Лекционный материал к спецкурсу: "Духовная музыка"

И. Кошмина
Духовная музыка: мир красоты и гармонии

В последнее время сильно возрос интерес к духовной музыке. Она стала часто звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на грампластинках. Началось возрождение колоссального пласта русской культуры, имеющего десятивековой период развития, начиная с 988 года - принятия христианства на Руси. Церковная музыка, также как и церковная живопись и архитектура, - величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М. Березовским, П.Чайковским, С. Рахманиновым, А. Гречаниновым, П. Чесноковым, А. Кастальским, так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли: о человеческой жизни и смерти, о жизни земной и вечной. Среди этих хоров есть написанные для профессиональных коллективов, предназначенные не только для службы, но и для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера - обиходная, более скромная, доступная исполнению небольшим церковным хором и даже прихожанами. Во время службы некоторые части литургии и всенощной пелись и сейчас поются всем приходом на простые, легко запоминаемые напевы.
Когда-то церковная музыка исполнялась и в домашнем быту. Многие напевы переходили из поколения в поколение. Они пелись христианами и по дороге на богомолье, когда шли в другую деревню, где находился храм, и во время домашней молитвы, особенно праздничной.
Для новых поколений церковная музыка стала не просто далекой, а совсем неизвестной. Если раньше она была нормой жизни, быта всех слоев населения, то теперь совсем утрачена. На какую же слуховую почву будут ложиться самые простые церковные песнопения? Такой почвы у наших детей нет. Необходимо найти особый ход для преподнесения этого пласта музыкальной культуры, чтобы не сводить духовные образы на уровень сказок. Одним из возможных путей представляется обращение сначала к духовным образам в классической музыке, а затем уже к собственно церковным песнопениям. Почему? В русских классических операх колокольные звоны, молитвы и другие церковные песнопения даны в конкретной бытовой и исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием: о спасении Китежа молится Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события. И параллельно можно вводить церковные песнопения обиходные и концертные.
Духовная музыка может быть введена в существующую программу по музыке как одно из направлений, чтобы познакомить учащихся с богатейшей областью отечественной культуры, чтобы восстановить, возродить слуховую почву для восприятия церковной музыки и дать им элементарные  знания в сфере церковных произведений. Но не только. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств. Это не только особый мир образов, мышления, но и особая интонационная сфера, со своим тематизмом и законами его развития. С духовной музыкой в слуховой опыт детей войдут новые интонации, отличные от фольклора, классической музыки, современной и, конечно, песен советских композиторов.
Итак, принцип параллельности дает возможность учащимся лучше понять место духовного начала в человеческой жизни, опираться на их знания по истории и литературе («Иван Сусанин», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Борис Годунов», «Хованщина»). Какие возможны точки соприкосновения светской и духовной музыки? Таких сцеплений - образных, тематических - возникает много.

Программа по музыке   Духовные образы

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки:
Ария Сусанина.    Молитва Вани.
Хор «Славься»    Хор «Славься»

Опера «Борис Годунов» М. Мусоргского:
Песня Варлаама.    Хор калик перехожих.
Сцена смерти Бориса.   Молитва в сцене смерти Бориса.
Сцена под Кромами.   Колокольный звон в сцене       коронации и смерти Бориса.
      Монолог Пимена.
      Тема Варлаама и Мисаила       «Старцы смиренные».

Опера «Хованщина» М. Мусоргского:
Рассвет на Москве-реке.  Хор раскольников.

VI симфония Н. Мясковского:
Начало IV части.   Конец IV части.

Концерты С. Рахманинова:
Главная партия I части   Главные партии первых частей
Третьего концерта   Второго и Третьего концертов.
Для фортепиано с оркестром.

Единую патриотическую линию образуют некоторые части из кантаты «Александр Невский» Прокофьева, песнопения в честь Сергия Радонежского и Александра Невского, «Богатырская симфония», «Сказание о невидимом граде Китеже», Песня Варлаама, ария Кутузова, ария Сусанина.
Такая же единая нить связывает и колокольные звоны: в «Иване Сусанине», «Борисе Годунове», «Китеже» и других произведениях.
Интересно выстраивается линия траурной музыки: «Маленький реквием» Кабалевского, «Лакримоза» Моцарта, «сегодня умер Руставели» О. Тактакишвили, песня «Алеша» Э. Колмановского, песня «Хатынь» И. Лученка, фрагменты из кантаты  Танеева «Иоанн Дамаскин», заключительный хор из «Пиковой дамы» Чайковского, финал из Шестой симфонии Мясковского.
Материал по духовной музыке и его примерное распределение внутри года педагог может сделать самостоятельно, возможны также и другие варианты планирования по классам. Увеличение или уменьшение количества произведений, замена близкими по содержанию. Хорошо сопровождать беседы и прослушивание музыки показом репродукций икон, фресок, храмов.
В чем отличительные особенности духовной музыки? Во-первых, особый внутренний строй, собранность, а главное - чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия, недосказанности. Во-вторых, церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Весь диапазон чувств, настроений, мыслей - от скорби, печали до радости, ликования - не переходит границ дозволенного, когда разрушается гармония музыкальной ткани. Именно гармония - совокупность строго, ясно очерченной мелодии, такого же строгого, спокойного, четко организованного ритма, благозвучных аккордовых вертикалей, в которых сливаются все голоса хора. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, диссонирующих звучаний, острого ритма, резкой, угловатой мелодии. Ничего броского, вычурного, внешнего. Все в соразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей. Музыка настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании красок на иконах и фресках. Духовная музыка собирает, выправляет человека. (Не случайно верующие люди утром и вечером должны читать обязательные молитвы, которые называются «правилами». Они призваны «выправлять» человека, напутствовать на предстоящий день и побуждать к осмыслению своего поведения за пройденный.)
В духовной музыке максимально выражено объективное начало и минимум субъективного. Вот как объясняют это священнослужители. Каждый человек приходит в церковь со своим внутренним состоянием: кто с болью и горем, кто с радостью и удачей. Музыка не должна противоречить никому, поэтому она в известной мере нейтральна, и человек сам наполняет ее своим содержанием, своим состоянием. Священнослужители говорят и о том, что это музыка, льющаяся с небес.
Велика роль искусства, и музыки в частности. В церковном обряде. Уже в первые века существования на Руси христианства церкви стали центрами культуры, центрами профессионального искусства. Приглашались многие талантливые архитекторы, художники, музыканты для художественного оформления обряда. «Церковные здания, мозаика. Росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты - все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам», - говорил В.Н. Лазарев (Цит. по кн.: Русская музыка. - М., 1983. - Т.1 - С.29.). Целый комплекс искусств был призван создать прообраз высокого духовного горнего мира, мира чистоты, света, справедливости. По мнению священнослужителей, именно музыка приближает человека к Богу, способствует небесному восхождению. Не случайно традиция христианского песнопения была освящена самим Иисусом Христом. В Евангелии сказано, что Господь и его апостолы после Тайной вечери, воспевши, пошли на гору Елеонскую. Без музыки, пения невозможно богослужение, и роль музыки в создании особого настроения, атмосферы в церкви огромна.

* * *

Важнейшие виды церковных песнопений:
Тропари - краткие молитвенные песнопения, выражающие сущность праздника, которые вставлялись после стиха при чтении псалма.
Кондак - многострофное произведение, все строфы которого исполнялись на один напев, варьирующий от строфы к строфе. Это поэтическая проповедь и поучение.
Канон - строится как и кондак. Состоит из девяти песен, каждая из них включает несколько тропарей. Канон - это священное поэтическое произведение, в котором прославляется жизнь и подвиг святого или прославляется праздничное событие. Последние тропари канона называются «богородичными», так как воспевают Богоматерь.
Стихира - вид тропаря, исполняется в разных частях богослужения. Стихиры посвящались святым, праздникам, событиям церковной и государственной жизни. Писались в стихотворной форме.
Догматик - поэтическое изложение христианского учения. Это строгое, суровое пение.
Церковный обряд представляет собой три круга служб: суточный, состоящий из девяти служб; недельный - каждый день имеет свое значение, чему-то посвящен; годичный круг - с определенной последовательностью праздников и подготовкой к ним.
Что поражает в церковных службах? Обилие пения. Службы строятся на чередовании чтения молитв, Евангелия, отрывков из других священных книг и разного вида пения: псалмодии - чтения нараспев, хоровой речетации и развернутого хорового и, возможно, сольного пения. Вероятно, три четверти богослужения поется.
Если в светской музыке обычно одно произведение создается на конкретный, единственный в своем роде текст (наиболее часто встречаются романсы на один и тот же текст; излюбленными сюжетами среди композиторов разных стран и эпох были трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Фауст» Гете, «Золушка» Перро), то в церковных произведениях (хорах, исполняющихся во время службы) текст является неизменным, канонизированным. Поэтому различных произведений на один текст очень много. Одно словесное содержание, один духовный образ - но несхожее музыкальное его наполнение. Практика церковной музыки показывает возможность разнообразного воплощения одного и того же текста.
Одна из особенностей церковного обихода заключается в том, что он сочетает в себе строго соблюдаемый канон и известную свободу его воплощения. Такой обязательный элемент есть и в архитектуре храмов, их планировке, традиционны образы и сюжеты икон. При этом каждая церковь по-своему неповторима, неповторимы иконы «Троицы» или «Христа Спасителя», «Спаса Нерукотворного», «Казанской Божьей матери» и др. То же самое и в музыке. Существует множество музыкальных воплощений одного канонического текста, и это позволяет делать службы разнообразными. Почти каждый день совершается литургия и всенощная. Но благодаря обилию хоровой музыки регенты имеют возможность сегодняшнюю службу делать отличной от вчерашней, а прихожане, посещая одну церковь, слушают различную музыку на хорошо знакомые им мотивы.

Всенощная и литургия

Всенощное бдение - вечерняя служба, которая начинается вечером. Чин, содержание этой службы сложился в первые века принятия христианства. В чем же смысл всенощной? Спасение человечества в ветхозаветном времени (до рождения Иисуса Христа) через веру в грядущего Мессию - спасителя. Всенощная открывается колокольным звоном - благовестом и объединяет в себе великую вечерню с литией и благословением хлебов, утреню и первый час. Веками складывался нравственно-назидательный характер чтений и песнопений. Во время службы обязательно прославляется Святая Троица. В основных хоровых частях заключены важные событийные моменты, в них развивается сюжетная канва повествования, и одновременно они являются эмоциональными, психологическими и духовными кульминациями.
Один из первых больших номеров - «Благослови, душе моя, господа» на текст 103 псалма. Это рассказ о создании Богом мира, прославление Творца всего земного и небесного. Это торжественная, радостная песня о гармонии мироздания, всего существующего. Но человек ослушался запрета Бога и за свой грех был изгнан из рая.
Следующей важный хор - «Блажен муж» (Иисус Христос»), на текст 1 псалма. В нем повествуется о жизни ветхозаветных праведников, которые в мире бесчестия продолжили надеяться на приход Спасителя.
Несколько раз во время службы звучат ектении (слово греческое) - усердное, долгое моление, прошение о нуждах и помощи всем прохожим. На один из восьми церковных гласов поются стихиры, последняя стихира - богородичен или догматик во славу Божьей Матери. После значительного развития действия звучит хор «Свете тихий». Это следующий этап в развитии повествования: о пришествии на землю Христа и благодатном свете христианского учения, несущего человеку свет и разум. Иисуса Христа. Пришедшего спасти людей, сравнивают с источником благодатного света. «Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Евангелие от Луки, глава 2. Ст. 32.).
Лития - моление всех священнослужителей в притворе храма. Моление усиливается многократным пением хора краткой молитвы «Господи, помилуй».
«Ныне отпущаеши» - этот хор поется от лица последнего ветхозаветного праведника Симеона-богоприимца, это его молитва. По пророчеству Всевышнего его смерть должна наступить только тогда, когда он увидит ниспосланного Богом на землю Спасителя. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм; и когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал для всех народов» (Евангелие от Луки, глава 2, ст. 25-31). С именем Симеона-богоприимца связан один из христианских праздников - Сретение. Этот праздник символизирует встречу старого мира и нового ветхозаветного и новозаветного.
После прославления Святой Троицы - Трисвятое - молитвы «Отче наш» хор исполняет тропарь «Богородице Дево, радуйся» (перед воскресеньем). Это радостная песнь в честь Девы Марии. Архангел Гавриил и праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи, приветствуют Богородицу в день Благовещения - сообщения ей вести о будущем материнстве. «Ангел, вошедши к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, ... и благословен плод чрева Твоего!» (Евангелие от Луки, глава 1, ст. 28, 42).
Утреня - вторая часть всенощного бдения. Она начинается песнью «Слава в вышних Богу». Затем чтение шестопсалмия (шесть псалмов - № 3, 37, 62, 87, 102, 142) и самая торжественная часть утрени - полиелей (по-гречески - обилие масла, елея). В храме зажигаются все светильники, и хор поет хвалебные стихи из 134 и 135 псалмов «Хвалите имя Господне». Елей - символ Божьей милости, благословения. Хор от лица верующего хвалит, благодарит Иисуса Христа за милости к людям и вспоминает Его будущее воскрешение из мертвых.
После чтения Евангелия и хора «Воскресение Христово видевше» читается канон в честь какого-либо святого и праздника данного богослужения. Перед песнью 9 канона дьякон призывает возвеличить пением Богородицу, и хор поет песнь «Величит душа Моя Господа». Это песнь от лица Богородицы, собственное славословие Марии, сказанное при встрече с праведной Елисаветой. Дева Мария обращается к ней со словами, раскрывающими восторг и радость Ее души. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил мне величие Сильный и свято имя Его» (Евангелие от Луки, глава 1, ст. 46-49).
Сравним кратко разные варианты - обиходные и концертные - четырех основных хоров всенощной.
В обычном распеве «Благослови, душе моя, Господа», несмотря на скупость выразительных средств в мелодии и гармонии, создается образ возвышенный, чистый, выражающий восторг души. Во «Всенощной» Рахманинова «Благослови, душе Моя, Господа» написан для хора и солиста-альта. За основу темы композитор взял старинный греческий распев и в сложной хоровой обработке сохранил черты древних песнопений. Образ, созданный Рахманиновым, суровый, аскетичный, строгий и при этом «выписан» в музыке более детально, с тонкой нюансировкой динамики и темпа.
«Свете тихий» - как правило, развернутые, большие хоры. Хор киевского распева проникновенно-лирический, возвышенно-умиротворенный. Музыка передает суть происходящего - погруженность в восприятие, созерцание тихого, благодатного света. Мелодия верхнего голоса как бы плавно покачивается и парит на фоне других голосов, образующих едва заметную, мягкую смену гармонических красок.
«Свете тихий» из «Всенощной» Рахманинова основан на киевском распеве, но другой вариант, чем в нашем первом примере: тихое, словно зачарованное звучание, в довольно медленном темпе. Создается образ благоговейный и умиротворенный. Музыка будто излучает небесный свет. В этом замечательном лирическом номере «Всенощной» Рахманинова, несомненно, сказались черты народных протяжных песен.
Три хора «Богородице Дево, радуйся» - греческого распева в обработке А. Архангельского, из «Всенощной» Рахманинова и музыки к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» (А.К. Толстого) Г. Свиридова можно сравнить с тремя иконами Богоматери. Греческий распев напоминает плоскостное изображение на древних иконах. Хор звучит сдержанно, спокойно, ощущается особый дух старинных песнопений. Мерное движение ритма, мелодия развивается в узком диапазоне по соседним ступеням. Создается образ значительный, даже величественный.
Хор Рахманинова напоминает более поздние иконы XVIII-XIX веков, с детально выписанным образом Богоматери, поражающим разнообразием и богатством красок. Музыка близка к народным лирическим песням. Необыкновенно красивый поэтичный хор решен в приглушенных пастельных тонах.
«Богородице Дево» Свиридова, вероятно, можно сравнить со стилизацией под старинные монументальные фрески. Композитор воспроизводит дух и особенности старинных церковных песнопений. Хор исполняется только мужским составом.
«Хвалите имя Господне» - строгий обиходный распев Придворно-певческой капеллы - поражает сдержанно-торжественным звучанием, даже аскетичным. В музыке большая степень обобщенности, объективности. Рахманинов на этот канонический текст создает сложный развернутый хор, основанный на противопоставлении двух основных групп. Сначала тихо вступают сопрано и тенора, а затем те же слова «Хвалите имя Господне» громко пропевают альты и басы. Этот знаменитый распев поется, как отмечает Рахманинов в ремарке, «ярко, с твердым, бодрым ритмом». Благодаря контрастному противопоставлению групп создается ощущение перспективы, как бы поющего вдалеке и вблизи народа. Этот эффект сохраняется на протяжении всего хора.
Литургия - главная служба, которая совершается утром. Она продолжает «действо», события всенощной и соответствует второй половине Евангелия. Ее смысл - выражение любви Бога к людям и соединение людей с Богом. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (...) Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; (...) И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благословив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, глава 26, ст.17, 19, 20, 26, 27, 28).
Литургия - это и всеобщее благодарение Бога за спасение человеческого рода от греха, благодарение Иисуса Христа, принесшего себя в жертву на кресте. Священник во время этой службы выступает от имени Иисуса Христа. Как и во всенощной, в литургии звучит много хорового пения. Тропари, кондаки, отражающие события праздника, различные ектеньи (великие, малые, сугубые, просительные), в которых верующие просят о мире, здравии, щедротах, милости, благословении. Хор поет Трисвятую песнь, хвалебные гимны «Аллилуйя». Одно из главных песнопений в честь Троицы - «Херувимская песнь», отличающаяся возвышенным лирическим звучанием. После пения «Символа веры» начинается центральная часть литургии - «Милость мира». Идет одновременное моление священника, хора и прихожан. Этот эпизод службы символизирует Тайную Вечерю. По представлению верующих, в храме наступает Царство Божие, вечность, происходит схождение Святого Духа, и тогда хлеб с вином символически превращается в тело и кровь Иисуса Христа. Таким центральным моментом становится хор-молитва «Тебе поем». Завершается «Милость мира» торжественным хором в честь Богородицы «Достойно есть». После пения всеми присутствующими молитвы «Отче наш» происходит причастие, и заключается литургия хором «Буди имя Господне благословенно». Во время литургии верующие обязательно молятся о своем Отечестве: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство...»
Литургия и всенощная, сложившиеся как основные службы в первые века христианства, продолжают существовать и в настоящее время как основные церковные службы.
Рассмотрим несколько хоров из третьей, самой важной части литургии - литургии верных (уже принявших крещение).
«Херувимская» - пение ангелов-херувимов в честь Святой Троицы. Во время этого хора священнослужители несут Святые Дары - Чашу с вином и дискос с Агнцем.
«Верую» - молящиеся поют о своей верности Богу, трем его ипостасям: Богу-Отцу, Богу-Сыну, Богу-Святому Духу.
Два хора из «Милости мира» - «Тебе поем» и «Достойно есть», о них было сказано выше.
«Отче наш» - главная молитва христиан. По Евангелию ее сообщил людям Иисус Христос (Евангелие от Луки, глава 11, ст. 1, 2):
«Случилось, что когда Он в одном месте молится, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе». В этой молитве раскрывается основная христианская истина и любовь, забота Бога о людях.
«Херувимская» является лирическим центром литургии. Возвышенное, умиротворенное звучание музыки первой части обычно в медленном темпе. Заканчивается первая часть возгласом «Аминь», и далее начинается вторая часть, гимническая, ликующая. Содержание и характер текста уже предопределяет характер и образ музыки, в которой выражено восхищение перед миром высшей красоты, гармонии. Благодаря медленному темпу первой части происходит как бы ощущение остановки действия. Среди большого количества «Херувимских» можно найти и интонационно очень близкие. В основе симоновского песнопения, очень популярного в обиходе, лежит широкая лирическая мелодия, напоминающая народные лирические песни. В ней привлекает открытость, непосредственность, задушевность.
Особым внутренним светом пронизана «Херувимская» Бортнянского, одно из гениальнейших его творений. Музыка этого произведения лучезарная и сияющая, при этом сохраняется внутренняя собранность и строгость.
В «Херувимской» Чайковского голоса вступают постепенно, выстраиваясь в словно застывшие и оцепеневшие созвучия. Первая часть отличается напряженнейшим лиризмом и одухотворенностью. Лишь изредка умиротворенное звучание нарушается яркими вспышками кульминаций и снова возвращается к ровному, спокойному, созерцательному образу.
«Верую» - как правило, эта часть пишется в стиле речитатива, что связано с особым смыслом - клятвой веры. Обычно мажорная, открытая, светлая тональность. Ритмическая свобода, ритм определяется чтением текста нараспев.
«Верую» Бортнянского - наиболее простой хор, обиходный. Это сугубо хоровая речитация, без распевов, построена на характерных церковных гармонических оборотах.
Интересное, оригинальное музыкальное решение у Гречанинова. «Верую» написано для солиста-альта и четырехголосного хора. Хор распевает только одно слово «верую», которое несколько раз повторяется в разных гармонических и мелодических вариантах. На фоне медленно, спокойно сменяющихся гармоний звучит соло альта. Это буквально чтение на двух звуках, лишь изредка, в конце фраз происходит понижение или повышение мелодии. Тихое молитвенное пение, только вначале и в конце хор громко и торжественно пропевает: «Верую» и «Аминь».
В «Литургии» Чайковского - это торжественная песнь, основанная на контрастах плотного, ликующего звучания хора и более легкого, прозрачного. В кульминации («сидящего одесную Отца») происходит взрыв динамики, света, и снова возвращение к тихой, прозрачной речитации хора, замирающей к концу.
Хор «Тебе поем» пишется обязательно в медленном темпе, так как во время его звучания священник в алтаре читает молитву о ниспослании Святого Духа. Музыка должна передать всю значительность и важность происходящего события, поэтому ее характер сдержанно-возвышенный, сосредоточенный.
В Оптинском распеве светлое, мягкое звучание. Мелодия близка к народным лирическим песням, с гибким плавным рисунком.
«Тебе поем» А. Архангельского - лирический, камерный хор. Все предельно просто, никакой внешней красивости. Скупыми, традиционными выразительными средствами композитор создает образ одухотворенный и возвышенный.

«Достойно есть» П. Турчанинова сразу начинается светло, открыто, словно выражая восторг и удивление перед образом Богоматери. Эта хвалебная песнь звучит очень медленно, мелодия поражает красотой и естественностью интонаций. Во второй части распевность сменилась торжественной, ликующей речитацией хора, активными возгласами: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...» Но к концу звучание постепенно затухает, создается поразительный эффект «тихой кульминации», и последнее слово очень долго распевается: один слог на протяжении восьми тактов!
«Отче наш» - существуют разные музыкальные трактовки этой главной христианской молитвы: и более строгие, и более свободные. Римский-Корсаков сохраняет молитвенную основу, и поэтому хор выдержан в строгом речитативном стиле. Скупые гармонические краски придают музыке возвышенно-светлый характер. Хор Чайковского звучит неторопливо, сосредоточенно. Музыка окрашена в теплые мажорные тона, мелодия верхнего голоса выразительна и рельефна. Атмосфера любви, смирения, преклонения перед величием высшего и глубокий внутренний покой разлиты в этой прекрасной музыке.
«Отче наш» Турчанинова - это молитва, превращенная в песню. В музыке больше лирического, идущего от лица верующих. Неторопливое, умиротворенное звучание хора, выражающее надежду и прошение, любовь и восторг. Гибкие переходы в родственные тональности, подобные нежным переливам красок, и неожиданные яркие световые блики в кульминации («яко на небеси...»). В целом хор выдержан в спокойных, приглушенных тонах, преобладает тихое звучание, и в самом конце тоже длительное распевание - на один слог 26 звуков. Так умиротворенно, как бы истаивая, завершается молитва.
Духовная православная хоровая музыка очень разнообразна. Она имеет свою эстетику и теорию композиции, свои жанры, отличные от светской музыки. Напомним мысль отца П. Флоренского: «Церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое». В этой всечеловечности лежит нравственное, духовное, художественное богатство, которое надо открыть нашим детям.

Возможны разные формы преподавания детям духовной музыки. Это и знакомство с духовными образами в светских произведениях, и звучание собственно церковных песнопений. Хоры из всенощной и литургии уже были рассмотрены нами, теперь остановимся на примерах из классической светской музыки.
Духовные образы естественно входили в светские произведения многих русских композиторов как отражение сложной, многоукладной жизни общества. Несущие нравственную чистоту, внутренний покой и гармонию, они нередко противопоставлялись суете, мятежности и порочности окружающего мира.
Надо сказать, что проникновение религиозного начала характерно для всех видов светского искусства. Например, картина А. Иванова «Явление Христа народу». Грандиозное полотно воспринимается как немая проповедь, обращенная художником к своим современникам через евангельские образы. Это размышление, раздумье над нравственными проблемами бытия. «Христос в пустыне» И. Крамского - тоже раздумье одинокого человека, готовящегося принести себя в жертву во имя спасения человечества.
Евангельские сюжеты философски осмыслены и в картинах Н. Ге «Тайная вечеря», «Что есть истина?» «Христос и Пилат». Л. Толстой писал, что Ге «нашел в жизни Христа такой момент, который... важен теперь для всех нас и повторяется везде во всем мире (Толстой Л. и Ге Н. Переписка. - М.; Л., 1933, с.31).
Средневековая Русь предстает в живописи М. Нестерова - «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», триптих «Труды преподобного Сергия», «Сергий Радонежский», «Великий постриг» и т.д. Некий идеальный, возвышенный мир света, покоя противопоставлен тревогам и коллизиям конца XIX - начала XX века. Особое отношение художника к природе, его преклонение перед ней как перед храмом всего сущего. В его картинах царят покой и тишина. Но одновременно они пронизаны тревожной философской мыслью, тоской по идеалу. Три основополагающих полотна Нестерова первого десятилетия XX века: «Путь ко Христу», «Святая Русь» и «На Руси» (или «Душа народа») - объединены одной темой. Художник показывает, каким представляется ему будущий путь русского народа. В одном из писем он так объяснял содержание картины «На Руси»: «О нашей вере, душе народной, грехах и покаянии» (Нестеров М. Письма. - Л.: Искусство, 1988, с.300).
Вернемся к музыке. Как не вспомнить кантаты С. Танеева «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», во многом близкие мотивам творчества Нестерова. Та же духовно-нравственная тема, те же раздумья над проблемами человеческого бытия и вечности. Духовные образы нашли яркое воплощение и в русских операх - «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сказание о невидимом граде Китеже» и других. Эти хорошо всем известные сочинения, входящие частично в школьную программу, рассмотрим в несколько ином освещении.
Начнем все же с «Детского альбома» П. Чайковского. Этот фортепианный цикл был написан для племянников и посвящен В. Давыдову. В тридцати пьесах отразилась жизнь детей дворянского сословия второй половины XIX века. Здесь есть пьесы-игры «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»; три пьесы рассказывают печальную историю про куклу; пьесы-танцы «Вальс», «Мазурка», «Полька»; пьесы-песни «Русская песня», «Итальянская песня», «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песня». Композитор словно показывает, чем наполнен день ребенка. Но с чего день начинался и чем заканчивался? Молитвой. «Утреннее размышление» (авторское название - «Утренняя молитва») - это первая пьеса, а последняя - «Хор» («Хорал»; авторское название «В церкви»), в которой композитор использовал подлинный церковный напев на шестой глас «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Что же объединяет эти пьесы? Возвышенное, сосредоточенное звучание, направляющее человека на размышление, раздумье. Спокойный, размеренный ритм, сдержанная, как бы говорящая мелодия. «Утренняя молитва» - светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожидания нового дня, вечерняя, грустная, но, как и первая, возвышенная и вдумчивая.
Беседу о «Детском альбоме» Чайковского можно продолжить рассказом о том, как проходил учебный день в гимназиях, лицеях, церковно-приходских школах, духовных училищах в прошлом веке. Начинался и заканчивался он молитвой. В утренней ученики просили Бога дать им внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителей и на пользу страны. А в молитве после учения благодарили Бога, учителей, родителей, ведущих их к познанию блага и жизни.
Посмотрим по-новому и на оперы XIX века. История России неразрывно связана с духовной жизнью общества. Оперы, созданные на исторические темы, отразили и религиозные моменты, элементы быта того времени. События 1612 года стали основой сюжета оперы М.Глинки «Иван Сусанин». В каких же сценах мы находим церковные образы?
Третье действие. Сусанин благословляет Собинина и Антонину. Семейный праздник не обходится без молитвы: «Боже, счастье семье пошли», - торжественное звучание вокального квартета напоминает церковные гимны и интонационно предвосхищает последний хор «Славься».
Вторая картина четвертого действия. Приемный сын Сусанина Ваня холодной зимней ночью прибегает к посаду, где стоит войско Минина. В переломный момент этой сцены звучит ариозо - молитва Вани. Мелодия этого ариозо проникнута интонациями искренней просьбы, мольбы, напоминает протяжные лирические песни.
И, наконец, последняя сцена оперы. На Красной площади в Москве народ отмечает освобождение родины. Ликующе звучит хор «славься» под праздничный перезвон колоколов. Он выдержан в традициях церковных песнопений «Многая лета», в которых прославляются духовенство, государственные лица и все христиане.
Обязательный элемент церковных праздников - колокольный звон. На Руси издавна сложилась традиция звонить в церковные колокола по случаю «торжеств и бед народных». Глинка первый из русских композиторов ввел колокольный звон в оперу, и это стало традицией в отечественной опере XIX века.
Одна из самых выдающихся опер, Н. Римского-Корсакова - «Сказание о невидимом граде Китеже». Присутствие церковных образов в ней не ограничивается отдельными сценами. Нравственная идея, переплетаясь с патриотической, лежит в основе содержания оперы, а две молитвы становятся узловыми моментами действия.
Композитор обратился к древней раскольничьей легенде, повествующей о спасении города и его жителей благодаря их глубокой вере и духовной чистоте. Эта легенда соединена с легендой о деве Февронии, доброй, искренней в своей любви к людям и окружающему миру. В день ее свадьбы с княжичем Всеволодом на Малый Китеж напали татары. Захватив город, взяв Февронию в плен, они держат путь в Великий Китеж. Переживая за судьбу Китежа, Феврония обращается с молитвой: «Боже, сотвори невидим Китеж град, а и праведно живущих в граде том». Молитва Февронии, исполненная глубокого чувства сострадания, становится психологической кульминацией второго действия. Протяжную народную песню напоминает ее молитва. И это не случайно: Феврония жила в лесу, не знала церковных напевов, потому и молитву свою поет как песню.
В Великом Китеже уже предупреждены о набеге татар, и княжич уходит со своим войском на смертный бой. А народ в молитве просит Царицу Небесную о спасении Китежа. Это переломный момент в развитии оперы: происходит чудо - город становится невидимым. Только купола церквей отражаются в озере Светлый Яр и слышен негромкий перезвон колоколов. По красоте музыки, по силе психологического воздействия эта сцена необыкновенна. Молитва выдержана в стиле церковной музыки и близка старинным знаменитым песнопениям. Суровое, сдержанное звучание хора словно вобрало в себя всю глубину печали и горя, одновременно выражая мужество и стойкость русских людей в защите Отечества.
Заканчивается опера вхождением в невидимый город Февронии и княжича под перезвон китежских колоколов. Колокольные молитвы пронизывают всю оперу и связаны с образом Великого Китежа. Они то торжественные и светлые, то напряженные и драматические. В последней картине перезвон создает образ вечного покоя. Музыка звучит отрешенно, статично. Вопрошая некий высший идеал. Китеж - символ Божественного рая на земле, вечной красоты, любви и мира. Внутренний покой, неподвижность, некоторое оцепенение, характерные для этой картины, свойственны и эмоциональному строю русских икон, старинных церковных песнопений.
Необычайно интересна в плане духовных образов опера «Борис Годунов». М. Мусоргский вслед за А. Пушкиным выводит на сцену представителей разных слоев русского монашества. При этом все они являются частицей русского народа. Летописец Пимен, монах Чудова монастыря, олицетворяет народную совесть, мудрость; бродячий инок Варлаам - стихийную грозную силу. Григорий Отрепьев, будущий самозванец, был тоже иноком Чудова монастыря. Олицетворением народного горя и слез становится Юродивый. Он не был монахом, но отречение от мирских благ сближает его с ними. Блаженные по собственному убеждению, желанию «отказывались» от разума, обрекая себя на издевки и насмешки окружающих. Этим они выражали протест против лицемерной праведности. Создавая подлинную народную трагедию, Мусоргский показывает, как сложно переплетались в критические моменты истории судьбы людей разных классов и групп.
Рассматривая оперу, обычно указывают на столкновение Бориса с народом. Это противопоставление исторических, социальных сил. Нравственной же антитезой Борису становится Пимен. Годунов - царствующий преступник, а Пимен - карающая правда жизни. Очень тонко ведет композитор развитие этих двух образов на протяжении оперы. В первом действии Пимен посвящает Григория Отрепьева в тайну Бориса, в последнем происходит единственная встреча Бориса с Пименом. Рассказ монаха о чудесном исцелении слепого пастуха становится испытанием, духовной казнью, которую Борис не выдерживает и умирает.
В развитии образа есть несколько эпизодов, связанных с использованием церковной музыки. Это колокольный звон в сцене коронации и в сцене смерти. Первый - торжественный, праздничный, но внутренне очень напряженный, последний - похоронный, трагический. Они обрамляют недолгое царствование Годунова.
Важным моментом в нравственном развитии образа становится молитва, которую Борис произносит перед самой смертью: «С горней неприступной высоты пролей на чад моих невинных... кротких, чистых...» Он молится о своих детях, но в последние мгновения успевает произнести слова раскаяния: «Простите... простите...» Музыка передает сосредоточенное молитвенное состояние. В оркестре в высоком регистре постоянно повторяется короткий нисходящий мотив, словно излучающий свет и покой.
По чистоте помыслов, внутренней гармонии царю противопоставлен Пимен. Образ мудрого старца поистине иконописен, его вокальная партия нетороплива и сдержана, выдержана в стиле церковных песнопений. Таков первый монолог Пимена и рассказ в четвертом действии.
В связи с этой оперой можно провести беседу о монастырях, которые появились на Руси в XI веке. Среди них были крупные, объединявшие большое количество подвижников, отрекшихся от мирской жизни, и совсем небольшие, состоявшие из трех-пяти монахов. Крупные монастыри были культурными центрами. Монахи переписывали книги, занимались иконописью, сочиняли новые распевы, исполняющиеся и сейчас в церковном обиходе и известные по названию монастырей. Наиболее значительные монастыри - Троице-Сергиевский, Киево-Печерский, Новгородский, Юрьев, Ферапонтов, Соловецкий, в Москве - Данилов, Донской, Андронниковский, на территории Московского Кремля находился Чудов монастырь.
Разнообразными музыкальными характеристиками наделены в опере «Борис Годунов» бродячие монахи Варлаам и Мисаил. В заключительной сцене, подстрекая народ против Бориса выражая гнев и недовольство его правлением, они поют: «Солнце, луна померкнули, звезды с небес покатились, всевеленная восколебалась от тяжкого греха Борисова». Образы Апокалипсиса ложатся на мотив народной былины «Жил Святослав девяносто лет». Так Мусоргский соединяет в их характеристике религиозные, христианские и народные элементы.
Есть в опере и калики перехожие. Божьи странники, нищие певцы, обычно слепые, ходили по Руси, пели духовные песни, стихи, псалмы и разносили важные, нередко политические вести. В опере калики появляются среди московского люда перед избранием Бориса на царствование, настраивая народ на перемену власти: «... грядите царю во сретение...» Хор калик, так же как и мотив Варлаама и Мисаила («Старцы смиренные, иноки честные»), интонационно близок к церковным напевам.
Завершается опера песней Юродивого, напоминающей жалобные детские колыбельные. В ней выражен весь горький, страшный смысл происходящего на Руси, который понимает только Юродивый:

   Лейтесь, лейтесь, слезы горькие;
   Плачь, плачь, душа православная!
   Скоро враг придет и настанет тьма,
   Темень, темень непроглядная.

С какими же церковными песнопениями можно познакомить учащихся, опираясь на духовные образы в светской музыке? Параллельно с пьесами из «Детского альбома» Чайковского прослушать (наиграть) несложную молитву. Например, «Да исправится молитва моя» Д. Бортнянского или молитва перед учением. В связи с хором «Славься» М. Глинки - «Многая лета» Д. Бортнянского, А. Архангельского, С. Смоленского. От лирико-психологических молитв «сказания о невидимом граде Китеже» перейти к знакомству с частями из всенощной: «Благослови душе моя Господа», «Свете тихий», «Богородице Дево», «Хвалите имя Господне». От драматургических образов оперы «Борис Годунов» - к песнопениям из литургии: «Херувимский», «Верую», «Тебе поем», «Достойно есть», «Отче наш».
Теперь рассмотрим классические произведения, в которых духовные образы не только присутствуют, но в их музыкальном воплощении использованы подлинные церковные напевы или очень близкие им.
В стиле знаменитого распева решен хор раскольников (он звучит во втором и третьем действиях) «Посрамихом, посрамихом, перехохом». В связи с этим хором можно кратко рассказать о знаменитом пении как о самом древнем церковном хоровом стиле, появившемся на Руси вместе с принятием христианства. Знаменное пение одноголосное, мужское, плавный мелодический рисунок по соседним ступеням сочетался с ритмической ровностью, мерностью. Оно просуществовало до середины XVII века - до момента раскола в русской православной церкви. Затем официально было принято четырехголосное партесное пение. Знаменное же сохранили старообрядцы, раскольники. Их и показывает Мусоргский в своей опере «Хованщина», события которой происходят в 1682 году. Композитор дает в основном одноголосое звучание мужского хора, мужественное, суровое, раскрывающее фанатизм и одержимость раскольников в их вере.
К интонациям знаменитого пения обращался в своем творчестве и другой русский композитор - С. Рахманинов. Но этот древний пласт русской песенности сочетается в его произведениях с романсовыми мотивами, с городской песней, и музыкальные образы приобретают лирический, приподнято-романтический характер. Таковы главные партии первых частей Второго и Третьего фортепианных концертов.
Интересно рассказать учащимся о цитировании в разных классических светских произведениях заупокойных песнопений, символизирующих образ смерти  и роковой неизбежности. Это «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего», «Со святыми упокой» и «Вечная память», звучащие в церкви во время панихид и поминания усопших. Знакомство с этими песнопениями можно предварить беседой.
Жизнь человеческого общества не минуют траурные дни, мы чтим память погибших минутой молчания, возложением венков, воздвигаем памятники. В нашем сознании продолжают жить близкие, дорогие нам люди. И в церковном календаре в течение года есть несколько таких дней, когда принято поминать усопших, - родительские Субботы. Память об усопших заставляет нас острее воспринимать свою жизнь, поступки, отношение к близким, заставляет задуматься о смысле человеческой жизни, земного бытия. Размышление о жизни и смерти стало одной из главных тем во всем мировом искусстве. Раскрывается она и в тех произведениях, которые посвящены памяти великих людей. Трио «Памяти великого художника» (Н.Г. Рубинштейна) написал П. Чайковский, а памяти Чайковского - С. Рахманинов. С. Танеев памяти Н. Рубинштейна посвятил кантату «Иоанн Дамаскин». В этом сложном философском произведении использованы два заупокойных напева: «Со святыми упокой» и «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». Первый напев как лейтмотив пронизывает все три части кантаты, выражая мысль о неизбежности смерти. Он звучит в оркестре, в хоре; меняется его характер - от скорбно-сосредоточенного до грозного и зловещего. Этим напевом обрамляется вся кантата. «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего» звучит только в первой части, внося контраст своим молитвенным обликом, напоминая традиционное чтение над усопшим.
В сравнении с кантатой можно прослушать фрагмент из разработки первой части Шестой симфонии П. Чайковского, где тоже звучит напев «Со святыми упокой». Он как бы предвосхищает трагический финал произведения. Заключительный хор игроков в опере П. Чайковского «Пиковая дама» явно напоминает хоральный скорбный мотив «Вечная память». Хор игроков отпевает только что погибшего Германа. Все страсти улеглись перед лицом вечности, неизбежности конца. Возвышенно скорбно, по церковному звучит совсем небольшой хор: «Господь! Прости ему! И упокой его мятежную и замученную душу».
Продолжая знакомство с траурно-похоронными песнопениями, интересно показать учащимся духовный стих «О расставании души с телом». Он звучит в финале Шестой симфонии Н. Мясковского. В этой трагической по своему замыслу симфонии четвертая часть начинается картиной народного революционного праздника, звучат две французские революционные песни - «Карманьола» и «Са ира». Но завершается финал исполнением в оркестре и хоре старинного раскольничьего напева:

   Что мы видели? Диву дивную,
   Диву дивную, телу мертвую,
   Как душа с телом расставалася,
   Расставалася, да прощалася.
   Как тебе-та, душа, на суд Божий идить,
   А тебе-та тело, во сыру мать-землю.

Духовный стих «О расставании души с телом» звучит как суровая, драматическая песня-плач.
Увертюра Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник», или «Воскресная увертюра» на темы из «Обихода», позволяет познакомить с основными пасхальными песнопениями и главным христианским праздником.
Пасха - «праздников праздник и торжество торжеств» в память воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. В первые века существования христианства в Европе отмечалось не воскресение, а смерть и страдания Христа, поэтому во время Пасхи верующие постились, оплакивали смерть Сына Божьего, и во время службы звучали скорбные песнопения. Только в IV веке Пасха стала праздником воскресения. Она празднуется в первое Воскресение первого весеннего равноденствия и полнолуния, после истечения полной недели со времени иудейской Пасхи. Обычно в апреле - начале мая.
По учению церкви, Христос, приняв на себя страдания и мученическую смерть, искупил грехи людей. Христос показал людям путь спасения от грехов. Его жизнь стали примером жизненного подвига, олицетворением великой жертвы ради высоких целей.
Пасхе предшествует великий пост, который длится семь недель. Последняя неделя поста называется «страстная». Верующие как бы вместе с Христом переживают последние дни Его и страдания: предательство, распятие и смерть.
Познакомимся с некоторыми пасхальными песнопениями.
«Ангел вопияше» (ангел глаголящий, говорящий) - задостойник Пасхи, т.е. исполняется вместо хора «Достойно есть» в литургии. Это обращение Ангела к деве Марии: «Чистая Дево, радуйся... Твой Сын воскресе тридневен от гроба» - и затем призыв к веселью и ликованию всего христианского мира: «Светися, светися, новый Иерусалиме». Хор обычно состоит из двух частей. Первая часть - медленная, неторопливая, вторая - быстрая и гимническая. В хоре Бортнянского первая часть звучит как лирическое повествование и к концу утверждаются яркие, звонкие краски. Вторая часть - хоровая речитация, напоминающая скандирование, восклицание, призыв к празднику.
«Ангел вопияше» П. Турчанинова сразу начинается как радостная песнь, музыка имеет даже некоторый танцевальный оттенок. В быстром темпе вторая часть. Хоровой речитатив как бы передает монолитность и внутреннюю собранность поющих.
Если Д. Бортнянский и П. Турчанинов ориентировались на партесное европейское пение, то Мусоргский в этом песнопении воспроизводит особенности русского хорового искусства. Черты знаменитого песнопения переплелись с особенностями русской протяжной песни: теноровый запев, черты подголосочности. Завершается хор истинно русским песенным разливом.
Праздник Пасхи прославляется в стихирах и тропаре. Стихиры Пасхи, пожалуй, можно определить как цикл песнопений, в которых изложен не только христианский, но и общечеловеческий, нравственный смысл праздника. Они составляют непродолжительный эпизод пасхальной утрени. В напеве преобладает хоровой речитатив с небольшими распевами, чтобы яснее, четче донести до слушателей смысл слов: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася. Пасха нова, святая, Пасха таинственная. Пасха всечестная...»
Тропарь Пасхи - короткое праздничное песнопение, которое неоднократно повторяется во время службы и выражает смысл праздника: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Существует несколько вариантов напевов, отличных по характеру и темпу исполнения.
Все рассмотренные нами песнопения встречаются в увертюре Римского-Корсакова «Светлый праздник». Это уникальное по своему замыслу и решению произведение, в котором претворилась попытка воспроизвести пасхальную службу средствами симфонической музыки. Римский-Корсаков как композитор-симфонист со свойственным ему красочным оркестровым мышлением создает колоритную картину церковного праздника. С любовью и теплотой он рассказывает об этой увертюре в «летописи моей музыкальной жизни: «... чтобы хотя сколько-нибудь оценить мою увертюру необходимо, чтобы слушатель хоть раз побывал у Христовой заутрени, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает... Я же вынес свои впечатления из детства моего, проведенного у самого Тихвинского монастыря» (Римский-Корсаков Н. Летопись моей жизни. - М.: Музыка, 1955, с.168.).
Увертюра была написана в 1888 году. По словам композитора, в ней воспроизводится «переход от мрачного и таинственного вечера страстной субботы к какому-то  необузданному языческо-религиозному веселию утра светлого воскресения» (Римский-Корсаков Н. Летопись моей жизни. - М.: Музыка, 1955, с.168.). В увертюре две части. Большое медленное вступление, основанное на чередовании двух тем - «Да воскреснет Бог» и «Ангел вопияше». Эту часть композитор связывал с пророчеством древнего Исайи о воскресении Спасителя и изображением в звуках святой гробницы. Затем неожиданно вспыхнувшее звучание оркестра передает миг воскресения и призыв трубы, изображающий «архангельский глас», сменяется яркой картиной колокольного звона. Среди ликующего звучания музыки второй части появляется и тропарь «Христос Воскресе».
Таким образом, темы, исполняемые в церкви хором, Римский-Корсаков как бы переложил на голоса оркестра и создал очень яркое, эмоциональное произведение, передающее атмосферу праздника.


В содержание