Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя (Симонов В.П. Педагогический менеджмент, с. 140).
Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. (Немов Н.В. Управление методической работой в школе., с. 12)
Инновационная педагогическая деятельность потребовала совершенно новых подходов. Актуальность проблем обновления методической работы продиктована следующими факторами:
- изменением ценностей современного образования, что предъявляет определенные требования к личности учителя, его профессионализму и педагогическому мастерству;
- необходимостью создания нового технологического обеспечения (учебный план, программы, новые учебники и т.д.), что вносит существенные изменения в содержание методической работы;
- возрастанием роли управленческой деятельности учителя при проведении учебных занятий; проявлением им таких профессиональных умений, как прогностические диагностические, аналитические исследования и др.;
- возрастанием роли администрации ОУ по изучению и повышению мотивации профессиональной деятельности учителей;
- проблемой стимулирования педагогов к ОЭР.
Основной целью методической службы является подготовка кадров к достижению требуемого качества образования. Поэтому при отборе содержания методической работы следует исходить из потребностей учителей, а также функций методической службы по созданию ресурсов для обеспечения высокого качества образования. К последним следует отнести:
- сбор и переработка информации о потребностях в отношении качества образования; о причинах низкого качества образования на уровне нашего ОУ; об имеющемся опыте повышения качества образования;
- планирование, организация, проведение обучения кадров и контроль за его результатами; мотивация кадров на обучение;
- анализ мотивации кадров и создание мотивационной профессиональной среды, побуждающей учителей к работе над достижением требуемого качества образования;
- создание научно-методических условий для управления качеством образования (программы, пособия, методики контроля, анализа, оценки качества образования)
Следует признать, что в организации методической работы важным условием является распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками научно-методической деятельности, что учитывается в нормативно-правовом обеспечении.
1. Выбор оптимальной для своей школы структуры методической работы.
2. Введение новых субъектов методической работы: кафедры, школы профессионального мастерства, педагогическая студия, мастер-классы, творческие группы учителей, временные творческие коллективы, проектные команды и т.д.
3. Придание работе профессиональных объединений целевого характера по развитию профессиональных умений конкретных учителей, профессиональных навыков педагогической техники.
4. Построение работы методической службы, в том числе определение содержания, структуры и форм работы, на диагностической основе.
5. Определение критериев эффективности методической работы ( до начала работы). М.Поташкник предлагает следующие критерии: результативность, критерий рациональности затрат; стимулирующая роль методической работы ( определяется по степени добровольности или принуждения участия учителей).
6. Усиление научно-теоретического направления в содержании методической работы, в том числе обучение всех учителей ОЭР.
7. Работа по развитию интеллекта, культурного кругозора учителя как специально организованная деятельность (например, музыкальный салон, философские чтения и т.д.). Данное направление деятельности необходимо, поскольку любая технология основана на личной общей культуре учителя.
8. Постепенная индивидуализация в работе с кадрами.
9. Применение наряду с традиционными инновационных форм работы (ОЭР, ролевые и рефлексно-ролевые игры; теоретические конференции, учительские конкурса и т.д.).
10. Организация технической подготовки учителей ( обучение работе с компьютером).
11. Изучение мотивов творческой профессиональной деятельности и учет их в организации методической работы.