ИНФОРМАЦИЯ О НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАБОТУ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ в 1996/97 уч.году.
Преподавание истории и обществознания в средней школе осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования Российской Федерации:
- письмо МО РФ от 11.05.93г. N84-М "О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования".
- письмо МО РФ от 21.06.94г. N616/11 "О преподавании курсов истории и обществоведения в общеобразовательных учреждениях РФ в 1994/95 уч.г."
- решение коллегии МП РФ от 28.12.94г. N24-1 "О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях".
- письмо МО РФ от 06.02.95г. N151/11 "О гражданском образовании и изучении Конституции РФ".
- письмо МО РФ от 07.04.95г. N385/11 "О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса".
- письмо МО РФ от 19.03.96г. N391/11 "О гражданско-правовом образовании уч-ся в учреждениях образования РФ".
Данные нормативные документы опубликованы в ж."Преподавание истории в школе" 1994-96 гг., в "Вестниках образования" 1993-96 гг., в "Информационных материалах" к августовским совещаниям 1994,95,96 гг.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" в полной средней школе (10-11 классы) 68 часов.
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ
1-2 уроки. Исторический процесс. Концепции истории. Цивилизации. Периодизация.
3-4 уроки. Вспомогательные исторические дисциплины.
ТЕМА: ДРЕВНИЙ МИР
5-6 уроки. Первобытное общество.
7-8 уроки. Цивилизации Древнего Востока.
9-10 уроки. Древнегреческая цивилизация.
11-12 уроки. Древнеримская цивилизация.
ТЕМА: СРЕДНИЕ ВЕКА
Средневековая цивилизация Европы.
13-14 уроки. Ранее западноевропейское средневековье.
15-16 уроки. Зрелое западноевропейское средневековье.
17-18 уроки. Позднее западноевропейское средневековье.
19 урок. Византия.
Россия в древности и в средние века (с древнейших времен до начала 17 века) см. планирование по Истории России.
Традиционные общества Востока.
20 урок. Китай. Индия.
21 урок. Арабо-мусульманская цивилизация.
22 урок. Древнейшая цивилизация Америки.
ТЕМА: НОВАЯ ИСТОРИЯ
Становление индустриальной цивилизации. Процесс всемирной модернизации. Эшелоны развития.
23-25 уроки. Кризис европейской аграрно-ремесленной цивилизации.
26-27 уроки. Рождение новой Европы.
28-32 уроки. Формирование европейской индустриальной цивилизации.
33-35 уроки. Страны Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы: между Западом и Востоком. II эшелон развития. Запоздалая модернизация.
Россия в XVII-начале XX века см. планирование по Истории Отечества.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в новое время.
36-38 уроки. Колонизация европейцами стран Азии, Африки и Латинской Америки. Втягивание стран Востока в орбиту европейской цивилизации. Кризис традиционного общества: традиционизм и модернизация.
Пробуждение Востока.
39-41 уроки. Начало кризиса индустриального общества. 1-я Мировая война.
ТЕМА: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
42-43 уроки. Мир между двумя мировыми войнами. Западная Европа и США в поисках выхода из кризиса. Демократия и тоталитарный режим.
Россия в 1917-1941 г. Вызов России Западному миру. Попытка создания нового общества на принципах социальной справедливости см. планирование по Истории Отечества.
44-45 уроки. II Мировая война. Послевоенное устройство мира.
46-47 уроки. Страны Запада в послевоенный период. Завершение эпохи индустриального общества.
48-49 уроки. Насаждение советской модели в ряде стран Восточной Европы и Азии. Создание мировой социалистической системы.
50-52 уроки. Переход развитых стран от индустриального к информационному обществу.
Советский Союз. Россия во второй половине XX века см. планирование по Истории Отечества.
53-54 уроки. Крушение мира социализма в Восточной Европе. Восточная Европа на пути перемен.
55-57 уроки. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в современном мире. III эшелон развития. Усиление процесса дифференциации. Деколонизация и выбор путей развития.
58-59 уроки. На пути к глобальной единой цивилизации. Мир на рубеже XX-XXI веков.
Целесообразно после каждой темы выделить по два часа на семинары, практикумы, зачеты. (8 часов)
68 урок. Итоговое повторение.
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"
(10-11 классы)
10 класс. История России с древнейших времен до наших дней.
1-3 уроки. Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации.
4-6 уроки. Восточные славяне.
7-10 уроки. Киевская Русь. IX-XI вв.
11-13 уроки. Феодальная раздробленность XII-XIII вв.
14-16 уроки. Борьба Руси с иноземными захватчиками.
17-18 уроки. Русь под игом.
19-23 уроки. Образование единого русского государства. Начало самодержавия.
24-26 уроки. "Смутное время" и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII веке. Начало нового периода в русской истории.
27-30 уроки. Петровские реформы и начало модернизации российского общества. Образование империи.
31-32 уроки. Просвещенный абсолютизм.
33-35 уроки. Кризис феодально-крепостнической системы. Александр I и попытка реформ.
36-37 уроки. От либерализма к реакции. Николаевская реакция и тупик политической адаптации к Европе.
38-41 уроки. Россия в годы либеральных реформ и в пореформенный период.
42-47 уроки. Россия на рубеже веков. Трудности и противоречия запаздывающей модернизации. Среднеразвитая страна II эшелона. Альтернативы развития страны: реформы и революция. Первая буржуазно-демократическая революция в России.
48-50 уроки. Россия между революциями (1907-1917 гг.). Превращение страны в думскую монархию. Экономическая модернизация и блокирование реформ.
51-53 уроки. Россия в первой мировой войне. Кризис российской цивилизации.
54-59 уроки. Революция и гражданская война (март 1917 - март 1921). Россия в поисках выхода из кризиса. Год 1917: от февраля к Октябрю. Октябрьский переворот. Переход большевиков к власти. Становление нового режима. Гражданская война. Иллюзии и реальность военного коммунизма.
60-62 уроки. Советская страна в период НЭПа. От кризиса к кризису: альтернативы 20-х годов. Поиски путей строительства нового общества.
63-70 уроки. Формирование тоталитарной системы. "Великий перелом" и установление тоталитарного режима. Сталинская модернизация: форсированная очаговая индустриализация, насильственная коллективизация, новая социальная структура, воссоздание империи. Страна накануне Великой Отечественной войны. АКС.
71-73 уроки. Великая Отечественная война.
74-76 уроки. Апогей сталинизма (1945-53 гг). Варианты послесталинского развития.
77-79 уроки. Первые попытки реформирования системы.
80-83 уроки. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. Смена политического курса. Свертывание либерально-демократических начинаний. Кризис системы.
84-86 уроки. Перестройка М.С.Горбачева: от попыток модернизации к смене моделей общественного развития. Крах советской системы. Распад СССР.
87-90 уроки. Резерв. Зачеты. Семинары.
91-92 уроки. Россия на современном этапе. Становление новой российской государственности. Выбор пути.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
в полной средней школе (10-11 классы) 102 часа.
1 урок. Введение.
ТЕМА: ОБЩЕСТВО
1-2 уроки. Общество как система. Сферы общественной жизни.
3-4 уроки. Общество и природа.
5-6 уроки. Особенности функционирования общества.
7-8 уроки. Развитие общества. Исторический процесс. Концепции истории. Основные вехи в истории человечества.
9-10 уроки. Современное общество. Целостный взаимосвязанный мир. Мировое сообщество. Глобальные проблемы человечества.
11-12 уроки. Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
13-15 уроки. Семинар. Практикум. Зачеты.
ТЕМА: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1-2 уроки. Природное о социальное в человеке. Индивид. Личность. Индивидуальность.
3 урок. Деятельность человека.
4-5 уроки. Человек в системе общественных отношений. Человек и природа.
6 урок. Социализация к личности.
7 урок. Семинар. Практикум. Зачет.
ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА
1 урок. Развитие экономической теории. Экономическая наука.
2 урок. Экономика и ее роль в жизни общества. Макро- и микроэкономика.
3-4 уроки. Экономическая система и ее типы.
5 урок. Собственность и ее виды.
6-7 уроки. Рынок. Типы рынков. Законы рыночной экономики.
8-9 уроки. Денежный механизм экономики.
10-11 уроки. Основы предпринимательства.
12-13 уроки. Экономика трудовых отношений. Экономика потреблений.
14-15 уроки. Государство и экономика.
16 урок. Мировая экономика. Мировое хозяйство.
17-18 уроки. Экономические реформы в России.
19 урок. Экономическая культура.
20-22 уроки. Семинар. Практика. Зачет.
ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
1 урок. Социология как наука.
2-3 уроки. Социальный состав населения. Социальные группы.
4-5 уроки. Социальная структура общества. статус, роли, нормы. Социальные отношения.
6 урок. Этносы и нации. Межнациональные отношения.
7-8 уроки. Социальная стратификация. Социальное неравенство: бедность и богатство, социальная мобильность.
9 урок. Социальный институт и социальная политика государства.
10 урок. Социальные конфликты. Социальный контроль.
11-12 уроки. Социальная структура российского общества. Социальная структура российского правительства на современном этапе.
13-14 уроки. Семинар. Практикум. Зачет.
ТЕМА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА
1 урок. Возникновение и развитие политической науки.
2 урок. Политика как общественное явление. Власть.
3 урок. Политическая система, ее структура и функции.
4-5 уроки. Типы политических режимов.
6 урок. Государство - политический институт.
7 урок. Гражданское общество, его взаимоотношения с государством.
8 урок. Политические элиты. Политическое лидерство.
9-10 уроки. Политические партии и общественно-политические движения.
11 урок. Избирательные системы.
12 урок. Политическая социализация личности. Политическая культура.
13-14 уроки. Право, его роль в жизни общества.
15-16 уроки. Конституция российской федерации.
17-18 уроки. Основные отрасли права.
19-20 уроки. Права человека. Правовое государство.
21-22 уроки. Политическое развитие РФ на современном этапе.
23-25 уроки. Семинар. Практикум. Зачет.
ТЕМА: ДУХОВНАЯ СФЕРА
1 урок. Духовная сфера и ее основные элементы. Формы общественного сознания
2-3 уроки. Духовная культура.
4-5 уроки. Основные черты современной науки.
6 урок. Образование.
7-8 уроки. Искусство и его виды.
9-10 уроки. Мораль и ее основные нормы и ценности.
11-12 уроки. Мировые религии.
13-14 уроки. Духовная жизнь современной России.
15 урок. Семинар. Практикум. Зачет.
1-4 уроки. Резерв. Итоговое преэкзаменационное повторение.