Составитель: Зав. УМК обществознания Шарикова Н.И. |
Дата 21.09.01. |
Структура тестов централизованного тестирования по истории и обществознанию в 2000-2001 учебном году и сопоставление её с процентом правильных ответов по заданиям.
История.
11 класс.
В 2000/2001 учебном году в централизованном тестировании принимало участие 897 учащихся 11-х классов.
Материал заданий, предложенных к тестированию включал вопросы по истории Отечества с древнейших времен до наших дней.
Тест состоял из 3-х частей: А.В.С.
Задания части А включали в себя тесты с одним правильным ответом.
Задания части В состояли из вопросов с пропусками, в которые необходимо вставить слово или словосочетание.
Задания части С предполагали ответ в свободной форме и представляли наиболее сложную часть тестов, т.к. они требовали от учащихся умений анализировать, вскрывать причинно-следственные связи, рассуждать.
Наиболее успешно учащиеся проявили себя при ответах на вопросы, требующих формализованных знаний (факты, даты, понятия и т.п.) т.е. в части А.
Лучше всего учащиеся знают события Великой Отечественной войны - 64,8%, историю советского периода России - 61%. Хорошие знания хронологии показали 58,1%.
Слабы знания учащиеся по истории России 16-18 веков. Учащиеся плохо ориентируются в вопросах экономической жизни страны, истории церкви, в знании исторических источников - 11%.
С заданиями на развитие, историческое мышление, умение раскрывать причинно-следственные связи, логику, т.е. с вопросами части С справились 0,6%.
Тестирование показало, что уровень знаний учащихся за последние 2 года не изменился.
История.
9 класс.
В 2000\2001 учебном году в централизованном тестировании по истории принимало участие 520 учащихся 9-х классов.
Содержание заданий соответствовало школьному курсу истории России для основной школы с древнейших времен до наших дней.
Все тесты разделены на 3 части: А,В,С.
Задания части А включали в себя тесты с одним правильным ответом.
В заданиях части В предлагалось вставить пропущенные слова, словосочетание или дату.
На задания части С предлагалось дать ответы в свободной форме, раскрыв причины, значение того или иного исторического события, дать ему характеристику.
Наиболее успешно учащиеся справились с заданиями требующих формализованных знаний.
Хорошие знания хронологии продемонстрировали - 67,1% учащихся.
Знание терминов, понятий - 63%.
Правильные определения смогли сделать 55,8% учащихся.
Слабые знания показали учащиеся по истории 15-16 веков. С заданиями по этому периоду справились только 5,8% тестируемых.
С заданиями части С, требующих демонстрации умений выделять причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять, сравнивать справились только 0,2% учащихся.
Обществознание.
11 класс.
В 2000\2001 учебном году в централизованном тестировании по обществознанию приняло участие 585 школьников.
Содержание заданий соответствовало школьному курсу обществознания и включало вопросы философии, экономики, права, политологии.
Тесты состояли из трех частей: А,В,С.
Задания части А содержали тесты с выбором ответа.
Задания части В требовали вписать в смысловые предложения правильные слова, цифры или буквы.
Задания части С требовали ответа в свободной форме и являлись более сложными, т.к. требовали от учащихся умений рассуждать, доказывать, делать выводы, обобщения, анализировать, проводить сравнения.
Наивысший процент правильных ответов по политологии - 89,4%, нормам морали - 73,8%, права - 82,9%.
Гораздо слабее знания учащихся в области культуры, философии, ориентации в социальных нормах - 23%
Только 23,2% учащихся справились с заданиями части С.
Уровень знаний учащихся по сравнению с прошлым годом не изменился.
Рекомендации.
Анализ результатов централизованного тестирования школьников в 2000\2001 учебном году показал, что одной из главных причин неумения учащихся пользоваться фактами для сравнения, сопоставления, раскрытия причинно-следственных связей, анализа, т.е. выполнять задания на развитие,
требующих исторического мышления, является старая методика преподавания истории, основанная на иллюстративности, делающая акцент на формализованные знания, господство репродуктивных методов обучения на уроках. Учителям обществознания следует усилить работу по внедрению активных форм обучения, использовать в практике преподавания современные технологии. Метод проблемного обучения, дискуссионность на уроках при обсуждении того или иного события в старших классах, изучение исторических событий по источникам, документам должны стать ведущими в работе учителей истории и обществознания.