ИНФОРМАЦИЯ О НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАБОТУ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ в 1996/97 уч.году.

 

Преподавание истории и обществознания в средней школе осуществляется на  основе рекомендаций Министерства образования Российской Федерации:

- письмо МО РФ от 11.05.93г. N84-М "О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования".

- письмо МО РФ от 21.06.94г. N616/11 "О преподавании курсов истории и обществоведения  в  общеобразовательных учреждениях РФ в 1994/95 уч.г."

- решение коллегии МП РФ от 28.12.94г. N24-1 "О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях".

- письмо МО РФ от 06.02.95г. N151/11 "О гражданском образовании и изучении Конституции РФ".

- письмо МО РФ от 07.04.95г. N385/11 "О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса".

- письмо МО РФ от 19.03.96г. N391/11 "О гражданско-правовом образовании уч-ся в учреждениях образования РФ".

 

Данные нормативные документы опубликованы в ж."Преподавание истории в школе"  1994-96 гг., в  "Вестниках образования" 1993-96  гг.,  в "Информационных материалах" к августовским совещаниям 1994,95,96 гг.

 

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА "ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" в полной средней школе (10-11 классы) 68 часов.

 

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

1-2 уроки. Исторический процесс. Концепции истории. Цивилизации.              Периодизация.

3-4 уроки. Вспомогательные исторические дисциплины.

 

ТЕМА: ДРЕВНИЙ МИР

5-6 уроки. Первобытное общество.

7-8 уроки. Цивилизации Древнего Востока.

9-10 уроки. Древнегреческая цивилизация.

11-12 уроки. Древнеримская цивилизация.

 

ТЕМА: СРЕДНИЕ ВЕКА

Средневековая цивилизация Европы.

13-14 уроки. Ранее западноевропейское средневековье.

15-16 уроки. Зрелое западноевропейское средневековье.

17-18 уроки. Позднее западноевропейское средневековье.

19 урок.     Византия.

Россия в древности и в средние века (с древнейших времен до начала 17 века) см. планирование по Истории России.

Традиционные общества Востока.

20 урок.     Китай. Индия.

21 урок.     Арабо-мусульманская цивилизация.

22 урок.     Древнейшая цивилизация Америки.

 

ТЕМА: НОВАЯ ИСТОРИЯ

Становление индустриальной цивилизации.  Процесс всемирной модернизации. Эшелоны развития.

23-25 уроки. Кризис европейской аграрно-ремесленной цивилизации.

26-27 уроки. Рождение новой Европы.

28-32 уроки. Формирование европейской индустриальной цивилизации.

33-35 уроки. Страны Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы: между Западом и Востоком. II эшелон  развития. Запоздалая модернизация.

Россия в XVII-начале  XX века см. планирование по Истории Отечества.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки в новое время.

36-38 уроки. Колонизация  европейцами  стран Азии, Африки и Латинской  Америки. Втягивание стран Востока в орбиту европейской цивилизации. Кризис традиционного общества: традиционизм и модернизация.

Пробуждение Востока.

39-41 уроки. Начало кризиса индустриального общества. 1-я Мировая война.

 

ТЕМА: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

42-43 уроки.  Мир между двумя  мировыми войнами. Западная Европа и США в поисках выхода из кризиса. Демократия и тоталитарный режим.

Россия в 1917-1941 г. Вызов России Западному миру. Попытка создания нового общества  на  принципах  социальной справедливости см. планирование по Истории Отечества.

44-45 уроки. II Мировая война. Послевоенное устройство мира.

46-47 уроки. Страны Запада в послевоенный период. Завершение эпохи индустриального общества.

48-49 уроки. Насаждение советской модели в ряде стран Восточной Европы и Азии. Создание мировой социалистической системы.

50-52 уроки. Переход развитых стран от  индустриального к информационному обществу.

Советский Союз. Россия  во второй половине XX века см. планирование по Истории Отечества.

53-54 уроки. Крушение  мира социализма в Восточной Европе.  Восточная Европа на пути перемен.

55-57 уроки. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в современном мире. III эшелон развития. Усиление процесса дифференциации. Деколонизация и выбор путей развития.

58-59 уроки.  На пути к глобальной  единой цивилизации. Мир  на рубеже XX-XXI веков.

Целесообразно после каждой темы выделить по два часа на семинары, практикумы, зачеты. (8 часов)

68 урок.     Итоговое повторение.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА "ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"

(10-11 классы)

 

10 класс. История России с древнейших времен до наших дней.

1-3 уроки. Природные и  культурные  предпосылки развития российской      цивилизации.

4-6 уроки. Восточные славяне.

7-10 уроки. Киевская Русь. IX-XI вв.

11-13 уроки. Феодальная раздробленность XII-XIII вв.

14-16 уроки. Борьба Руси с иноземными захватчиками.

17-18 уроки. Русь под игом.

19-23 уроки. Образование единого русского государства. Начало самодержавия.

24-26 уроки.  "Смутное время" и дальнейшее укрепление самодержавия  в XVII веке. Начало нового периода в русской истории.

27-30 уроки. Петровские  реформы и начало модернизации российского общества. Образование империи.

31-32 уроки. Просвещенный абсолютизм.

33-35 уроки.  Кризис  феодально-крепостнической системы. Александр I и   попытка реформ.

36-37 уроки. От либерализма к  реакции.  Николаевская  реакция и тупик    политической адаптации к Европе.

38-41 уроки. Россия в годы либеральных реформ и  в пореформенный период.

42-47 уроки. Россия на рубеже веков. Трудности и противоречия запаздывающей модернизации. Среднеразвитая страна II эшелона. Альтернативы развития  страны: реформы и революция. Первая буржуазно-демократическая революция в России.

48-50 уроки.  Россия  между  революциями  (1907-1917 гг.). Превращение страны в думскую монархию. Экономическая модернизация и блокирование реформ.

51-53 уроки. Россия  в первой мировой войне. Кризис российской цивилизации.

54-59 уроки.  Революция и гражданская война  (март 1917 -  март 1921). Россия в  поисках выхода из кризиса. Год 1917:  от февраля к Октябрю. Октябрьский переворот. Переход большевиков к власти. Становление нового  режима. Гражданская война. Иллюзии и реальность военного коммунизма.

60-62 уроки. Советская  страна в период  НЭПа. От кризиса  к  кризису:     альтернативы 20-х  годов.  Поиски путей строительства нового общества.

63-70 уроки.  Формирование  тоталитарной  системы. "Великий перелом" и    установление тоталитарного режима. Сталинская модернизация: форсированная очаговая индустриализация, насильственная коллективизация, новая социальная структура,  воссоздание  империи. Страна накануне Великой Отечественной войны. АКС.

71-73 уроки. Великая Отечественная война.

74-76 уроки. Апогей сталинизма (1945-53 гг). Варианты послесталинского    развития.

77-79 уроки. Первые попытки реформирования системы.

80-83 уроки. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. Смена политического  курса.  Свертывание либерально-демократических  начинаний. Кризис системы.

84-86 уроки. Перестройка М.С.Горбачева: от попыток модернизации к смене моделей  общественного развития. Крах советской системы. Распад СССР.

87-90 уроки. Резерв. Зачеты. Семинары.

91-92 уроки. Россия на современном этапе. Становление новой российской    государственности. Выбор пути.

 

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

в полной средней школе (10-11 классы) 102 часа.

 

1 урок.    Введение.

ТЕМА: ОБЩЕСТВО

1-2 уроки. Общество как система. Сферы общественной жизни.

3-4 уроки. Общество и природа.

5-6 уроки. Особенности функционирования общества.

7-8 уроки.  Развитие общества. Исторический процесс. Концепции истории. Основные вехи в истории человечества.

9-10 уроки.  Современное общество. Целостный взаимосвязанный мир. Мировое сообщество. Глобальные проблемы человечества.

11-12 уроки. Развитие знаний об обществе. Общественные науки.

13-15 уроки. Семинар. Практикум. Зачеты.

 

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

1-2 уроки. Природное о социальное в человеке. Индивид. Личность. Индивидуальность.

3 урок.    Деятельность человека.

4-5 уроки. Человек  в системе общественных отношений. Человек и природа.

6 урок.    Социализация к личности.

7 урок.    Семинар. Практикум. Зачет.

 

ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

1 урок.    Развитие экономической теории. Экономическая наука.

2 урок.    Экономика и ее  роль в жизни общества. Макро- и микроэкономика.

3-4 уроки. Экономическая система и ее типы.

5 урок.    Собственность и ее виды.

6-7 уроки. Рынок. Типы рынков. Законы рыночной экономики.

8-9 уроки. Денежный механизм экономики.

10-11 уроки. Основы предпринимательства.

12-13 уроки. Экономика трудовых отношений. Экономика потреблений.

14-15 уроки. Государство и экономика.

16 урок.     Мировая экономика. Мировое хозяйство.

17-18 уроки. Экономические реформы в России.

19 урок.     Экономическая культура.

20-22 уроки. Семинар. Практика. Зачет.

 

ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

1 урок.    Социология как наука.

2-3 уроки. Социальный состав населения. Социальные группы.

4-5 уроки. Социальная структура общества. статус, роли, нормы. Социальные отношения.

6 урок.    Этносы и нации. Межнациональные отношения.

7-8 уроки. Социальная стратификация.  Социальное  неравенство:  бедность и богатство, социальная мобильность.

9 урок.   Социальный институт и социальная политика государства.

10 урок.   Социальные конфликты. Социальный контроль.

11-12 уроки.  Социальная  структура российского общества.  Социальная структура российского правительства на современном этапе.

13-14 уроки. Семинар. Практикум. Зачет.

 

ТЕМА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА

1 урок.    Возникновение и развитие политической науки.

2 урок.    Политика как общественное явление. Власть.

3 урок.    Политическая система, ее структура и функции.

4-5 уроки. Типы политических режимов.

6 урок.    Государство - политический институт.

7 урок.    Гражданское общество, его взаимоотношения с государством.

8 урок.    Политические элиты. Политическое лидерство.

9-10 уроки. Политические партии и общественно-политические движения.

11 урок.    Избирательные системы.

12 урок.   Политическая социализация личности. Политическая культура.

13-14 уроки. Право, его роль в жизни общества.

15-16 уроки. Конституция российской федерации.

17-18 уроки. Основные отрасли права.

19-20 уроки. Права человека. Правовое государство.

21-22 уроки. Политическое развитие РФ на современном этапе.

23-25 уроки. Семинар. Практикум. Зачет.

 

ТЕМА: ДУХОВНАЯ СФЕРА

1 урок.    Духовная сфера и ее основные элементы. Формы общественного сознания

2-3 уроки. Духовная культура.

4-5 уроки. Основные черты современной науки.

6 урок.    Образование.

7-8 уроки. Искусство и его виды.

9-10 уроки. Мораль и ее основные нормы и ценности.

11-12 уроки. Мировые религии.

13-14 уроки. Духовная жизнь современной России.

15 урок.     Семинар. Практикум. Зачет.

 

1-4 уроки. Резерв. Итоговое преэкзаменационное повторение.