Коломиец Г.Г. , к.п.н, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Декабрь, 2001 г.
К вопросу об активных методах обучения
|
|
Говоря о целях и ценностях образования, В.П.Зинченко отмечает, что успех образовательной деятельности повышается, когда цели и средства оказываются не внешними по отношению к образованию, а органичными, имманентными ему. В достижении цели в “уравнение” входит учитель и ученик, который либо принимает данные ценности и средства, либо уходит от них, занимается своим делом. Навязанные идеи принимаются с трудом или отторгаются. Целеполагание – это совместный акт педагога и ученика при личностно ориентированном обучении. При формирующейся позиции (эгоцентрической) педагог “впитывает”, “всасывает” себя в студента, при личностно ориентированном (эксцентрическом) – “вычитывает” из студента и принимает его в себя. Личностно ориентированное обучение в трактовке И.С.Якиманской означает, что его доминантой является обеспечение развития и саморазвития личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Личностно ориентированному образованию, которое неразрывно связывается с человеческими смыслами, посвящен труд ростовских ученых-педагогов, возглавляемый Е.В.Бондаревской, в котором говорится, что отечественная педагогическая традиция российс-кого образования на всех этапах придавала большое значение “вопросам жизни” в проблеме воспитания, которые труднее задач обучения. К XX веку в России получили развитие идеи свободного духовно-нравственного воспитания, экзистенциального подхода к воспитанию. В советское время характерным стало “воспитывающее обучение”, более последовательно продолжал традиции духовно-нравственного воспитания В.А.Сухомлинский, который исходил не от воздействия педагога на ученика, а от обратной связи: поиска педагогом ключика в душе воспитуемого. Образование сегодняшнего дня, в том числе и музыкальное, стремится наполниться культурными смыслами, то есть человеческими смыслами. Иначе говоря, пересматривается содержание понятия образования, не как “знаниевое”, а в контексте культуры и человека в культуре. Принципы культуросообразности и природо-сообразности определяют личностно-ориентированное образование. Культурное ядро содержания воспитания личности составляют универсальные общечеловеческие ценности. По мере своего развития личность способна к самостоятельному выбору ценностей и творческой самореализации. Тем не менее, несмотря на полезность личностно-ориентированного обучения, оно не исчерпывает проблемы саморазвития, самовоспитания ученика. Значительный интерес для ценностного взаимодействия в триаде педагог-музыка-ученик представляет развивающее обучение В.В.Давыдова. В.В.Давыдов в последнее время говорил о развивающем образовании, поскольку выстраивал концепцию для полного образования. В развивающем образовании В.В.Давыдова, в трех тесно связанных концентрах: учебная деятельность, теоретическое мышление, рефлексия – особое место занимает развитие теоретического мышления. Это творческое отношение к действительности, которое предполагает понимание внутренних противоречий вещей, из глубин, корней, антиномий. (Мир в полноте своей должен быть представлен вообще не как предмет, а как процесс… каждый новый человек – новое открытие). Самая сильная сторона развивающего образования В.В.Давыдова, на наш взгляд, в том, что это прежде всего психологическая педагогика (определение В.П.Зинченко), это формирование смысловой установки на творчество (А.А.Леонтьев). Завершая раздел, отметим, что современные педагогические системы, отличаясь ценностным подходом и гуманистической направленностью, образуют учебно-смысловое пространство, в котором находит место свободное творческое направление, а именно: фактор взаимодействия “учитель-ученик”. |