КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
В.В. ШАПКИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА И РЫНОК:
Платные дополнительные образовательные услуги
Методическое пособие
Санкт-Петербург
1998
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Учебно-методического центра.
В пособии рассматриваются различные вопросы организации платных дополнительных образовательных услуг, их рыночный характер, нормативно-правовое обеспечение, маркетинговая деятельность в этой сфере.
Работа адресована руководителям образовательных учреждений и работникам органов управления образованием.
? Учебно-методический центр
Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 1998.
? В.В. Шапкин, 1998.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время появляется достаточно много различных работ, касающихся новой для образовательных учреждений сферы деятельности, - организации платных дополнительных образовательных услуг. С одной стороны, это отражает реальную практику жизнедеятельности образовательных учреждений, которая стала возможна с введением нового законодательства в сфере образования, существенно расширившего самостоятельность образовательных учреждений во всех видах деятельности, разрешенной для юридических лиц. С другой стороны, эта деятельность государственных образовательных учреждений стала "подталкиваться" и госструктурами как средство, обеспечивающее компенсацию хронического "недофинансирования" учредителем затрат на организацию основной уставной деятельности.
Есть и третий момент в оценке тенденций расширения деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг. Это своего рода подготовка общественного сознания к возможности перехода от традиционно "бесплатного" образования в советской России к оплате самим потребителем всяких образовательных услуг. Не случайно поэтому, что пресловутая статья 43 Конституции Российской Федерации не отменена до сих пор, несмотря на все протесты общественности, а лишь приостановлена указом президента РФ.
Мы исходим в данном пособии из того факта, что такого рода деятельность - это реальность в работе образовательных учреждений, что она обеспечивает гибкую реакцию образовательной системы на динамично изменяющиеся потребности в образовании и что она, наконец, открывает для образовательных учреждений дополнительные возможности их нового качественного роста.
РЫНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Реформирование экономики России в направлении развития рыночных отношений диктует свои новые жесткие требования и к институтам образования. Ушла в прошлое государственно-централизованная система общего и профессионального образования с недостаточным, но устойчивым бюджетным финансированием. Исчез институт базовых предприятий для профессиональных училищ и лицеев. Но самые главные изменения, касающиеся системы образования, - это изменения образовательных потребностей личности, изменения требований работодателя к работнику, изменения ожиданий всего общества в отношении культуры, образованности личности.
Удовлетворить новые требования экономики, общественные запросы к уровню и содержанию образования сегодня уже нельзя только путем трансформации основных звеньев образовательной системы, изменением учебных программ и технологий, потому что многие из образовательных потребностей вообще лежат за пределами академических программ и должны реализовываться в виде разнообразных образовательных услуг.
Среди компонентов рынка, понимаемого как система экономических отношений купли/продажи товаров и услуг, сегодня уже активно формируется новая структура, включающая: 1) рынок услуг по обучению; 2) рынок новых образовательных технологий; 5) рынок инфраструктурных элементов системы образования технических средств обучения, учебно-методической литературы, учебно-программной документации и др.): 4) рынок научно-педагогических идей; 6) рынок образовательных консалтинговых услуг; 7) рынок образовательного аудита; 8) рынок педагогического труда и др.
Каждый из названных рынков находится на разных стадиях нормативно-правового оформления и практического развития. Мы в данном случае рассмотрим проблемы под углом зрения, определенным вышедшими законодательными документами, и в частности Законом РФ "Об образовании", где указанные виды деятельности определены общим термином "дополнительные образовательных услуги".
Специфичность товара "образовательная услуга" в форме услуг по обучению определяется следующими его характеристиками *):
+ они невещественны, т. е. не могут накапливаться и осязаться, а человек, потребляя их, накапливает определенные знания, навыки и умения;
+ они неотделимы от своего источника (производителя), который имеет право продавать ту же самую услугу любое количество раз другому лицу;
+ они производятся и потребляются одновременно, но это, как правило, не одномоментный и реализуемый процесс;
+ потребитель участвует сам в производстве услуги, ибо без его участия процесс теряет смысл;
+ их стоимость постоянно изменяется и не всегда может быть сопоставлена со стоимостью подобной услуги, предоставляемой другим производителем;
*) Ерошин В.И. Организация экономической деятельности общеобразовательных школ. - М., 1994; Маркетинг и мониторинг платных образовательных услуг в учреждениях профессионального образования. - М., 1996.
+ покупая образовательную услугу, потребитель повышает стоимость товара "рабочая сила" на рынке труда.
Вместе с тем, услуги по обучению, как и образовательные услуги, создаваемые в образовательной отрасли, обладают потребительской стоимостью, т. е. удовлетворяют определенные, в данном случае - образовательные, потребности личности, потребности работодателя и государства в повышении качества рабочей силы.
Сразу отметим, что образовательные услуги, как и образование вообще, никогда не являлись бесплатными, так как обладают всеми атрибутами производимого товара и услуг. Иллюзия бесплатности образования возникает из-за факта не прямого обмена производителя и потребителя: расходы на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждений покрываются из бюджетных средств, т. е. средств налогоплательщика (взрослого работающего населения), а потребителем является, как правило, молодежь. Она получает образование как бы в кредит у государства и оплатит произведенные им расходы в будущем, в период активной трудовой деятельности. Но в соответствии с буквой Закона РФ "06 образовании" в этом случае речь идет только об основных программах общего и профессионального образования и в рамках государственных образовательных стандартов.
Все остальные образовательные услуги становятся рыночным товаром в прямом смысле этого слова, т.е. должны оплачиваться потребителем сразу при их получении. Поэтому в данном случае используется словосочетание "дополнительные платные образовательные услуги".
Сразу отметим и еще одну особенность образовательных услуг по сравнению с другими услугами, имеющими потребительскую стоимость. Образовательная услуга с точки зрения ее функции - повышать качество рабочей силы - не всегда оплачивается адекватно. Не случайно Закон РФ "Об образовании" придал ей иной статус по сравнению с другими услугами - она не относится к услугам предпринимательского характера, и при наличии у производителя государственной лицензии на этот вид деятельности образовательная услуга не попадает под действие законодательства (в частности налогового), действующего в сфере предпринимательской деятельности. Это, конечно, является сильным стимулом развития рынка подобных услуг, который сегодня является пока, на наш взгляд, рынком продавца - спрос (по крайней мере - структурный) превышает предложение.
Стимулирование перехода профессиональной школы к предоставлению платных образовательных услуг исходит от госструктур. При этом молчаливо предполагается, что доходы от образовательных услуг будут хотя бы частично компенсировать недостающее бюджетное финансирование расходов на обучение по основным образовательным программам. Это было бы возможно при достаточной платежеспособности потребителей дополнительных образовательных услуг. К сожалению, реальная ситуация в России при хронических задержках заработной платы основной массе работающего населения не позволяет этой идее реализовываться. На самом деле, цена, устанавливаемая сегодня на образовательные услуги на российском рынке, едва обеспечивает себестоимость затрат на их производство. Отсюда вытекает, что даже при такой ситуации рынок дополнительных образовательных услуг надо непременно развивать, как вызванный потребностью повышения качества рабочей силы и более оперативного реагирования системы образования на требование рынка труда. Функционирование рынка образовательных услуг даже на нижнем уровне рентабельности позволяет за счет амортизационных отчислений производить реновацию учебного оборудования, оплачивать часть расходов на коммунальные услуги, улучшать материальное положение персонала образовательного учреждения. С другой стороны, для потребителя важным является то, что эти услуги оказывает государственное образовательное учреждение, которое дает определенные гарантии качества обучения. Затратив средства, предприятия или сами обучающиеся хотят быть уверенными в эффективности их вложений.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Как показывает анализ, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность образовательных учреждений по оказанию платных образовательных услуг, активно формируется на федеральном, региональном (субъекта Федерации) и муниципальном (местном) уровнях, а также непосредственно в образовательном учреждении в виде положений Устава и локальных нормативных актов. Согласование возникающих противоречий в такой многоуровневой системе законодательных и нормативных документов позволят формировать демократическое законодательство в образовании. Как справедливо указывают авторы некоторых работ, пробелы в этой области будут заполнены институтом традиций. И эта взаимосвязь законодательства и традиций, динамично развиваясь, носит диалектический характер: с одной стороны,
*) см: Маркетинг и мониторинг платных образовательных услуг в учреждениях профессионального образования. - М., 1996.
традиции выступают источником государственного законотворчества и муниципального нормотворчества, с другой стороны, государственные и муниципальные нормативные акты оказывают все более заметное влияние на развитие практики, на регулирование отношений между производителями и потребителями образовательных услуг посредством правовых норм.
Напомним читателю иерархию действующих в России законодательных и нормативных актов:
+ федеральное законодательство;
+ законодательство субъектов Российской Федерации;
+ муниципальное законодательство в рамках федеральною Закона "О самоуправлении";
+ нормативные документы федерального уровня;
+ ведомственные документы федерального уровня;
+ нормативные документы органов исполнительной власти субъектов Федерации;
+ нормативные документы муниципальных органов исполнительной власти;
+ учредительные документы образовательного учреждения;
+ локальные акты образовательного учреждения.
В числе законодательных документов Российской Федерации, регулирующих образовательную деятельность, назовем следующие:
1) Конституция Российской Федерации:
2) Гражданский кодекс Российской Федерации;
3) Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции от 16 января 1996г.);
4) Федеральный закон "О защите прав потребителей" (в редакции от 5 декабря 1 995 г.).
К законодательным документам субъекта Федерации относится, к примеру. Закон Республики Коми "О профессиональном образовании" или находящийся в стадии доработки Закон Санкт-Петербурга "О профессиональном образовании и профессиональной подготовке молодежи".
К нормативным документам федерального уровня относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, постановления Минтруда РФ, постановления Минфина РФ и др. В первую очередь здесь следует назвать:
1) Типовое положение об учреждении начального профессионального образования;
2) Перечень профессий и специальности начального профессионального образования;
3) 0 лицензировании отдельных видов деятельности (постановление Правительства РФ от 24.12.94 № 1418).
Ведомственными документами федерального уровня являются приказы Министерства образования Российской Федерации, приказы Госкомвуза РФ, Министерства общего и профессионального образования (созданного в 1996г.). С учетом рассматриваемой проблемы сюда в первую очередь относятся:
1) государственные образовательные стандарты на профессии начального профессионального образования;
2) Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений (приказ Минобразования РФ от 17.11.94г. № 442);
3) об утверждении Временного положения о лицензировании учреждении среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 07.02.94г. № 108);
4) Рекомендации об условиях и порядке лицензирования деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан (утверждены руководителем федеральной службы занятости России 30.03.94);
5) Об организации платных дополнительных образовательных услуг (письмо Минобразования РФ от 2 1 .07.95 № 52-м);
6) 0 дополнительных образовательных услугах (письмо Госкомвуза РФ от 02.01.96 № 31-32-38 ин/0З).
Из числа нормативных документов регионального уровня, в частности субъектов Российской Федерации, отметим следующие:
1) О порядке введения в действие "Правил предоставления платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" (приказ Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга от 19.04.94 № 186).
2) 0 порядке введения в действие "Правил предоставления платных услуг в учреждениях начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга" (приказ Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга от 28.11.94 № 491 ).
3) Правила предоставления платных образовательных услуг в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Санкт- Петербурге (приказ Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга от 22.04.96 № 228).
В указанных документах определена правовая основа, регламентируется порядок организации платных образовательных услуг. Подчеркнем, что правом предоставлять платные образовательные услуги обладают только юридические лица или физические лица, зарегистрировавшиеся в установленном порядке. Деятельность по оказанию платных образовательных услуг лицензируется в порядке, установленном соответствующими нормативными документами федерального уровня. Право выдачи лицензии на образовательную деятельность предоставляется в зависимости от типа образовательных программ либо ведомственным органам федерального уровня (высшее, послевузовское профессиональное образование и дополнительное образование соответствующего уровня), либо органам исполнительной власти субъектов Федерации (начальное, основное и среднее (полное) общее образование; начальное, среднее профессиональное образование и дополнительное образование соответствующего уровня) *). Только наличие лицензии дает право на получение налоговых льгот на образовательные услуги.
Очевидным являлся и то, что в Уставе образовательного учреждения указывается деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг и перечисляются виды такой деятельности. В случае, если этот перечень оказывается недостаточным, то по письменному согласованию с Учредителем руководитель образовательного учреждения издает соответствующий локальный акт или в Устав вносятся дополнения, которые регистрируются в установленном порядке. Для выдачи государственных сертификатов установленного образца при окончании обучения по дополнительным образовательным программам требуется, кроме того, наличие у образовательного учреждения свидетельства об аккредитации.
По каждому виду образовательных услуг (обучению) учреждение должно иметь согласованные с соответствующим органом образовательные программы. Например, при обучении незанятого населения по заказу службы занятости эти программы должны быть согласованы с полномочным представителем территориальной службы занятости.
Дополнительные образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета (государственного и/иди муниципального).
Доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в том числе на развитие его учебно-материальной базы и увеличение рас-
*) Постановлением Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 24.12.94 № 1418 право лицензирования образовательных программ среднего профессионального образования (кроме среднего педагогического и индустриально-педагогического) предоставлено федеральным органам Российской Федерации. Закон РФ "Об образовании" (в редакции 1996 г.) эту норму изменил.
ходов на заработную плату сотрудников. В противном случае прибыль приравнивается к прибыли от предпринимательской деятельности и облагается соответствующими налогами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Для введения платных образовательных услуг следует провести анализ потребностей рынка и определить конкретный вид (виды) дополнительных платных образовательных услуг, которые будут реализовываться. Критерии отбора диктуются законами маркетинговой деятельности и включают в себя:
+ масштаб спроса на данную образовательную услугу;
+ наличие конкурентов - производителей аналогичных услуг;
+ уровень платежеспособности предполагаемых потребителей услуги (покупателей) и возможность установления цены на уровне рентабельности;
+ наличие у образовательного учреждения необходимых ресурсов - материальных, людских, временных, финансовых (в случае, если нельзя получать плату авансом).
Когда все эти факторы проанализированы и принято решение, какие дополнительные услуги будут вводиться, в Устав образовательного учреждения вносятся соответствующие дополнения, которые в письменном виде согласуются с Учредителем. Извлечения из Устава или дополнения к нему в части платных образовательных услуг желательно разместить на видном месте, что будет не только содействовать рекламе этих услуг, но и покажет их правовую основу. Локальным актом учреждения о платных образовательных услугах может быть Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг в профессиональном лицее (училище), которое обсуждается на собрании трудового коллектива или другого органа самоуправления и утверждается директором.
Следующим этапом является получение лицензии на дополнительные образовательные услуги. Копии лицензии вывешиваются на видном месте для сведения как обучающихся и работников образовательного учреждения, так и для посетителей. Одновременно организуется рекламная деятельность с использованием различных форм. Напомним, что реклама - это перевод содержания услуги на язык, понятный разным категориям потребителей, и доведение информации до максимально широкого круга потенциальных покупателей услуг.
Виды и способы рекламы чрезвычайно разнообразные *). Это мoжет быть: прямая реклама (например, информационные письма, рассылаемые по почте, по линиям компьютерной связи, вручаемые лично адресату), реклама в прессе (газеты, радио, телевидение, журналы, справочники и т. д.), печатная реклама (проспекты, буклеты, календари, наклейки и др.), наружная реклама (крупногабаритные стенды и плакаты, вывески, указатели и др.), реклама на транспорте, сувенирная реклама (сумки и блокноты с символикой, авторучки, значки, папки с символикой и т. д.). Основное внимание в рекламе уделяется потребителю с учетом его ожиданий. Хорошая реклама не только информирует об услугах, но и формирует потребности. Поэтому важно анализировать эффективность рекламы, хотя бы путем ведения опроса тех, кто пришел воспользоваться предлагаемой образовательной услугой, откуда он получил информацию. Исходя из этого следует расширять формы эффективной рекламы и корректировать виды рекламы, не обеспечивающие должный эффект.
Основанием для оказания платной дополнительной образовательной услуги является письменный договор между образовательным учреждением, с одной стороны, и лицом, получающим услугу, или предприятием, службой занятости, направившими для обучения работника (лицо из числа незанятого населения), с другой стороны. В договоре важно указать не только сроки обучения (если услугой является обучение), вид сертификата, выдаваемого по окончании курса обучения, но и сам порядок организации учебного процесса, право образовательного учреждения на отчисление обучаемого при нарушении им оговоренных в договоре условий. Естественно, что при достаточно длительном периоде оказания услуги должна быть предусмотрена индексация ее стоимости. Обычно это обеспечивается тем, что стоимость выражается в единицах величины минимального размера заработной платы, а не в абсолютном денежном выражении.
Для обеспечения деятельности образовательного учреждения по оказанию платных дополнительных образовательных услуг приказом директора назначается лицо, ответственное за данный вид работы. Указанный работник организует подготовку типовых договоров на оказание платных образовательных услуг, разрабатывает и представляет на утверждение директору формы итоговых документов, выдаваемых потребителям образовательных услуг, методику составления калькуляции на конкретные виды услуг. Ему же могут быть поручены утвержде-
* см: Маркетинг и мониторинг платных образовательных услуг в учреждениях профессионального образования. - М., 1996.
ниe состава временных творческих коллективов, участвующих в процессе оказания образовательных услуг, приемки выполненных работ; контроль за бухгалтерским учетом и отчетностью по этому виду деятельности.
Принимать деньги за услуги имеет право бухгалтер-кассир по приходному кассовому ордеру. Если оплата производится по безналичному расчету, то организатору платных образовательных услуг предоставляется либо квитанция об оплате с отметкой банка, либо копия платежного поручения.
Порядок расходования средств, полученных от оказания дополнительных образовательных услуг, определяет само образовательное учреждение.
Одним из трудных вопросов в организации платных образовательных услуг является разграничение основных образовательных программ, финансируемых из бюджета, и программ дополнительного обучения, за которые взимается плата с обучаемых. Основным критерием здесь является объем учебных часов, финансируемых в рамках основных образовательных программ с учетом устанавливаемого стандартом объема факультативных занятий и консультаций. Эти данные по основным программам обучения зафиксированы в рабочем учебном плане по каждой профессии или специальности, по которым ведется обучение. При этом следует учитывать возможность деления учебных групп на подгруппы для определенных видов учебных занятий. Виды занятий, при проведении которых разрешается делить группу на две подгруппы, устанавливаются Типовым положением об учреждении начального профессионального образования и приказом Учредителя с учетом сложности профессии. Во всех остальных случаях образовательное учреждение вправе, идя навстречу пожеланиям обучающихся (в случае их несовершеннолетия - родителей или полномочных представителей обучающихся) или предприятий-заказчиков, делить учебные группы на подгруппы, относя увеличение расходов на обучение в этом случае на расходы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг. Следует отметить, что производственное обучение и производственная практика в рамках часов, установленных в рабочем плане, не могут осуществляться в форме платной образовательной услуги. Не может взиматься плата также за пользование учебным и техническим оборудованием, включая персональный компьютер, если работа на них связана с выполнением обязательных заданий, выносимых на самостоятельное изучение в рамках основных образовательных программ. Другая трудность - определение того, что должно быть в обязательном порядке включено в калькуляцию дополнительной образовательной услуги. Нередко образовательные учреждения не включают в себестоимость услуги амортизационные начисления за эксплуатацию помещений, оборудования, инструментов, не возмещает затраты на коммунальные услуги, рассчитываемые пропорционально занимаемой площади и времени использования под образовательные услуги, расходы на дополнительную компенсацию за увеличение нагрузки обслуживающему персоналу, бухгалтерии и ряд других статей косвенных расходов. Конечно, не всегда однозначно и четко суммы таких расходов можно подсчитать, но это не дает основания вообще не включать их в калькуляцию. Нередко поводом к такой "забывчивости" является желание снизить стоимость образовательной услуги, чтобы реально конкурировать на рынке подобных услуг. Это стремление является очевидным, но для того чтобы воплотить его в жизнь, нужно письменное согласие Учредителя (собственника). В каждой конкретной ситуации вопрос может быть решен в интересах и производителя и/или получателя дополнительных образовательных услуг.
Проведенный анализ организации платных дополнительных образовательных услуг в 30 профессиональных училищах и лицеях Санкт- Петербурга в 1996 г. выявил следующую картину.
В семи из общего количества участвовавших в опросе учебных заведений платные образовательные услуги не организуются.
Всего платными дополнительными услугами воспользовались в течение года 1098 человек.
25 образовательных учреждений осуществляют в виде платной дополнительной образовательной услуги профессиональную подготовку по программам ускоренного обучения, в том числе 10 профессиональных училищ - по договорам со службой занятости, 6 - по прямым договорам с предприятиями. В девяти учебных заведениях расходы оплачивались самими обучающимися.
В четырех образовательных учреждениях открыты платные подготовительные отделения для поступающих в данный профессиональный лицей (училище).
Расширенная (по сравнению со стандартом общеобразовательной программы) подготовка по общеобразовательным дисциплинам организована в трех профессиональных лицеях и училищах.
Общеразвивающие дополнительные услуги реализуют 2 учебных заведения и информационно-консультационные - одно.
Следует заметить, что два профессиональных училища использовали при организации платных образовательных услуг индивидуальную форму обучения.
Анализ выявил, что при оказании платных дополнительных образовательных услуг учебные заведения сталкиваются с рядом проблем. К ним можно отнести следующие:
+ недостаточная оснащенность учебно-материальной базы для организации запрашиваемых образовательных услуг;
+ недостаточное методическое обеспечение для самостоятельной разработки учебно-программной документации;
+ сложность получения лицензии при организации обучения по специальностям, подведомственным Госгортехнадзору;
+ отсутствие заинтересованности служб занятости в заключении договоров на профессиональную подготовку незанятого населения.
Таким образом, деятельность учреждений начального профессионального образования по оказанию платных дополнительных образовательных услуг нуждается в поддержке органов управления образованием и методических служб.
СТОИМОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Образовательные услуги, выступая в качестве специфического товара, должны иметь цену, устраивающую и производителя, и заказчика этих услуг. Рыночные отношения предполагают существование договорной равновесной цены, определяемой с учетом расходов производителя и потребительского спроса. Учитывая, что дополнительные образовательные услуги оплачиваются не из бюджета, а непосредственно получателем этих услуг или предприятием, направившим работника на обучение, именно от цены часто зависит возможность реализации образовательным учреждением подобного рода деятельности даже при наличии потенциального потребительского спроса на услуги.
Как указывают авторы работы "Маркетинг и мониторинг платных образовательных услуг в учреждениях профессионального образования" (М., 1996), нет высоких цен на образовательные услуги, а есть низкая платежеспособность большой категории потенциальных потребителей. При этом цены на данный вид услуг зачастую диктуются ближними конкурентами.
Стоимость предоставляемой образовательной услуги (ее цена для потребителя) складывается из прямых и косвенных затрат на ее производство и планируемой прибыли. К прямым затратам относится заработная плата, выплачиваемая преподавателю за проведенные занятия, разработчику учебно-программной документации, методических и дидактических материалов; расходы на приобретение необходимых учебных материалов; оплата арендуемого помещения и оборудования и др. Этот вид затрат подлежит прямому учету. К косвенным относятся затраты на коммунальные расходы, зарплату административно-хозяйственного персонала образовательного учреждения, амортизационные отчисления, транспортные и другие хозяйственные расходы, расходы на рекламу.
Рентабельность производимой услуги определяется величиной прибыли, которая остается после оплаты прямых и косвенных затрат, включая уплату налогов, обязательных отчислений, штрафов и т.п. Она рассчитывается как отношение величины чистой прибыли к полным издержкам производства услуги. Производство считается экономически эффективным, если рентабельность составляет не менее 15%.
Приведем пример расчета остаточной прибыли при обучении группы слушателей по охране труда.
Предлагаемый курс в объеме 24 часов пожелали пройти 30 человек. Расходы на проведение занятий, исходя из почасовой оплаты труда преподавателя, превышающей в среднем в 2 раза установленный бюджетный норматив, составляют: 25,0 тыс. руб/ч х 24 ч = 600,0 тыс. руб. Расходы на проведение консультаций заложим в размере 10% от этой суммы - 60,0 тыс. руб. Расходы на проведение экзаменов с учетом указанного выше тарифа оплаты одного часа и из расчета 0,5 ч на одного слушателя составят: 0,5 ч/чел. х 30 чел. х 25,0 тыс. руб/ч = 375,0 тыс.ру6. Общая сумма заработной платы: 600,0 + 60,0 + 375,0 = 1035,0 тыс.руб.
Начисления на указанную з/плату - в пенсионный фонд, фонд обязательного социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования (в целом 38% от суммы начисленной заработной платы) составляют 393,3 тыс. руб.
Затраты на тиражирование комплекта раздаточных материалов с учетом прямых и косвенных расходов по нашим подсчетам составляют 450,0 тыс. руб. Накладные расходы (т.е. косвенные затраты) определим в размере 800,0 тыс. руб. Плановую рентабельность установим на уровне 15%. Каждому слушателю предложено оплатить курсы в размере 120,0 тыс. руб. Сверхнормативные затраты на командировки, штрафы и другие финансовые и приравненные к ним расходы, не включаемые в себестоимость, примем на уровне 40,0 тыс. руб. Переходим к расчету остаточной прибыли. Рентабельность (Р) равна:
где Д - общий доход от указанной услуги; Сб - себестоимость услуги; С - затраты, не включаемые в себестоимость; Пр - остаточная прибыль.
Отсюда остаточная (чистая) прибыль от производимой услуги равна
.
В нашем случае остаточная прибыль равна
Это та сумма, которая может быть израсходована в текущем квартале на развитие образовательного учреждения или на материальное стимулирование работникам, в том числе не занятым непосредственно в производстве образовательной услуги.
Заметим, что Цена платной дополнительной образовательной услуги принимает законную силу только после заключения письменного договора производителя услуги и ее покупателя.
ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Понятие платной дополнительной образовательной услуги определено статьями 26 и 45 Закона РФ "Об образовании". По данному в ст. 45 определению, платная дополнительная образовательная услуга государственного и муниципального образовательного учреждения - это "... обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги, не предусмотренные соответствующими (основными - В. Ш.) образовательными программами и государственными образовательными стандартами".
Близкими к понятию "образовательная услуга" являются понятия "дополнительное образование" и "дополнительная образовательная программа". Эти понятия раскрываются в статье 26 указанного Закона: "В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов";
"К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
+ в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
+ в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации...);
+ посредством индивидуальной педагогической деятельности". Итак, законодатель определяет платную дополнительную образовательную услугу шире, чем дополнительное образование, реализующее дополнительную образовательную программу.
Министерство образования РФ своим письмом от 21.07.95 № 52-м "Об организации платных дополнительных образовательных услуг" (приложение 3) дополнило и конкретизировало приведенный в Законе "Об образовании" перечень указанных услуг:
1 . Образовательные и развивающие услуги:
а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
в) различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков (сверх обязательной программы - В.Ш.), повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);
г) различные кружки:
...... .... ... ...
д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры ..., т. с, всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармонической личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни...
2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья...
Как видим, Министерство расширило трактование понятия дополнительной образовательной услуги на такие виды деятельности, как адаптация детей (подростков) к условиям школьной жизни, мероприятия по укреплению здоровья и др.
Анализ дополнительных образовательных услуг, реализуемых в учреждениях начального профессионального образования, показывает, что дополнительно к указанным в перечне оказываются и другие платные образовательные услуги, что, по-видимому, не противоречит вышеназванным нормативным документам. В их число входят следующие услуги:
+ курсы по профессиональной ориентации и профдиагностике детей и подростков;
+ психолого-педагогическое консультирование родителей;
+ курсы по обучению граждан различным видам ремесленных навыков (ремонтных, огороднических, кузнечных, плетения из лозы и др.);
+ экстернатные услуги;
+ организация концертов, выставок;
+ консультирование по организации семейного отдыха;
+ обучение социальных волонтеров;
+ организация "телефона доверия";
+ организация физкультурно-спортивных соревнований и выступлений;
+ разработка учебных планов и программ;
+ разработка новых педагогических технологий, в том числе компьютерных курсов, учебных видеофильмов и др.;
+ проведение семинаров и конференций;
+ разработка и тиражирование методических, учебных и дидактических материалов;
+ фото- и киноработы силами собственных студий;
+ специализированная охрана образовательного учреждения;
+ выдача дубликатов документов об окончании образовательного учреждения и полученном образовании.
*) см. Маркетинг и мониторинг платных образовательных услуг в учреждениях профессионального образования. - М., 1996.
МАРКЕТИНГ И ЕГО РОЛЬ В
РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Конкуренция - действенный механизм стихийного регулирования спроса и предложения на рынке образовательных услуг. В условиях конкуренции всегда присутствует элемент риска как возможности неблагоприятных последствий для всех участников. Минимизация риска - одна из функций маркетинга.
Организация маркетинга на уровне учебного заведения - это выявление потенциальных потребителей услуг, доведение до них информации о содержании и качестве предлагаемых услуг и, в конечном счете, реализация дополнительных образовательных услуг, предлагаемых образовательным учреждением по той цене, которая обеспечивает рентабельность такой деятельности, т. е. дает возможность развития учебного заведения и улучшения материального положения его работников. Процесс маркетинга предполагает следующие действия:
1) изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг и определение потенциальных потребителей;
2) анализ внутренних возможностей образовательного учреждения по развертыванию тех или иных образовательных услуг, пользующихся спросом (квалифицированные кадры, материальная база, учебно-программная документация или возможность его разработки, наличие свободных площадей, необходимые в начальный период ресурсы и др.);
3) сбор информации об имеющихся конкурентах среди как государственных образовательных учреждений, так и негосударственных структур, предлагающих аналогичные услуги (например, по текстам рекламных газетных объявлений);
4) формирование перечня намечаемых к реализации образовательных услуг за рамками основных образовательных программ;
5) анализ цен на выбранные к реализации образовательные услуги и расчет себестоимости их производства в образовательном учреждении (прогнозирование рентабельности);
6) организация рекламы на дополнительные образовательные услуги и поиск фирм-заказчиков;
7) реализация дополнительных образовательных услуг с учетом интересов заказчиков (место проведения обучения, режим занятий и др.);
8) выявление эффективности рекламно-информационных мероприятий;
9) анализ изменений спроса на предлагаемые услуги. Организуя маркетинг и реализуя дополнительные образовательные услуги, важно помнить, что, с одной стороны, умеренная Цена образовательной услуги привлекает потребителей из большинства социальных групп населения, т. е. расширяет сегмент рынка. С другой стороны, умеренная цена связывается в представлении потенциального потребителя услуги с низким ее качеством и тем самым снижает конкурентоспособность даже высококачественной услуги.
Без использования указанных маркетинговых действий деятельность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг не будет успешной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерошин В.И. Организация экономической деятельности общеобразовательных школ. - М.: РАО, 1994.
2. Ерошин В.И. Предпринимательство в образовании: Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: АПО, 1995.
3. Ерошин В.И. Экономический справочник директора учреждения начального профессионального образования. - М.: Центр соц. и экон. исслед., 1995.
4. Маркетинг и мониторинг платных образовательных услуг в учреждениях профессионального образования. - М.: Ин-т развития проф. образования, 1996.
5. Никитин М.В., Полак Ю.С. Организация предоставления платных образовательных услуг государственными профессиональными образовательными учреждениями: Метод, рекомендации. - М., 1994.
6. Смирнов И.П. Новые модели финансирования профессионального образования. - М.: Ин-т развития проф. образования, 1996.
7. Шахриманьян И. Маркетинг образовательных услуг и учебных заведений в сфере профессионального образования. - М.: М-во образования РФ, Ин-т проф. образования, 1992.
8. Экономика образования: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1994.
Приложение I
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ
ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ОТ 2 АПРЕЛЯ 1996 г. № 31-32-38 ИН/03
В Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию участились обращения граждан, работников администраций субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов о правомочности отнесения отдельных видов деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования к платным образовательным услугам, оказываемым гражданам, обучающимся за счет средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Руководствуясь Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ и типовыми положениями об образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, Госкомвуз России разъясняет:
1. Все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования в рамках направления, (специальности), по которой обучается студент, включая ликвидацию академической задолженности, различные пересдачи контрольных работ и т. д., относятся к основной деятельности учебных заведений, и взимание платы за них не допускается.
2. Вступительные испытания в учебное заведение, оформление документов при проведении вступительных испытаний и зачислении в учебное заведение, перевод из одного учебного заведения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, восстановление, аттестация экстернов, получающих образование впервые, не являются дополнительными образовательными услугами, и взимание за них платы не допускается.
3. Студенту должны быть обеспечены условия бесплатного пользования библиотекой и другими информационными фондами учебного заведения, необходимыми для успешного освоения всех дисциплин, предусмотренных учебным планом.
4. Учебное заведение должно обеспечить бесплатно прохождение производственной (профессиональной) и научно-исследовательской практик, предусмотренных учебным планом.
5. Заключение студентами договоров (контрактов) с работодателями, предусматривающими их дальнейшее трудоустройство, определено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.95 № 942 "0 целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" и совместным постановлением Минтруда России и Госкомвуза России от 27.12.95 № 73/7. Запрещается принуждение студента к поиску работодателя и требование от работодателя оплаты за выпускника, подготовленного в рамках государственного образовательного стандарта, поскольку законодательством она не предусмотрена. Оказание содействия в трудоустройстве выпускника - прямая обязанность учебного заведения.
6. Неуспевающим студентам должны быть созданы условия для ликвидации задолженностей, или они должны быть отчислены в порядке, предусмотренном уставом учебного заведения, перевод их на платную форму обучения запрещается.
7. Выдача студентам и выпускникам документов (справок) о соответствующем уровне (ступени) образования (кроме дубликатов) осуществляется бесплатно.
8. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны обучающимся только по их желанию и за рамками объемов образовательных услуг, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования, включая федеральный и региональный компонент. Условия предоставления дополнительных образовательных услуг (стоимость, порядок и сроки их предоставления) определяются договором.
Председатель В.Г. Кинелев
Приложение 2
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Приложение к приказу Комитета по образованию
Санкт-Петербурга № 228 от 22.04.96
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 . Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", иными нормативными актами Российской Федерации г. Санкт-Петербурга.
2. Правила определяют порядок и условия предоставления платных образовательных услуг в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных Комитету по образованию Санкт-Петербурга (образовательных учреждениях дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего педагогического профессионального образования, образовательных учреждениях для детей-сирот и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и др.), далее именуются - образовательные учреждения, обучающимся (воспитанникам), гражданам и организациям, далее именуются - потребители.
3. Правила являются обязательными для исполнения всеми указанными в п. 2 образовательными учреждениями и районными органами управления образованием. Для негосударственных образовательных учреждений Правила носят рекомендательный характер.
11. ВИДЫ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
4. Образовательные учреждения вправе оказывать следующие виды образовательных услуг:
а) Образовательные учреждения общего образования, начального и среднего педагогического профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот и специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
+ обучение по дополнительным учебным программам,
+ изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом,
+ репетиторство,
+ услуги психологической службы (сверх услуг, финансируемых из бюджета),
+ кружки по интересам,
+ спортивно-оздоровительные мероприятия,
+ услуги логопеда (сверх услуг, финансируемых из бюджета),
+ музыкальные занятия,
+ экзамены в системе экстерната,
+ особые условия обучения в образовательном учреждении.
б) Образовательные учреждения дополнительного образования:
+ образовательные программы различной направленности за пределами определяющих их статус основных образовательных программ,
+ профессиональная подготовка обучающихся при наличии соответствующей лицензии.
в) Дошкольные образовательные учреждения:
+ дополнительные учебные программы,
+ услуги психологической службы (сверх услуг, финансируемых из бюджета),
+ услуги логопеда (сверх услуг, финансируемых из бюджета),
+ спортивно-оздоровительные мероприятия,
+ музыкальные занятия,
+ кружки по интересам,
+ особые условия содержания и обучения воспитанников.
5. Предоставление платных образовательных услуг не относится к предпринимательской (коммерческой) деятельности.
III. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
6. Правом предоставлять платные образовательные услуги обладают только образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.
7. Образовательные учреждения могут оказывать платные образовательные услуги потребителям, если предоставление этих услуг предусмотрено уставом образовательного учреждения. Если услуги не предусмотрены в Уставе, образовательное учреждение должно получить письменное разрешение учредителя на оказание этих услуг.
8. Предоставление платных образовательных услуг населению осу- ществляется образовательными учреждениями при наличии у них лицензии на осуществление соответствующей образовательной деятельности.
По каждому виду платных образовательных услуг образовательное учреждение должно иметь утвержденные соответствующим органом образовательные программы.
9. Образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.
10. Доход от платных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату по его усмотрению.
IV. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
11. Образовательное учреждение вправе оказывать образовательные услуги как при наличии самостоятельного расчетного счета в учреждениях банка, так и при обслуживании централизованной бухгалтерией.
12. Образовательное учреждение, обслуживаемое Централизованной бухгалтерией, может оказывать платные образовательные услуги, используя расчетный счет Централизованной бухгалтерии соответствующего вышестоящего органа управления образованием или расчетный счет иной организации.
13. Образовательное учреждение, имеющее самостоятельный счет в учреждениях банка, для оказания образовательных услуг обязано:
а) приказом назначить ответственного за организацию платных услуг и определить круг его обязанностей,
б) оформить трудовые отношения или внутреннее совмещение с работниками , занятыми в предоставлении платных услуг,
в) заключить с потребителями договоры на оказание платных образовательных услуг,
г) организовать контроль за качеством образовательных услуг, обеспечить потребителей бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (место его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных образовательных услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категории потребителей,
с) оформить и хранить следующие документы отчетности:
+ приказ руководители учреждения о назначении ответственного за организацию платных услуг и определении круга сто обязанностей,
+ приказ руководителя учреждения об организации платных образовательных услуг в образовательном учреждении,
+ договоры с потребителями на оказание платных образовательных услуг.
+ перечень платных образовательных услуг и расчет их стоимости,
+ график оказания платных услуг с указанием помещений и тех ра- ботников, кто их оказывает,
+ документы о плате родителей за услуги,
+ приказы на оплату труда работников, занятых в предоставлении платных услуг, и основания к ним (трудовые договоры, договоры подряда, приказы о внутреннем совмещении и т. д.),
+ положение о расходовании внебюджетных средств,
+ положение об общественном органе, курирующем расходование внебюджетных средств,
+ книгу "Замечания и предложения по предоставлению платных услуг".
14. Образовательное учреждение, обслуживаемое централизованной бухгалтерией для оказания платных образовательных услуг с использованием расчетного счета централизованной бухгалтерии соответствующего вышестоящего органа управления образованием обязано, помимо требований, установленных пунктом 13 настоящих Правил, предварительно письменно запросить разрешение у вышестоящего органа управления образованием об использовании расчетного счета централизованной бухгалтерии.
15. Орган управления образованием должен в течение 10 дней с момента поступления запроса принять решение по данному вопросу. При положительном решении вопроса орган управления образованием издает приказ, в котором должно быть предусмотрено следующее:
а) работник органа управления образованием, на которого возлагается ответственность за качество и организацию платных образовательных услуг в подведомственных образовательных учреждениях,
б) права, делегируемые образовательному учреждению для оказания платных образовательных услуг,
в) порядок расчетов образовательного учреждения с централизованной бухгалтерией,
г) перечень финансовых документов и документов планирования, отчетности и обоснования по платным услугам, которые образовательное учреждение должно представить в орган управления образованием,
д) порядок контроля за организацией платных образовательных услуг.
Копия приказа направляется в образовательное учреждение.
16. Образовательное учреждение, обслуживаемое централизованной бухгалтерией, для оказания платных образовательных услуг с использованием расчетного счета организации обязано заключить с организацией (любой организационно-правовой формы), которая имеет лицензию на образовательную деятельность, договор, определяющий порядок и условия совместного оказания платных образовательных услуг.
17. В договоре должны быть предусмотрены:
а) виды предоставляемых образовательных услуг,
б) порядок, условия, режим совместного оказания платных образовательных услуг,
в) права и обязанности сторон,
г) ответственность образовательного учреждения за организацию и качество платных услуг перед потребителями,
д) ответственность организации за оформление трудовых отношений, за ведение финансового и бухгалтерского обслуживания,
е) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора,
ж) порядок расчетов,
з) срок действия договора,
и) другие условия.
Копия договора в течение 10 дней с момента заключения представляется в орган управления образованием для сведения.
18. Образовательное учреждение, оказывающее платные образовательные услуги с использованием расчетного счета организации, обязано иметь следующие документы отчетности:
а) договор с организацией, которая определяет порядок и условия совместного оказания платных образовательных услуг,
б) положение о расходовании внебюджетных средств,
в) положение об общественном органе, курирующем расходование внебюджетных средств.
V. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ, ОПЛАТЫ И УЧЕТА
ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
19. Предоставление платных образовательных услуг оформляется договором с потребителем, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
20. Цены на образовательные услуги, предоставляемые потребителям за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. Оплата за образовательные услуги производится в учреждениях банков или в образовательном учреждении в наличной или безналичной формах.
22. Расчеты с потребителями за предоставление платных услуг в наличной форме осуществляются образовательными учреждениями с применением контрольно-кассовых машин или без применения контрольно-кассовых машин с обязательным использованием квитанций, являющихся документом строгой отчетности.
Образовательные учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию квитанции, подтверждающие прием наличных денег, а корешок квитанции хранить в образовательном учреждении.
23. Если расчет производится в безналичной форме, то образовательное учреждение обязано получить от потребителя квитанцию об оплате с отметкой Сбербанка либо копию платежного поручения с отметкой банка.
24. Образовательные учреждения, имеющие самостоятельный расчетный счет, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных образовательных услуг, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и в сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
25. Образовательные учреждения, имеющие самостоятельный расчетный счет, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным образовательным услугам.
26. Денежные средства, поступающие от потребителей за предоставленные услуги в наличной форме, перечисляются на соответствующие счета образовательного учреждения. Остаток денежных средств в кассе не должен превышать лимита, установленного банком, кроме дней выплаты заработной платы.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
27. Потребители, пользующиеся платными образовательными услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и о расчете стоимости указанной услуги.
28. Потребители, пользующиеся платными образовательными услугами, обязаны:
+ оплатить стоимость предоставляемой образовательной услуги;
+ выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной образовательной услуги.
29. В соответствии с законодательством Российской Федерации образовательные учреждения при наличии вины несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к оказанию образовательных услуг.
30. Потребители, пользующиеся платными образовательными услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
3I. При несоблюдении образовательным учреждением по его вине обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
+ назначить новый срок оказания услуги:
+ потребовать уменьшения стоимости предоставляемой услуги;
+ потребовать исполнения услуги другим специалистом;
+ расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
32. Претензии и споры, возникшие между потребителем и образовательным учреждением, разрешается по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. КОНТРОЛЬ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
33. Контроль за организацией и качеством выполнения платных образовательных услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции:
а) районные органы управления образованием,
б) комитет по образованию Санкт-Петербурга,
в) другие государственные органы и организации, на которые в со- ответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности образовательных учреждений,
г) потребители в рамках договорных отношений,
д) образовательное учреждение.
34. При осуществлении контроля органы управления образованием обязаны:
а) возложить на сотрудников органа управления образованием обязанность по контролю за порядком предоставления и качеством платных образовательных услуг в подведомственных образовательных учреждениях,
б) проводить анализ состояния платных образовательных услуг по следующим параметрам:
+ виды услуг,
+ наименование программ,
+ способы оказания платных образовательных услуг,
+ география платных образовательных услуг,
+ количество потребителей, получающих платные образовательные услуги,
+ стоимость платных образовательных услуг,
+ объемы доходов от оказания платных образовательных услуг по подведомственным учреждениям и органу управления образованием,
+ размер оплаты труда работников, участвующих в оказании платных образовательных услуг,
+ соотношение размеров оплаты труда администрации образовательных учреждений, педработников, вспомогательного персонала за предоставление платных образовательных услуг (соотношение расходов по видам (статьям) в объеме полученных доходов по каждой программе).
Оплата труда сотрудников органа управления образованием, осу- ществляющих контроль за порядком предоставления и качеством платных образовательных услуг в подведомственных образовательных учреждениях, может производиться из средств бюджета, а осуществляющих организацию платных образовательных услуг - из доходов этого вида деятельности.
VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
35. Ответственность за организацию и качество платных образовательных услуг в образовательном учреждении несет руководитель учреждения.
36. Орган управления образованием несет ответственность за осуществление должного контроля за порядком предоставления и качеством платных образовательных услуг в подведомственных образовательных учреждениях, а также за выполнение настоящих Правил.
37. За нарушение руководителями образовательного учреждения настоящих Правил они могут привлекаться соответствующим органом управления образованием к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
38. Должностные лица органов управления образованием за нарушение настоящих Правил, а также за неосуществление должного контроля за порядком предоставления и качеством платных образовательных услуг в подведомственных образовательных учреждениях могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
39. В случае нарушения образовательным учреждением настоящих Правил:
а) орган управления образованием вправе приостановить или запретить оказание платных образовательных услуг;
б) изъять у образовательного учреждения доход от оказания платных образовательных услуг полностью или частично (при нарушении п. 10 Правил);
в) ходатайствовать перед Комитетом по образованию о лишении образовательного учреждения лицензии на данный вид деятельности;
г) образовательное учреждение может быть лишено лицензии на данный вид деятельности.
Приложение 3
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 52 - М от 21.07.95
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В связи с поступающими запросами Минобразование России направляет рекомендации по организации предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, с целью улучшения качества образовательного процесса и привлечения в систему образования средств из дополнительных источников финансирования.
Настоящие рекомендации разработаны с учетом Закона Российской Федерации "Об образовании" и адресованы работникам образования, органам управления образованием, учредителям. Основной задачей их является оказание помощи практическим работникам в организации предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг в конкретном образовательном учреждении в соответствии с имеющимися условиями и с учетом запросов и потребностей населения.
1 . Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т. ч. и родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким образом средства изымаются учредителем в его бюджет.
Услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения, направленные на совершенствование образовательного процесса при наличии имеющихся условий и средств (например: снижение наполняемости классов и групп; деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях) нe paccмaтриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается.
Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, приведен в приложении к настоящему письму.
2. Для организации платных дополнительных образовательных услуг образовательным учреждениям необходимо:
а) изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;
б) создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;
в) указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;
г) получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;
д) заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставления услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги должна производиться только через учреждения банков;
е) на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;
ж) заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг.
3. Pазмер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спецналога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.
4. Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.
Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 года № 122.
Облагаемая прибыль, (т.е. сумма превышения доходов над расходами) от платной и иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
5. В соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уловом учреждения.
6. В своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных фондов, имущества, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, приобретение ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов и другие) образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и попадают под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
Заместитель Федерального министра Ю.М. Роговский
Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать образовательное учреждение за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УСЛУГИ:
а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения:
в) различные курсы:
по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышению квалификации,
по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т. ч. вождение автомобиля, машинопись, фотография);
г) различные кружки:
по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-видео-радиолюбительскому делу, вязанию, домоводству, танцам и т. д.:
д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению дней к знанию культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и так далее, т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
Создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.).
Приложение 4
МОДЕЛЬ ПРИКАЗА
О ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ
Бланк (штамп) учреждения
среднего (начального)
профессионального образования
ПРИКАЗ ".__"_______" 200 г. № _____
0 предоставлении платных образовательных услуг
населению и организациям.
Проведенные маркетинговые исследования показали, что наряду с безработицей имеется неудовлетворенный платежеспособный спрос ряда организаций района на специалистов следующих специальностей, по которым подготовка в нашем районе не ведется:
1. ............... 2. ............... 3. ...............
Помимо этого имеется платежеспособный спрос населения на обучение ..... (английскому языку, кладке печей, машинному вязанию, плетению кружев, пользованию персональной ЭВМ и т. п., перечислить), на занятия ............ (теннисом, волейболом, картингом, бальными танцами и т.п.).
Наш ..... (наименование учреждения профессионального образования - далее в тексте - УПО) имеет необходимых специалистов и учебно-материальную базу, чтобы удовлетворить указанный спрос населения и работодателей.
Для удовлетворения выявленного спроса на образовательные услуги, реализации неиспользуемых возможностей УПО и привлечения дополнительных средств для обеспечения и улучшения функционирования УПО в соответствии с федеральным законом "Об образовании" от 13.01 .96 г. № 12 ФЗ, типовым положением (об УСПО или УНПО), письмом Госкомвуза России от 02.01.96 г. № 31-32-38 ИН/ОЗ "О дополнительных образовательных услугах" (темой Министерства образования РФ от 21.07.95 г. № 52 - М "Об организации платных образовательных услуг") и уставом УПО,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести в УПО с " __ " ________ 200_. г. платное договорное обучение по специальностям, не предусмотренным заказом учредителя и не обеспеченным его финансированием:
1.1 . ................
1.2 . ................
1.3 . ................
2. Открыть в УПО с " __ " ________ 200_ г., по мере формирования учебных групп, платные договорные курсы:
2.1. Подготовка к поступлению в УПО.
2.2. По обучению ...................
2.3. ......................
3. Открыть с " __ " ________ 200_ г., по мере набора желающих, платные (секции, студии, кружки) для занятий:
3.1. (Теннисом и т.п.)
3.2. (Живописью и т.д.)
.. 3.3. ............................
4. Заместителю директора по ................... к сроку, указанному в п. 1 (п. 2, п. 3), обеспечить получение лицензии на обучение по специальности ...................... (данный пункт вносится в приказ в случае, если на какие-либо из упомянутых в предыдущих пунктах специальностей или учебных предметов УПО не имеет лицензии).
5. Заместителю директора по ................... до " __ " ________ 200_ г. обеспечить разработку и утверждение образовательных и рабочих программ, а также учебных планов (планов занятий, тренировок) по специальностям, перечисленным в п. 1; курсов, перечисленных в п. 2 и занятий в труппах, перечисленных в п. 3, и соответствующих расписаний занятий. Пpeдусмотреть возможность варьировать программы, учебные планы и расписания занятий в зависимости от пожеланий заказчиков услуг.
6. Заместителю директора по ................... до " __ " ________ 200_ г. подготовить предложения по составу персонала УПО, привлекаемого к оказанию платных образовательных услуг, провести с ними индивидуальные беседы, подготовить и заключить с отобранными работниками соответствующие трудовые соглашения.
7. Заместителю директора по ........................ (коммерческому директору) совместно с заместителем директора по хозяйственной части и главным бухгалтером до " __ " ________ 200_ г. представить смету (калькуляцию) необходимых затрат для организации и реализации указанных платных образовательных услуг, распределения предполагаемых доходов, а также расчет цены на каждую услугу и её обоснование. Предусмотреть по нескольку возможных вариантов цены по каждой услуге, возможные скидки, льготы для обучающихся УПО, малообеспеченных категорий населения.
При расчете размеров цены учитывать, что при наличии лицензии на образовательную услугу налог на добавленную стоимость и спецналог с этой суммы не взимаются.
Разработать и предложить к указанному сроку последовательность оплаты указанных услуг; проанализировать и представить свое заключение и предложения по возможности и порядку оплаты предоставляемых услуг по частям, по периодам обучения и в рассрочку; при этом оплата должна проводился только через ..................... отдаление ............. банка (здесь указывается банк и его отделение, обслуживающие УПО).
Разработать и представить к указанному сроку предложения по расценкам оплаты труда педагогическим работникам и иному персоналу, привлекаемым для осуществления и обеспечения платных образовательных услуг.
Разработать и к указанному сроку представить примерные варианты договоров с заказчиками и потребителями платных образовательных услуг.
8. Заместителю директора по .................... организовать рекламу в средствах местной информации о предоставляемых УПО платных образовательных услугах.
Оповещение, популяризацию и пропаганду вводимых платных образовательных услуг организовать как можно шире всеми доступными способами и средствами - через средства массовой информации (печать, телевидение, радио); расклейкой афиш в наиболее людных местах на улицах, в торговых предприятиях, в офисах различных организаций и предприятий, в городском транспорте, в кинотеатрах и т. п.; раздачей в упомянутых местах рекламных материалов; личным индивидуальным и групповым оповещением, разъяснением и пропагандой предлагаемых образовательных услуг населению в жилых микрорайонах, а возможным заказчикам услуг - в их офисах. Привлечь к указанной работе сотрудников и желающих из обучающихся.
9. Заместителю директора по ................... организовать и обеспечить прием граждан, желающих получить вышеупомянутые платные образовательные услуги, собеседование с ними, обсуждение условий и подписание соответствующих договоров, формирование учебных групп; согласование и подписание договоров с заказчиками образовательных услуг (руководителями заинтересованных предприятий, организаций, индивидуальными предпринимателями, спонсорами, благотворителями).
10. Заместителю директора по .................. до " __ " ________ 200_ г. обеспечить подготовку учебных помещений и необходимого оборудования и оснащения.
11. Назначить:
11.1. Исполняющим обязанности руководителя, ответственным за осуществление платного профессионального образования по специальностям ........................ (перечисленным в п. 1) ................... (должность, фамилия, имя и отчество).
11.2. Ответственным за:
- подготовительные курсы ......................... (должность, фамилия, имя и отчество).
- курсы по обучению ..................................."....(наименование курсов) ........................... (должность, Фамилия, Имя, Отчество).
- курсы .....................
11.3. Ответственным за спортивные секции и группы физподготовки ............................... (должность, фамилия, имя и отчество).
11.4. Ответственным за группы (кружки) для занятий (перечислить) ..
........................................................ (должность, фамилия, имя, отчество).
12. Приказ объявить всему персоналу УПО. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ........
Директор ........................................... (наименование УПО)
..............................................(подпись, инициалы, фамилия)
ПРИМЕЧАНИЕ. В конкретный приказ включаются те пункты настоящей модели, которые соответствуют фактическим условиям с необходимыми изменениями и дополнениями.
В. В. Шапкин
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА И РЫНОК: Платные дополнительные образовательные услуги
Методическое пособие
Компьютерный набор и верстка
Н.Г. Фабричникова
Редактор Н.В. Содова
Заказ № 4-98. Объем 1,9 п. л. Тираж 100 экз.
Цена договорная
Отпечатано в Учебно-методическом центре Комитета по образованию Санкт-Петербурга 193024, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, 16.