Составитель: Аносова Т.И., зав.УМК ПО, проректор по ПО ООИПКРО

Дата: 24.09.01

 

Проблемы повышения качества профессионального образования

на основе национально-регионального компонента

Государственного стандарта

 

Мы сегодня живем в едином мире, в той ноосфере, о которой говорил и мечтал Вернадский. Происходит эволюция взглядов россиян на окружающий мир и место человека в нем. Доктор философских наук, Институт философии РАН В.М. Межуев называет такое общество антропоцентричным, когда не человек приспосабливается к извне заданной системе отношений, а система начинает вращаться вокруг человека, позволяя ему самореализовываться  в полную меру своих способностей. Важнейшее отличие нового общества: место и роль в нем активной личности. осуществляются необратимые изменения в характере человеческой деятельности, ее трансформация из трудовой в творческую. Важнейшая отличительная черта творчества состоит в его самодостаточности, отражающая то доминирование стимулов, порожденных стремлением к развитию личности, над материальными мотивами.

Сегодня основными производственными ресурсами становятся информация и знания, производимые людьми, не считающими материальные цели основными в соей жизни.

Знания должны складываться в цельное мировоззрение (идеологическое, материалистическое, религиозное, атеистическое - это дело совести каждого человека), в цельную картину мира и человека в нем. Если мы всерьез стремимся к созданию демократического гражданского общества, система начального профессионального образования должна способствовать формированию мировоззрения учащихся, качественно отличного от мировоззрения выживания.

Новое мировоззрение должно синтезировать отечественные и мировые ценности. Это означает, с одной стороны, наличие национальной идеи, с другой стороны - направленность на раскрытие потенциала личности.

Время предъявляет высокие требования к выпускникам учреждений начального профессионального образования. Перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества начального профессионального образования.

Реформируемое начальное профессиональное образование переориентируется на тесную связь с социально-экономической сферой, становясь непрерывным, адаптивным, вариативным, самоуправляемым и оптимизированным процессом. При всех различия, гибкости, динамичности и вариативности организационных форм получения профессионального образования того или иного уровня именно потребитель профессиональных образовательных услуг: государство и личность устанавливают стандарт профессионального образования личности для получения соответствующих профессиональных образовательных услуг и документа о профессиональном образовании.

Стандарт стал основанием инструментом управления качеством профессионального образования.

Стандартизация системы начального профессионального образования практически началась с принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании». Согласно статье 7 устанавливаются ГОС, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарт представляет собой совокупность требований к уровню, содержанию и качеству НПО.

Введены в действие приказом Минобразования России от 22.06.94г. №215 основополагающие документы государственного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО)

1. Основные положения ГОС НПО;

2. Перечень профессий и специальностей НПО;

3. Модель учебного плана для учреждений НПО;

4. Система кодификации  документов ГОС НПО. Разработка и утверждение указанных документов обеспечили возможность перехода на новое содержание НПО, которое предусматривает федеральный, национально-региональный (региональный) и местный (училищный) компонент содержания.

 

Федеральный компонент содержания НПО подлежит государственному регулированию. Он разрабатывается и контролируется федеральным органом управления образованием, утверждается Правительством РФ и является обязательным для каждого учебного заведения профессионального образования, независимо от его территориального размещения. Приказом Минобразования РФ от 16.07.1999г. №86 упорядоченно введение в действие государственных образовательных стандартов НПО.

Стандарт НПО в новых условиях играет роль систематизирующего начала, интегрированного академического норматива, к котором сбалансированы внешние и внутренние детерминирующие факторы. Стандарт выступает строительным материалом образовательного процесса. Он статично-динамическая конструкция, способная наполнятся многообразием личных интересов субъектов НПО, объединяет разнообразные цели, выдвигаемые перед НПО, помогает гибко и пластично упорядочить многообразие образовательной практики.

Региональный компонент учитывает национальные и территориальные особенности содержания профессионального образования. содержание обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, организацию и контроль учебного процесса по этому компоненту осуществляется Управлением профессионального образования.

Утверждается региональный компонент Правительством Оренбургской области, поскольку определяет нормативы, относящиеся к компетенции региона. Вопрос разработки национально-регионального компонента стандарта является стратегическим, т.к. через него определяются перспективы развития профессионального образования на ближайшее будущее. Концепция и содержание национально-регионального компонента стандарта должны учитывать социально-экономические, культурные демографические особенности, особенности формирования рынка труда области, прогнозирование структуры подготовки рабочих на региональном и муниципальном уровнях.

Училищный компонент определяет содержание обучения применительно к местным условиям и требованиям заказчика на подготовку кадров. Обеспечение образовательного процесса по этому компоненту осуществляется непосредственно учебными заведениями. Им представлено право установления предметов профессионального цикла.

Методика разработки регионального компонента подготовлена ИРПО под руководством первого заместителя директора института А.Н. Лейбовичем и доведена до учреждений начального образования в 1995 году (Методическое пособие. Выпуск 31. Оренбург 1995г. Региональный компонент в профессиональном образовании.)

 

Формирование регионального компонента

Формироваться региональный компонент ГОС НПО может как последовательная детализация федерального компонента стандарта по тем профессиям и специальностям, которые включены в федеральный Перечень профессий. На ряду с формированием регионального компонента ГОС НПО возможно введение отдельных профессий, в развитии которых заинтересованно Оренбуржье. Основное направление работы по региональному компоненту - разработка сквозных блоков содержания образования для формирования у учащихся региона базисных квалификаций направленных на ускорение адаптации к условиям рыночного хозяйства. Далее предстоит разработка содержания регионального компонента стандарта.

Профшкола стремится дать целостное универсальное профессиональное знание. Исходной посылкой новой модели системы НПО является утверждение, что цель профессионального образования - формирование гибкого проектно-ориентированного интеллекта  с позитивной коммуникации креативным и критическим мышлением, то есть подготовка выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, обладающего глубокими знаниями в профессиональной подготовке; знаниями о среде, в которой ему предстоит жить и трудится, о мире и человеке. Человек и мир. Человек как существо биологическое (часть живой природы) и разумная личность (неповторимая индивидуальность). Мир как нечто материальное, частью которого является человек (природа) и результаты освоения этого мира человека - плоды его профессиональной, творческой деятельности (культура).

Сегодня в ПУ, ПЛ три группы дисциплин создают общую концепцию мира и человека: профессиональные, гуманитарные и естественно-математические.  ГОС НПО дает обязательный минимум, который обеспечивает ученика необходимыми знаниями, профессиональной подготовкой по принципу «радушной достаточности».

Региональное направление обеспечивает возможность синтеза полученных знаний в целостную картину мира наполненную региональными красками. Наивно ожидать что синтез произойдет сам собой в сознании ученика на основе его опыта и жизненной деятельности. Следовательно в гуманитарном цикле ГОС НПО, в национально-региональном компоненте нужно предусмотреть область знания, выполняющую эту непростую задачу. Функцию синтеза может выполнить «Культорология». Она позволит синтезировать представления о природе в целом и о природе края в частности как среде человеческого обитания  с пониманием характера творческой деятельности человека, преобразующей естественную среду обитания развивающей человеческое общество и создающей материальные и духовные культурные ценности. Возможность  введения учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература».

Благодаря литературному краеведению ученики представляют общую картину культурной жизни родного края. Основу содержания предлагаемой программы  составили местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем. Подход к материалу культурологический. Литература рассматривается как часть пласта культуры региона, неотрывная от истории, науки, других видов искусства. В курсе выделяются как монографические так и обзорные темы  литературно- краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей. Представлены методические аспекты реализации программы. Разработаны критерии литературно-краеведческой деятельности учащихся. Курс исторического краеведения обеспечен программой «История Оренбургского края с древнейших времен до наших дней» (автор к.н.н. проф. ОГПУ Зобов Ю.С.), пособие для учащихся первого и второго года обучения «История Оренбуржья в лицах» (авторская группа под руководством профессора ОГПУ Футорянского Л.И.).

Изданы пособия:

«Оренбуржье - великой победе», Футорянский Л.И.

«Легенды старого Оренбурга» Десятков Т.М.

«Кавалеры ордена св. Георгия Оренбургского казачьего войска».

Экология. Предусматривает введение интегрированных дисциплин, таких как экология человека, экоэтика человеческих отношений, дающие экологическое образование.

Валеология.

Экономика. Обучение основам экономики и бизнеса - важнейший фактор, определяющий успешность перевода централизованной экономики региона к рыночным экономическим взаимоотношениям.

В современные учебные программы вводятся курсы маркетинга и менеджмента, элементы экономической теории знания которой необходимо для предсказания экономической системы на макро и микро условиях.

Предметные области «Организация предприятий малого бизнеса» «Основы предпринимательской деятельности» и др.

 При подготовке по профессиям третьей ступени квалификации на базе основной школы при одновременном получении среднего полного общего образования естественнонаучный цикл может формироваться за счет федерального и регионального (раздел «Предметы по выбору») компонентов типового учебного плана. Для других форм обучения этот цикл включается только в региональный компонент и содержательно наполняться при разработке рабочей учебно-программной документации. Выбор конкретных предметов, профессиональная направленность их содержания определяются непосредственно в ПУ, ПЛ.

Формирование профессионального цикла выполняется с учетом деления цикла на две части: базовый и специальный курсы.

Специальный курс и распределение времени для профессиональной подготовки относятся к региональному компоненту профессионального цикла. Это дает возможность формировать специальный курс в соответствии с потребностями рынка труда в регионе и особенностями подготовке ПУ, ПЛ. Специальный курс разрабатывается в соответствии с набором специальностей по которым предполагается осуществлять подготовку. Осуществляется разработка и апробация различных вариантов интегрированных предметов в рамках профессиональной подготовке.

Введение ГОС НПО определяет круг вопросов по содержанию образовательного стандарта на региональном уровне с учетом интересов личности, общества, специфики экономической и социальной среды региона. Для обеспечения базового уровня образования, то есть сохранения единого образовательного пространства, учебные программы должны отвечать всем требованиям федерального компонента образовательного стандарта НПО по конкретной профессии и в то же время учитывать региональные особенности.

Определение содержания учебно-программной документации по региональным профессиям, для которых не существует федеральных компонентов стандартов, предполагает самостоятельную разработку стандартов по этим профессиям на региональном уровне, учитывая многие региональные факторы. Именно эти задачи стоят перед УПО и ООИПКРО.

При разработке содержания регионального компонента стандарта по профессиям включенным в федеральный перечень ведется разработка рабочих учебных планов и программ для конкретных образовательных учрежде6ний.

Осуществляется отбор основных компонентов содержания профессионального обучения, выявление элементного состава и структуры профессиональной деятельности, определение структурной иерархии и связи структурных элементов друг с другом и с основным производством в соответствии с методикой отбора содержания обучения на основе анализа профессиональной деятельности квалифицированных рабочих, которое зависит от общих социальных, экономических, научно-технических факторов местных особенностей производства.

В соответствии со структурной иерархией, каждый элемент профессиональной деятельности анализируется в следующем порядке:

· анализ предметов труда основных и вспомогательных  и определение примерного содержания и объема учебного материала;

· анализ средств труда, принятие решения о примерном содержании и объеме учебного материала;

· анализ технологического процесса и определение примерного содержания и объема учебного материала с учетом региональных факторов. Сюда входит: определение этапов с выделением тех из них, которые обслуживаются рабочим данной профессии; сбор сведений по каждому этапу с указанием структурных элементов из которых они складываются (машинное преобразование и естественные процессы); принятие предварительного решения в соответствии с полученной информацией о содержании и объеме учебного материала с учетом всех особенностей производства в регионе;

· анализ продуктов труда и определение примерного содержания, объема учебного материала;

·анализ профессиональной деятельности рабочего и принятие решения о содержании и объеме учебного материала; определение видов работ, выполняемых рабочим рассматриваемой профессии; сбор сведений по всем видам работ с учетом национально-региональных факторов;

·анализ имеющейся информации и принятие решения о содержании и объеме учебного материала с учетом национально-региональных особенностей производства;

· отбор содержания по компонентам организационного аспекта профессиональной деятельности;

·отбор содержания обучения по безопасности труда; сбор сведений по факторам опасных условий и тяжести труда, средствам охраны труда;

· анализ полученных сведений и принятие решений о содержании и объеме учебного материала.

 

В процессе отбора содержания обучения собирается соответствующая научная и производственно-техническая информация о каждом структурном элементе профессиональной деятельности с учетом региональных особенностей производства и рынка труда.

Следовательно, структурирование и анализ профессиональной деятельности квалифицированных рабочих с учетом специфических региональных особенностей определяет основу технологии отбора содержания стандарта начального профессионального образования не региональном уровне.

Проблема разработки и введения в действие региональных компонентов образовательных стандартов непосредственно связана с вопросом комплексного учебно-методического обеспечения начального профессионального образования. УПО, ООИПКРО совместно с «Проф Отр Издат» фирмой «Фолиант» отработан механизм обеспечения образовательных учреждений области федеральным и по отдельным предметным областям общеобразовательной подготовки региональным компонентом учебной литературы.

Есть предварительная договоренность с «Проф Отр Издатом» о проведении в новом учебном году, в процессе курсовой подготовки, серии встреч с авторами учебников по профессиональной подготовке. С введением государственных образовательных стандартов существенно изменилось положение с учебно-методическим обеспечением. Традиционная для профессионального образования цепочка «учебный план - учебная программа - учебник - дидактические материалы - методическое пособие для преподавателя, мастера п/о», получила новое звено - стандарт, которое становится нормативной основой для всей цепочки. Ранее все эти документы являлись нормативной базой определяющей ход учебно-воспитательного процесса в профессиональных училищах. В новом сочетании «Стандарт - учебная программа - учебник - дидактические материалы - методические пособия».

Выделяются два поля:

·       нормативное (стандарт)

·       рекомендательное (остальная часть).

 

Стандарт как нормативная база становится основой для разработки вариативных программ, рабочих программ, которые в свою очередь позволяют создавать разнообразные учебники, дидактические материалы, методические пособия. Известно, что важнейшим промежуточным звеном между стандартом и учебником является рабочая программа. Не является секретом, что возрастание общего количества программ уже привело к резкому падению качества.

 

Руководителю ПУ, ПЛ при УПО, ООИПКРО рекомендуют ответить на следующую группу вопросов:

·       В какой мере и посредством чего программа и учебно-методические пособия, созданные на основе стандартов должны, могут осуществлять функцию управления учебной, учебно-практической деятельностью учащихся, их развитием, воспитанием.

·       Каковы критерии, принципы, источники (кроме стандарта) отбора и структурирования содержания рабочей программы.

·       Посредством чего и как цели обучения, заявленные в программе, реализуются в ее содержании, как проверить это соответствие.

·       В какой мере требования стандарта влияют на язык, стиль и структуры программы.

·       создает ли стандарт возможность разработки многоуровневой программы и посредством чего может быть достигнута эта многоуровневость.

·       Как  требования стандарта влияют на формулировку требований к профессиональной компетенции обучающихся по ступеням, как они должны быть представлены в программе и многое другие.

 

Важнейшим элементом управления качеством начального профессионального образования является мониторинг.

УПО совместно с ООИПКРО реализован комплекс региональных программ мониторинговых исследований:

·       Начата работа по созданию в нашем регионе системы отслеживания качества образовательной деятельности, основанной не на традиционных экспертных, но и на тестовых формах педагогической диагностики. Осуществляется переход к организации сбора и анализа информации в режиме мониторинга. Тестирование учащихся I года обучения в ПУ №26 г.Оренбурга. в 1999 году тестировались остаточные знания у ___________ учащихся по программе общей средней школы по физике и математики. Цель: определение тенденции в состоянии преподавания  точных дисциплин, соответствие уровня достижений учащихся существующий базовым требованиям.

·       В ПУ №60 г.Гая (Гуревич А.Я.) УПО совместно с ООИПКРО апробирована международная мониторинговая программа PISA.

·       Проводится системный мониторинг учебно-личностных достижений учащихся по диагностическим материалам тестового типа, разработанных ООИПКРО совместно с областным УМО, опорными ПУ, ПЛ по наиболее массовым профессиям перечня: сварщик, автомеханик, портной, мастер с/х производства, мастер общестроительных работ в 1999-2000уч.году; повар-кондитер, оператор ЭВМ в 2000-12001 уч.году. Мониторинговые исследования предусматривают анализ контрольных работ педагогами по предложенной схеме с последующим завершением исследования в ЦДиИТ, где отрабатывается технология массового тестирования, пополняется банк тестовых заданий. Предполагается  пополнение банка тестовых заданий с программой генерации вариантов тестов итогового контроля для большинства наиболее массовых профессий региона.

Предстоит обстоятельная экспериментальная проверка тестов, которая подтвердит, что созданный диагностический пакет отвечает требованиям валидности и может быть взят за основу при внедрении регионального стандарта качества профессиональной подготовки учащихся по наиболее массовым профессиям.

В дальнейшем можно будет приступить к разработке стандартизированных профессионально-педагогических тестов, которые предполагается использовать в профессиональной подготовке учащихся в качестве региональных дидактических образовательных стандартов.

ООИПКРО проведены комплексные социологические исследования профессионально-педагогических и руководящих кадров Оренбургской области, направленные на выявление профессиональных затруднений связанных с современной реформой профессионального образования.

однако, перечисленные результаты не решат до конца проблемы разработки национально-регионального компонента НПО. Необходима глубокая концептуальная проработка нормативное определение статуса регионального компонента и обоснование его содержания, т.к. региональная образовательная политика в перспективе определяет экономическое и социальное благополучие нашей области. Данную проблему следует рассматривать исходя из потребностей рынка труда, перспектив развития профессиональной школы, традиций нашего региона.

 Необходимы коллективные усилия всего научного сообщества Оренбуржья привлечение работодателей, других заказчиков, специалистов областной администрации к социальному партнерству в решении обозначенной проблемы.

Поэтому, ООИПКРО вышел в ГУО, УПО с предложением обратиться в Правительство Оренбургской области об объявлении конкурса на разработку национально-региональных компонентов государственного среднего (полного) общего и начального профессионального образования, проект Положения.

Конкурс объявляется Администрацией Оренбургской области и проводится ГУО и УПО. Носит открытый характер, предполагающий участие в нем творческих коллективов, образовательных учреждений, отдельных авторов: научных, методических, профессионально-педагогических работников.

Конкурс проводится в 3 этапа:

Первый этап - с момента опубликования по 1 апреля 2000г.

В конкурсную комиссию представляются проекты концепции национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего и начального профессионального образования;

Второй этап -  с 1 мая по 1 сентября 2001г. На второй этап представляются рабочие варианты стандартов на профессии и образовательных областей национально-региональных компонентов ГОС в соответствии с общей концепцией.

Третий этап - с 1 октября по 30 декабря 2001г.

Принимаются завершенные рукописи учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию национально-региональных компонентов.

В проекте документа отработаны основные требования к содержанию предлагаемых проектов; порядок проведения конкурса и условия представления материалов, требования к функционированию конкурсной комиссии, порядок подведения итогов конкурса.