Представила: Коломиец Г.Г., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дата: 04.02.02 г.
Краткий словарьспециальных терминов по аксиологии музыкального образования
|
|
Аксиология – философское учение о ценностях. Аксиологический подход – имеющий ценностное основание, подход к образованию на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности. Аксиологическое ядро музыкального образования – связь общечеловеческих ценностей с содержательным аспектом музыкального искусства в образовательном процессе. Аксиологизация музыкального образования – внедрение теории ценностей в музыкально-образовательное пространство. Аксиологическое ядро музыки – «сгусток » общечеловеческих ценностей, составляющих содержательную основу музыки (мировоззренческую, нравственную, эстетическую). Актуализация – переход из потенциального состояния в действие. Актуализация аксиологического ядра (потенциала) музыки – активное восприятие музыки, распредмечивание ценностной доминанты музыкального произведения, направления, творчества композитора. Антиномия – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Антропология – наука о природе человеческой сущности. Интеграция –объединение в целое каких-либо частей. Детерминанта – предпосылка. Субъект – человек, познающий внешний мир (объект). Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей (племя, народность, нация). Синкретический – неразделенный, единый, слитный. Имманентный – внутренне присущий какому-либо явлению, исходящий из его природы. Интенция – внутренне присущая (имманентная) направленность сознания на предмет (реальный или воображаемый). Сенсорный – чувствующий. Феноменология – идеалистическое философское направление, основой которого является интенциональная деятельность сознания. Пассионарность – заразительность. Эстетическое – чувственное, чувственно-выразительное. Эстетические ориентации – ориентации личности в окружающем мире на основе ценностей. Синергетика – изучение процессов сложных развивающихся систем. Синергетический – системный. Эмпатия – сопереживание, сочувствие к другому человеку. Инновации – выход за пределы нормативности. Эстетическое воспитание – это такое педагогическое ценностное взаимодействие учителя – ученика через общение с искусством, природой и всем чувственным миром, которое ведет к восхождению личности на основе ее самоценности. Тезаурус – систематизированный набор данных о какой-либо области знания. Креативность – творческость, созидательность, способность принимать нестандартные решения. Ранжирование – распределение по порядку. Коммуникация – понятие, используемое для характеристики обмена информацией между людьми, общения. Когнитивный – рациональный, интеллектуальный, связанный с познанием. Рефлексия – буквально: обращение назад, анализ собственных действий и состояний. Гуманизм – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека и право личности на свободное развитие своих творческих сил. Калокагатия – идеал античной Греции: гармония физического и нравственного, совершенство личности. Катарсис – очищение, просветление, возвышенное удовлетворение, которое испытывает зритель, слушатель, прочувствовав трагическое произведение искусства. Космология – учение о вселенной как едином целом, человек как частица космоса. Мировоззрение, миропонимание, мироощущение – совокупность взглядов, представлений об окружающем мире, основанных на эмоциональном и интеллектуальном его восприятии. Миф – сказание древних народов о жизни богов и людей. Мифология – совокупность мифов какого-либо народа. Пантеизм – отождествление Бога с мировым целым, с природой. Парадигма – совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Суггестивность – активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание с помощью звуковых, ритмических, образных ассоциаций. Трансцендентный – находящийся за пределами чувственно воспринимаемого мира. Утилитарный – узко практичный. Ценность – положительная значимость предмета или явления для человека. Эстетический вкус – способность человека к восприятию и оценки красоты. |