Составители: Космынина Екатерина Петровна школы продленного дня №33 Ленинского района г.Оренбурга и методист ООИПКРО Агапова Ирина Юрьевна
Календарно - тематическое планирование 1 класс, программа 1 - 4
Обучение грамоте,письмо
Учебник «Русская азбука» В.Г.Горецкий,
В.А.Кирюшкин
Обучение грамоте в 1 классе школы 1 - 4 (243 часа) рассчитано на 7 - 7,5 месяцев.
Для занятий внеклассным чтением отводится 15 -20 минут один раз в неделю во второй половине урока.
Весь процесс обучения грамоте делится на три этапа:
1этап - подготовительный - делится на две ступени: вводную безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ним звуков;
2 этап - основной - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь.
3 этап - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное.
Уроки проводятся 4 раза в неделю, а письма 5 раз в неделю.
Учитывая особенности класса, сокращаю время, отведенное для прохождения курса до 218 часов.
Тема урока | Цель урока | Требования к достижениям учителя | Развитие речи | Дата | |
I. Подготовительный период
Цель: познакомить детей с их первым школьным учебником, познакомить с правилами учения и поведения в школе, выяснить подготовленность детей, дать представление о предложении - речевой единице, составе предложений, познакомить с понятиями: слово, слог, ударение, дать представление о звуках, звукобуквенном составе слов, познакомить с пятью гласными звуками и их буквенным обозначением. |
|||||
1 | Наш учебник - «Русская азбука», стр. 3-6. | Знакомство с первым школьным учебником, выяснение уровня подготовленности учащихся. | Должны выяснить, что писать и читать. Дети везде учатся по специально составленному для этого учебнику, уяснить, что надо делать каждому ученику, чтобы хорошо учиться | ||
2 | Устная и письменная речь. Представление о предложении, стр. 7-8. | Дать понятие «устная и письменная речь», познакомить с понятием «предложение» | Дети должны усвоить понятие «устная и письменная речь», уметь определить количество предложений в тексте на слух, найти и показать схематическое изображение предложения. | Составление рассказа по картинке. | |
3 | Предложение и слово. Обозначение предложений схемой, стр. 9-10. | Подвести к выводу , что предложение состоит из слов, познакомить со способом схематической записи слов. | Уметь делить текст на предложения, записывать предложение в виде схемы. | Составление предложений по рисункам. | |
4 | Предложение и слово, стр. 11 | Закрепить понятие «предложение», умение делить текст на предложения, а предложения на слова, познакомить с восклицательными предложениями. | Уметь выделить в тексте количество предложений, определить количество слов в предложении, соотносить предложения со схемой, составлять предложения и сопровождать их схематической записью. | Составление рассказа по сюжетному рисунку | |
5 | Слог, ударение, стр. 12 | Дать понятие - слог. Познакомить со схематической записью слова, учить делить слова на слоги. | Усвоить понятие слог, уметь делить слово на слоги и схематически записывать слова | Составление свободных рассказов с эмоциональной окраской. Логические упражнения на отличие зверей от птиц | |
6 | Повторение и закрепление пройденного материала. Вн. чт. Сутеев «Карандаш», стр. 13. | Повторить и закрепить знания детей о слоге, ударении, умение делить слово на слоги и обозначать схемой. | Уметь находить ударный слог, соотносить слово и схему. | ||
7 | Звуки в речи, стр. 14-15 | Дать представление о звуке, изображать изолированные звуки схемой. | Уметь распознавать звуки на слух, изображать изолированные звуки схемой. | Игра «Соотнеси слово» | |
8 | Звуки в речи. Слияния, стр. 16, 17. | Дать представления о гласных и согласных звуках, ввести понятие о слиянии согласного звука с гласным. | Уметь отличить гласный звук от согласного, иметь представления о слияниях, находить их в словах | Игра «Кто больше?» (слова - имена из двух слогов - слияний) | |
9 | Звуки в речи. Слияния, стр. 18-19. | Повторить сведения о слиянии согласного звука с гласным. Выделять слияния и согласные звуки после слияний | Уметь выделить в слове отдельные звуки, определять гласные и согласные, определять слияния и звуки вне слияний | Составление рассказа по сюжетному рисунку. | |
10 | Звуки в речи. Слияния, стр. 20-21. | Закреплять знания детей о согласных и гласных звуках, слияниях и звуках ........ ,уметь соотносить слово и схему. | С помощью учителя уметь дать слово-звуковой анализ слов, выделять слияния и звуки в словах, определять их, соотносить слова и схемы | Рассказывание сказок «Лиса и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | |
11 | Повторение и закрепление пройденного материала, стр. 22 | Закреплять знания детей о согласных и гласных звуках, слияниях и звуках ........ ,уметь соотносить слово и схему. | С помощью учителя уметь дать слово-звуковой анализ слов, выделять слияния и звуки в словах, определять их, соотносить слова и схемы | Расположение предложений в нужном порядке | |
12 | Контроль и учет знаний. Внеклассное чт. «Русские народные сказки» | Проверить степень усвоения детьми материала о звуках, слияниях. | |||
13 | Слияние согласных и гласных, стр. 23 | Провести работу над допущенными ошибками | Четко знать понятие гласный, согласный звук, слияния - слоги, уметь соотносить слово и схему, делать слого-звуковой анализ. | Рассказывание и сказки «Айболит» | |
II Ступень - Изучение гласных букв и звуков |
|||||
14 | Гласный звук (а), буквы А, а. Стр.24-25. | Учить выделять гласный звук (а), познакомить с буквами Аа, познакомить с употреблением заглавной буквы. | Уметь выделить звук (а) в словах , знать обозначение звука буквой Аа, читать слова с изученной буквой по схемам . | Составление рассказа по сюжетному рисунку о Буратино. | |
15 | Гласный звук (а), буквы А, а. Стр.26-27. Вн. чт. Чуковский «Муха цокотуха». | Закрепить знания детей о двух группах звуков, слог образуют гласные звуки, умение выделять гласный звук (а) и букву Аа, познакомить с «лентой букв». | Знать две группы звуков и четко их различать, определять на слух количество слогов, знать о роли гласных звуков в образовании слогов. | Составление сказки по ее началу | |
16 | Гласный звук (о), буквы Оо, Стр 20-29. | Учить выделять гласный звук (о), познакомить с буквами Оо, читать схемы слов. | Знать признаки отличия гласных от согласных звуков, уметь проводить слого-звуковой анализ слова, выделять новый гласный звук (о) и обозначать его буквой. | Составление рассказа по рисунку о Чебурашке и крокодиле Гене. | |
17 | Гласный звук (о), буквы Оо, Стр 30-31. | Закрепить знания детей о гласных звуках (а, о) и их обозначении буквами, упражнять детей в распознавании звука О. | Уметь выделить звуки (а), (о), обозначать их соответствующими буквами, читать слова по схемам | Инсценирование «Сказка о девочке Маше и медведе» | |
18 | Гласный звук (и), буквы Ии, Стр 32-33. | Учить выделять гласный звук (и), познакомить с буквами Ии, дать понятие «многозначность слова» | Уметь читать изученные буквы по «ленте букв», запомнить новую букву И, знать звук, который она обозначает, находить звук и букву в словах | Распространение предложений | |
19 | Гласный звук (и), буквы Ии. Стр. 34, 35. | Учить «читать» предложения из нескольких слов, читать по «ленте букв», выделять звук и обозначать его буквой. | Уметь читать изученные буквы по «ленте букв», соотносить звуки и буквы. | Рассказывание сказки «Лиса и Журавль» | |
20 | Гласный звук (ы), буквы ы. Стр. 36, 37. | Познакомить с новым гласным звуком (ы) и его обозначением буквой, дать практическое понятие множественного и единственного числа, сходство и различия. | Уметь распознавать звук (ы) и знать его обозначение буквой, знать, что гласный звук (ы) без согласной не употребляется. | Составление предложений, объединенных одной темой. | |
21 | Повторение и закрепление пройденного, стр. 38, 39. Вн. чт. «Гадкий утенок» | Дать понятие о различии звука (и) и (ы), закрепить знания детей о гласных звуках и буквах. | Уметь различать звуки (и) и (ы), выделять изученные звуки и обозначать их звуками | Составление предложений к сюжетной картинке. | |
22 | Гласный звук (у), буквы Уу. Стр. 40-41. | Познакомить с новым гласным звуком (у) и его обозначением буквой | Уметь находить звук (у) и обозначать его буквой, уметь читать по «ленте букв». | Работа над пословицами. | |
23 | Гласный звук (у), буквы Уу. Стр. 42-43. | Закрепить знания детей о гласных звуках и их обозначении буквами, познакомить с упражнениями «словесное рисование». | Знать изученные гласные звуки и буквы, уметь читать слова с этими буквами, уметь с опорой на тематические группы слов составить общую картину. | Составление общей картины на основе групп слов. | |
24 | К/знаний. Закрепление. | Проверить уровень усвоения детьми 5 гласных звуков и обозначение буквами | |||
II |
ОСНОВНОЙ ЭТАП Цель: начать обучение непосредственно чтению, усвоению его механизма, ввести два типа чтения: орфографическое и орфоэтическое |
||||
25 | Согласные звуки (н, н), буквы Нн. Стр. 44-45. | Познакомить с согласными звуками (н, н) и их обозначением на письме. | Уметь выделить новый согласный звук (н, н) и обозначить его буквой, прочитать все возможные слоги-слияния с изученной согласной, дополнять слог до целого слова. | Составление рассказа по сюжетному рисунку. | |
26 | Согласные звуки (н, н), буквы Нн. Стр. 46-47. Вн. чт. «Лиса, Заяц и петух». | Закрепить знания детей о согласных звуках (н, н) и их обозначении буквами, работать над орфоэтическим и орфографическим чтением. | Уметь читать слова с согласной Н, соотносить слоги-слияния (схемы) с соответствующим написанием, четко различать изученные звуки. | Отгадывание ребусов | |
27 | Повторение и закрепление пройденного | Закрепить знания всех изученных букв и умение их классифицировать, работать над орфоэтическим и орфографическим чтением. | уметь классифицировать гласные и согласные буквы, читать слова с изученными буквами орфографически и орфоэтически. Различать твердый или мягкий согласный звук. | Свободные рассказы детей по теме. | |
28 |
Согласные звуки (с, с), буквы Сс
Стр. 48, 49 |
Познакомить с согласными звуками (с, с), и их обозначение буквами | Уметь различать звуки (с, с), читать слоги и слова с новой буквой С, соотносить предложение с рисунком. | ||
29 | Звуки (с, с), буквы Сс | Повторить обозначение согласных звуков (с, с) буквами Сс, работать над выработкой навыка чтения, умения составлять слова из «Азбуки». | Уметь работать с разрезной азбукой, читать слова и предложения с буквой С, и другими изученными буквами, уяснить разницу между единственным и множественным числом, соотносить слова со схемами, | Составление рассказа по началу. | |
30 |
Согласные звуки (к, к), буквы Кк
Стр. 52, 53. Вн. чт. Ш. Перро «Кот в сапогах» |
Познакомить с согласными звуками (к, к), и их обозначение буквами. Уметь читать слова с новыми буквами. | Уметь выделять согласные звуки (к, к) и обозначать их буквами, читать слова и предложения с изученными буквами, уметь составлять слова из разрезной азбуки и составлять схемы слов. | Игра «Рассыпанные слоги» | |
31 |
Согласные звуки (к, к), буквы Кк
Стр. 54-55. |
Закрепить ранее полученные знания, работать над выработкой навыка чтения, учить выбирать в группе предметов лишнее. | Уметь составлять и читать слова с изученными буквами, делить слова на слоги, определять звуки, давать им характеристику. | Рассказы детей о любимых мультфильмах. | |
32 |
Согласные звуки (т, т), буквы Тт
Стр. 56-57. |
Познакомить с согласными звуками (т, т) и их буквенным обозначением, уметь читать слова с новыми буквами. | Уметь выделять согласные звуки (т, т) и обозначать их буквами, уметь читать слоги и слова с новыми буквами, уметь выразительно читать предложения, соотносить слова и схемы. | ||
33 |
Согласные звуки (т, т), буквы Тт
Стр. 58-59. |
Закрепить ранее полученные знания, работать над выработкой навыка чтения. | Уметь читать слова с изученными буквами, соотносить звуки и буквы, делить слова на слоги, выделять в словах звуки | Составление рассказов по теме «спорт». | |
34 |
Закрепление изученного. Контроль знаний.
Стр. 60-61. Вн. чт. «Теремок». |
Повторить и обобщить изученное, познакомить со словами - омонимами, проверить знание изученного. | Уметь читать и составлять слова и предложения с изученными буквами, уметь объяснить значение слова. | Словесное рисование по опорным словам | |
35 |
Согласные звуки (л, л), буквы Лл
Стр. 62-63. |
Познакомить с согласными звуками (л, л) и их буквенным обозначением, уметь читать слова с изученными буквами. | Уметь выделять звуки (л, л) и обозначать их буквами, делить на слоги и выделять слияния, читать слова с изученными буквами. | Работа над многозначностью слов. | |
36 |
Согласные звуки (л, л), буквы Лл
Стр. 64-65. |
Закрепить ранее полученные знания, совершенствовать навык чтения, выделять звуки и классифицировать, обозначать буквами | Уметь выделять звуки и их классифицировать, обозначать их буквами, читать слова и предложения с изученными буквами, соотносить слова со схемами. | Чтение текста с нужной интонацией. | |
37 |
Закрепление изученного материала.
Стр. 66-67. |
Закрепить ранее полученные знания, совершенствовать навык чтения. | Уметь читать слова с изученными буквами, делить на слоги, выделять слияния. | Составление рассказа «Игры детей». | |
38 |
Согласные звуки (р, р), буквы Рр
Стр. 68-69. |
Познакомить с согласными звуками (р, р) и их обозначением, работать над выработкой навыка чтения. | Уметь выделять звуки (р, р), соотносить с изученными буквами, составлять схемы, соотносить со схемами слова. | Составление текста - сравнения. | |
39 |
Согласные звуки (р, р), буквы Рр
Стр. 70-71. Вн. чт. |
Закрепить ранее полученные знания, совершенствовать навык чтения, работать над многозначностью слова. | Уметь делить слова на слоги, составлять схемы, читать слова и предложения с изученными буквами. | Рассказы о профессиях. | |
40 |
Согласные звуки (в, в), буквы Вв
Стр. 72-73. |
Познакомить с согласными звуками (в, в) и их обозначением, учить читать слова с изученными буквами, проверять понимание содержания текста по вопросам, учить озаглавливать текст. | Распознавать и выделять звуки на слух, обозначать буквами, читать и составлять слова с буквами Вв, читать текст и отвечать на вопросы по тексту | Озаглавливание рассказа. | |
41 |
Согласные звуки (в, в), буквы Вв
Стр. 74. |
Закрепить ранее полученные знания, совершенствовать навык чтения, работать над многозначностью слов. | Уметь выделить звуки на слух, обозначить буквами, соотнести со схемами, производить слого-звукоанализ, уметь отвечать на вопросы к тексту. | Составление рассказа по воображению. | |
42 |
Повторение и закрепление пройденного. Контроль знаний.
Стр. 75. |
Повторить и проверить степень овладения детьми пройденного материала. | Составление рассказа по аналогии с прочитанным. | ||
43 |
Гласная буква Ее,
Стр. 76-77. |
Познакомить с новой гласной буквой и какие звуки она обозначает, учить читать слова с новой буквой. | Уметь называть звуки, которые обозначает буква Е в начале слога, читать слова с этой буквой. | Соотнесение текста и рисунков | |
44 |
Буква Е. Буква е - показатель мягкости согласного.
Стр. 78-79. |
Познакомить детей с употреблением е после согласной и ее влияние на согласную. Познакомить со словами противоположными по смыслу. | Уметь читать слова с буквой е , уметь подобрать противоположные слова, соотносить слова со схемами. | ||
45 |
Гласная буква Е
Стр. 80 Вн. чт. |
Закрепить знание о букве е, о ее роли в начале слога и после согласной. Работать над навыком чтения. | Уметь составлять схему, соотнести со словом, где есть буква е, уметь объяснить, что буква е может обозначать слог- слияния и звук э и мягкость предшествующего согласного. | Словесное рисование картины «Село на берегу реки». | |
46 |
Буквы Ее
Стр. 81 |
Обобщить знания детей о гласной букве е. | Уметь соотносить слова со схемами, уметь объяснить роль буквы, читать слова с этой буквой. | Рассказы о развлечениях и забавах. | |
47 |
Согласные звуки (п, п). Буквы Пп
Стр. 82, 83 |
Познакомить с гласными звуками (п, п) и их обозначением на письме. | Уметь выделить в словах новый звук, читать слова с новой буквой. | Работа над значением пословиц | |
48 |
Согласные звуки (п, п). Буквы Пп
Стр. 84, 85. |
Закрепить знания детей о новой согласной букве, работать над выработкой навыка чтения. | Уметь выделять новый звук, обозначать буквой, выразительно читать текст, отвечать на вопросы, соотносить с рисунками. | ||
49 |
Согласные звуки (п, п). Буквы Пп
Стр. 86, 87 |
работать над выработкой навыка чтения, многозначностью слов | Уметь читать текст, соотносить картинки и слова, производить звуко-буквенный анализ слов. | Составление рассказа по теме «Огород» | |
50 |
Согласные звуки (м, м). Буквы Мм
Стр. 88, 89. Вн. чт. |
Познакомить с согласными звуками (м, м) и их буквенным обозначением. | Уметь выделять новые звуки, читать твердые и мягкие слоги-слияния, объяснять значение слов. | Составление рассказа «В Москве» | |
51 |
Согласные звуки (м, м). Буквы Мм
Стр. 90, 91 |
Закрепить знания детей о согласной букве М и обозначение ее звуком (м, м). Работать над выработкой навыка чтения, вести работу по содержанию текста | Уметь выделять звуки и определять их твердость, мягкость, уметь объяснить лексическое значение слов, отвечать на вопросы по содержанию. | ||
52 |
Обобщение изученного. Контроль знаний
Стр. 92-93. |
Проверить степень усвоения детьми изученного материала | Беседа о будущем детей, составление предложений о профессиях «Кто кем станет?». | ||
53 |
Согласные звуки (з, з). Буквы Зз
Стр. 94, 95 |
Познакомить с согласными звуками (з, з) и их буквенным обозначением. | Уметь выделить новые звуки, обозначать их буквами, чтение и составление слов, соотнесение слова со схемой. | Составление рассказа « В зоопарке». | |
54 |
Согласные звуки (з, з). Буквы Зз
Стр. 96, 97. |
Закрепить знания о звуках (з, з) и их обозначение. Сопоставить со звуками (с, с), познакомить с понятиями звонкие и глухие согласные. | Уметь выделять звуки, давать характеристику, читать слова и предложения с новой буквой, отвечать на вопросы по содержанию. | ||
55 |
Согласные звуки (з, з). Буквы Зз
Стр. 98, 99. Вн. чт. |
Обобщить знания детей. | Сопоставлять согласные по звонкости, глухости. Дать понятие парные согласные. Уметь самостоятельно читать текст. | Скороговорки. | |
56 |
Согласные звуки (б, б). Буквы Бб
Стр. 100-101 |
Познакомить со звуками (б, б) и их буквенным обозначением, учить сопоставлять с глухими (п, п) | Уметь выделять звуки и обозначать их буквами, различать от глухих (п, п), соотносить слова и схемы. | Скороговорки. | |
57 |
Согласные звуки (б, б). Буквы Бб
Стр. 102-103 |
Закрепить знания детей о звуках (б, б) и их буквенным обозначением, учить сопоставлять с глухими (п, п). Работать над выработкой навыков выразительного чтения. | Уметь определять глухость, звонкость звуков, четко, выразительно читать, отвечать на вопросы. | ||
58 |
Контроль знаний.
Стр. 104-105 |
Обобщить и проверить степень усвоения материала | Составление рассказа о зиме. | ||
59 |
Контроль знаний
Стр. 106-107 |
Провести работу над ликвидацией пробелов в знаниях детей. | |||
60 |
Согласные звуки (д, д)
Буквы Дд Стр 108-109 |
Познакомить со звуками (д, д) и их буквенным обозначением, работать над выработкой навыка выразительного чтения. | Уметь выделять звуки (д, д), обозначать их буквами, читать слова, составлять схемы слов, делить слова на слоги, сопоставлять твердый и мягкий звук. | Пословицы и их значения | |
61 |
Согласные звуки (д, д)
Буквы Дд Стр 110. Вн. чт. |
Закрепить знания детей, полученные на прошлом уроке. | Уметь читать слова с изученными буквами, определять звонкость, глухость, твердость, мягкость согласных звуков, отвечать на вопросы по содержанию. | Скороговорки. | |
62 |
Согласные звуки (д, д)
Буквы Дд Стр 111-112 |
Закрепить знания детей, полученные на прошлом уроке. | Уметь читать слова с изученными буквами, определять звонкость, глухость, твердость, мягкость согласных звуков, отвечать на вопросы по содержанию. | Скороговорки и пословицы. | |
63 |
Согласные звуки (д, д)
Буквы Дд Стр 113. Контроль знаний. |
Обобщить и проверить знания детей. | |||
64 |
Буква Я
Стр. 114-115 |
Познакомить с гласной буквой Я, которая в начале слова обозначает два звука | Уметь выделить звуки, которая обозначает буква Я, знать их буквенное обозначение, уметь читать слова с этой буквой, составлять схемы этих слов | Пословицы и их значение | |
65 |
Буква Я - показатель мягкости согласного.
Стр. 116-117. |
Продолжить знакомство с буквой Я, познакомить с Я - показателем мягкости согласных. | Уметь определить звуки, которые обозначает буква Я, читать слова с буквой Я | Пословицы и их значение | |
66 |
Закрепление знаний о букве Я
Стр. 118-119. Вн. чт. |
Продолжить работу над ролью буквы Я, выработка навыка беглого чтения. | Уметь производить звуко-буквенный анализ слов с буквой Я, уметь передать содержание текста по вопросам, выразительно читать текст. | Диалог. | |
67 |
Закрепление знаний о букве Я
Стр.120-121. |
Закрепить знание детей о гласной букве Я, продолжать работу над выработкой выразительного чтения | Составление предложений. «Многозначность слова» | ||
68 |
Согласные звуки (г, г)
Буквы Гг Стр. 122-123. |
Познакомить с согласными звуками (г, г) и их буквенным обозначением, учить читать слова с новыми буквами. | Уметь выделить звуки (г, г) и обозначать их буквами, читать слова с этими буквами, производить звуко-буквенный анализ. | ||
69 |
Согласные звуки (г, г)
Буквы Гг Стр. 124-125. |
Закрепить знания детей о согласных звуках (г, г) и их буквенном обозначении, работать над выработкой навыка выразительного чтения. | Уметь выделить звуки (г, г) и обозначать их буквами, читать слова с этими буквами, производить звуко-буквенный анализ. | ||
70 |
Согласные звуки (г, г)
Буквы Гг Стр.126-127. Контроль знаний. |
Проверить уровень усвоения изученного материала | Рассказы детей о подготовленных ими подарках. | ||
71 |
Звук (ч)
Буквы Чч Стр. 128-129. |
Познакомить со всегда мягким согласным звуком и его буквенным обозначением. | Знать, что звук (ч ) всегда мягкий, глухой, согласный, уметь читать слова с буквой ч, соотносить их со схемами. | Составление сказки о потерянном времени. | |
72 |
Звук (ч)
Буквы Чч Стр. 130-131. |
Закрепить знания детей о мягком согласном звуке и его буквенном обозначении, работать над выработкой навыка чтения. | Уметь производить звуко-буквенный анализ, читать, делить на слоги слова с этой буквой. | ||
73 |
Звук (ч)
Буквы Чч Стр. 132-133. |
Дать понятие о правописании чк, чн в словах | |||
74 |
Буква ь - показатель мягкости согласных
Стр. 134-135 |
Познакомить с буквой ь - показатель мягкости согласных. | Знать, что ь звуком не является, но является показателем мягкости согласных. | Составление рассказа по картинке. | |
75 |
Буква ь - показатель мягкости согласных
Стр. 136-137. Вн. чт. |
Обратить внимание на мягкость согласных, обозначенных ь знаком в конце слова. | Уметь сопоставить твердые и мягкие согласные звуки на конце слов. | Рассказ о птицах зимой. | |
76 | Повторение пройденного. Контроль знаний. Стр. 138-139. | Закрепить знания об отличии мягкого знака от ранее изученных букв, проверить степень усвоения материала. | Уметь установить отличия от других изученных букв. | Составление считалок. | |
77 |
Согласный звук (ш).
Буквы Шш. Стр. 140, 141 |
Познакомить со всегда твердым глухим согласным звуком и его обозначением буквой. | Знать, что звук (ш) всегда твердый, глухой, уметь читать слова с новой буквой. | Рифмовки. | |
78 |
Правописание (ши)
Стр. 142-143 |
Познакомить с различным произношением и написанием (ши). | Знать различия произношения и написания. | ||
79 |
Закрепление пройденного.
Стр. 144-145 |
Обобщить и закрепить знания о всегда твердом согласном звуке (ш) и правописанием ши. | Работа с пословицами | ||
80 |
Закрепление изученного. Контроль знаний. Вн. чт.
Стр. 146-147 |
Проверить степень усвоения пройденного, обобщить знания детей | Скороговорки. | ||
81 |
Согласный звук (ж). Буквы Жж.
Стр. 148-149 |
Познакомить со всегда твердым согласнам звуком (ж) и его обозначением на письме. | Знать, что (ж) всегда твердый, звонкий, уметь читать слова с новой буквой. | ||
82 |
Правописание (жи).
Стр. 150-151 |
Познакомить с различным произношением и написанием жи | Знать различия произношения и написания жи | ||
83 |
Правописание (жи-ши)
Стр. 152-153 |
выучить правила написания жи-ши. | Уметь правильно выделить звуки (ж, ш), дать им характеристику, объяснить правила написания. | Рассказы о животных | |
84 |
Закрепление пройденного
Стр. 154 Вн. чт. |
Закрепить и обобщить знания детей о звуках (ж, ш) и написание жи, ши. | |||
85 | Гласная буква Е.Стр.155 | Познакомить с буквой Е, которая в начале слога обозначает два звука, а после согласной обозначает его мягкость. | Уметь выделить звуки, которые обозначает буква в начале слога, знать о ее роли после согласной | ||
86 | Гласная буква Е.Стр.156 | Сопоставить слоги с гласной О и гласной Е, выделить их различия, работать над выработкой навыка выразительного чтения. | Уметь сопоставлять твердые и мягкие слияния, объяснять разницу их написания. | ||
87 | Гласная буква Е.Стр.157 | Обобщить знания детей о гласной букве Е. | Инсценирование. | ||
88 |
Звук (й). Буква Й.
Стр 158-159 |
Научиться распознавать звук й в словах вне слияния, познакомить с буквой Й. | Уметь находить звук (й) в словах, читать слова с буквой | Подбор к тексту заглавия. | |
89 |
Повторение и закрепление знаний. Контроль знаний.
Стр. 160-161. Вн. чт. |
Закрепить и обобщить знания детей, проверить степень усвоения детьми пройденного материала. | Беседа о соблюдении детьми правил дорожного движения. | ||
90 |
Согласные звуки (х, х), Буквы Хх,
Стр. 162-163 |
Познакомить со всегда глухими согласными звуками (х, х) и их буквенным обозначением. | Уметь выделять звуки, обозначать их на письме, знать их буквенное обозначение. | Составление рассказа «Откуда хлеб пришел». | |
91 |
Согласные звуки (х, х), Буквы Хх,
Стр. 164-165 |
Работать над выработкой навыка чтения, учить отвечать на вопросы по содержанию. | Уметь читать тексты с изученными буквами, отвечать на вопросы по содержанию. | Диалог | |
92 |
Согласные звуки (х, х), Буквы Хх,
Стр. 166-167 |
Работать над выработкой навыка чтения, учить отвечать на вопросы по содержанию. | Уметь читать тексты с изученными буквами, отвечать на вопросы по содержанию. | Слова антонимы | |
93 |
Согласные звуки (х, х), Буквы Хх,
Стр. 168-169 |
Работать над выработкой навыка чтения, учить отвечать на вопросы по содержанию. | Уметь читать тексты с изученными буквами, отвечать на вопросы по содержанию. | Диалог и слова антонимы | |
94 |
Гласная буква Ю
Стр. 170-171 |
Познакомить детей с новой гласной буквой и особенностью обозначения звуков в начале слога и ролью после согласных. | Уметь определять на слух, какие звуки обозначает буква Ю, проводить звуко-буквенный анализ слов, читать слова с новой буквой. | Игра «Озвучи предмет» | |
95 |
Буква Ю - показатель мягкости согласного.
Стр. 172. Вн. чт. |
||||
96 |
Закрепление знаний, контроль знаний.
Стр. 173ю |
Закрепить и обобщить знания детей о гласной букве Ю. | |||
97 |
Звук (ц).
Буквы Цц. Стр. 174-175 |
Познакомить со всегда твердым глухим согласным звуком и буквами Цц. | Знать, что (ц) всегда твердый, глухой, согласный, уметь читать слова с новой буквой, проводить звуко-буквенный анализ слов. | Составление текста-описания. | |
98 |
Согласный звук (ц).
Буквы Цц Стр. 176-177 |
Закрепить знания детей о согласном звуке (ц) и буквах Цц. | Рассказы детей о посещении цирка. | ||
99 |
Согласный звук (ц).
Буквы Цц Стр. 178-179. Вн. чт. |
||||
100 |
Гласный звук (э). Буквы Ээ
Стр. 180-181 |
Познакомить с гласной буквой Э и особенностями ее употребления. | Уметь читать слова с этой буквой, проводить звуко-буквенный анализ, выразительно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию. | Беседа о воздухоплавании. | |
101 |
Гласный звук (э). Буквы Ээ
Стр. 182-183 |
Составление рассказов о летних впечатлениях. | |||
102 |
Повторение и закрепление пройденного материала. Контроль знаний.
Стр. 184-185 |
Обобщить полученные детьми знания, проверить степень усвоения материала | Инсценирование стихотворения. | ||
103 |
Мягкий согласный звук (щ). Буквы Щщ
Стр. 186-187 |
Познакомить детей с согласным, глухим, мягким звуком и его буквенным обозначением. | Знать буквы Щщ и звук, который они обозначают, уметь читать слова. | ||
104 |
Мягкий согласный звук (щ). Буквы Щщ
Стр. 188-189. Вн. чт. |
||||
105 |
Мягкий согласный звук (щ). Буквы Щщ
Стр. 190-191 |
Словарно-логическое упражнение «Овощи» | |||
106 |
Мягкий согласный звук (щ). Буквы Щщ
Стр. 192-193 |
Обобщить знания детей, учить самостоятельно читать и отвечать на вопросы по содержанию. | Уметь самостоятельно читать текст и передавать его содержание по вопросам. | ||
107 |
Согласные звуки (ф, ф).
Буквы Фф. Стр. 194-195 |
Познакомить с новыми согласными звуками и сопоставить со звонкими согласными (в, в). | Уметь выделять звуки, знать их пары, уметь читать слова с новой буквой, составлять схемы слов. | Беседа о правилах уличного движения. | |
108 |
Согласные звуки (ф, ф).
Буквы Фф. Стр. 196-197. Вн. чт. |
Закрепить полученные знания. | Уметь выделять звуки, знать их пары, уметь читать слова с новой буквой, составлять схемы слов. | Беседа о светофоре. | |
109 |
Буква разделительный мягкий знак.
Стр 198-200. |
Научить детей практически находить ь знак, выяснить его роль, как разделительного знака. | Знать букву ь знак, уметь читать слова с разделительным ь , знать, что он употребляется перед гласными я, е, ю, е, и. | ||
110 |
Буква разделительный твердый знак.
Стр201-203. |
Познакомить с Ъ знаком и его ролью в языке. | Знать Ъ и его роль в языке, употреблении перед гласными. | ||
111 |
Алфавит
Стр.204-205 |
Познакомить с понятием алфавит, повторить все гласные, согласные. | Знать все буквы алфавита, какие звуки они обозначают, как называются, знать, что такое алфавит. | ||
112 |
Алфавит
Стр. 206-207. Вн. чт. |
||||
III ЭТАП: Повторительно-обобщающий |
|||||
113 |
Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву « р».
Стр. 208-209 |
Работать над выработкой навыка чтения, учить пересказу текста. | |||
114 |
Из истории нашей Родины.
Стр. 213-215 |
||||
115 |
Крупин «Первый букварь»
Стр.216-217, 210, 211 |
||||
116 |
А.С. Пушкин - великий русский поэт.
Стр. 218-219 |
||||
117 |
Л. Н. Толстой - великий русский писатель.
Стр. 220. |
||||
118 |
К. Д. Ушинский - автор учебников для детей.
Стр. 221. |
||||
119 |
К. И. Чуковский - автор стихов для детей.
Стр. 222-223 |
||||
120 |
В. В. Бианки - писатель о природе
Стр. 124-125 |
||||
121 |
С. Я. Маршак. Стихи.
Стр. 226-227. |
||||
122 |
М. М. Пришвин - певец родной природы.
Стр. 228-229. |
||||
123 |
А. Л. Барто. Стихи.
Стр.230-231 |
||||
124 |
С. В. Михалков. Стихи
Стр. 232. |
||||
125 |
В. А. Осеева.
Стр. 233. |
||||
126 |
Б. В. Заходер. Стихи
Стр. 234-235 |
||||
127 |
В. Д. Берестов. Стихи
Стр. 236-239. |
||||
128 | Праздник - прощание с «Азбукой». |
Обучение грамоте:
I Этап:
1) Добуквенный период (только «Азбука») стр 4 - 11, 5 часов
2) Однозвучные гласные стр 12 - 22, 9 часов
3) Сонорные согласные стр 23 - 38, 13 часов + 2 часов «на Читалку» стр. 2 - 12
II Этап :
1) Звонкие согласные стр 39 -53, 12 часов
2) Глухие согласные с повторением звонких согласных стр. 54 -75, 17 часов + 6 часов «на Читалку»
III Этап:
1) Йотированные гласные стр. 76 -87, 10 часов
2) Ь показатель мягкости стр. 88 - 92, 4 часа
3) Непарные глухие (Х, Ц, Ч) стр. 93 - 103, 9 часов
4) Разделительные Ъ и Ь знаки стр. 104 -108 , 3 часа + 6 часов «на Читалку»
Всего на уроки обучение грамоте и письма отводится 9 часов неделю.
Методические пояснения :
I Этап. Подготовительный период 16 часов. Азбука стр. 4 - 22 (14 часов), «Я читаю?»стр 2 -12 (2 часа). Азбука 4 -11 (5 часов).
Азбука (с 12 -22) 9 часов « Я читаю» (с 2- 12) 2 часа
Тетрадь д ля чтения «Я читаю» 2 часа
Второй этап Азбука (с 23-38) 13 часов «Я читаю» 4 часа
Третий этап Аэбука (с39-75) 29 часов «Я читаю» 6 часов
Азбука (с 39-53) 12 часов «Я читаю»
Азбука (с 54-75) 17 часов «Я читаю»
Четвертый этап Азбука 26 часов «Я читаю» 6 часов
Азбука (с 76-87) 10 часов « Я читаю»
Азбука (с 88-92) приблизительно 4 часа тетрадь «Я читаю»
Азбука (с 93- 103) 9 часов тетрадь « Я читаю»
Азбука (с 104-108) 3 часа тетрадь «Я читаю»
Основные задачи периода обучения грамоте:
n научить детей читать и писать дать им первичные сведения о речи языке и литературе;
n расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
n активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, сделать речь и ее средства объектом осознания учениками;
n развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
n развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
Планирование составлено по методическим пояснениям к «Азбуке» и рабочим тетрадям по чтению (система 1 -4 ), Нечаевой Н.В.Москва, 1999 г.