Автор: Бланк Н.В. |
Дата: 05.98
|
Детский сад № 189 «Соловушка» - муниципальное образовательное учреждение г. Оренбурга открыт в 1988 году, заведующая Шкарапут Елена Петровна, руководитель высшей категории, стаж руководящей работы 11 лет.
СУЩНОСТЬ. На основе внедрения идей современных педагогических технологий и программ обеспечить гуманизацию всей педагогической работы в дошкольном учреждении с целью воспитания здоровой, творческой, социально-активной личности ребенка с высокой степенью адаптации и подготовки к школе, осознанным отношением к природе и сформированным началам экологической культуры. Создание в учреждении условий для наиболее полного удовлетворения запросов населения в воспитании и образовании потомства.
ГЛАВНОЕ. В разработке концепции развития дошкольного учреждения и структуры содержания образования.
НОВИЗНА. В разработке программы развития и стратегии обновления дошкольного образовательного учреждения на период до 2000 года.
ТРУДОЕМКОСТЬ. В аргументированном и полном обосновании необходимости разработки программы развития, в умении сделать проблемный анализ состояния учреждения и педагогической деятельности педколлектива.
Концепция развития детского сада № 189 «Соловушка»
Задачи:
· развивающие: создать условия, обеспечивающие максимально соответствующие возрасту через эмоциональное благополучие развитие и саморазвитие детей, а также развитие их творческого потенциала, включающий: интеллектуальный, нравственный и действенный компоненты;
· воспитательные: формирование у детей нравственных установок, нового нравственно-экологического отношения к миру по законам добра, обеспечить условия для становления у выпускников общечеловеческих ценностей;
· образовательные: создать условия для социально-организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на ведущих программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач, как госстандарта, так и социального заказа родителей в новых экономических условиях.
Принципы реализации основных концептуальных идей
Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия и общения педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателей на личность ребенка:
· повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;
· обеспечение заинтересованности воспитателя в результатах своего труда;
· радикальное изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах и в целом в детском саду с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, а также социального заказа родителей;
· изменение формы и содержания обучающих занятий;
· обогащение жизни детей лучшими образцами детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, способствующие развитию кругозора и интеллектуального уровня ребенка, получение радости от прослушивания классической и современной музыки, созерцание произведения искусства.
Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей; подготовку выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни.
Принцип индивидуализации предполагает разработку на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.
Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем учебной работы и решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, т.е. психологическое здоровье, формирование начал личности, т.е. базис личностной культуры.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов.
Дидактические принципы
1. Принцип вариативности моделей познавательной деятельности, который отрицает единую программу и форму обучения. Каждый ребенок имеет право познавать то, что именно его привлекает посредством самых разных видов деятельности.
2. Принцип развития самоценных форм активности: ребенок совершенствуется в выбранных им видах деятельности, задача воспитывающего - помочь ему в этом.
3. Принцип общего психологического пространства: для реализации этого принципа необходимо использовать такие способы познания, где бы педагог и ребенок могли взаимодействовать, например: игры, труд, беседа, совместные наблюдения, опыты и т.д. В этом случае процесс познания будет протекать как сотрудничество.
4. Принцип игрового познания предусматривает реализацию различных видов деятельности через игру.
Структура содержания образования
БАЗИСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Программа Российской Федерации «Воспитание и обучение детей в детском саду»
ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ «Мир детства» /региональная, обл ИУУ/ Радуга Просвещение 1991«Развитие» Венгера Л.А.«Программа экологического воспитания» С.Н.НиколаеваПрограмма «Паутинка» Васякина Ж.Л.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Обучение английскому языкуИЗО студияКружок мягкой игрушкиРитмическая гимнастикаХореографияОбучение игре на музыкальном инструменте
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ Четкое выполнение режимафизические занятия в зале и на воздухеЭлементы спортаСпортивные досуги, развлеченияКоррекционная гимнастика после снаКомплекс оздоровительных мероприятийДинамические часыСпортивные игры на воздухе
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Диагностика психического развития ребенкаПсихологическая готовность к школеДиагностика и коррекция нравственно-экологического развития
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕСССА Комплексные занятияЗанятия по интересамСюжетно-дидактические игрыРазвивающие игрыСтудийная работаИгры драматизацииЭкскурсия в природу
ПЛАНИРОВАНИЕ Календарно блочноеПерспективноеСетка занятий на неделюПланирование досугов, праздников, кружковой работыОбъем деятельности на годЦиклограммы (распределение работы на месяц)
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКА МЕХАНИЗМОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Кубики Зайцева «Обучение раннему чтению»Элементы ТРИЗ, РТВРазвивающие игры НикитиныхМетодика РагульскойТехнологии Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении»
СПЕЦИАЛИСТЫ Музыкальный руководительРуководитель ИЗО студииИнструктор физкультурыПсихологХореограф
Система контроля
Виды контроля:
1. Предупредительный
2. Тематический
3. Сравнительный
4. Обзорный
5. Самоконтроль и самокоррекция (следящий, пошаговый)
6. Фронтальный
7. Прогнозирующий, опережающий (до начала работы - это значит, научить педагога представить этапы и предполагаемый результат)
8. Административный контроль на диагностической основе с целью оказания помощи с введением новых форм: срез знаний, умений, навыков, диагностика, регулирование, коррекция
9. Коллективный контроль (поэтапно) и коррекция деятельности на всех уровнях
Формы контроля:
АДМИНИСТРАТИВНЫЙИзучение стиля и методики работы воспитателя· оказание методической помощи· повышение квалификации· повышение качества педпроцесса КОЛЛЕКТИВНЫЙ· аттестация· конфликтная ситуация· обмен опытом· изучение и экспертиза сложного опыта обучения или воспитания
ВЗАИМОКОНТРОЛЬ· наставничество,· становление молодого специалиста· взаимообмен опытом· взаимопобуждение к творчеству САМОКОНТРОЛЬ· доверие· обобщение опыта работы· оценка новаций и инноваций· оценка новых технологий
Ожидаемые результаты
Положительные:
постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов;
создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса;
развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
написание индивидуальных программ развития для каждого ребенка;
выработка четких критериев, по которым можно будет оценивать уровень развития ребенка, его эмоционального благополучия, профессиональную компетентность сотрудников детского сада, стиль общения с детьми;
создание собственных программ.
Возможные потери:
не все педагоги выдержат высокий уровень работы педагогического коллектива;
миграция членов коллектива.
Компенсация потерь и последствий:
индивидуальная работа с кадрами;
работа с молодыми педагогами.
Критерии оценки ожидаемых результатов
I параметр - рост (повышение) уровня педагогического мастерства.
II параметр - уровень развития и психологической готовности воспитанников к школе.
III параметр - психологическая комфортность всех участников педагогического процесса в детском саду.
Структура организации управления по реализации программы
«Земля - наш дом»
(см. в папке)
Чтобы решить вопросы внедрения программы «Земля - наш дом» в деятельность ДОУ необходимо создать условия:
· организационные
· управленческие
Организационные условия предполагают создание новых структур, которые будут отвечать, корректировать, направлять работу по реализации программы (см.выше).
Каждая из подразделений данной структуры выполняет определенные функции:
· воспитатели осуществляют учебно-воспитательный процесс, формируют осознанно-правильное отношение детей к объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы.
· специалисты по ИЗО деятельности и музыке через современную классическую музыку, через произведения изобразительного искусства, оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников, направленную на сохранность и рациональное использование природы.
· совет родителей осуществляет контроль за работой участников педагогического процесса, принимает участие в совместной деятельности д/с и семьи в организации экскурсий, выездов на природу, проведение экологических гостиных и т.д.
· зам.зав.по учебно-воспитательной работе совместно с творческой группой осуществляет планирование, анализирует и корректирует деятельность, обеспечивает связь со школой.
· медицинская сестра обеспечивает охрану жизни и здоровья, корректирует физическое благополучие в процессе общения с природой.
· психолог осуществляет работу по диагностике и коррекции развития детей и их психического благополучия.
· заведующая осуществляет контроль за работой всех подразделений, контролирует управленческую и финансово-экономическую деятельность, учебно-воспитательный процесс, обеспечивает взаимодействие с родителями.