на себя внимание состав слушателей по стажу (за последний год) 5 лет 5% Малое число руководителей (мало опыта, неудовлетворенность, не знают останутся ли на этой должности. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- 10 лет 40% Самый работоспособный возраст ,есть опыт и желание работать 15 лет 45% Стабильно хорошие показатели в работе, но на курсы поехали, т.к. надо. >.......10% Учатся потому, что есть привычка быть всегда впереди корпуса преподавателей. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------После анализа данных о курсовой подготовке руководителей ОУ, их анкет о мотивации повышения квалификации управленческой деятельности пришли к очень интересному выводу: существует слабая мотивация готовности руководителей повышать свой профессиональный уровень. Естественным становится вопрос: «Почему руководитель не стремится сделать карьеру на основе получаемых знаний?» Осмелюсь предположить, что причин здесь несколько: 1. не заинтересованы материально, 2. нет видения имиджа руководителя. Над этими причинами следует задуматься зав. РОО \ ГОО, т.к. следующий шаг для руководителя - это спланированный, хорошо продуманный маршрут продвижения руководителя по лестнице карьеры. Интересным является пример работы и дальновидности заведующего Новосергиевского РОО Г.Н.Емченко, который заботится о профессиональном росте руководителей ОУ. Отделом образования не только составлена трехлетняя программа обучения резерва руководящих кадров, планомерно проучиваются директора, завучи, заведующие, но и все , завершившие обучение в ООИПКРО на курсах «Менеджмент организации» , назначены на руководящие должности. В виду того ,что корпус руководителей подходит к возрастному порогу, зав. РОО целенаправленно готовит управленческую смену. Но этот пример единичен судя по формированию социального заказа. Создается мнение, что в большинстве случаев его формирование происходит методом «послать бы кого-нибудь», поэтому в списках в большинстве оказываются не первые лица образовательных учреждений, а завучи, старшие воспитатели детских садов, руководители центров и т.д. Например, проанализировав состав слушателей курса подготовки руководителей «Менеджмент организации» в этом году, мы увидели следующее: На первом потоке присутствовало 74 человека. ДОУ, УДО - 18чел.= 24% завучи ОУ-20 чел.=27% , директора малокомплектных , начальных, основных школ-12 чел. т.е.=16%. А руководители общеобразовательных средних школ составили только 24 чел., что составляет 33%. Мониторинг в данном случае не является целью подтверждения значимости образования руководителей ОУ, он дает возможность получить новые факты полезные для анализа профессионального роста руководителей. |