Представила: Коломиец В.Г., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дата: 05.02.02 г.
Общечеловеческие ценности в музыке (педагогический аспект) |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Мир музыки имеет свой смысл. Музыка как явление духовной культуры несет в себе идеи, мысли, переживания, переданные в знаково-звуковой форме - средствами музыкальной выразительности. Слушая музыку человек вступает с ней в контакт, диалог. «Чего хочет от меня эта музыка?» - размышляет о власти музыки Л.Н.Толстой в «Очерках былого» (сравним эту мысль с выше изложенным высказыванием французского просветителя Фонтенеля: «Соната, чего ты хочешь от меня, непонятная инструментальная музыка?»). Воздействуя, музыка требует ответа. Рассматривая музыку в контексте духовной культуры, содержательное ядро которой составляют ценности человеческого духа, можно говорить о присутствии в ней общечеловеческих ценностей и о внутреннем диалоге «ценностного центра» личности с ценностным миром музыки на основе общечеловеческих ценностей. О каких ценностях здесь идет речь? В выявлении общечеловеческих ценностей, как показывает Н.Д.Никандров, основополагающую роль играет моральный кодекс ценностей добродетелей, прошедший через века (античная философия и калокагатия, Библия и Коран, Стоглава и Домострой), варианты и комбинации которых присутствуют в разных системах. В последнее время сравнивают ценности, характерные для российской и западной цивилизации. Так, И.Н.Ионов находит, что в Европе получили развитие городские буржуазные ценности, а в России - общинные, коллективистские . Обзор общечеловеческих ценностей не позволяет определить единую иерархию ценностей. Тем не менее, получившая известность с XVIII века триада ценностей - "истина - добро - красота" по своему значению для человеческого существования отличается стабильностью, и эти ценности имеют право быть названными высшими. Они содержат соответственно мировоззренческие, этические, эстетические идеи. Н.О. Лосский абсолютными ценностями называет тетраду: истина - добро - красота - свобода. Проблему освоения общечеловеческих ценностей решали теологи, философы, психологи, педагоги (М.М. Бахтин, Г.Г. Гадамер, Р. Бультман, А.Л.Леонтьев, М.К. Мамардашвили, А.А. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В.Франкл, другие). Они оказались едины в своих представлениях о психологическом ключе освоения общечеловеческих ценностей - оно есть не только осознание, но и отношение: "личная встреча", "диалог", "со-бытие", "личностный смысл". Т.М. Буякас и О.Г. Зевина, проведя психологический опыт утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании, пришли к предположению, что современный человек для сознательного существования в мире должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство. При этом недостаточно осмысления общечеловеческих ценностей, - их нужно пережить, прожить внутри себя - смысл порождается не значением, а жизнью. "Только когда символ будет непосредственно пережит субъектом, станет его конкретным опытом, только тогда он из общечеловеческой ценности превратится в личностную ценность, станет достоянием индивидуального сознания, живым участником смысловой сферы личности. Человеку необходимо пережить общечеловеческие, духовные и нравственные ценности, которые как онтологические корни питают личность; необходимо на основе усвоенного опыта развивать свои возможности и способности так, чтобы состоялось второе рождение - рождение собственного жизненного пути . Ценности человеческого общества присваиваются личностью молодого поколения («открытие для себя смысла» ), переживаются ее («эмоции человека связаны с активностью сознания и потребностями человека» ) и активизируют формирование суждений и систематизацию знаний в образ мира. Устойчивость собственного мнения в виде суждений (умозаключения), переходящая в убеждения, в осознание смыслов (и смысла собственной жизни) является признаком сформированности сознания высокого уровня. Поэтому не только ценности музыки, но и общечеловеческие ценности в музыке стали для нас интересующим предметом. Итак, какие общечеловеческие ценности более всего являются опорой личности при общении с музыкой? С какими общечеловеческими ценностями чаще всего происходит "личная встреча" в музыке? Для выяснения этих вопросов обратимся к исследованию А.В. Кирьяковой. В монографии "Теория ориентации личности в мире ценностей" отмечается, что при различии философского подхода в аксиологии все же ясно обозначена система ценностей как "внутренний стержень культуры общества" (В.Г. Здравомыслов) и выделены такие ценности как истина (познание), добро, красота и близкие по значимости к ним человек (счастье), труд (деятельность, творчество), отечество (свобода) - ценности, являющиеся общечеловеческими и выполняющие функцию социальной доминанты, ориентации во все времена развития общества. Исходя из всеобщего закона педагогики о детерминированности ориентации учащейся молодежи социокультурной ситуацией и опираясь на вышеизложенные выводы, автор теории с высоты сегодняшнего дня, сохраняя преемственность, очертила следующий круг общечеловеческих ценностей: Жизнь - Человек - Познание - Красота - Труд - Отечество, наполнив каждую ценностную категорию определенным содержанием и идеей на основании специальных исследований. Так, содержательный аспект красоты (идея-гармония) составляют искусство, творчество, созидание, совершенство человека, прекрасное в природе, эстетика быта и труда; содержание ценностной категории человек (идея - гуманизация) включает любовь, добро, общение, счастье, достоинство; ценность жизни (экология, милосердие), определяют здоровье, жизнь человека, жизнь природы, жизнь планеты, космос; познанию (истине) соответствуют информация, знание, культура, средство самовыражения; ценность труда выражена средством существования, творчеством, профессией, возможностью самореализации, источником познания; Отечество - это мир, свобода, права человека, социальная справедливость, национальное самосознание. Опираясь на теорию ориентации личности в мире ценностей, мы остановились на следующей группе ценностей: Бог - Человек - Отечество - Красота - Природа - Истина - Труд с возможными вариантами их содержательной основы. Теперь вернемся к избранному нами кругу общечеловеческих ценностей. Если мы обратимся к мировой музыкальной культуре, которая изучается на музыкальных занятиях и является предметом музыкального воспитания и образования, то увидим, что в идейной основе произведений музыкального искусства лежат те же общечеловеческие ценности. Мы выделили аксиологическое ядро музыки, которое означает "сгусток" общечеловеческих ценностей, присутствующих в музыкальном искусстве, т.е. соответственно ценностям представили музыкальные явления в концентрированно-содержательном, ценностном модусе. По силе значимости и влиянию на человека общечеловеческие ценности, пронизывающие музыкальные произведения, можно выстроить следующим образом, опираясь на традиционную программу музыкальной литературы: Таблица
Общечеловеческие ценности в музыке
Отметим, что, кроме высоких духовных общечеловеческих ценностей, существуют антиценности, такие как власть, золото и пр. Разговор о них со студентами и учащимися возникает часто, тем более что в нашей современной жизни погоня за властью ради наживы, материальным обогащением становится для многих главным смыслом жизни. В музыкальном искусстве всех времен и народов "власть-золото" трактуется как антиценность и преподносится как зло через негативные образы в противопоставлении возвышенному, духовному началу. Таким образом эта идея раскрывается при обращении к музыкально-театральному произведению Э. Грига "Пер Гюнт", тетралогии Р.Вагнера "Кольцо нибелунгов", опере "Лоэнгрин", а в "Тангейзере" дополняется моральным аспектом через показ торжества духовного начала над миром чувственных соблазнов. Она сатирически представлена в последних операх-аллегориях Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок" и "Кащей бессмертный". Зло бюрократической системы и корыстных интересов высмеивается в произведениях Д.Д.Шостаковича и др. Многие проблемы формирования и развития эстетических ориентаций на основе смыслового анализа с точки зрения ценностного подхода комплексно решаются на разных музыкальных занятиях. В курсе "Музыкальной литературы" общечеловеческие ценности, пронизывающие все монографические темы и присутствующие в содержании каждого произведения, постоянно находятся в центре внимания педагога, избравшего в качестве системы личностно ориентированное и развивающее обучение и в качестве педагогической концепции - гуманизацию, антропологию. Используя опыт педагогической практики, остановимся на некоторых моментах проявления ценностных категорий в музыкальной литературе. Выстроенный исторически курс музыкальной литературы в музыкальном училище (училище искусств, колледже, в некоторых школах со специальной эстетической направленностью) вначале предполагает знакомство с античной эстетикой, в центре которой - человек, в дальнейшем эта идея найдет продолжение в темах, посвященных искусству Возрождения. На первых занятиях значительное место занимают темы, связанные с религиозно-эстетическими ценностями, так как профессиональная музыка Новой эры складывалась в раннем Средневековье прежде всего как церковная. Учащиеся слушают григорианские хоралы, мессы, наблюдают развитие музыки от монодии к многоголосию вплоть до высоких достижений полифонических школ, представленных музыкой О. Лассо, Дж. Палестрины, Ж. Депре и др. К началу XVII века произошло четкое разделение музыки на церковную и светскую. При изучении последующих тем внимание учащихся переключается на светскую музыку, при этом мифы, библейские и религиозные сюжеты занимают по сути весь первый семестр, и прежде всего это связано с изучением творчества И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Подчеркивая значение духовных ценностей, американский философ Р.Б. Перри считает: "…ценность не исчезает от того, что объект интереса сам по себе может являться иллюзорным, несуществующим. Непосредственная ценность Бога, которая возникает из любви и восхищения человека, основывается на вере в его существование, но для этой ценности не имеет значения, истина верна или нет, существует Бог или не существует". Если ценность Бога - в вере в него и не зависит от того, есть он или нет, то мы, рассматривая эстетическую сторону этой проблемы, имеем дело прежде всего с чистыми душевными помыслами. Великие творения И.С. Баха "Страсти по Матфею" и Высокая месса, несмотря на трудность постижения философской лирики этих сочинений, производят на учащихся очень сильное впечатление не только из-за красоты звучания, но и благодаря силе выражения чувств сострадания к Христу. В дальнейшей педагогической работе религиозная тема еще не раз будет затронута в связи с творчеством Моцарта, Листа, Вагнера, Танеева, Скрябина и др. Монументальный стиль музыки Г.Ф. Генделя, претворившийся в ораториях на библейские сказания Ветхого Завета, также несет высокие идеи, но теперь гражданского характера: борьба за свободу, справедливость, отечество. Так, подвиг во имя народа совершает Самсон, могучий израильтянин, ослепленный и томящийся в плену, он сокрушает колонны храма, где торжествуют филистимляне; погибнув вместе с ними, он приносит победу своему народу. Изучение хоров и арий оратории «Самсон» (то ярких, броских, мощных, то проникновенных в стиле lamento ("жалоба") оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей, а сравнения с героическими подвигами конкретной истории, с легендарными событиями военных времен приближают картины Ветхого Завета к проблемам современности. Человек как ценность - ценностная эстетическая категория, заключающая в себе такие гуманистические качества, как любовь, добро, достоинство, порядочность, счастье, общение с другими людьми, сочувствие и т. д., - получила широкое претворение в классицистской и романтической музыке. В эпоху Просвещения второй половины XVIII века следует выделить двух оперных реформаторов К.В. Глюка и В.А. Моцарта, которые стремились к синтезу музыки и драмы (органической взаимосвязи слова, музыки, действия), к простоте, естественности, правдивости в выражении чувств героев и отражению идеалов своей эпохи. В операх Глюка («Орфей» , «Ифигения», «Армида») написанных на античные сюжеты, воспевается чувство долга, самопожертвование, возвышенная любовь. В трех изучаемых операх Моцарта - "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" - идеи «разума» эпохи классицизма выразились иначе: в живых реалистических портретах, в стремлении героев к справедливости и свободолюбию, в защите прав и достоинства человека, в массонском нравственном совершенствовании. Столкновение человека с судьбой, со злом, когда перед человеком стоит проблема выбора, борьба добра и зла, мотив судьбы, - тема, характерная для творчества Глюка, Моцарта и особенно Бетховена, горячо воспринявшего голос эпохи французской революции с лозунгом "Братство, равенство, свобода", находит свое продолжение в эпоху романтизма. Романтизм - яркое направление музыкального искусства. Учащиеся легко схватывают саму суть романтизма - раскрытие конфликта (разрыва) мечты и действительности, чувственной устремленности к идеалу и разочарование, остроты переживаний своего внутреннего мира - потому, что эта романтическая ипостась особенно болезненно переживается в юношеском возрасте каждым поколением. Им близки романтические темы любовной лирики, лирической исповеди , одиночества, странничества (скитаний), раздвоенности души; доступны для восприятия открытая эмоциональность и чувственность музыки, переданная главным средством выразительности романтиков в музыке - мелодией.
Романтическая музыка обладает демократическим свойством -программностью. Названия, сюжеты, автобиографичность произведений - все несет на себе печать индивидуальности автора, но вместе с тем, заставляя переживать, размышлять, сопоставлять, вызывает личные ассоциации. В качестве конкретного примера приведем первую симфонию австрийского композитора Г. Малера (1888 г. создания). Лекция, посвященная этой симфонии, начинается с краткой характеристики жизни и творчества композитора. Внимание направлено на тяжелые юные годы в многодетной (12 детей) семье мелкого лавочника, на трудолюбие ее членов с детства, на том, как отец будучи не богатым человеком не препятствовал музыкальному увлечению сына и поддержал его поступление в Венскую консерваторию, и как потом взрослый Малер материально помогал осиротевшим братьям и сестрам, работая дирижером в провинциальных оперных театрах и при этом испытывая горечь от столкновения с рутинностью, косностью, равнодушием. Может быть поэтому он никогда не писал опер, а любимым его делом было сочинять музыку иную: песни и симфонии. Песни - лирический дневник композитора, а симфонии вбирали его философские размышления. "Малер был художником идеи, ставящим в своем творчестве вечные вопросы бытия. Он говорил о человеке и мире, добре и зле, жизни и смерти, гармонии и хаосе. Он силился постигнуть, что есть вечное, прекрасное, что есть цель…". И вот первая симфония, содержание которой так понятно учащимся, потому, что оно автобиографично и, по высказываниям Малера, составляет передачу мироощущения человека в переломный период юности, в период взросления, когда человек осознает конфликт своего "Я" с окружающим миром, конфликт нравственной чистоты с мещанством, цинизмом, пошлостью. Первые две части - "Из дней юности", где отношения романтического героя с окружающей действительностью еще не конфликтны. Третья и четвертые части - "Человеческая комедия", когда взаимоотношения героя с действительностью складывается трагически, он одинок в своем горе, жизнь оборачивается для него уродливой гримасой. Это передается через «развенчание» траурного марша в гротесковом плане, в манере Ж. Калло. Разрешение конфликта дано в пантеистическом духе: герой находит источник самоутверждения в природе. В каждой последующей симфонии Малер дает ответ молодому человеку, оказавшемуся в критической ситуации, и выход видится композитору, то в обращении к природе, то к религии, то к разуму, то к искусству. Прекрасное чувство любви, вызывающее благородные порывы души радостное томление и страдание, которые испытывают герои романтических произведений, находит живой отклик у молодежи. Учащихся привлекают сюжетные коллизии вокальных циклов "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" Ф.Шуберта на стихи В. Мюллера, "Любовь поэта" Р. Шумана на стихи Г. Гейне, образное решение автобиографической "Фантастической" симфонии Г. Берлиоза и др. Шекспировская трагедия "Ромео и Джульетта", воплощенная в музыке разными композиторами трижды затрагивается в процессе обучения: в одном случае это происходит на втором курсе - драматическая симфония с хором Г. Берлиоза, в другом - на третьем курсе увертюра-фантазия П.И. Чайковского, в третьем - на четвертом курсе балет С.С. Прокофьева. Жизнь и творчество П.И. Чайковского, как впрочем и каждого великого композитора, являются ярким отражением эстетически-ценностного отношения личности к окружающему миру. В русской музыкальной культуре среди композиторов П. Чайковский занимает особое место не только по тому, что "примиряет", соединяет два разных взгляда на развитие русской культуры, два направления - академическое, "западническое" в лице Петербургской и Московской консерваторий, возглавляемых братьями А. и Н. Рубинштейн и "новой русской музыкальной школой" ("Могучей кучкой"), возглавляемой М.А. Балакиревым, но главным образом потому, что гениальный дар Чайковского проявился в раскрытии душевного мира человека, в обращении к вечным человеческим, морально-философским проблемам, чем представляет особую значимость с точки зрения психолого-педагогической работы. Для сравнения напомним, что в творчестве М.И. Глинки и у таких "кучкистов", как М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин основу составили народно-бытовое, эпос, фантастика, отсюда - преобладание картинности; у А.С. Даргомыжского и особенно у М.П. Мусоргского ярко проступало психологическое начало на социальной почве; у П.И. Чайковского психологическое нашло выражение в раскрытии общечеловеческих душевных стремлений, в обращении к проблемам внутреннего мира человека, жизни и смерти. Чайковского, как защитника прекрасного в жизни, лирика, драматурга-психолога по типу художника ставят рядом с Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, А.П. Чеховым. От произведения к произведению (оперы, балеты, симфонии, романсы) в памяти учащихся твердо закрепляется главная тема творчества композитора - порыв, стремление человека к счастью, любви и трагическая обреченность. "Фатум это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели…, которая как Дамоклов меч висит над головой", - к примеру, пишет П.И.Чайковский в письме к Н.Ф. фон Мекк о содержании Четвертой симфонии. Через разбор произведений видится отнюдь не пессимистическая концепция, а наоборот - страстная любовь к жизни, ничем неудержимая тяга к прекрасному, которую черпает композитор, как из источника то в литературе, то в искусстве, то в родной природе. Словно в фокусе собраны в творчестве композитора общечеловеческие ценности: Отечество - жизнь - человек - природа - истина - Бог - и все это с позиции художника является проявлением прекрасного. В процессе изучения жизни и творчества каждого композитора в курсе музыкальной литературы можно найти подобные яркие примеры эстетически-ценностного отношения личности к окружающему миру. Красота как высшая эстетическая ценность объединяет ценностные категории. Прекрасно, с любовью воспеты в музыке С. Рахманинова Отечество, Родина во Втором фортепианном концерте, воспринимаемом как лирическая поэма о России. Изумительно сказал Н.Метнер о главной теме первой части концерта: слушаешь и чувствуешь, как во весь рост поднимается вся Россия. Гражданский пафос и лирика еще более обнажаются в творчестве композитора, когда сопоставляешь их с его судьбой: не приняв революции 1917 года и живя за границей долгие годы, Рахманинов почти не сочинял, ссылаясь на то, что композитору, оторванному от Родины писать больше не о чем, и помогал материально Советскому Союзу в борьбе с фашизмом во Второй мировой войне. При изучении творчества Рахманинова студенты обращаются к поэтам, на чьи стихи созданы романсы, и находят литературно-художественные сравнения. По своему мироощущению, эмоционально-образному строю композитору близки И.И. Левитан, А.П. Чехов, К.С. Станиславский (как известно Рахманинов был страстным театралом). И это родство выражается в склонности к философским мотивам, в тонком психологическом лиризме, в трогательной любви к русской природе, поэтично отраженной в произведениях "пейзажного настроения": романсы "Здесь хорошо", "Сирень", "Ночь печальна", фортепианные прелюдии и другие пьесы. Прекрасно "озвучены" Рахманиновым ценности: "Жизнь, истина, Бог - в симфонической и хоровой музыке, к примеру - "Колокола" по Э. По в переводе К.Д. Бальмонта, "Всенощное бдение". С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин - современники, ученики одной школы, но как различны их творческие индивидуальности, и мы убеждаемся в том, что в саморазвитии личности все же ведущим является ее субъективная позиция. Если творчество С. Рахманинова протекало в романтико-реалистическом русле, то поздний романтизм А. Скрябина сочетается с импрессионистической красочностью и символистской загадочностью. А.Скрябин - парадоксальный композитор, в музыке которого живут всегда рядом два мира, два полюса, две крайности. Это, с одной стороны, нечто изысканно-призрачное, космически-звездное, манящее, вызывающее длительное томление, от которого невозможно никак оторваться, а с другой - бурный взрыв чувств, восторг, экстаз, самоутверждение и еще нечто грандиозное в каскаде звуков. Кажется в этих полюсах проявляется сама натура А.Н. Скрябина: внешне хрупкий, невысокий и утонченно-элегантный, он был человеком с необыкновенной силой воли, силой духа, для которого высшая ценность - творческое созидание, творческий процесс, приводящий к достижению цели - экстазу, когда одаренный художник уподобляется Человеку-Богу, а его труд, деятельность способны сделать мир лучше ("Люди, я иду сказать вам, что вы сильны и могучи"). Как субъективный идеалист по мировоззрению в своей лучшей симфонии "Божественная поэма" он провозгласил "Я есмь", и его дух устремился в свободный полет, в божественную игру. Что и говорить, сложно воспринимается творчество А. Скрябина, но оно несет свои ценности. Также особой философской глубиной, наполненной противоречиями и идеализмом отмечено творчество Ф. Листа (в крупных формах) и Р. Вагнера, в которых нашли выражение вопросы о смысле человеческого бытия, столкновении добра и зла, идеи о роли художника в обществе, запечатленные в вечных мифах, в вечной мефисто-фаустовской теме. Ценностную категорию красоты возможно наиболее полно раскрыть в теме «Импрессионизм» на примере творчества К.Дебюсси. Импрессионизм, как самое светлое направление в искусстве, зародившееся во Франции во второй половине XIX века сначала в живописи, затем в поэзии и музыке, запечатлел мгновения окружающего мира, передал непосредственное впечатление от увиденного явления. Культ радости, прославление красоты - самая сильная сторона импрессионизма, и источник красоты импрессионисты ищут в пейзажах, портретных зарисовках, в жизни Парижских улиц, жанровых сценах. Так, ценности прекрасного, человека, жизни, природы заиграли новыми, чистыми красками на полотнах живописцев, в музыке. Занятия, посвященные теме этой теме, несут свою ценность в сопоставлениях, параллелях с другими видами искусства: живопись (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, А. Сислей, К.Писсаро, Сезанн, Дега ), поэзия (А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме), музыка (К.Дебюсси, М. Равель), а затем шире - связи французской культуры с русской. Показательно, что в 1862 год - год рождения импрессионизма в живописи совпадает с возникновением "новой русской музыкальной школы" (кружок "Могучая кучка") и последующей деятельностью товарищества передвижных выставок (художников - передвижников). И во Франции, и в России новаторское движение появилось одновременно в противовес академическим позициям. Далее прослеживаются любопытные музыкальные связи, через М. Мусоргского к К.Дебюсси , «дягилевские русские сезоны» в Париже и т.д., вплоть до почтительного отношения французских музыкантов к русской музыкальной культуре сегодня . Человек как гражданская личность, любовь к Родине, Отечество - эту ценность человеческой сущности композиторы так или иначе пытаются передать людям. Она звучит с ораторским пафосом ярко и выпукло в музыке Бетховена: увертюра «Эгмонт», в контексте интернационального единения людей Земли в Оде Радости в финале Девятой симфонии - «Обнимитесь миллионы! Люди - братья на Земле!». Гражданский мотив широко звучит в музыке композиторов советского времени, тому пример "Патетическая оратория" и «Поэма памяти Сергея Есенина» Г.В. Свиридова. В творчестве Г. В. Свиридова мы замечаем, как родное русское своеобразно из глубинных народных истоков претворяются в сочетании с особенностями стилей поэтов, к которым он обращался, создавая вокальные шедевры на стихи А.С.Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского. Претворяется не только русское. Другой национальный оттенок приобретает вокальная музыка, когда композитор обращался к поэзии шотланского поэта Р. Бернса или армянского - А.С. Исаакяна. Задача педагога состоит в том, чтобы акцентировать внимание учащихся (студентов) на таком свойстве русской музыкальной культуры как интернационализм, который ярко проявился еще у классика русской музыки М.И. Глинки, бережно по отношению к другой национальной культуре и мастерски вплетавшего в свои сочинения элементы песенно-танцевальных жанров кавказских, азербайджанских, арабских, турецких, испанских, итальянских, польских народов. Эта черта стала доброй традицией отечественной музыки. Патриотическая тема Родины часто имеет лирическую окраску, то есть передается через призму собственных переживаний композитора или раскрывается через картины народной жизни, природы. Своей индивидуальной лирикой пленяет музыка Ф. Шопена, Б. Сметаны, А.Дворжака, Э. Грига, Я. Сибелиуса. Неразрывная связь личного сокровенного в музыканте с гражданской позицией - особая ценностная черта. В музыкальных произведениях ценность Отечества воплощается через тему национального подвига («Иван Сусанин» М.И. Глинки), историю и миф («Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Богатырская симфония» и «Князь Игорь» А.М. Бородина, оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина»). На занятиях необходимо проследить исторические связи, что позволит говорить об актуальности этой темы сегодня. Ценности Отечества противостоит антиценность война – тема, которая наиболее обостренно звучит в творчестве композиторов XX века: А.Онеггера, К. Пендерецкого, Д. Шостаковича, Б. Бартока и других. Педагогический взгляд на преломление эстетически-ценностных категорий в музыке важен для формирования ценностных ориентаций молодого человека, что в свою очередь, станет необходимым компонентом в его системе личностных качеств. |
||||||||||||||||