Представила: Федосова Л.П., методист УМК ПО ООИПКРО |
Дата: 24.09.01 |
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРЕДМЕТОВ И ПРОФЕССИЙ
Основу комплексного методического обеспечения предметов и профессий составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующим:
· повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
· удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;
· источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;
· средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.
Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.
Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала, Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.
Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.
Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебно-позновательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.
Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.
И наконец, оcнащая учебно-воспитательный процесс средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяют бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Система (комплекс) учебно-методической документации и средств по предмету (профессии) включает:
· учебную документацию: учебный план, учебную программу, комплект перспективно-тематических планов по всем темам предмета, планы уроков, перечень учебно-производственных работ по профессии и т.д.
· средства для учащихся: учебные пособия (при отсутствии- конспекты лекций, подготовленные преподавателями), справочники, сборники задач и заданий для упражнений и самостоятельных работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ, комплексы инструкционно-технологической документации и т.д.
· дидактические средства на уроке: натуральные и изобразительные пособия (наглядные), технические средства обучения, демонстративное оборудование, тренажеры, тренировочные устройства для программированного обучения, программное обеспечение для учебных средств ЭВТ, дидактические материалы и т.д.
· средства для преподавателя, мастера: частные методики по предмету (профессии), методические разработки по темам программы, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте и т.д.
ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТОВ И ПРОФЕССИЙ
Планирование оптимального набора документации и средств обучения по предмету (теоретическое обучение) и по профессии (производственное обучение) наиболее целесообразно осуществлять путем разработки перечней (паспортов) комплексного методического обеспечения. Паспорт представляет собой документ, в котором зафиксированы учебно-методическая документация, учебная и методическая литература, а также оптимальный набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов применительно к каждой теме программы предмета теоретического обучения или программы производственного обучения.
Паспорт комплексного методического обеспечения разрабатывается преподавателями (группой преподавателей), ведущими соответствующие предметы, или мастерами производственного обучения (группой мастеров).
Паспорт комплексного методического обучения предмета (профессий) даёт возможность:
n определить вид, наименование, краткую характеристику, а
внеобходимых случаях и количество средств обучения, необходимых для качественного изучения учебного материала;
n произвести учет имеющихся в наличии средств обучения в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях;
n подготовить предложения по централизованному выпуску (изготовлению) средств обучения издательствам и предприятиям;
n спланировать текущую работу по созданию недостающих средств обучения непосредственно в учебных заведениях;
n осуществить контроль выполнения сроков и качества методического осношения учебных кабинетов, мастерских, лабораторий учебно-методической документацией и средствами обучения.
Паспорт комплексного методического обеспечения предмета (профессии) включает следующие основные разделы:
I. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Форма I
№ п/п |
Наименование документа |
Год утверждения (составления), кем утвержден |
Когда получен |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I Учебный план
2 Учебная программа
3 Комплект перспективно-
тематических планов
4 Перечень учебно-произ-
водственных работ по
профессии
5 Перечень оснашения
учебной мастерской
6 Норматив оснашения
учебной мастерской
7 Комплект экзаменацион-
ных билетов
8 Комплект заданий для
контрольных работ и т.д.
2. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ПРЕДМЕТУ (ПРОФЕССИИ)
Форма 2
№ п/п |
Вид учебной литературы |
Автор, наименование кем издано, год изд. (разработка) |
Отметка о наличии, кол-во |
Планир-мый срок приобр., разраб., изг. |
Ответственный |
Отметка о приобр. Разраб. изг. |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I Учебник
2 Учебное пособие
3 Конспекты лекций
4 Справочник
5 Сборник задач и
упражнений
6 Руково-во по выполнению
лабораторных и практич. работ
7 Рук.-во по обучению профессии
(сборн. инструкц. карт)
8 Альбом рабочих чертежей
9 Альбом карт технологич.
Процесса и др.
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МАСТЕРОВ
Форма 3
№ п/п |
Вид методического пособия |
Автор, наимен. издано (изг-но) год изд. (раз-ки) |
Отметка о наличии |
План-мый срок приобр., разраб., изг. |
Ответст- венный |
Отметка о приоб., раз., изг-я |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I Частная методика
2 Сборник дидакт.
материалов
3 Потемные метод-е
разработки
4 Методические
рекомендации
5 Брошюры о передовом
педаг. опыте
6 Комплект конспектов
7 Тематическ. папки ди-
дакт. материалов
8 Сборник карточек
заданий и др.
В формах 2 и 3 фиксируется учебная литература и методические пособия, выпущенные и выпускаемые централизованно, а также разрабатываемые непосредственно в училище.
При выполнении форм необходимо оставлять свободное место где дополнительно отражается поступающая или разрабатываемая в училище новая учебная литература и методические пособия. Данные для дополнительных записей о выпускаемой учебной литературе и методических пособиях берутся из ежегодных тематических планов выпуска литературы для системы профтехобразования издательства “Высшая школа” и соответствующих отраслевых издательств.
4 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ, РАЗДЕЛОВ И УЗЛОВЫХ ВОПРОСОВ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПРЕДМЕТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Форма 4
№ |
Узловатые вопросы |
Виды и наименование |
Отметка |
Планир. |
Ответст- |
Отметка |
п/п |
учебн. материала |
основных средств |
о наличии |
срок |
венный |
о раз-к |
|
тема (раздела) |
обучения |
|
разр-ки, |
|
изг., приоб. |
|
Учебн. программы |
|
|
изгот-я, |
|
|
|
предмета |
|
|
приоб-я |
|
|
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Тема (раздел)___________________________________час
5 ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
ДЛЯ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕНОГО ОБУЧЕНИЯ
Форма 5
№ п/п |
Тема (под тема, раздел) |
Вид и наименование осн. средств обучения |
Отметка о наличии |
Планир.
|
Ответственный |
Отметка
|
|
уч. программы, |
|
|
срок |
|
о раз-ке |
|
кол-во часов |
|
|
разр-ки, |
|
изг., приоб. |
|
|
|
|
Изгот-я, |
|
|
|
|
|
|
приоб-я |
|
|
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Формы 4 и 5 паспорта являются основой планирования комплексного методического обеспечения предмета, профессии в целом, а также его существования.
В них фиксируется миним средств обучения, необходимых для качественного изучения учебного материала. При составлении паспорта непосредственно в училище в формы 4 и 5 включаются все необходимые средства обучения: и те, которые имеются в учебных кабинетах, лабораторных, учебных мастерских на время составления паспорта, и те, которых нет, но должны быть. Это дает невозможность для планомерной организации работы по разработке, изготовлению и приобретению недостающих средств обучения.
При разработке формы 4 необходимо провести анализ содержания учебного материала программы по конкретному предмету и выделить в каждой теме (разделе) узловые вопросы - законные части учебного материала. Выделенные узловые вопросы должны в логической совокупности полностью охватывать все содержание темы (раздела), предмета в целом.
При разработке паспортов комплексного методического обеспечения предметов и профессий непосредственно в училищах номенклатура средств обучения определяется составителями паспортов - опытными преподавателями, мастерами производственного обучения, ведущими данный предмет или обучающими учащихся по профессии, с учетом преимущественных дидактических функций средств обучения, типичных учебных ситуаций и общих требований к комплекту средств обучения.
При определении необходимого набора средств обучения для изучения узловых вопросов, разделов и тем учебных программ следует использовать перечни плакатов, кинофильмов, кинофрагментов; нормативы оснащения учебных мастерских по профессиям: типовые перечни оснащения учебных кабинетов по соответствующим или родственным предметам, изданные НМ Центром каталоги диафильмов, диапозитивов, комплектов наглядных пособий, тренажеров.