Представила: Коломиец Г.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ООИПКРО

Дата: 04.02.02 г.

 

«Модель смысла» в музыкальном образовании

(об эстетических ориентациях учащегося-музыканта)

 


Данная статья, основанная на экспериментальном исследовании автора, представляет собой одно из возможных решений «модели смысла» на примере музыкального колледжа. Исследование посвящено формированию и развитию эстетических ориентаций учащегося-музыканта.

Актуальность исследования обусловлена новым этапом развития научной мысли об эстетически-ценностном подходе в процессе

воспитания и образования молодого поколения, который вызван социальной ситуацией современного общества, изменением культурной традиции и идеологических устоев. Рассматривая педагогический процесс как созидательную деятельность, научная мысль обращается к признанию приоритета самоценности личности.

Становление специалиста-музыканта как саморегулирующейся личности на основе аксиологического подхода в обучении музыке с опорой на общечеловеческие ценности изучено недостаточно. Вместе с тем оно необходимо для целенаправленного формирования эстетических ориентаций.

В этом смысле «болевые точки»  современного учебно-воспитательного процесса в профессиональном музыкальном образовании те же, что и в общем  образовании, где, как правило, педагог не ставит перед собой задачу формирования у ученика целостного эстетического отношения к жизни, в которой проявляется ценностный потенциал личности.

Задача развития эстетических ориентаций у молодого музыканта подразумевает актуализацию процесса восхождения личности к ценностям культуры, стремление через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни, своей музыкальной деятельности.

Формирование эстетических ориентаций предполагает становление мотивационной сферы, осознанного отношения к выбору профессии музыканта.

В понимании эстетических ориентаций личности мы исходили из сложной структуры данного феномена, содержательную сторону кото­рого составляют «эстетическое» как отношение к миру, «сырой» дейст­вительности, Прекрасному (и не только к нему) и понятие «ориентация» в педагогическом смысле, которое предполагает растущего человека, приобретающего жизненные ориентиры, ищущего свое место в жизни. Мы пришли к выводу, что эстетическая ориентация музыканта в самом широком понимании направлена на смысл музыкальной деятельности.

В узком значении под эстетической ориентацией личности учащегося-музыканта мы понимаем множественность музыкально-эстетических ориентации, всякую разновидность эстетически-ценностных отношений личности в музыкально-образовательном пространстве. Здесь мы выде­лили три группы эстетических ориентаций учащегося-музыканта: 1) цен­ностное отношение к музыкальному искусству, к ценностям музыки (ее содержательному аспекту на основе общечеловеческих ценностей и пре­красному музыкальному - средствам выразительности), которое син­тезируется в образ музыкального мира', 2) ценностное отношение к себе как музыканту - образ «Я-музыкант»', 3) ценностное отношение к бу­дущей профессии (поиск смысла), из которого вырастает образ будущей музыкальной деятельности.

Эстетические ориентации учащегося-музыканта интегрируют два типа ценностных ориентаций: общеэстетические (эстетические) и спе­цифические музыкально-эстетические (музыкальные).

Эстетические ориентации включают установку сознания на рост личности, вызывая самодвижение в творческой деятельности, стремле­ние к креативности. Внешний компонент - это ориентации на ценно­сти музыки и ценности музыкального образования, внутренний - цен­ностно-смысловая ориентация высшего порядка, которая соотносится с целостностью личности. Эстетические ориентации несут в себе глубокое личностное новообразование, ведущее личность к цели - ценностной, эстетически значимой музыкальной деятельности.

Формированию эстетических ориентаций учащегося-музыканта спо­собствует аксиологизация музыкального образования личности. Аксиологизация - это внедрение теории ценностей в музыкально-образо­вательный процесс, это аксиологический (ценностный) подход к музыкальным явле­ниям в процессе обучения музыке, это обеспечение восхождения лич­ности к более высокой цели, смыслу на основе ценностей. Изучение работ по теории ценно­стей, разработанной в философии и эстетике, психологии, педагогике

( Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Т. К. Ахаян, М. М. Бахтин, А. Г. Здравомыслов, 3. И. Васильева, М. Г. Казакина, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова и др.), показало, что ценность яв­ляется ключевым понятием аксиологии - это есть присвоенная лично­стью значимость чего-либо; фактор личностного отношения к ценностям является показателем разновидностей типов классификации цен­ностей, их иерархии; глубинное основание аксиологического подхода к явлениям действительности и искусства составляют общечеловеческие ценности.

Психологический опыт утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании (Т. Бяукас, О. Зевина) показал, что современ­ный человек для сознательного существования в мире должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать свое цен­ностно-смысловое пространство. Музыкант-профессионал проживает внутри себя ценности музыкального искусства и на основе этого опыта способен развивать свои возможности так, чтобы состоялось «рожде­ние» собственного пути.

Для формирования музыкально-эстетических ориентаций важно понять механизмы и обнаружить движущие силы, задействованные в эстетической ориентации как процессе. В этой связи были рассмотрены проблема воздействия музыки на личность, взаимодействие в триаде педагог - музыка - ученик, обозначен смысловой компонент эстети­ческих ориентаций. При этом мы опирались  на  работы   Л. С. Выготского, Ю. У. Фохт-Бабушкина,  Г. М. Цыпина,  Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга,  Б. Л. Землянского, В. М. Загвязинского, В. П. Зинченко, Е. В. Бондаревской, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, А. В. Кирьяковой, Г. И. Щукиной, Ф. Е. Василюка, Д. И. Фельдштейна, В. Франкла, Б. С. Братуся и др.

Результаты теоретического исследования психолого-педагогичес­ких основ формирования эстетических ориентаций учащегося-музыканта позволили сделать следующие выводы.

Энергия взаимодействия искусства (музыки) и личности несет в се­бе смысложизненные ценности, определяет эстетическое отношение, личностное новообразование. Мы отметили, что влияние музыки зави­сит прежде всего от самой личности, а не столько от музыки; поведение  личности определяет ее   «ценностный центр» (М. М. Бахтин). Степень воздействия музыки зависит от того, что человек, как «трансцендирующее существо» (Б.С. Братусь), способен вобрать из нее. Во взаимо­действии музыки и личности воспитывающее действие музыка оказыва­ет при потенциальной возможности личности воспринимающего.

В музыкально-образовательном процессе, рассмотрев ценностное взаимодействие как педагогическое, мы обозначили важность живой пе­редачи музыкальной традиции от учителя к ученикам, от старших к младшим, значимость связи обучения с воспитанием в процессе форми­рования профессионального и человеческого «образа» музыканта. Вла­дея методикой с акцентуацией на ценностной стороне музыки, педагог совместно с учеником проходит креативный путь.

Обоснование смыслового компонента эстетических ориентаций личности строилось на интеграции теорий личностного смысла (А. Н. Леонтьев), поиска смысла (В. Франкл), пассионарности (Л. Н. Гу­милев). Мы связали в один узел смысл, мотивационно-потребностную сферу, ценностный центр, образующие вместе доминанту в развитии личности. И в творческом, и в педагогическом процессе в решении «за­дачи на смысл»оказывает действие  пассионарное,  энергийное поле.

Главными движущими психоэнергийными силами в процессе фор­мирования и развития эстетических ориентаций личности  учащегося-музыканта яв­ляются энергия ценностного взаимодействия в триаде педагог - музы­ка - ученик и энергия пассионарно-смыслового поля.

 Исследование определило следующие педагогические условия эффективного формирования и развития эстетических ориентаций студентов и учащихся музыкальных учеб­ных заведений (условия рассматривались в качестве среды - своеобраз­ного «этноса», школы-мастерской или спецкласса, сложившихся в рос­сийском музыкальном образовании, и как совокупность компонентов музыкально-педагогического процесса):

- аксиологизация музыкальною образования личности посредст­вом актуализации ценностного потенциала музыкального искусства,

- приобретение и накопление музыкальною профессионального опыта с помощью педагога. Музыкальный опыт представляет собой личностный опыт, характеризуется объемом, качеством и системностью музыкально-эстетических и теоретических знаний, способностью музы­кального восприятия, освоения и созидания музыкальных ценностей, системой музыкально-оценочных представлений. Развитый музыкаль­ный опыт достигается в единстве развития музыкально-слуховых и общеэстетических способностей личности;

- актуализация ценностной позиции и личностных свойств ученика, его способностей, одаренности (мотивационпые потребности, ин­теллект, креативность); ценностного потенциала и личностных свойств педагога, его ценностной установки как внутреннего стержня, направ­ляющего действия в решении задач на смысл своей педагогической дея­тельности;

- реализация ценностного взаимодействия в триаде: педагог-музыка-ученик в совместной деятельности на основе эстетического отношения (энергийное, пассионарное поле). С одной стороны, осознанная педаго­гом одухотворенность идей общечеловеческих ценностей в музыкальных произведениях, раскрытие Красоты музыкального искусства учащимся, с другой - восприятие ими культурного наследия по мере раскрытия по­тенциальных возможностей, способностей и ценностной установки;

-достижение двойной креативности в результате деятельности пе­дагога и ученика, осознание учеником ценности добытых знаний как результат ценностного взаимодействия, способствующего успешному решению поиска смысла.

Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования послужили основой для следующих выводов.

Педагог как музыкально-профессиональная личность ставит в своей деятельности одной из главных задач формирование эстетической направленности сознания учеников на стремление к смыслу на основе ценностных ориентаций. С другой стороны, если в эстетическом воспи­тании акцент смещен лишь на развитие эмоционально-нравственной стороны, на приобщение к искусству, музыке, то этого недостаточно для формирования креативности личности. В эстетическом воспитании важен аксиологический, ценностный подход.

Исследование заставило пересмотреть первоначальную гипотезу. Мы полагали, что определяющим фактором в формировании эстетиче­ских ориентаций учащихся-музыкантов является музыкальный опыт, приобретаемый в процессе обучения, используя который, педагог «под­нимает» учеников к общечеловеческим ценностям. Однако результаты эксперимента показали, что восхождению личности к самосозиданию способствует иная взаимосвязь: педагог, музыка при определенных усло­виях формируют и развивают эстетические ориентации в зависимости от ценностного потенциала личности и ее способности к восприятию искусства (музыки).

Если, по итогам исследования, ведущий фактор в музыкальном об­разовании ценностные эстетические ориентации личности, а ведо­мый - музыкальный опыт, то тогда аксиологическая установка тем более необходима, поскольку от ориентации личности на общечелове­ческие ценности и ценности культуры зависят ее музыкально-профес­сиональное развитие, стремление к самообразованию, креативность. Актуализация аксиологического потенциала (ядра) содержательного существа музыки дает ощу­щение значимости общечеловеческих ценностей для себя, понимание своего предназначения, помогает скорректировать мотивационно-потребностную сферу личности.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследо­вания: путь к смыслу, самосозиданию через ценности, актуализацию аксиологического потенциала музыки - это есть эстетическая ориентация личности музыканта как процесс. Формирование музыкально-эстети­ческих ориентаций личности как результат будет более эффективным, если осуществляется целенаправленно при определенных условиях.

Установлено, что ценности не есть цель эстетических ориентаций, а есть средство, цель же стоит выше - это смыслы.

В музыкально-образовательном процессе при определенных усло­виях происходит восхождение личности учащегося-музыканта к смыслу своей деятельности, смыслу жизни благодаря сформировавшимся эсте­тическим ориентациям, ведомым высшими ценностями.