Савинова Н.Б. Зав.УМК иностранных языков ООИПКРО
Опыт работы учителя английского языка высшей категории сш № 13 г. Орска
Загоруй Нины Алексеевны
по обучению учащихся диалогической речи
В настоящее время очень большое значение придается коммуникативной направленности обучения иностранному языку, которая предполагает:
Обучение иноязычному общению учитель начинает с овладения навыками диалогической речи, ставя при этом перед учащимися следующие цели:
-формировать способности вступать в общение, свертывать его и возобновлять;
-формировать способности проводить свою стратегическую линию в общении;
-формировать способности прогнозировать поведение речевых партнеров, их высказывания.
Для формирования навыков диалогической речи Н.А. использует тренировочные и коммуникативные упражнения.
В системе работы учителя по обучению диалогической речи на начальном этапе немаловажную роль играют высказывания учащихся несамостоятельные как по форме, так и по содержанию:
-повторение предложений и вопросов за учителем,
-воспроизводство магнитофонной записи;
- повторение предложений за учениками;
- воспроизводство заученных диалогов, стихотворений и т.д.
1/ I like fish and chips
-Fish and chips?
-Yes, fish and chips.
2/ I like chocolate
-I like chocolate too
-I like chocolate and scones
-I like chocolate and scones with cream and jam
На следующем этапе работы над диалогической речью, используются высказывания самостоятельные по содержанию, но несамостоятельные по форме. При этом большое значение придается репликовым упражнениям:
1. Согласитесь с утверждением и при возможности сообщите что-либо дополнительное
Sometimes it’s very hot here in summer |
Yes, It’s really very hot. Sometimes it’s hot here in spring too |
2. Выразите удивление с помощью вопросительного или повествовательного предложения
It takes me almost an hour and a half to get to school |
Do you live so far? Does it really takes you so long? Oh, you waste so much time |
3. Возразите и поправьте нижеследующие утверждения
There are 31 days in October |
That’s right, October has 31 days |
На этом этапе работы учитель очень широко использует:
-тренировочные упражнения в виде подстановочных таблиц:
1. Подбери ответные реплики, выражающие подтверждение без дополнительной информации
Are you his/her friend? Can I do it? Is K. Absent to day? |
Maybe I don’t know Everybody says so I shall tell you later |
2. Подберите ответные реплики, выражающие отрицание с наличием дополнительной информации
Will you tell me……? When is he/she going to…..? How is your……? |
When we come back …..is very….. I’ll be glad to…… …days ago she/he…. |
-опорные постановочные диалоги:
-Where do you usually have your dinner?
breakfast
supper
lunch
- On week- days I have it at the school canteen
at a cafe
at home
at my grandmother’s
|
Will you buy…..? |
|
Yes, I will. I’ll buy….. |
|
No, I won’t |
|
I’ll buy |
|
Однако, эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащегося умения вести беседу, участвовать в диалоге, поскольку они только знакомят обучаемых с диалогическими единствами. Для того чтобы обеспечить спонтанную и многообразную сочетаемость реплик в естественной беседе, необходимы такие формы диалогического обучения как беседа, расспросы, дискуссии. Нина Алексеевна широко использует аналог свободной беседы - условную беседу в тренировочных упражнениях. Такие задания учащиеся выполняют на начальном этапе:
What can you see from your window? Ask your classmates
Quest.:
Are/ Is there………?
Answer:
Yes…………………..No
Далее идет уточнение: Yes, of course
Is it near? – I think…….
Is it far? - I think not….
Where is it? – it is…..
На более продвинутом этапе основу обучения диалогической речи составляют ситуативные упражнения или учебно-речевые ситуации:
- дополняемы ситуации (учащимся предлагается, как бы дополнить, завершить описание ситуации)
You have reached the National Gallery in London very quickly. Did anyone show you the way?
P: I asked a passer-by and he showed me the shortest way to get there
- воображаемые ситуации
Вы получаете телеграмму от своего друга, который приезжает завтра в 3 часа. Так как вы заняты в это время, вы просите свою сестру встретить его на станции, описываете его внешность.
К ситуации такого типа учитель иногда предлагает ключевые слова:
You see……
Will you give me a favour…….
He looks like…….
или опору:
Сообщение ________________________ Подтверждение получения информации
Can you……? Sure
Giving personal information Asking for personal information
He is……… What does he look like?
Promising
All right. I’ll meet him
Thanking_______________________________Replying
На старшем этапе обучения увеличивается объем диалога, усложняется речевые задачи, упрощаются и снимаются опоры. Однако Н.А. считает, что если использовать только этот путь в условиях ограниченного времени в школе, то этот никогда не приведет к формированию достаточных продуктивных речевых умений. Очень большое значение учитель уделяет разработке заданий для самостоятельной работы, которые способствуют обеспечению максимальной умственной и речевой активности учащихся.
Максимальное время на уроках отводится работе в парах. На уроках используются пары различного вида:
Статические - соседи по парте;
Динамические – 4 учащихся сидящие за соседними партами;
Вариационные - каждый ученик работает то с одним то, с другим соседом и т.д.,
Что касается учителя, то он работает в режиме управления самостоятельной работой учащихся.
Особое место в системе обучения диалогической речи у Н.А. занимает ролевая игра. Для организации сюжетной ролевой игры учитель использует:
q различные предметы: фотоальбомы, книги, куклы, машины, игрушки;
Пример: Твой младший брат (сестра, сосед) – дошкольник с нетерпением ждет, когда пойдет в школы. Особенно нравится ему твой портфель, в котором так много интересного. Покажи ему свой портфель, познакомь с учебными принадлежностями.
В ходе такой игры ее участники не только обмениваются репликами, но и действуют с реальными предметами, передвигаясь по классу, меняя партнеров.
q различные рекламные проспекты, посвященным местам отдыха, достопримечательностям, активным видам отдыха;
Пример: Заполните заполняют анкету о местах, в которых вы мечтаете побывать и о любимых видах спорта, которыми вы хотели бы заняться.
Образец:
Towns Regions Museum local Markets Castles Cathedrals Outstanding scenery
|
Cycling Tennis Horse- riding Fishing Boating Surfing |
После заполнения анкеты ученики отвечают на вопросы:
Where would you like to spend your summer holidays?
What would you like to do next summer?
Where would you be able to learn horse- riding?
Затем они выполняют следующие задания:
Discuss with your friends from England your plans for summer holidays
q программы телевидения, взятые из английской газеты;
Пример: Посмотрите в программу и заполните следующую таблицу:
|
Name of programs |
Time |
Channels |
News Films Sports Cartoons Plays Music |
|
|
|
После чего учащиеся обсуждают программу, высказывают свои мнения, прогнозируют содержание той или иной программы.
С целью формирования познавательных интересов учащихся , развития самостоятельности, инициативности, коллективизма учитель использует ролевую игру.
Пример: Ролевая игра по теме «School»
1/ Now all of you work at our school. You may take role you like:
- a director of school;
- a director of studies;
- a teacher
- a headmaster etc.
Three of you are the members of the Teacher’s Employing Council. The fourth is eager to become an English teacher. You should ask this candidate questions about your work.
2/ Write down the role you would like to play on a the sheet of paper. There must not be two equal roles.
3/ Start you conversation/ In four minutes you should decide whether you take a person or not.
4/ The game is over when all four of you play the role of a candidate.
Ролевая игра такого типа является учебной моделью межличностного группового общения, легко вписывается в структуру урока и доставляет учащимся истинное удовольствие.
На уроках иностранного языка широко используются также такие нетрадиционные формы обучения диалогической речи как КВН, урок- смотр- знаний, урок- конференция и др. особенно эффективны они на старшем этапе обучения.
Результаты контрольных работ в классах Н.А. показали, что учащиеся владеют следующими группами диалогических единств:
-сообщение – выяснение деталей, дополнение, согласие, несогласие;
-запрос информации –сообщение информации/ отказ сообщить ее;
-предложение (совет, команда- выражение согласия/несогласия выполнить, запрос данных, контрпредложение;
-приветствие, поздравление, благодарность.
Все это свидетельствует о том, что система учителя по развитию навыков диалогической речи эффективна.