Представила: Коломиец Г.Г., доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Дата: 05.02.02 г.

Ценностные ориентации
студентов музыкальных учебных заведений 


В задачу экспериментальной работы входило изучение ценностных эстетических (общих) и музыкальных (специфических) ориентаций, их зависимого соотношения, динамики восхождения личности учащегося-музыканта к ценностям. Данные диагностики были получены прежде всего на основе тестирования (среза) 250 студентов (учащихся) учебных музыкальных заведений (училище, колледж, институт искусств) городов Уфы и Оренбурга.

Согласно логике и задачам данного исследования диагностическая программа изучения музыкально-эстетических ориентаций составлена таким образом, чтобы можно было выявить:

1)содержательную сторону музыкальных ориентаций (по жанрам, композиторам, произведениям);

2) музыкально - деятельностную перспективу;

3) музыкальный тезаурус и творческую активность;

4)особенности восприятия и соотнесение эмоционального и интеллектуального;

5) динамику развития музыкальных ориентаций; а также:

-  индивидуальную иерархию общечеловеческих ценностей и отношение к ним;

 -  профессионально-познавательный интерес;

 -  профессиональное проектирование и поиск смысла;

          - динамику эстетически-ценностного развития (восхождение).

При разработке критериев, на основании которых определялся уровень формирования эстетических ориентаций студентов-музыкантов, мы стремились к тому, чтобы их совокупность характеризовала объем знаний и музыкально-слуховых представлений, ориентацию на общечеловеческие ценности, ценности музыки и музыкального образования, личностную позицию (интерес, инициативность, эмоциональную отзывчивость, мыслительную деятельность), способность к рефлексии, креативность.

Методики диагностики включали как прямые вопросы: «Какие музыкальные жанры интересуют Вас больше?», «Ваш любимый композитор(ы)?», «Какие общечеловеческие ценности для Вас наиболее значимы?», «Что для Вас значит красота в жизни и в искусстве?», так и вопросы, косвенно выясняющие отношение к музыкальному искусству и ценностям.

Были введены пять уровневых параметров, с помощью которых производилась диагностика: низкий уровень, элементарный, средний, достаточный, высокий.

Данные диагностического изучения приводятся в таблицах и диаграммах в процентном соотношении к общему числу респондентов, которые условно разделены на три группы: группу 1 составили студенты (учащиеся) младших курсов колледжа (училища) и несколько старшеклассников специальной музыкальной школы при колледже, группу 2 - старшекурсники колледжа (третий, четвертый курсы), группу 3 - студенты института (первый, второй курсы ).

 

***

 

Отношение студентов к общечеловеческим ценностям изучалось в общей системе знаний. Цель эксперимента - определить ценностные ориентации в обучении, профессиональном труде, уточнить отношение к таким ценностям как Человек, Прекрасное, Труд, Отечество, Природа, другие, которые чрезвычайно важны для формирования личности музыканта. Предстояло выявить целеполагание и жизнеутверждение, динамику развития, самооценку личности.

Итак, изучалось отношение к:

- общечеловеческим ценностям,

- профессиональным знаниям,

- идеалу,

- себе как личности (самооценка),

- своему будущему.

Студентам было предложено определить иерархию в системе общечеловеческих ценностей. Поскольку почти половина респондентов  установила ранжирование, а другая лишь выбрала некоторые ценности, то представим иерархию ценностей с той и другой позиции. Результаты тех респондентов, кто определил порядок ценностей для себя можно представить в таблице так:

 

Таблица 1

 

Иерархия ценностных ориентаций студентов по результатам ранжирования

 

I место

ценности

%

II место ценности

 

III место

ценности

%

Жизнь

70.5

Человек

27

Прекрасное

22.3

Человек

70

Жизнь

19

Жизнь

18

Истина

58

Природа

18

Истина

15

Бог

55

Бог

15

Человек

13.4

Прекрасное

47

Прекрасное

11

Природа

8.8

Природа

45.5

Истина

9

Труд

8.8

Труд

26

Труд

4.5

Бог

7

Отечество

18

Отечество

1.8

Отечество

1.8

Составим блоки:

 

 

1. Жизнь. Человек

1. Человек

1. Прекрасное

2. Истина. Бог

2. Жизнь. Природа

2. Жизнь. Истина. Человек

3. Прекрасное. Природа

3. Бог. Прекрасное. Истина

3. Природа. Труд. Бог

4. Труд. Отечество

4. Труд. Отечество

4. Отечество

 

Если посмотреть с другой точки зрения - выбора наиболее значимых ценностей, то «блоки» избранных ценностей в возрастных группах выглядит так:

Иерархия ценностных ориентаций (вариант 2, по группам)

 

  1группа

2группа

3группа

1. Человек. Жизнь

1.Человек.

   Прекрасное

1.   Прекрасное Человек

2. Прекрасное. Истина

2. Жизнь. Природа

2.   Бог. Жизнь. Природа                                                                

3. Бог. Природа

3. Бог. Истина

3.   Истина

4. Труд. Отечество

4. Труд. Отечество

4.   Труд. Отечество

 

В среднем:

1) Человек. Прекрасное. Жизнь

2) Бог. Истина. Природа

3) Труд. Отечество

С какой бы точки зрения мы не посмотрели, видим, что у каждой личности существует своя иерархия в системе ценностей, что шесть ценностей Человек, Жизнь, Прекрасное, Истина, Бог, Природа «конкурируют» между собой в разных вариантах, при этом две ценности Труд, Отечество - устойчиво занимают последнее место. Из шести ценностей образуются два блока: «Человек, Жизнь, Прекрасное» и «Бог, Истина, Природа», при этом отдается предпочтение трем ценностям Человек, Прекрасное, Жизнь, причем по мере взросления Прекрасное как ценность все чаще отмечается студентами, начинает доминировать (в таблице поднимается постепенно). Безусловно, музыкальное образование приближает к прекрасному. Другая сторона вопроса - это осознание, понимание прекрасного. Высоко ценят и осознают красоту как ценность 75 % респондентов, затрудняются ответить или не ценят 25 %. По группам ценностное отношение к красоте представим так:

Диаграмма 1

Ценностное отношение студентов к красоте


Диаграмма показывает, что ценностное отношение к красоте у большинства молодых музыкантов последовательно развивается и достигает высокого уровня, однако многие оставили вопрос без ответа, или со ссылкой «затрудняюсь ответить», «не знаю». Среди ответивших на этот вопрос в первой возрастной группе часто встречаем понимание красоты как удовольствия, наслаждения, иногда - как гармонии. Во второй и третьей возрастных группах видение в красоте гармонии отмечается чаще и просматривается тенденция к разнообразию высказываний, выражению индивидуальности.

Обращает на себя внимание стабильность кажущейся недооценки ценностей труда и Отечества, однако это не так. Достаточно сказать, что на вопрос: «Хотели бы уехать из страны?», -  22% опрошенных ответили утвердительно, 7%  ставили вопрос без ответа и 71% учащихся ответили, что не хотят уезжать из России. При этом отметим, что желание уехать исчезает с возрастом. В пояснении мотива остаться, как правило, указывается чувство Родины, только в единичных случаях причиной служит боязнь ностальгии, страх перед будущим, инерция жизни. Дополнительные опросы выявили, что чувство Родины для них означает любовь, уважение к своему Роду, родителям, дому, двору, друзьям, окружающей среде и т.д. Заметим, что ценность    Отечество в процентном отношении близка к ценности красота, расположенной в «головном» блоке ценностей, а 1/6 часть участвующих в эксперименте ставит Отечество как высшую ценность на первое место.

Диаграмма 2

 

Отношение студентов к Отечеству как ценности

Ценность религиозных воззрений занимает неустойчивое место - от первого до последнего, несколько повышается значение этой ценности с возрастом. Отношение к Богу во многом зависит, как мы убедились, от мировосприятия, окружения, влияния, а не от изучаемой музыки в колледже, в        том числе и религиозной, которой в программе отводится незначительное место. Обратное явление - снижение ценности истины.

Заключая анализ значимости общечеловеческих ценностей, следует подчеркнуть особое отношение студентов, обучающихся музыке, к ценностям эстетико-гуманистического характера Жизни - Человеку - Красоте. Они занимают устойчиво высокое положение. Эти общечеловеческие ценности, долгое время в  отечественном воспитании советского периода не являлись центральными,  а теперь выделяются и в школьном эстетическом воспитании. Для студентов музыкального колледжа они особенно ценны, так как ими пронизано все музыкальное искусство. Возможно здесь также сказывается общая тенденция к индивидуализму, эгоцентризму, становящаяся характерной в среде музыкантов.

Диагностика ценностного отношения студентов к познанию, профес-сиональному развитию выявила противоречие между познавательным интересом, пониманием ценности профессионального совершенства и реальным воплощением его в учебном труде. Так, например, по анкетным данным, стремление к учебе выразили 93% всех респондентов, 1% - отрицательно, 3% учащихся высказались не уверенно. Однако в сопоставлении вопросов понимания необходимости учения с профессиональной трудоспособностью складывается другая пропорция: 74% учащихся понимают, что нужно учиться, но не реализуют свой потенциал, 1% -равнодушные к ценностям знаний и только 25% - считают, что реализуют себя в музыкально-учебном процессе.

Таблица 3

 

Ценностное отношение студентов к профессиональным знаниям

 

 

Возрастные группы

Вопросы

 

I гр. (92)

 

II гр. (88)

 

III гр. (36)

 

полож. ответ

+

отриц.

ответ

-

без

ответа

?

 

+

 

-

 

?

 

+

 

-

 

?

Считаете ли, Вы, что учиться интересно?

 

84.5

 

4.5

 

1

 

90

 

2

 

8

 

97

 

0

 

3

Считаете ли Вы, что необходимо продолжить учение в ВУЗе

 

88

 

4

 

8

 

91

 

9

 

0

 

97

 

 

3

 

0

Считаете ли Вы, что нужно много трудиться и добиваться профессионализма?

 

97

 

1

 

2

 

97

 

1

 

3

 

97

 

3

 

0

Много заниматься по специальности получается или не получается? Причины при отрицательном ответе:

а) отсутствие условий,

б) не хватает характера, воли,

в) нет желания,

г) другие (не хватает времени).

 

21

 

 

7

 

79

 

 

 

 

0

 

26

 

 

10

45.5

17

(4.5)

 

72

 

2

 

28

 

 

14

50

2.5

(5.5)

 

72

 

0

Будете ли работать по специальности?

 

71.5

 

4

 

24.5

 

82

 

3

 

15

 

94.5

 

 

5.5

 

 

Отметим стабильность во всех трех возрастных группах высокой оценки труда в достижении профессионализма - 97% учащихся, лишь 3% учащихся считают, что и без труда можно стать хорошим профессионалом, для этого достаточно таланта или просто способностей.

Ответы на вопросы, касающиеся реализации в деле суждений, интересов и перспектив образования, показывают, как поведенческий аспект ценностного отношения к профессиональному труду приходит в противоречие с когнитивным. По сути студенты очень мало, на наш взгляд, занимаются по специальности.

На младших курсах самореализуют стремление к совершенствованию 21% опрошенных, на старших курсах - 26% и в ВУЗе - 28%, то есть ценностные ориентации относительно профессиональных помыслов высокие, а жизненное воплощение - заниженное. Что мешает студентам самореализоваться? Из причин они указывают прежде всего на отсутствие у себя твердого характера и воли - (от 40% до 50%) во всех группах; затем отсутствие желания - на младших курсах и более на старших (14%, 17%). Печально к тому же то, что большинство тех, кто понимает, что поступают безвольно, учатся без желания, тем не менее собираются работать по специальности - педагогом музыки или исполнителем! Из других причин, названных респондентами на младших курсах преобладает текучесть времени. Эта причина скорее говорит о недостаточной организованности своих домашних занятий. На старших курсах и в ВУЗе возрастает проблема условий: отсутствие необходимых книг, магнитофонных записей, качественного музыкального инструмента, отношения некоторых преподавателей, бытовые условия.

Итак, мы столкнулись с фактом явного несоответствия идеального (в представлении) и реального (в воплощении) аспектов ценностного отношения к профессиональному труду, в результате которого более 70% студентов сознают, что не самореализуются профессионально как хотелось бы.

В то же время следует заметить, что за ростом самосознания (когнитивного) все-таки движется в восходящем направлении практическое воплощение стремлений, как это видно в процентном сравнении положительных столбиков в таблице 3. Как те, кто считает, что по возможности занимаются сполна, так и те, у кого не получается много заниматься специальностью указали на разные стимулы в учебном процессе. Здесь большую часть составляют ценные мотивации, развивающие духовные силы личности, есть мотивы честолюбивые, выявляющие эгоистические наклонности.

К высшим побуждениям относим:

1. Целеустремленные: стремление к самосовершенствованию, стремление к цели, желание стать хорошим профессионалом, желание учиться, добиться профессионализма, желание стать отличным специалистом в своем деле, получить знания, добиться хороших результатов или достигнутый ранее результат дает стимул, интерес к будущей профессии.

2. Творческие в ближайшей перспективе: конкурсы, предстоящее выступление на сцене.

3. Эстетические: любовь к музыке, любовь к своему инструменту, когда занятия музыкой досталяют удовольствие.

4. Нравственные: Заставляет совесть, боязнь подорвать репутацию педагога, стимул к самосовершенствованию - любимый человек, педагог, работа, стремление быть лучше.

К низшим мотивам относятся такие, как стремление к первенству, проявить себя, стимул - я сам, желание получить хорошую оценку.  Впрочем, эти мотивы отнюдь не относятся к отрицательным.

Понимание значения музыки как средства духовного развития человека является ценностной установкой, без которой не возможна плодотворная деятельность музыканта - педагогическая, просветительская, исполнительская - это та деятельность, которой предстоит заниматься  учащимся, студентам в ближайшем будущем, а поэтому они  являются моральными носителями эстетических норм.

Анализ диагностических данных по следующим вопросам позволяет дать характеристику отношения студентов к роли музыки как фактору духовного развития личности.

Отвечая на вопрос: «Музыка, произведения искусства помогают ли Вам найти ответ на нравственные, жизненные вопросы?», студенты кроме определенных высказываний «да, нет» выразили свое отношение менее определенно: «иногда, не совсем», или наоборот подчеркнуто: «очень помогает, обязательно, конечно», в более развернутом виде: «Да, помогает всегда, это тот духовный хлеб (и еще литература), на котором я выросла». Значительно возрастает положительный показатель к третьей возрастной группе.

Другой вопрос, общего эстетического содержания: «Является ли музыка средством духовного развития человека?», - вызвал в основном уверенные ответы с ростом к самым высоким показателям во всех группах.

Среди респондентов особенно обратил на себя внимание ответ студентки Уфимского института искусств, который точно резонирует с идеей нашего исследования по формированию и развитию музыкально-эстетических ориентаций. «Вопрос скорее риторический, - пишет она, - не требующий по крайней мере оригинального ответа. Да, музыка является средством духовного развития человека. Однако здесь необходимо одно уточнение: для того, чтобы человек смог развиваться духовно под воздействием музыки, он уже к этому моменту должен обладать определенным багажом чувств, впечатлений, знаний, стремлений и так далее. Эти чувства, впечатления, могут быть как приобретенными, так и врожденными».

Вопрос о том, есть ли у студентов идеал, поставил многих из них в тупик прежде всего из-за отсутствия самого понятия, неопределенности представления о термине, об идеале как эстетической категории. Как выяснилось, понятие «идеал» для целого ряда молодых музыкантов -  «темное пятно». Между тем одна из причин, определяющих своеобразие эстетических эмоций заключается как раз в соотнесении духовных переживаний с идеалом. Как пишет М.С.Каган, идеал есть картина желаемого, модель должного, живой образ мечтаемого, есть небытие в форме бытия; идеал живет в сознании каждого человека. Идеал обладает конкретностью, вызванной способностью творческой деятельности воображения. Он заключает в себе момент целеполагания, целеустремленности к тому, что может быть, к чему-то более совершенному.  Идеалы рождаются от стремления к лучшему, они важны в ценностной ориентации. Тем не менее  многие учащиеся (около 50%) оставили этот вопрос без ответа или дали отрицательный ответ (нет идеала); есть ответы ярко выраженного эгоистического характера: «каждый человек сам себе идеал».

Негативное отношение к идеалам, очевидно, связано с социальными особенностями нашего времени, боязнью авторитарности и тоталитарности, навязанностью чужих представлений и принципов, стремлением не быть похожим на других. Не раз мы встречали в анкетах: «не сотвори себе кумиров».

Характерно, что идеал в представлении учащейся молодежи связывается либо с конкретным образом, человеком, либо, что чаще встречается, предстает в виде цели, стремления, порождаемого смыслом.

Диагностика личностного значения музыкального искусства как стимула в своей жизнедеятельности показала, что среди студентов, приобретающих музыкальную профессию, больше оптимистов в отношении к своему будущему - это 75% учащихся, а неуверенных в своем будущем («нахожусь на распутье, в подвешенном состоянии») и разочарованных - 25% .

Вместе с тем результаты  исследования зафиксировали то, что наблюдается нисходящая линия от курса к курсу в отношении учащихся к жизни, усиливается тенденция разочарования в жизни, увеличивается число находящихся «в подвешенном состоянии», живущих сегодняшним днем. Здесь, безусловно, звучит социальный мотив: неустроенность нашей жизни, неутешительная перспектива плохо оплачиваемой работы музыкантов-педагогов, исполнителей, артистов  оркестра, просветителей.

 Отвечая на вопросы о жизненных стремлениях, респонденты разделились на несколько подгрупп:

а) полны энергии, большое стремление в будущее; полна энергии, несмотря ни на что!, вперед!, разочаровываться в жизни можно всегда успеть, а сейчас только вперед! и т.д.;

б) полна энергии, но в будущее не смотрю; разочарован в жизни, но полон энергии; разочарована, но полна энергии, готова к борьбе;

в) не разочарован жизнью, но не полон энергии; не совсем разочарован, но верю в будущее;

г) живу по течению; живу сегодняшним днем; нахожусь на распутье; я меланхолик, поэтому у меня то взлеты, то падения, смотря по обстоятельствам и т.д.

д) разочарован; нет устремленности. И самое пессимистическое откровение: для меня нет цели, зачем все это делать, если все равно умирать. (18 лет, 4-й курс колледжа).

Мы столкнулись со случаем, когда человек испытывает потерю смысла, состояние фрустрации (вакуума) при нереализованных стремлениях. Необходимым условием нормальной жизни является определенный уровень напряжения, возникающих между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему представляется (В. Франкл). Отсутствие этого напряжения вызывает фрустрацию.

В нашем исследовании, представленные выше подгруппы а), б), в) говорят о присутствии этого напряжения, идет поиск смысла; подгруппа г) - пограничная, когда внутренняя борьба начинает уступать место обстоятельствам, но уровень напряжения еще поддерживается, в подгруппе д) напряжение почти отсутствует, стоит серьезная проблема смыслоутраты.

Вопрос, связанный с поиском смысла: «Стало ли музыкальное образование стимулом для дальнейшей жизнедеятельности?» не вызвал у большинства респондентов  эмоциональный отклик. В качестве примеров приведем такие ответы: «Стало, без музыки я не представляю своей жизни», «да, я люблю музыку», «стало, тогда зачем я учусь?», «в данный момент разочарована в жизни, но музыка - это то, ради чего стоит жить». Около 70% студентов музыкального колледжа ответили утвердительно, но то, что для 30% учащихся будущая специальность не стимул к жизнедеятельности говорит о заведомо некачественном, равнодушном отношении к работе в этой сфере, либо о том, что они отвергнут эту специальность, а тогда зачем они учатся?

Сравнивая колледж с институтом, мы видели, как роль музыкально-образовательного стимула значительно повысилась: проблема поиска смысла решается в институте более целенаправленно.

Соотношение двух вопросов помогло выявить ярких оптимистов - около 60% и уточнить такой важный момент, как значение музыкально-профессионального образования в поиске смысла у разочарованных. Музыкальное образование спасает в ситуации разочарования в жизни приблизительно 5,5% опрошенных, и оно не становится жизненным стимулом около 18% учащихся в первой и второй группах и 5% студентов  в третьей группе. Здесь возникает ситуация смыслоутраты профессионального обучения у не разочарованных в жизни людей.

Вопросы, обращенные к нравственности, к творческому вдохновению, проявлению духовного порыва в моменты высокого напряжения музыкально- эстетического восприятия позволили респондентам заглянуть внутрь себя и по желанию откровенно высказаться, что дало диагностике богатый, вместе с тем противоречивый материал.

Тест по ситуации, повлекший за собой важное жизненное решение с помощью музыки, как и следовало ожидать, не вызвал массового отклика, однако около 20% учащихся прошли это испытание. В динамике по данному вопросу намечается незначительная тенденция постепенного подъема в возрастных группах. 

Составим список композиторов, благодаря музыкальному творчеству которых осуществился важный жизненный шаг в судьбе отдельных учащихся: творчество И.С.Баха, А.Вивальди (концерты «Времена года»), В.А.Моцарта и Л.Бетховена, Ф.Листа и И.Брамса («Реквием»), С.В.Рахманинова (фортепианные концерты), С.И.Танеева (кантата «Иоанн Дамаскин»), Д.Д.Шостаковича (опера «Катерина Измайлова» и Пятая симфония).

Тест по творческому вдохновению и его влиянию на эстетико-нравственный потенциал личности наоборот дал 73% положительных ответов и побудил тех респондентов, кому приходилось испытывать творческое вдохновение, поделиться своими переживаниями, размышлениями.

Систематизируя разнообразные, подчас противоположные мнения, выделим типы характерных ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам испытывать творческое вдохновение (как высокое «полетное» чувство) и как это сказалось на Ваших поступках, изменило ли Ваши суждения о жизни, искусстве?»:

1. Изменило суждение о жизни: "стала более оптимистично смотреть на мир", "начала задумываться о жизни", "заставило по-другому посмотреть на жизнь".

2. Изменило суждения об искусстве, музыке (более типичный ответ): "стала серьезней относиться к искусству", "стала больше ценить искусство", "стала больше любить музыку".

3. Вызвало прилив жизнеутверждающих сил: "Хочется жить, работать, любить", "Хочется жить, все не так уж и плохо", "Оценила труд, увидев его результаты".

4. Сказалось на поступках:

а) часто направленных на себя, проявляясь в подъеме творческой деятельности: "повысилась работоспособность, стремление", "сразу сажусь за фортепиано, могу часами заниматься", "начинаю писать, рисовать, играть", сочиняю стихи, песни";

б) крайне редко - в отношении к другим: "стал лучше ладить с людьми", "тоньше понимаешь поступки свои и других".

5. Изменило суждение о жизни (об искусстве), но - "на поступках не отразилось, либо менялось суждение, но не от полноты чувств".

6. "Да, но суждения о жизни (об искусстве) не изменило".

7. "Да, но никак не сказалось на поступках".

8. "Нет, никак не сказалось".

 

Анализ дает нам основание принять следующую точку зрения. Эмоции вдохновения дают кратковременные вспышки других эмоций в зависимости от индивидуальной особенности личности, которые находят адекватное выражение в когнитивном или поведенческом аспектах. Энергия вдохновения переходит в энергию конкретной деятельности, творческого воображения или уходит в подсознание (скорее все вместе, но в разных долях) и в зависимости от субъекта влияет на нравственные, сенсорные, рациональные свойства личности.

Методика диагностики включала вопросы, которые были посвящены таким ценностным личностным свойствам, как черты характера и обогащение личности студента с этой стороны в процессе образования, что обуславливает поведение, выражает направленность личности, мотивирует нравственное развитие. По результатам опроса всех участников эксперимента мы выделили те черты характера, которые наши респонденты более всего  ценят в людях, то, что они ставят на первое место: доброту (57%),честность (47%), искренность (18%), трудолюбие (14%), интеллект, ум (12%), порядочность (10%).

Взяв за основу три группы характерологических черт по Л.С.Рубинштейну, а именно:

1) отношение человека к человеку, другим людям (общение);

2) отношение человека к самому себе, возникающее опосредованно через людские отношения;

3) отношение человека к делу, вещам;

 мы посмотрели, каково в них многообразие всевозможных оттенков, формирующих ценностную позицию личности учащегося музыканта. Результаты зафиксировали в таблице.

Таблица 8

 

Ценностное отношение к другим (1), к себе (2), к делу (3)

 

1

2

3

Способность понимать других людей, забота об окружающих, помощь ближнему, умение выслушать, душевность, любовь к людям, отзывчивость, милосердие, сострадание, умение прощать, доверие, искренность, честность, нежность, уважение, общительность, коммуникабельность, щедрость, порядочность, благородство, преданность, верность, приветливость, бескорыстие, гумманность, открытость, откровенность, внимательность, вежливость, чувство дружбы, доброжелательность, лояльность, постоянство, надежность, тактичность, самопожертвование.

Ум, скромность, справедливость, правдивость, самообладание, сдержан-ность, решительность, самокритика, самоанализ, неудовольствие собой и желание измениться, эмоциональность, твердость, гордость, духовность, интел- лигентность, жизнерадост- ность, оптимизм, энергич-ность, чувство юмора, воспитанность, вера в себя, сила воли, терпеливость, чувство меры, чувство собственного достоинства, совесть, мудрость, самоуве-ренность, уверенность в себе, самостоятельность, самосовершенствование, честолюбие, умение приспосабливаться, умение держать всё в своих руках.

Смелость, целеустремленность, трудолюбие и работоспособность, пунктуальность, аккуратность, стремление к лидерству, ответственность, настойчивость, мужество, деловитость, предприимчивость, упорство, любовь к природе, трудолюбие, работоспособность, профессионализм, добросовестность.

 

 

Если собрать ответы с суммой характерологических черт первого порядка, то получится в 1,7 раза больше суммы ответов с чертами второго и третьего порядка (отношение к себе и к делу) вместе взятых. Это говорит о ярко выраженном тяготении к гуманистической направленности, альтруизму.

Обращение к самоанализу студентов по открытым в себе качествам характера в процессе приобретения знаний, взросления  обнаружило следующее. Более склонны размышлять над своим характером студенты первой возрастной группы, здесь мы находим разнообразные оттенки и подробности, в то же время и в первой, и во второй группах около 25% студентов оставили вопрос без ответа, в институте - 14%.

Главные черты, открытые в себе или приобретенные, на какие указывают студенты, это доброта, сочувствие, далее - целеустремленность, работоспособность и трудолюбие, уверенность в себе и терпение - с одной стороны, с другой - достаточно самокритичные: лень, эгоизм, безволие, наглость. При этом во второй группе (единичные случаи) эгоизм и недоверие к людям отмечаются как норма в условиях современности, наряду с этим у других встречаем более тонкое понимание человека. Далее, для одних характерны расчетливость, раскрепощенность, для других - чувствительность, восприимчивость, желание помочь людям. Сравнивая младшие курсы колледжа со старшими, заметим, что в целом целеустремленности (трудолюбия, упорства и т.д.) не прибавилось, но увеличилось число ленивых.

Посмотрев ответы на вопрос о желании активно участвовать в  жизни общества, видим, что «индивидуалистов» в колледже меньше, чем в институте  ( в процентном соотношении по группам соответственно: 40 - 30 - 50) а коллективистов больше, причем желание заниматься коллективной деятельностью на старших курсах колледжа усиливается ( в процентном соотношении в возрастных группах соответственно: 58 - 62 - 40). Очевидна тяга к общению, значимость личности учащегося-музыканта для других в период взросления, как и у школьников.

Сравнивая самоанализы студентов в трех возрастных группах мы искали признаки принципиальных изменений в характере, нравственном облике, типичных черт в динамике, но существенных перемен, демонстрирующих, что в процессе музыкального образования происходят коренные изменения в характере человека, сказывается некая характерологическая типология, не обнаружили.

        Вопрос о восхождении личности студента в эмоциональном, рациональном, нравственном отношениях под углом зрения собственного ощущения дал возможность респондентам определиться в самооценке своего духовного, эстетического развития. Для примеров приведем контрастные ответы:

- Да, происходит во всех отношениях.

- Пожалуй, только в рациональном отношении.

- Восхождение происходит очень заметно, и для меня имеет большое значение           

- Возможно, что это происходит, но очень незаметно.

- Произошло, особенно за годы учебы в училище.

Проанализировав ответы, мы резюмируем, что 91% студентов отмечают восхождение своей личности, из них 67,4% ощущают заметное развитие во всех отношениях одновременно, 84% - в эмоциональном, 81% - в нравственном, 71% - в рациональном. Представим диаграмму.

                                                                                               Диаграмма    

 

Ценностное восхождение личности студента по результатам самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Анализ ответов учащихся на вопросы по самоощущению восхождения продемонстрировал, что не характерен рост только одной из сторон личности под влиянием музыкального образования (эмоциональной или нравственной), наиболее типично интегрированное (синтетическое) развитие с усилением рационального начала, как это мы отметили, анализируя предшествующие тесты. Здесь мы имеем подтверждение самими респондентами наших наблюдений.

В заключение представим наглядно  уровни ценностных эстетических ориентаций молодых специалистов-музыкантов:

Таблица 12

 

Уровни эстетических ориентаций учащихся музыкантов

 

Группа

Низкий

Элементарный

Средний

Достаточный

Высокий

1

3

12.5

32

15

37.5

2

1

14

23

18

44

3

 

8

11

17

64

общее

2

11

22

17

48

 

 

См. книгу Коломиец Г.Г. «Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход)», глава 3.