Настоящая программа содержит современные теоретические сведения по методике преподавания русского языка в 5-9 классах, является основным нормативным документом для теоретической и практической подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка неполной средней школы с учетом полученных знаний по методике преподавания русского языка в начальной школе.
Цель программы: Раскрыть содержание учебно-воспитательной работы по русскому языку в неполной средней школе, сообщить теоретические сведения по методике преподавания, сформировать у студентов профессиональные умения и навыки.
Задачи курса методики русского языка в 5-9 классах:
· дать студентам основы теоретических и практических знаний в области методики преподавания русского языка в 5-9 классах, на основе которых они могли бы добиться прочного усвоения учащимися программного материала, эффективного решения и формирования у школьников умения самостоятельно совершенствовать свои знания;
· создать условия для успешного овладения студентами методическим и дидактическим инструментарием различных типов уроков;
· развивать полученные знания по специальности "Преподавание в начальных классах", познавательную самостоятельность и лингвистические способности будущего учителя русского языка неполной средней школы;
· обеспечить преемственность в преподавании русского языка, практическое воплощение идей развивающего обучения в начальных классах и классах среднего звена общеобразовательной школы; межпредметные связи русского языка с литературой, иностранными языками, историей и другими предметами;
· дать студентам глубокие знания школьных программ и учебников по русскому языку, основных методических пособий, средств наглядности;
· сформировать у студентов представления об идеях и методах, заложенных в школьных программах, учебниках, пособиях по русскому языку;
· ознакомить студентов с опытом учителей-новаторов, творчески работающих учителей русского языка города, области, страны;
· обучить студентов творческому подходу к процессу обучения школьников русскому языку, сформировать приемы и навыки самостоятельного пополнения знаний по русскому языку и методике его преподавания, анализу и самоанализу процесса обучения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и преемственности в обучении русскому языку и рассчитана на 177 часов.
Программа составлена с учетом учебного плана училища, в основе которого заложены стандарты изучения русского языка в неполной средней школе по вузовской методике преподавания русского языка. Данный курс предусматривает не только изучение содержания программы 5-9-х классов, анализа материала учебников, но и знание структурных элементов урока, их особенности, методики работы над тем или иным понятием, упражнением, правилом, системы работы над конкретной темой, умение составить опорный конспект, алгоритм, применять занимательный материал, подобрать материал для конкретного вида диктанта, подготовить и провести фрагмент урока, стандартный или нестандартный урок русского языка в 5-9 классах.
Программа предусматривает наряду с уроками разных типов и такие формы занятий:
· лекции (цель: сообщить теоретические сведения по методике преподавания русского языка);
· практические работы (цель: отработка учебно-речевых ситуаций педагогического общения);
· лабораторные работы, показательные уроки, фрагменты уроков, видео- и магнитофонные записи уроков (цель: формирование первичных профессиональных умений и навыков на основе теоретических сведений, получаемых на лекциях, овладение отдельными методами педагогических исследований);
· семинарские занятия (цель: систематизация практических и теоретических знаний);
· контрольная работа (цель: проверка и контроль знаний);
· консультации.
Примерный тематический план
Сведения по русскому языку, входящие в обязательный минимум Основы методики русского языка в 5-9 кл. Задания для учащихся
1 2 3
III семестр Содержание и структура курса русского языка в средних классах. Анализ программы. 2ч.
Стандарты по русскому языку для средних классов общеобразовательной школы. 1ч. Структурные компоненты уроков русского языка. Начало урока.Проверка домашнего задания.Виды и методика проведения устного опроса учащихся.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.Посещение и анализ урока.Изучение нового материалаЗакрепление. Формы, методические приемы. 1ч.2ч.2ч.1ч.2ч.4ч.2ч. Подобрать материал для пятиминутной "разминки".Отбор материала для диктанта на основе упражнения с группировкой орфограмм.Составление памятки. Рецензия-отзыв на устный ответ.Подобрать нестандартное начало урокам материал для эмоциональной зарядки.Подобрать задачи, упражнения, игры по теме.
IV семестр. Итоговая контрольная работа.Работа по дальнейшему углублению, обобщению умений и навыков.Задание на дом. Подведение итогов.Типология уроков.Варианты урока: практическая работа, изучение нового материала и т.д.Посещение и анализ урока. 2ч.2ч.1ч.2ч.2ч.2ч. Формулировка вопросов.Составление памятки. Структура - схема урока.
Фонетика. Обозначениемягкости согласных с по-мощью Ь. Двойная роль е,ё, ю, я. 1ч. Характер фонетических упражнений. Методика фонетического разбора. 2ч. Игра "Ходим парой". Зв. игл. согл. Подбор материаладля эмоциональной зарядки, слухового словарного диктанта. 1ч.
Графика. Обозначениезвуков речи на письме.Алфавит. 1ч. Пятиминутная "разминка".Лингвистический творческий диктант (подбор материала) 1ч.
Лексика. Лексическоезначение слова. Изучениеданного раздела языка вср. Классах. 1ч. Виды лексических упражнений и методика их проведения. Лексические понятия и умения.Методика работы со словарями и справочными материалами. 2ч.1ч. Задуматься и удивиться(словарное и лексическоезначение - занимательнаяошибка), отбор материаладля творческих диктантов.Составление таблицы. 1ч.
Словообразование. Лингвистические основышкольного курса словообразования. Анализ учебного материала. 1ч. Методика изучения словообразовательных понятий и изучение словообразованиячастей речи в 5-9 кл. 2ч. Подбор занимательного материала, разнообразие заданий. Устное сообщение. "И это все о нем" (слове), автобиография, слова, войдем внутрь слова, волшебная морфема ... 1ч.
Орфография. Сведения поклассам, содержание раздела в среднем звене. 1ч. Понятие об орфограмме.Типы и виды орфограмм.Приемы формирования орфографической зоркости.Орфографическое правило,его особенности и этапы изучения.Виды упражнений по орфографии, орфографическийразбор, методика его проведения.Посещение и анализ урока.Программный материал, анализ учебников. Изучение морфологии в 5-9 кл. Содержание, структура, принципы изучения.Методика формирования понятия "части речи" в процессе изучения морфологии.Специфика в изучении знаменательных и служебных частей речи.Итоговая контрольная работа. Анализ.. 1ч.1ч.2ч.2ч.1ч.1ч.1ч.3ч. Подобрать задачи, упражнения, игры по теме.Практическая работа: составление памятки, общего ключа к анализу, составить схему на определенное правило.Составитель ОС по теме. 1ч.1ч.1ч.
V семестрИзучение имени существительного, его грамматических признаков в ср. классах. Материал учебников. 2ч. Система работы по теме.Виды и система морфологических упражнений.Методика проведения морфологического разбора. 1ч.1ч. Подбор занимательного материала (уст.и письмен.)по теме.Составление некоторых алгоритмов, опорных сигналов. 1ч.1ч.
Программный и учебныйматериал по изучениюимени прилагательного. 2ч. Система работы по теме, методика проведения морфологических упражнений. Морфологический разбор.Посещение и анализ урока. 1ч.2ч. Сочиняем лингвистическуюсказку. 1ч.
Тема "Глагол" в школьном изучении. Анализ учебников, требования программы. 1ч. Система работы по теме,морфологический разбор.Методика изучения темы"Формы глагола". 2ч.1ч. Составить алгоритм потеме.Работа по таблице и ОКпо теме. 1ч.
Изучение имени числительного в 5-9 кл. Система работы по теме, методика работы над правописанием числительных. 1ч.
"Местоимение" Система работы, методы иприемы изучения темы"Местоимение". 2ч. Путешествие по сказке оместоимениях. 1ч.
"Наречие" Методика работы над упражнениями по правописанию наречий. Виды упражнений.Посещение и анализ урока. 2ч.2ч. Работа по ОК.
Служебные части речи.Анализ учебного и программного материала. 1ч. Виды упражнений, приемыработы по правописаниюслужебных частей речи(предлог, союз, частица).Итоговая контрольная работа. 3ч.2ч. Подобрать игровой материал, составить ОС (по темам).Резерв 3 часа 1ч.
VI семестр.Словосочетание. Строение, связь слов в словосочетании в школьном изучении. 1ч. Система упражнений по словосочетанию. Виды и приемы работы.Методика ознакомления спредикативной связью. 2ч.1ч. Составление ОС или другие таблицы по словосочетанию. 1ч.
Предложение. Структура,вид, порядок слов в предложении. 1ч. Виды упражнений по данной теме, методика их проведения. 1ч. Отбор языкового материала для графического диктанта. 1ч.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 1ч. Методика формирования понятия "члены предложения" в процессе изучения синтаксиса.Система упражнений, виды и методика проведения. 1 ч.1 ч.
Второстепенные члены предложения. Анализ программного и учебного материала. 1ч. Методика ознакомления с данной темой, система работы. 1 ч. Творческий диктант (распространение предложения второстепенными членами предложения. Различные типы простых приложений. Подобрать основной и исправленный вариант. 1ч.
Изучение односоставных предложений в средних классах. 1 ч. Система упражнений по выработке умений пользоваться односоставными предложениями в речи. 1 ч. Творческая работа. Составление графического диктанта. 1ч.
Предложения с однородными членами предложения. 1ч. Система в обучении пунктуации с 1-9 кл. Работа над пунктуацией при изучении курса синтаксиса.Посещение и анализ урока.Методика обучения пунктуации в школе. Характеристика пунктуационного правила, работа с ним.Итоговая контрольная работа. 1 ч.2 ч.1 ч.2 ч. Составление фрагмента урока и проведение его.Отбор языкового материала и составление карточек для разбора с грамматическими заданиями. 1 ч.
VII семестр. Нестандартные формы уроков русского языка в средней школе.Нестандартные формы уроков русского языка в средней школе (уроки обобщения).Альтернативные способыобучения русскому языку(комплексный подход-программа Гузика, алгоритмы Ямпольской, обобщающие таблицы Иваницкой).Система упражнений при работе с обращениями, вводными словами, междометиями. 2ч.1ч.4ч.1ч. Подготовить и провестифрагмент нестандартногоурока (аукцион,сказка и др.)Подготовить и провестифрагменты уроков.Подбор материала по вопросам темы, формулировка заданий работа в микрогруппах.Подготовить анализ текстаконтрольного диктанта, составить ОС по вопросамтемы. 1ч.2ч.2ч.2ч.
Обособление. Изучениетемы в средних классах. 1ч. Виды упражнений для за крепления полученных знаний, особенности их проведения в ср.классах. 1ч. Составление ОС по теме,система вопросов-заданийдля контрольной работы. 1ч.
Прямая и косвенная речь. 1ч. Анализ страниц учебника.Посещение и анализ урока. 1ч.2ч. Составление заданий по теме, их отбор, графический диктант, составление речев.ситуации. 1ч.
Предложение сложносочиненное. 1ч. Методика работы над новым понятием и упражнениями по данной теме. 1ч. Составить ОС (опорный сигнал) по теме с объяснением. 1ч.
Предложение сложноподчиненное, его правописание. 1ч. Методика работы при объяснений новой темы, анализ страниц учебника. 2ч. Подобрать виды практических работ по теме, составить ОС. 1ч.
Бессоюзные сложныепредложения. 1ч. Методика работы над новым понятием, использование ОС,алгоритма, отбор языковогоматериала для закрепления.Посещение и анализ урока.Итоговая контрольная работа.Система упражнений, методика элементов лингвистического анализа, работа с графической наглядностью по теме "сложные предложенияс различными видами связи". 2ч.2ч.2ч.2ч. От5ор языкового материала для творческой работы, определение ее вида, формулировка задания - работа вмикрогруппах. 1ч.
VIII семестрРазвитие речи в среднихклассах. 1ч. Изложение разных видов,методика работы над изложением.Посещение и анализ урока.Виды сочинений, методикаподготовки и проведения сочинений.Посещение и анализ урока.Методика проверки и анализа сочинений. 2ч.2ч.4ч.4ч.(2ч)1ч. Составить план-конспектподготовки и проведения изложения.Практическая работа по микрогруппам по отбору заданий, при подготовке к сочинению.Практическая работа по анализу сочинений. 2ч.2ч.1ч.
Итоговое занятие. 1ч. Итоговая контрольнаяработа. 2ч.
Содержание программы
N Тематика программы Количество часов
п/п всего теория практич. занятия показ. уроки
1 2 3 4 5 6
III семестр - 78ч.
1 Введение. Цепи и задачи курса специализации "Преподавание литературы в средних классах школы". Знакомство с учебниками, программами, методическими пособиями. 2 2
2 Содержание, структура курса литературы в средних классах. 4 4
3 Требования к курсу литературы. Творческий характер, структура и содержание урока. Повышение нравственного потенциала урока литературы. 2 2
4 Типология уроков литературы. 6 4 . 2
5 Методы обучения, виды деятельности учителя и ученика на уроке литературы. 4 4
6 Приемы изучения литературного произведения: беседа, драматизация, инсценирование, выразительное чтение, виды, комментирования и т.д. Л.Н.Толстой«После бала". 8 4 2 2
7 Виды анализа. 2 1 1
8 Устное народное творчество 8 4 4
8.1 Изучение сказок в средних классах. Методика работы над сказкой. 4 2 2
8.2 Особенности былинного эпоса. Методика работы над былиной. Теория литературы: понятие о былине, гиперболе, постоянном эпитете. 4 2 2
8.3 Посещение и анализ урока. Итоговая контрольная работа. 4 2 2
9 Мифы 6 4 2
9.1 История возникновения. Виды мифов. Миф и сказка. 2 2
9.2 Курс "Мифология" в программе средней школы. Методика работы над мифом. 2 2
9.3 Практическое занятие: фрагмент урока в 6 кл. ("Яблоки Гесперид", "Мифы древних славян") 2 2
10 "Библия" - памятник мировой культуры. Изучение "Библии" в школе. 4 4
11 Древнерусская литература 12 8 2 2
11.1 История, зарождение, виды, жанры древнерусской литературы. "Поучение Владимира Мономаха". 2 2
11.2 Методика работы над летописной повестью, проведение комментированного чтения. Тезисный план. "Повесть временных лет". 4 4
11.3 "Слово о Игореве" - памятник древнерусской литературы. Варианты изучения произведения. 2 2
11.4 Практическая работа: составление плана-конспекта интегрированного урока. 2 2
11.5 Посещение и анализ урока. 2 2
12 Понятие о литературном направлении: 8 6 2
12.1 Классицизм, романтизм, реализм в русском искусстве. 2 2
12.2 Изучение классической комедии в школе на примере комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль". 2 2
12.3 Стиль писателя и определенная эпоха. Авторская позиция. (А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"). 2 2
12.4 Практическое занятие. 2 2
13 Методика изучения обзорных тем. 4 4 3 2
Итоговая контрольная работа. Резерв 2 2
V семестр - 54 часа.
14 Методика изучения биографии писателя в средних классах. 6 4 2
15 Особенности изучения художественных произведений разных жанров. 46 30 12 4
15.1 Особенности изучения басен в средних классах. Методика проведения внеклассных занятий по творчеству И.А.Крылова. Теория литературы: понятие о басне, аллегории. 3 2 1
15.2 Методика работы над эпическим произведением: эпизодом, пейзажем, литературным образом. 6 4 2
Посещение и анализ урока. 2 2
15.3 Методика работы над лирическим стихотворением (на примере стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) 6 4 2
Система стихосложения. Теория литературы: понятие лирики, выразительных средств языка. 2 2
Посещение и анализ урока. 2 2
15.4 Методика работы над речевыми характерами в драматическом произведении - А.С.Грибоедов, "Горе от ума", Н.В.Гоголь, "Ревизор". 4 2 2
15.5 Урок-композиция, урок-семинар по поэме Гоголя "Мертвые души". Теория литературы: "поэма в прозе". 2 2
Итоговая контрольная работа и анализ.
Резерв. 2 2
VI семестр - 32 ч.
Стилевой анализ как вариант изучения литературного произведения. 2 2
15.6 Метод сопоставления при изучении творчества писателя М.Ю.Лермонтова "Дума", "1-ое января".
15.7 Теория литературы: понятие о монологе, диалоге, антитезе. 2 2
Теория литературы: развитие понятия о поэме, романтизме, композиции. 2 2
15.8 Элементы проблемного анализа художественного произведения (М.Ю.Лермонтов. Прочтение "Мцыри" как лирической романтической поэмы и "Песни про купца Калашникова..." как эпической исторической поэмы). Теория литературы: развитие понятия о поэме, романтизме, композиции. 4 2
Посещение и анализ урока. 2
15.9 Особенности работы над языком художественного произведения, элементы лингвистического анализа. Н.В.Гоголь, "Тарас Бульба". 2 2
15.10 Использование плана-конспекта, опорного сигнала-конспекта, опорного сигнала - ОС ("ключей") при изучении литературного произведения. Использование КМД в работе над главами. 6 4 2
15.11 Методика работы над произведениями "малого" жанра. Работа над художественной деталью. 4 4
Рассказы А.П.Чехова, А.Платонова, М.Зощенко, Некрасова.
16.12 Виды уроков литературы. 10 8
Методика проведения некоторых видов уроков литературы. Активные формы изучения и преподавания литературы. Нестандартные уроки. Интегрированные уроки. Посещение и анализ урока.
Контрольная работа. 2 2
VII семестр - 38 ч.
17.13 Использование наглядности на уроках литературы. 4 3 1
18.14 Изучение зарубежной литературы в средних классах. 6 6
Методика проведения отдельных уроков. (Мольер, "Мещанин во дворянстве", Сервантес, "Дон Кихот", сказки Андерсена, рассказы Дж.Даррела и др.)
19.15 Внеклассное чтение по литературе в средних классах. 12 6 4 2
Организация и методика проведения. Составление отзыва, рецензии, аннотации. 8 6 2
Практическое занятие: творческие задания - сообщения - обзоры по произведениям современных писателей. 2 2
Посещение и анализ урока. 2 2
20.16 Обзор произведений писателей русского Зарубежья (В.Набоков, Шмелев, А.Солженицин, И.Бродский и др.) 5 4 1
21.17 Обзор новинок современной литературы. 3 3
22.18 Внеклассные занятия по литературе в средних классах. 4 2
Методика организации и проведения, виды занятий (конференции, литературная композиция, диспут и др. на примере произведений современной литературы)
Итоговая контрольная раббота. 2 2
Резерв. 2 2
VIII семестр - 28ч.
23 Развитие речи. 12 6 6
Виды сочинений по литературному произведению в средних классах, их отличительные черты. 2 2
23.1 Методика работы над сочинениями разных видов и жанров 2 2
23.2 Анализ сочинений.
23.3 Практическая работа: написание сочинений разных видов и тематики. 2 2
23.4 Посещение и анализ урока. 6 6
Итоговая контрольная работа. 2 2
Резерв. 2
Контрольные работы. 12 12
Всего часов 230
Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов,
завершивших курс по специализации
1. Знать содержание учебных программ, нормативных документов, фактического материала учебников по литературе 5-9 классов.
2. Знать стандарт по литературе для общеобразовательной школы и уметь реализовать его на практике.
3. Знать типологию уроков литературы и уметь составить конспект урока в зависимости от типа урока, нормы оценок знаний учащихся.
4. Уметь выбрать необходимый путь анализа художественного произведения в соответствии с его жанровой спецификой.
5. Знать и уметь применять на практике понятия, связанные с общими свойствами литературы, структурой художественного произведения, его родо-жанровыми особенностями, с изобразительно—выразительными средствами языка и особенностями стихотворной речи.
6. Уметь составлять конспект урока как в традиционной, так и нетрадиционной форме ведения урока, овладеть навыками проведения интегрированных и других уроков литературы.
7. Проводить анализ и самоанализ урока.
8. Знать формы проведения внеклассной работы по литературе, уметь организовать ее с учетом преемственности и возрастных особенностей учащихся.
9. Организовать дифференцированное и индивидуальное обучение учащихся с целью развития интереса и творчества при изучении литературы.
10. Оформить кабинет литературы и организовать его работу с привлечением школьников.
Литература
1. Программа по литературе для общеобразовательной школы. (Программа Курдюмовой, Маранцмана, Аркина), 1992 г.
2. Методическое письмо № 563/11 от 7. 06.94 г. МО РФ "О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях". Сборник нормативных документов "Общее среднее образование России", М., 1994, "Новая школа".
3. Учебники литературы для 5-9 классов.
4. Методическое пособие и хрестоматии к действующим учебникам. (по классам)
5. Голубков "Методика изучения литературы в средних классах". Любое издание.
6. Никольский "Методика преподавания литературы в ср. школе". М. Просвещение, 1971 г.
7. Методика преподавания литературы п/ред З.Н.Рез. М. Просвещение, 1977 г.
8. Активные формы преподавания литературы. Сост. Р.И.Альбеткова. М. "Просвещение", 1991 г.
9. Теория и практика сочинений разных жанров. (8-9 классы) Сост. Т.А.Ладыженская и Т.С. Запалова. М. "Просвещение", 1990 г.
10. С.Наровчатов, "Необычное литературоведение". М: "Детская литература.", 1981 г.
11. Урбан А.А., "Стихи-собеседники"., Л., "Детская литература", 1970 г.
12. М.В.Черкезова, А.Д.Жизина. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. С-П, Просвещение, 1992 г.
13. М.А.Рыбникова, Очерки по методике литературного чтения. М. Просвещение. 1985 г.
14. О.Ю.Богданова. "Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе". М. "Просвещение", 1984 г.
15. Н.И.Кудряшев. "Вопросы методики преподавания литературы". М. Учпед. изд. 1969 г.
16. Н.К.Мещерякова, И.С.Чернявская. "Зарубежная литература для детей и юношества" в 2-х частях. М. Просвещение, 1989 г.
17. Л.Е.Стрельцова, "Литература и фантазия". М. Просвещение", 1992 г.
18. Е.Н.Колокольцев, "Межпредметные связи при изучении литературы в школе". М. "Просвещение", 1990 г.
19. С.Н. Гранцева, "Поиск новых путей". М. "Просвещение", 1990 г.
20. А. Горелов, "Русская народная поэзия". Л. Художественная литература, 1984 г.
21. Журнал "Литература в школе"
22. Журнал "Словесник", 1992 г.
23. Журнал "Русский язык и литература в сред. спец. учебных заведениях Украины".
24. Приложение к газете "Первое сентября" - "Литература".
Более подробно литература по теоретическим вопросам, творчеству писателя, конкретно по темам указывается дополнительно во время работы над той или иной темой.
25. О новых изданиях программ, учебников, методических и дидактических материалов регулярно смотрите Тематический план выпуска литературы по предмету на каждый год - 1994, 1995, 1996, и т.д., внимательно следите за их выпуском.