Нетрадиционные формы занятий при изучении курса "Человек и общество" в 11 кл.

Заключительный раздел курса " Человек и общество" включает тему "Современная цивилизация и политическая жизнь". Ее изучение нацелено на решение следующих педагогических задач: помочь старшеклассникам приобрести относительно целостное знание о политической сфере жизни общества, пробудить стремление самостоятельно пополнять их, формировать умение ориентироваться в реальной политической деятельности и гуманистическими ценностными ориентирами, способствовать развитию таких качеств, как самостоятельность и критичность в принятии решений и осуществлении выбора, гражданская ответственность, умение вести конструктивный диалог.
Логика построения и особенности содержания темы дают возможность использовать различные формы занятий, в том числе и такие, которые пока редко встречаются весьма эффективными. Рассмотрим подробнее методику проведения некоторых из них.
ДЕМОКРАТИЯ(ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ).
Урок призван через решение познавательных задач и выполнение практических заданий расширить и углубить знания о демократическом принципов, к осмыслению возможностей, прав и ответственности гражданина в демократическом государстве.
ПЛАН УРОКА.
1. Принципы демократии и демократические политические механизмы.
2. Демократические принципы организации общества и их проявление в различных сферах общественной жизни.
3. Представительная и непосредственная формы демократии. Политические права личности.
К моменту проведения урока школьники получили лишь общее представление о демократическом политическом режиме (демократии), а из действующих политических механизмов изучен только один правовое государство. Другие будут подробно рассматриваться на последующих занятиях. Поэтому на уроке нецелесообразно обстоятельно раскрывать сущность не изученных ранее понятий: "политический плюрализм", "многопартийность", "парламентаризм", "демократическая политическая культура".
Первый вопрос может быть рассмотрен на основе выполнения учащимися следующего задания.
Задание 1. Вы являетесь свидетелем спора. Один его участник считает, что демократия существует там, где ее основополагающие принципы - народовластие, свобода и равенство личности - признаются обществом и государством и закреплены конституционно. Другой утверждает, что между формальным закреплением демократических принципов в Основном законе страны и их реальным воплощением существует огромная дистанция, преодолеть, которую можно только при определенных общественных условиях. Он полагает, что подлинная демократия характеризуется всей совокупностью условий, созданных для успешной реализации демократических принципов. Вам представляется слово.
Комментарий для учителя.
Задание рассчитано на организацию дискуссии в классе, цель которой - научить учащихся применять знания о демократическом политическом режиме.
Первый шаг к выполнению задания: выявление рационального момента в первой из представленных позиций - это тезис об основополагающих принципах демократии. Для заострения проблемной ситуации учитель может зачитать статьи 2 и 3 Конституции РФ, где демократически е принципы получили официальное закрепление, и поинтересоваться, считают ли учащиеся, что в России сложился демократический политический режим.
Второй шаг: рассмотрение совокупности условий, необходимых для практического воплощения в жизнь демократических принципов. Классу можно предложить, опираясь на признаки понятия "демократический политический режим" (урок "Политическая система и ее роль в жизни общества"), перечислить какие именно условия необходимы для реализации демократических принципов.
В случае затруднений школьников целесообразно привлечь их внимание к фрагменту учебного пособия (Учебное пособие 40 параграф с.332). Обобщая ответы, педагог подчеркивает, что названные условия связаны с функционированием демократических механизмов политической системы: правового государства, политического плюрализма, парламентаризма, демократической политической культуры; поэтому демократию называют способом организации политической системы.
Задание 2. Школьникам предлагается на конкретном примере (скажем, на примере утверждения в нашей стране разнообразных форм собственности в экономической сфере) раскрыть взаимосвязь демократии во всех сферах общественной жизни.
Комментарий для учителя
Цель задания - подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что демократия как способ организации жизни общества охватывает все его сферы.
Продуктивному выполнению задания будет способствовать беседа с классом по следующим вопросам: Правильно ли считать, что появлению разнообразных форм собственности способствовал "Закон о собственности", утвердивший их равноправие и свободу экономической деятельности граждан? Аргументируйте свой ответ.
Можно ли отнести факт утверждения парламентом "Закон о собственности" к политической сфере? Свой ответ поясните.
Какова связь содержания этого документа с правосознанием законодателей (т.е. духовной сферой общественной жизни)?
Какой вывод на основе обобщения своих ответов вы могли бы сделать?
Вопрос о формах представительной и непосредственной демократии рассматривается путем коллективного обсуждения результатов выполнения учащимися задания/3
Задание 3 Политологи считают, что принцип народовластия реализуется через представительную демократию избранных народом в органы государственной власти представителей и демократию непосредственную путем прямого, непосредственного влияния граждан на политическое решения и действия государственных органов и должностных лиц. Укажите, что из нижеприведенного относится к представительной демократии, а что - к непосредственной?
1. Деятельность депутатов в парламенте.
2. Избрание представителя политической партии, общественно--политического движения или независимого кандидата в законодательные органы государственной власти.
3. Участие граждан в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
4. Участие граждан в референдумах.
5. Всенародное избрание президента.
Обоснуйте свой выбор.
Прочитайте статьи Конституции 29-30 и определите, какие политические права и свободы граждан реализуются в каждом из обозначенных политических действий? Почему эти действия должны совершаться в соответствии с установленным правовым порядком?
Поясните свой ответ фактами.
Комментарий для учителя.
Задание призвано обобщить знания о гражданине и его политической деятельности? Почему эти действия должны совершаться в соответствии с установленным правовым порядком? Поясните свой ответ фактами.
Комментарий для учителя
Задание призвано обобщить знания о гражданине и его политической деятельности, включить их в новую систему знаний, в частности, о формах демократии. Эффективность работы зависит от продуманной организации. Желательно заранее отпечатать задание на карточках и раздать его, хотя бы по одному экземпляру на парту. Важно также организовать его выполнение поэтапно: сначала выяснить, какие положения учащиеся отнесли к формам представительной демократии и почему. Затем дать учащимся время на прочтение статей Конституции и коллективно обсудить, какие политические права и свободы являются основой каждого из названных политических действий. В заключение заслушиваются примеры учащихся, подтверждающие необходимость подчинения политической деятельности установленным правилам.
Подводя итог, учитель может подчеркнуть, что реализация политических прав граждан не только связана с определенными формами демократии, но и формирует конкретное положение личности (ее политический статус) в политической системе, о чем подробнее пойдет речь на одном из последующих занятий.


В содержание