Представила: Коломиец Г.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ООИПКРО Дата: 04.02.02 г.
«Модель смысла» в музыкальном образовании (об эстетических ориентациях учащегося-музыканта)
|
|
Данная статья, основанная на экспериментальном исследовании автора, представляет собой одно из возможных решений «модели смысла» на примере музыкального колледжа. Исследование посвящено формированию и развитию эстетических ориентаций учащегося-музыканта. Актуальность исследования обусловлена новым этапом развития научной мысли об эстетически-ценностном подходе в процессе воспитания и образования молодого поколения, который вызван социальной ситуацией современного общества, изменением культурной традиции и идеологических устоев. Рассматривая педагогический процесс как созидательную деятельность, научная мысль обращается к признанию приоритета самоценности личности. Становление специалиста-музыканта как саморегулирующейся личности на основе аксиологического подхода в обучении музыке с опорой на общечеловеческие ценности изучено недостаточно. Вместе с тем оно необходимо для целенаправленного формирования эстетических ориентаций. В этом смысле «болевые точки» современного учебно-воспитательного процесса в профессиональном музыкальном образовании те же, что и в общем образовании, где, как правило, педагог не ставит перед собой задачу формирования у ученика целостного эстетического отношения к жизни, в которой проявляется ценностный потенциал личности. Задача развития эстетических ориентаций у молодого музыканта подразумевает актуализацию процесса восхождения личности к ценностям культуры, стремление через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни, своей музыкальной деятельности. Формирование эстетических ориентаций предполагает становление мотивационной сферы, осознанного отношения к выбору профессии музыканта. В понимании эстетических ориентаций личности мы исходили из сложной структуры данного феномена, содержательную сторону которого составляют «эстетическое» как отношение к миру, «сырой» действительности, Прекрасному (и не только к нему) и понятие «ориентация» в педагогическом смысле, которое предполагает растущего человека, приобретающего жизненные ориентиры, ищущего свое место в жизни. Мы пришли к выводу, что эстетическая ориентация музыканта в самом широком понимании направлена на смысл музыкальной деятельности. В узком значении под эстетической ориентацией личности учащегося-музыканта мы понимаем множественность музыкально-эстетических ориентации, всякую разновидность эстетически-ценностных отношений личности в музыкально-образовательном пространстве. Здесь мы выделили три группы эстетических ориентаций учащегося-музыканта: 1) ценностное отношение к музыкальному искусству, к ценностям музыки (ее содержательному аспекту на основе общечеловеческих ценностей и прекрасному музыкальному - средствам выразительности), которое синтезируется в образ музыкального мира', 2) ценностное отношение к себе как музыканту - образ «Я-музыкант»', 3) ценностное отношение к будущей профессии (поиск смысла), из которого вырастает образ будущей музыкальной деятельности. Эстетические ориентации учащегося-музыканта интегрируют два типа ценностных ориентаций: общеэстетические (эстетические) и специфические музыкально-эстетические (музыкальные). Эстетические ориентации включают установку сознания на рост личности, вызывая самодвижение в творческой деятельности, стремление к креативности. Внешний компонент - это ориентации на ценности музыки и ценности музыкального образования, внутренний - ценностно-смысловая ориентация высшего порядка, которая соотносится с целостностью личности. Эстетические ориентации несут в себе глубокое личностное новообразование, ведущее личность к цели - ценностной, эстетически значимой музыкальной деятельности. Формированию эстетических ориентаций учащегося-музыканта способствует аксиологизация музыкального образования личности. Аксиологизация - это внедрение теории ценностей в музыкально-образовательный процесс, это аксиологический (ценностный) подход к музыкальным явлениям в процессе обучения музыке, это обеспечение восхождения личности к более высокой цели, смыслу на основе ценностей. Изучение работ по теории ценностей, разработанной в философии и эстетике, психологии, педагогике ( Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Т. К. Ахаян, М. М. Бахтин, А. Г. Здравомыслов, 3. И. Васильева, М. Г. Казакина, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова и др.), показало, что ценность является ключевым понятием аксиологии - это есть присвоенная личностью значимость чего-либо; фактор личностного отношения к ценностям является показателем разновидностей типов классификации ценностей, их иерархии; глубинное основание аксиологического подхода к явлениям действительности и искусства составляют общечеловеческие ценности. Психологический опыт утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании (Т. Бяукас, О. Зевина) показал, что современный человек для сознательного существования в мире должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство. Музыкант-профессионал проживает внутри себя ценности музыкального искусства и на основе этого опыта способен развивать свои возможности так, чтобы состоялось «рождение» собственного пути. Для формирования музыкально-эстетических ориентаций важно понять механизмы и обнаружить движущие силы, задействованные в эстетической ориентации как процессе. В этой связи были рассмотрены проблема воздействия музыки на личность, взаимодействие в триаде педагог - музыка - ученик, обозначен смысловой компонент эстетических ориентаций. При этом мы опирались на работы Л. С. Выготского, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Г. М. Цыпина, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, Б. Л. Землянского, В. М. Загвязинского, В. П. Зинченко, Е. В. Бондаревской, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, А. В. Кирьяковой, Г. И. Щукиной, Ф. Е. Василюка, Д. И. Фельдштейна, В. Франкла, Б. С. Братуся и др. Результаты теоретического исследования психолого-педагогических основ формирования эстетических ориентаций учащегося-музыканта позволили сделать следующие выводы. Энергия взаимодействия искусства (музыки) и личности несет в себе смысложизненные ценности, определяет эстетическое отношение, личностное новообразование. Мы отметили, что влияние музыки зависит прежде всего от самой личности, а не столько от музыки; поведение личности определяет ее «ценностный центр» (М. М. Бахтин). Степень воздействия музыки зависит от того, что человек, как «трансцендирующее существо» (Б.С. Братусь), способен вобрать из нее. Во взаимодействии музыки и личности воспитывающее действие музыка оказывает при потенциальной возможности личности воспринимающего. В музыкально-образовательном процессе, рассмотрев ценностное взаимодействие как педагогическое, мы обозначили важность живой передачи музыкальной традиции от учителя к ученикам, от старших к младшим, значимость связи обучения с воспитанием в процессе формирования профессионального и человеческого «образа» музыканта. Владея методикой с акцентуацией на ценностной стороне музыки, педагог совместно с учеником проходит креативный путь. Обоснование смыслового компонента эстетических ориентаций личности строилось на интеграции теорий личностного смысла (А. Н. Леонтьев), поиска смысла (В. Франкл), пассионарности (Л. Н. Гумилев). Мы связали в один узел смысл, мотивационно-потребностную сферу, ценностный центр, образующие вместе доминанту в развитии личности. И в творческом, и в педагогическом процессе в решении «задачи на смысл»оказывает действие пассионарное, энергийное поле. Главными движущими психоэнергийными силами в процессе формирования и развития эстетических ориентаций личности учащегося-музыканта являются энергия ценностного взаимодействия в триаде педагог - музыка - ученик и энергия пассионарно-смыслового поля. Исследование определило следующие педагогические условия эффективного формирования и развития эстетических ориентаций студентов и учащихся музыкальных учебных заведений (условия рассматривались в качестве среды - своеобразного «этноса», школы-мастерской или спецкласса, сложившихся в российском музыкальном образовании, и как совокупность компонентов музыкально-педагогического процесса): - аксиологизация музыкальною образования личности посредством актуализации ценностного потенциала музыкального искусства, - приобретение и накопление музыкальною профессионального опыта с помощью педагога. Музыкальный опыт представляет собой личностный опыт, характеризуется объемом, качеством и системностью музыкально-эстетических и теоретических знаний, способностью музыкального восприятия, освоения и созидания музыкальных ценностей, системой музыкально-оценочных представлений. Развитый музыкальный опыт достигается в единстве развития музыкально-слуховых и общеэстетических способностей личности; - актуализация ценностной позиции и личностных свойств ученика, его способностей, одаренности (мотивационпые потребности, интеллект, креативность); ценностного потенциала и личностных свойств педагога, его ценностной установки как внутреннего стержня, направляющего действия в решении задач на смысл своей педагогической деятельности; - реализация ценностного взаимодействия в триаде: педагог-музыка-ученик в совместной деятельности на основе эстетического отношения (энергийное, пассионарное поле). С одной стороны, осознанная педагогом одухотворенность идей общечеловеческих ценностей в музыкальных произведениях, раскрытие Красоты музыкального искусства учащимся, с другой - восприятие ими культурного наследия по мере раскрытия потенциальных возможностей, способностей и ценностной установки; -достижение двойной креативности в результате деятельности педагога и ученика, осознание учеником ценности добытых знаний как результат ценностного взаимодействия, способствующего успешному решению поиска смысла. Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования послужили основой для следующих выводов. Педагог как музыкально-профессиональная личность ставит в своей деятельности одной из главных задач формирование эстетической направленности сознания учеников на стремление к смыслу на основе ценностных ориентаций. С другой стороны, если в эстетическом воспитании акцент смещен лишь на развитие эмоционально-нравственной стороны, на приобщение к искусству, музыке, то этого недостаточно для формирования креативности личности. В эстетическом воспитании важен аксиологический, ценностный подход. Исследование заставило пересмотреть первоначальную гипотезу. Мы полагали, что определяющим фактором в формировании эстетических ориентаций учащихся-музыкантов является музыкальный опыт, приобретаемый в процессе обучения, используя который, педагог «поднимает» учеников к общечеловеческим ценностям. Однако результаты эксперимента показали, что восхождению личности к самосозиданию способствует иная взаимосвязь: педагог, музыка при определенных условиях формируют и развивают эстетические ориентации в зависимости от ценностного потенциала личности и ее способности к восприятию искусства (музыки). Если, по итогам исследования, ведущий фактор в музыкальном образовании ценностные эстетические ориентации личности, а ведомый - музыкальный опыт, то тогда аксиологическая установка тем более необходима, поскольку от ориентации личности на общечеловеческие ценности и ценности культуры зависят ее музыкально-профессиональное развитие, стремление к самообразованию, креативность. Актуализация аксиологического потенциала (ядра) содержательного существа музыки дает ощущение значимости общечеловеческих ценностей для себя, понимание своего предназначения, помогает скорректировать мотивационно-потребностную сферу личности. Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования: путь к смыслу, самосозиданию через ценности, актуализацию аксиологического потенциала музыки - это есть эстетическая ориентация личности музыканта как процесс. Формирование музыкально-эстетических ориентаций личности как результат будет более эффективным, если осуществляется целенаправленно при определенных условиях. Установлено, что ценности не есть цель эстетических ориентаций, а есть средство, цель же стоит выше - это смыслы. В музыкально-образовательном процессе при определенных условиях происходит восхождение личности учащегося-музыканта к смыслу своей деятельности, смыслу жизни благодаря сформировавшимся эстетическим ориентациям, ведомым высшими ценностями. |