Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования

 

 

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

базового повышения квалификации и аттестации на II категорию

учителей истории и обществоведческих дисциплин

 

 

 

Введение

Учебная программа позволит обеспечить мировоззренческую, научно-теоретическую, методологическую и методическую подготовку слушателей для их последующей работы в качестве учителя “Обществознания” средней школы.

 

Содержание программы

 

I. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

Тема 1. Государственная стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях РФ.

Реформа системы среднего образования в контексте реформирования общества. Тенденции и перспективы развития сферы образования на современном этапе. Реформа системы школьного исторического образования в России и проблема поиска приоритетов политики в области образования. Система школьного исторического образования: на пути к новой структуре и содержанию. Линейная структура школьного исторического образования. Концентрическая структура школьного исторического образования. Базовые компоненты; образовательные стандарты; учебно-методический комплекс по предмету.

 

Тема 2. Нормативные документы определяющие работу учителя истории и обществоведческих дисциплин на современном этапе.

Решение коллегии МО РФ № 24/1 1994г.

Информационно-методическое письмо МО РФ № 811/14 от 22.05.98г. «О преподавании курсов истории и обществознания в образовательных учреждениях РФ в 1998/99 уч.году».

«Об изучении прав человека в общеобразовательных учреждениях РФ в 1998/99г.»

Информационно-методическое письмо МО РФ № 1244/14-12 от 18.09.98г. «Проект образовательный минимум содержания среднего образования. Образовательная область «Обществознание».

Приказ МО РФ № 1236 от 09.05.98г. «Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по истории и обществознанию» (Учит.газ. № 22, 1998г.)

Приказ МО РФ № 1184 от 15.05.98г. «О преподавании прав человека в общеобразовательных учреждениях РФ в 1998/99 уч.г.» (Вестник образования № 1/98г. - перечень учебников).

 

Тема 3. Методология школьного исторического образования.

Цивилизационный, культурологический, стадиальный и др. подходы к интерпретации исторического процесса. Либеральный идеал. Герменевтический принцип подачи материала.

 

Тема 4. Историческая пропедевтика в начальной и основной школе.

Цели, задачи, проблемы, содержание. Методика преподавания, первый опыт работы.

Учебно-методический комплекс по предмету.

 

Тема 5. Преподавание истории в основной школе.

Преподавание истории в условиях первого концентра: проблемы, содержание, методические особенности преподавания. Учебно-методический комплекс по предмету.

 

 

Тема 6. Преподавание истории в старших классах средней школы.

Подходы к содержанию. Новый проблемно-теоретический уровень преподавания. Учебно-методический комплекс по предмету.

 

Тема 7. Обществоведческие дисциплины в основной и средней школе.

Преподавание обществоведческих дисциплин в основной школе: "Право и политика", "Граждановедение", "Введение в экономику", "Человек и общество 1ч". Цели, задачи, методические особенности, методическое обеспечение курсов.

Обществоведческие дисциплины в полной школе: "Человек и общество 2ч.", "Современный мир"; модульные курсы: "Введение в философию", "Введение в политологию"," Введение в экономику", "Основы правоведения", "Политика и право" и др. Цели, задачи, особенности преподавания. Методическое обеспечение курсов.  

 

II.    МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Тема 1. Инновации в историческом образовании.

Современные технологии обучения. Семантический анализ. Сопоставительный анализ источников. Модульная технология. Понятие методики обучения. Современные требования к уроку истории. Диалоговый характер обучения. Современные формы обучения. Лекция, урок-практикум, лабораторная работа, деловая игра, круглый стол, тренинг.

 

Тема 2. Оценочный инструментарий по истории и обществоведческим дисциплинам.

Типология тестовых заданий для проверки формализованных знаний. Тесты для определения специальных способностей и достижений, интеллекта. Задания со свободными ответами. Типология познавательных заданий для проверки субъективированных знаний и умений.

 

Тема 3. Формы итоговой аттестации учащихся.

Традиционные формы: за и против.

Экзаменационные билеты: деятельностный, личностный и проблемный подходы к формулированию экзаменационных вопросов. Собеседование: виды и особенности заданий. Рефераты: выбор темы, памятки для учащихся, структура реферата, аспекты содержания, ссылки на источники, оформление, объем, отзыв. Модели защиты реферата: «классическая», «индивидуальная», «творческая». Критерии оценки реферата и его защиты. Аттестационная система за рубежом.

 

Тема 4. Работа учителя по анализу уроков истории и обществоведческих дисциплин.

 

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОСОБИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

 

Методические рекомендации для слушателей курсов подготовленные в текстовом редакторе Мim 93, директория ISTORIJ DTR, ЦДИТ ОО ИПК РО.

 

IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

А) Ответить на вопросы.

       1. Назовите основные положения государственной стратегии развития исторического и обществоведческого образования?

       2. Каковы цели исторического образования в школе?

       3. Каковы цели обществоведческого образования на современном этапе?

       4. Что является предметом изучения истории?

       5. Что является предметом изучения обществоведческих наук в школе?

       6. Что мы вкладываем в понятие гражданское образование? Каковы цели гражданского образования учащихся?

       7. Историческое и обществоведческое образование направлено на формирование общеучебных и специальных умений. Назовите их.

 

Б) Выполнить задания:.

1. Разработать модель урока истории с учётом современных требований к нему.

2. Провести анализ конкретного урока.

3. Разработать тематическое планирование к одному из курсов истории.

 

 

V.  ЛИТЕРАТУРА

       

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ              

1. Стандарты исторического и обществоведческого образования. Приложение к газете "Первое сентября"- "История". NN 42-43,1996г.N 2,1997г.

2. Историческое образование в современной школе. (справочно-методическое пособие для учителей) - М.: 19987.

3. Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин. - М.: Центр гуманитарного образования, 1998.

4. Программно-методические материалы. - М.: Дрофа, 1998.      

5. Из истории русской гуманистической мысли. -М.: Просвещение, 1993.

6. Новое в исторической науке. - М.: Просвещение, 1990.

7. Васильев Л.С. "Всемирно-исторический процесс: концептуальный анализ" ПИШ N3\ 1993г. стр. 2-7.

8. Материалы к словарю обществоведческих терминов. жур."Преподавание истории в школе". (далее ПИШ)N5\1994г. стр. 14-15.

9. Никитин А.Ф. "О гражданском образовании", ПИШ N1\1995г.

10. Сейненский А.Е. "Родной край: страницы истории. В помощь педагогу- краеведу." М., Интерпракс, 1994г.

11. Соколов Я.В. "Граждановедение: этап становления". ПИШ N3\1994г.

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

1. Алексашкина Г.В. Компьюторные программы в преподавании истории. ПИШ N5\1994г.

2. Белгородская Л.В."От факта к пониманию".ПИШ N3\1994г.

3. Иванова А.Ф. "Нетрадиционные формы работы на уроках истории". ПN 8\1994г.

4. Новые технологии истории образования. Приложение к газете "Первое сентября", "История"N45\1994г.

5. Умбрашко К. "Развитие творческого мышления на уроках истории". ПИШ N2\1996г.

6. Чернова М.Н. "Активное усвоение материала" ПИШ N7\1994г.

7. Гора  П.П. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. -М.: П., 1988.

8. Чернова М. «Модульный урок» - «История» № 27, 1995.

9. Новейшие течения в преподавании истории. Ж-л. ПИШ № 8, 1996.        

10. Новые технологии исторического образования. - «История» № 45, 1994.

11. Метод проектов на уроках истории. Учебно-методический комплекс по предмету.

12. Проблемное обучение. Учебно-методический комплекс по предмету.


 

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ОО ИПК РО

 

__________  Зотова Н.К.

 

"____" _________ 1998 г.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образовательной программы курсов базового повышения квалификации

и аттестации на II категорию

учителей истории и обществоведческих дисциплин

 

Цель: обеспечить мировоззренческую, научно-теоретическую,       методологическую и методическую подготовку слушателей к последующей работе в качестве учителя истории и обществознания средней   школы.

      

Категория слушателей: учителя - совместители, учителя неспециалисты, учителя не проходившие курсовую подготовку более 5 лет и аттестующиеся на II категорию.

 

Срок обучения:  40 часа.

Форма обучения: очная

Режим занятий:  6 часов в день.

 

 

 

В том числе

 

N

Наименование разделов и тем

Всего

лекции

выездные занятия, стажировки и деловые игры

практич., лабораторные, семинарские занятия

форма контроля

I

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

 

 

 

 

1.1

Входное диагностирование

2

 

 

 

2 анкетирова-ние

1.2

Государственная стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных            учреждениях РФ.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

1.3

Нормативные документы, определяющие работу учителя истории и обществоведческих дисциплин.

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

1.4

Методология школьного исторического образования.

 

2

 

2

 

 

 

 

1.5

Историческая пропедевтика в начальной и основной школе.

 

2

 

2

 

 

 

1.6

Преподавание истории в основной школе.

 

4

 

4

 

 

 

 

1.7

Преподавание истории отечества в старших классах средней школы.

 

 

4

 

 

4

 

 

 

1.8

Преподавание обществоведческих дисциплин в основной и средней школе.

 

 

4

 

 

4

 

 

 

II

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

 

 

 

 

 

2.1

Инновации в историческом образовании.

 

10

 

4

 

 

6

 

2.2

Оценочный инструментарий по истории  и обществоведческим дисциплинам.

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2.3.

Формы итоговой аттестации учащихся.

 

2

 

 

 

 

2

 

2.4

Работа учителя по анализу уроков истории и обществоведения.

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

Итоговый контроль

2

 

 

 

2 зачет контрольной работы

 

Итого часов:

40

26

 

10

4

 


Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования

 

 

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

аттестационных курсов учителей истории и обществоведческих дисциплин

на I  и высшую категории

 

Введение.

Данная учебная программа поможет обеспечить развитие способностей слушателей к творческому решению дидактических задач; закрепит умения применять исследовательский метод для осуществления практических задач обучения истории. Программа предоставит слушателям возможность провести анализ интеллектуального материала, представляемого на защиту, осуществить его коррекцию, исходя из современных научно-теоретических и методических требований.

В результате реализации программы слушатели должны овладеть методами исследовательской работы по предмету; усовершенствовать свои знания в области организации учебной деятельности по предмету; подготовить и защитить аттестационную работу.

 

Содержание программы

 

I. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

Тема 1. Становление новой системы исторического и обществоведческого образования.

Государственная стратегия развития исторического и обществоведческого образования. Плюрализм идеологий. Обращение к лучшим национальным  и общечеловеческим традициям гуманизма как глобального мировоззрения. Новая структура исторического и обществоведческого образования. Система пропедевтических знаний о человеке и обществе; история России и мира в начальной и средней школе. Светский характер образования.

 

Тема 2. Нормативные документы, определяющие работу учителя обществознания на современном этапе.

Образовательные стандарты. Базовые компоненты. Нормативные документы МО РФ. Новый учебно-методический комплекс по предмету.

 

Тема 3. Цели исторического и обществоведческого образования.

Развитие личности ученика - основная цель преподавания обществознания в школе. Воспитание историзма. Социализация учащихся. Формирование ценностных ориентаций, воспитание гуманизма и патриотизма.

 

 Тема 4. Роль общественных дисциплин в развитии личности школьника.

Формирование исторического мышления. Развитие специальных и общеучебных умений, творческого опыта решения проблем. Усиление практической направленности занятий.

 

II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

 

Тема 1. Интеграция содержания, форм и методов исторического и обществоведческого образования.

Межпредметные связи, межкурсовые связи, новые структурные формы. Развитие личности школьников в условиях интеграции исторического образования. Эффективные формы интеграции; инновации в обучении, современные технологии, формы и методы современного урока. Модульное обучение.

 

Тема 2. Изучение результатов деятельности учителя обществознания в области создания современных форм и методов обучения.

Комплексный анализ урока, подходы к нему.

 

 

Тема 3. Формирование учителем обществознания передового опыта.

Использование в творческой деятельности опыта учителей-новаторов. Умение учителя передавать свой опыт другим.

 

Тема 4. Деятельность учителя по освоению, внедрению и созданию новых педагогических решений в преподавании истории и обществоведческих дисциплин.

Личный позитивный опыт решения методических проблем.

 

Тема 5. Самоанализ в профессиональной деятельности учителя истории и обществоведческих дисциплин.

Анализ результативности своей профессиональной деятельности. Выявление сильных и слабых сторон собственной системы преподавания и корректировка учебно-воспитательного процесса на этой основе. Прогнозирование результатов обучения в обучении истории.

 

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОСОБИЯ

 

Методические рекомендации для слушателей курсов подготовленные в текстовом редакторе Мim 93, директория ISTORIJ DTR, ЦДИТ ОО ИПК РО.

 

IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Назовите нормативные документы МО РФ определяющие работу учителя обществознания на современном этапе.

       2. Каковы цели исторического образования в школе?

       3. Каковы цели обществоведческого образования на современном этапе?

       4. Что является предметом изучения истории?

       5. Что является предметом изучения обществоведческих наук в школе?

       6. Что мы вкладываем в понятие гражданское образование? Каковы цели гражданского образования учащихся?

7. Историческое и обществоведческое образование направлено на формирование общеучебных и специальных умений. Назовите их.

8. Перечислите плюсы и минусы концентрической системы преподавания истории и обществоведения.

9. Назовите существенные отличия нового поколения учебников от старых.

10. Какова роль обществоведческих дисциплин  в развитии личности учащихся.

11. Какие из перечисленных заданий более соответствуют современных технологиям обучения.

А) «объясни», «почему», «зачем».

Б) «узнай», «восстанови картину», «возрази», «поразмышляй».

В) «сделай вывод», «определи цель».

 

 

V.  ЛИТЕРАТУРА

       

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ              

1. Стандарты исторического и обществоведческого образования. Приложение к газете "Первое сентября"- "История". NN 42-43,1996г.N 2,1997г.

2. Историческое образование в современной школе. (справочно-методическое пособие для учителей) - М.: 19987.

3. Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин. - М.: Центр гуманитарного образования, 1998.

4. Программно-методические материалы. - М.: Дрофа, 1998.      

5. Из истории русской гуманистической мысли. -М.: Просвещение, 1993.

6. Новое в исторической науке. - М.: Просвещение, 1990.

7. Васильев Л.С. "Всемирно-исторический процесс: концептуальный анализ" ПИШ N3\ 1993г. стр. 2-7.

8. Материалы к словарю обществоведческих терминов. жур."Преподавание истории в школе". (далее ПИШ)N5\1994г. стр. 14-15.

9. Никитин А.Ф. "О гражданском образовании", ПИШ N1\1995г.

10. Сейненский А.Е. "Родной край: страницы истории. В помощь педагогу- краеведу." М., Интерпракс, 1994г.

11. Соколов Я.В. "Граждановедение: этап становления". ПИШ N3\1994г.

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

1. Алексашкина Г.В. Компьюторные программы в преподавании истории. ПИШ N5\1994г.

2. Белгородская Л.В."От факта к пониманию".ПИШ N3\1994г.

3. Иванова А.Ф. "Нетрадиционные формы работы на уроках истории". ПN 8\1994г.

4. Новые технологии истории образования. Приложение к газете "Первое сентября", "История"N45\1994г.

5. Умбрашко К. "Развитие творческого мышления на уроках истории". ПИШ N2\1996г.

6. Чернова М.Н. "Активное усвоение материала" ПИШ N7\1994г.

7. Гора  П.П. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. -М.: П., 1988.

8. Чернова М. «Модульный урок» - «История» № 27, 1995.

9. Новейшие течения в преподавании истории. Ж-л. ПИШ № 8, 1996.        

10. Новые технологии исторического образования. - «История» № 45, 1994.

11. Метод проектов на уроках истории. Учебно-методический комплекс по предмету.

12. Проблемное обучение. Учебно-методический комплекс по предмету.

13. Диагностика профессиональной деятельности учителя. «История». Оренбург, ООИПК, 1998.

14. Роль общественных дисциплин в развитии личности школьников. Оренбург, ООИПК, 1997.

15. Достижения учащихся как результат образовательной деятельности на уроках истории. Оренбург, ООИПК, 1998.

16. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Пр., 82.

 


Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ОО ИПК РО

 

__________  Зотова Н.К.

 

"____" _________ 1998 г.

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образовательной программы аттестационных курсов

учителей истории и обществоведческих дисциплин

на I и высшую категории

 

 

Цель: Обеспечить развитие способности слушателей к творческому решению дидактических задач. закрепить умения применять исследовательский метод для осуществления практических задач обучения истории. Провести рефлексию профессионального уровня слушателей.

Категории слушателей: учителя истории, аттестующиеся на I-ю и В. категории.

Сроки обучения: I категория - 32 часов, 3 недели.

 Высшая категория - 32 часа, 3 недели.

Форма обучения: I и высшая категории - очно-заочная форма.

Режим занятий - 6 часов в день.

 

 

 

 

 том числе

 

N

Наименование разделов и тем

Всего

лекции

выездные занятия, стажиров-ки и деловые игры

практич., лаборато-рные, семинар-ские занятия

консу-льта-ции

форма конт-роля

I

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

 

 

 

 

 

1.1

Становление новой системы исторического и обществоведческого образования.

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

1.2

Нормативные документы МОРФ. Образовательные стандарты. Новый учебно-методический комплекс по предмету.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1.3

Цели исторического и      обществоведческого  образования.

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

1.4

Роль общественных дисциплин в развитии личности школьника.

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

II

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

2.1

Интеграция содержания, форм и методов исторического образования.

 

 

10

 

 

4

 

 

 

6

 

 

2.2

Изучение результатов деятельности учителя истории в области создания современных форм и методов обучения.

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

2.3.

Формирование учителем обществознания передового опыта.

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

2.4

Деятельность учителя по освоению, внедрению и созданию новых педагогических решений в преподавании  истории и обществоведческих дисциплин.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

2.5

Самоанализ профессиональной деятельности учителя истории.

 

2

 

 

 

2

 

 

2.6

Консультации

6

 

 

 

6

 

 

Итоговый контроль

 

 

 

 

 

защита аттеста-ционной работы

 

Итого часов:

32

12

 

14

6